265f5c140ac96ff7 Ангкор-Ват — самый большой храм в мире (Камбоджа). Город-храм Ангкор Ват – символ Камбоджи и загадка для мира
Ангкор Ват в Камбодже — храмовый комплекс золотого века Кхмерской империи

Ангкор Ват в Камбодже — храмовый комплекс золотого века Кхмерской империи

Памятники региона Ангкор

Ангкором («Королевским городом») принято считать группу памятников, расположенных в районе средневековых кхмерских столиц периода Ангкорской империи. На его месте с IX века находилась столица кхмерского королевства. На пике своего могущества в XI—XII веках королевство включало территории Камбоджи, южного Вьетнама, южного Лаоса и части Таиланда. Ангкор находился в сердце огромного королевства, столицу связывала с мелкими городами-спутниками обширная дорожная сеть. Считается, что Ангкор основал король Джаяварман II в 802 году. Он провозгласил себя всеобщим правителем и объединил вокруг себя местных вождей. Об основании Ангкора Джаяварманом II известно по каменной надписи, сделанной спустя сотни лет после описанных событий. Вполне возможно, что ранние храмы на территории Ангкора были построены задолго до него.

К памятникам Ангкора относят Махендрапарвата, Яшодхарапура и Ангкор-Тхом. Ангкорские памятники представляют различные религиозные традиции и архитектурные стили. Ранний ангкорский стиль представлен шиваитскими храмами-прасатами на горе Пном-Кулен, центральным храмом дева-раджи на горе Пном-Бакхенг, королевским храмом-усыпальницей Пре-Руп («Перевёрнутое тело»), королевской часовней Пхимеанакас («Воздушный дворец»), а также недостроенный храмом Та-Кео («Каменная масса»). К классическому ангкорскому стилю специалисты также относят буддийские комплексы Прах-Кхан («Священный меч»), Неак-Пеам («Свернувшиеся наги»), Аллею Гигантов, центральный храм Бодхисатвы раджи Байон, шиваитский храм Бапхуон («Медная башня») и, наконец, вайшнавский храм Ангкор-Ват («Королевский храм»).

Памятники Ангкора располагаются в плодородной равнине к северо-востоку от Тонлесапа («Великого озера») и недалеко от современного города Сиемреап. На равнине были заложены почти все столичные города, основанные правителями королевства древних кхмеров с конца IX до середины XV века. Каждый правитель строил в Ангкоре свой столичный королевский храм, как правило, имевший форму ступенчатой ​​пирамиды. В соответствии с заповедями индуистской и буддийской космологии она олицетворяла гору Меру — центр Вселенной и обитель богов. Королевские храмы окружали рядом концентрических строений, — стенами, каналами, рвами и насыпями, — построенных в соответствии с теми же космологическими принципами. Внутри концентрических строений располагались главные здания древних городов, в том числе королевский дворец и храмы, построенные на средства короля, членов королевской семьи или высших сановников. Все внутренние постройки, — кроме религиозных памятников, — были созданы из недолговечного дерева, а потому не сохранились. Крайне важной составной частью столичных городов были водные сооружения: водохранилища (по-кхмерски «барай»), каналы, дамбы и пруды, которые также строились по космологическим принципам.

Ангкор-Ват расположен в двух километрах к югу от древнего города Ангкор-Тхом и в пяти километрах от современного города Сиемреап. Ангкор-Ват является крупнейшим храмовым комплексом не только на территории Камбоджи, но и в мире. Грандиозный ансамбль каменных зданий, эспланад, дворов, площадей и каналов занимает территорию около 200 гектаров. Комплекс воздвигнут в период наивысшего территориально-политического господства Ангкорской империи и знаменует завершение расцвета кхмерской классической архитектуры. По местному преданию, ансамбль Ангкора был заложен по воле бога Индры, который желал воздвигнуть небесный дворец для принца Кет Меалеа.

По кхмерской мифологии Кет Меалеа (Прах Кет Meaлиa) был сыном правителя Индрапасты. Он обладал изумительной красотой и духовными совершенствами. Сам бог Энтреа (Индра) спустился к нему на Землю и забрал к себе на небо. Однако небесные существа не могли переносить запах человека. Тогда Индра повелел божественному архитектору Пуснуке воздвигнуть на земле дворец, аналогичный небесному дворцу Индры. Бык Нандин, ездовое животное Шивы, указал на холме Бакхенг место для строительства — так были заложены первые священные строения Ангкора.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват воздвигнут в годы правления Сурьявармана II (1113—1152) и посвящён богу Вишну. Кхмерские легенды гласят, что ради создания «небесного дворца на земле» сын Сурьявармана II отказался от наследования престола, за что получил прозвище «Каменщик». Ангкор-Ват сохранился намного лучше многих памятников своей эпохи благодаря географической удалённости и окружавшим его искусственным каналам. Архитектура, планировка, скульптурные композиции и барельефы Ангкор-Ват представляют собой неразрывную ткань памятника средневекового храмового искусства. Работая над барельефами, учёные обнаружили несколько нетипичных для классического ангкорского стиля изображений Шивы и брахманов с клинообразными бородками. Сравнение с изображениями даосских бессмертных минского периода позволило обнаружить, что участие в создании Ангкор-Ват принимали китайские мастера резьбы по камню. Гипотеза китайского участия подтверждается свидетельством современника Чжоу Дагуаня, посещавшего Ангкор-Тхом в 1297 году. В эпоху Сун и Юань Камбуджадеша считалась благодатным краем, куда китайские мастера переезжали работать.

  • Аэрофотосъёмка Ангкор-Вата 2007 года
  • Angkor Wat aerial view (7294722974).jpg
  • Angkor Wat Aerial View Siem Reap Cambodia 2011.jpg
  • Angkor Wat aerial view.jpg
  • Angkor-Wat-from-the-air.JPG

В 2007 году группа исследователей создала карту региона Ангкор, основанную на аэрофотоснимках и радиолокационных данных. Исследование охватило площадь около 3000 квадратных километров вокруг храмового комплекса Ангкор-Ват. В результате было обнаружено 168 храмовых построек, из которых доступ в условиях джунглях был возможен к 94. Кроме того, аэрофотосъёмка позволила определить водную и транспортную систему региона: местонахождение некогда существовавших прудов, дорог и каналов. Проект «Большой Ангкор» был инициирован группой учёных Университета Сиднея с привлечением коллег из Камбоджи и Франции. Им удалось нанести на карту всю площадь водосбора рек региона Ангкор. Результаты исследования показали, что около двух третей региона когда-то было заселено, что делает его самым большим доиндустриальным поселением в человеческой истории.

История небесного дворца

В IX-XIII веках здесь процветала могущественная цивилизация – империя кхмеров, в состав которой входили Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Лаос. Утверждая свое могущество, кхмеры возводили грандиозные строения, среди которых Ангкор Ват – храм религиозного комплекса, который сохранился до наших дней. Храм – место паломничества туристов.

Кто создал Рай на Земле

Древняя столица Кхмерской империи – Ангкор площадью 200 га с населением 1000 000 человек стала местом возведения невиданного до того времени храма. Город-храм (так переводится Ангкор Ват) построен в 1150 году н.э. при царе Сурьявармане II. Царь занял трон в 14-летнем возрасте, лично убив своего дядю, действующего кхмерского правителя. Самозванец, не смущаясь, поведал подданным о своем божественном происхождении.

Чтобы уверить в этом народ, Сурьяварман приказал построить Рай на Земле – величественный храм Ангкор Ват. Храм выстроили в небывало короткий срок – 35 лет, но повелитель почил раньше окончания строительства.

Город-храм в Камбодже

Прах божественного посланца кремировали и поместили в каменный саркофаг посреди храма, ставшего царской усыпальницей. Кхмерские храмы не строились для собрания верующих, они возводились как место обитания богов, доступ в которые был открыт только для жрецов и монархов.

Обнаружение древнего сооружения

Известностью в мире храм Ангкор Ват обязан французскому путешественнику и натуралисту Анри Муо, который случайно обнаружил сооружение, путешествуя по Индокитаю.

Величие увиденного сооружения потрясло ученого, который записал: «Храм непостижим для ума. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании.

Гений создателя этого творения связал в единое целое различные части с таким искусством, что остается только удивляться. Исполнение этих грез под силу лишь одареннейшим».

Открытие Ангкор-Вата

Зарисовка Ангкор-Вата Анри Муо, 1860 год
Зарисовка Ангкор-Вата Анри Муо, 1860 год

История Ангкора обрывается в конце XIII века. Строительство в столице прекратилось, и жители покинули его территорию. Только в конце XVI века европейские посетители, которыми были португальские миссионеры и купцы, упоминали о посещении забытого места. Город пребывал в развалинах, был почти полностью заброшен, а городские строения поглощали джунгли. На протяжении столетий тропический лес прятал от посторонних глаз «мёртвый город», бывший некогда центром Ангкорской империи. Открытие произошло 22 января 1861 года, когда французский ботаник Анри Муо обнаружил на левом берегу реки Сиемреап затерянный город. Первое знакомство европейского читателя с Ангкором произошло благодаря публикации в журнале «Le Tour du Monde» путевых блокнотов, писем и рисунков Муо. Публикация оказалась посмертной — автор к тому времени скончался от болотной лихорадки во время экспедиции по Лаосу. Вслед за Муо дорогую цену за увлечение древним городом, поглощённым джунглями, пришлось заплатить ещё нескольким французским исследователям.

До официального «открытия» французами Ангкор-Вата, его упоминание можно встретить у португальского летописца Диогу ду Коуту. Он описывает Ангкор-Ват, основываясь на впечатлениях монаха-капуцина Антониу да Мадалена  (англ.) (рус., который посетил Ангкор между 1585 и 1586 годами:

Этот храм [Ангкор-Ват] имеет длину сто шестьдесят шагов, и это такое странное сооружение, что его нельзя описать пером, и его нельзя сравнить ни с каким другим зданием в мире. Центральное здание состоит из четырёх нефов, а крыша свода, высоко украшенная, вздымается высоким остроконечным куполом, построенным на многочисленных колоннах, высеченных со всеми изысками, которые может придумать человеческий гений.

— Джордж Грослиер, «Ангкор и Камбоджа»

Впечатления от увиденного Редьярдом Киплингом в Ангкоре вдохновили его на сочинение «Книги джунглей»: «Маугли становится вождём бандар-логов» — картина британского художника Джона Доллмана по мотивам рассказа «Охота Каа» из «Книги джунглей», 1903 год
Впечатления от увиденного Редьярдом Киплингом в Ангкоре вдохновили его на сочинение «Книги джунглей»: «Маугли становится вождём бандар-логов» — картина британского художника Джона Доллмана по мотивам рассказа «Охота Каа» из «Книги джунглей», 1903 год

Статуя Анри Муо, установленная на месте его смерти на берегу реки Наму возле деревни Бан Пханом (Камбоджа)
Статуя Анри Муо, установленная на месте его смерти на берегу реки Наму возле деревни Бан Пханом (Камбоджа)

После учреждения в июне 1864 года в Пномпене французской миссии район Ангкора начали посещать представители французской колониальной администрации и первые учёные. На международной выставке в Париже в 1889 году были выставлены предметы ангкорского искусства. Они вызвали живой интерес у искусствоведов и ориенталистов. В 1898 году по решению парижской Академии надписей и изящной словесности при Верховном комиссариате Индокитая была учреждена Археологическая миссия Индокитая. С 1900 года она носит название «Французская Школа Дальнего Востока» (L’Ecole française d’Extrême-Orient, EFEO). Школа стала координировать научные исследования на территории королевства древних кхмеров и других регионов Французского Индокитая.

Романтическое представление о разрушенном городе вдохновило британского писателя Редьярда Киплинга сочинить знаменитую историю про Маугли и царство бандерлогов в заброшенном городе. В «Книге джунглей» (1894) Киплинга описывает свои впечатления от руин в рассказе «Охота питона Каа», а также во «Второй книге джунглей» (1895) в рассказе «Королевский анкас». Однако Ангкор никогда не был полностью заброшен. Ненадолго он был занят кхмерским королём в 1550-х годах, а в последующем в его руинах обитали буддийские монахи традиции тхеравады.

Первым русским исследователем Ангкор-Вата стал Виктор Голубев, один из ведущих сотрудников Французской Школы Дальнего Востока. Он восемь раз посещал район Ангкора в составе научных экспедиций, а также во время инспекционных поездок как руководитель от Школы. Первое исследование состоялось в ходе второй экспедиции в район Ангкор с декабря 1923 по конец мая 1924 года. Завершение исследований Голубева произошло в 1931 году, когда он сделал последнюю серию фотоснимков. В 1929—1932 годах учёный издал семь томов по архитектуре, орнаментальной скульптуре и галерее барельефов Ангкор-Вата. В них было опубликовано около тысячи иллюстраций на основе его собственных фотографий.

В 1931 году в Париже была проведена полугодовая международная колониальная выставка. Её символом стал полномасштабный макет Ангкор-Вата. Считалось, что колониальная выставка будет олицетворять усилия французского правительства, направленные на выполнение его цивилизационной миссии за пределами Европы. Павильон Ангкор-Ват объединял реконструкцию частей древнего кхмерского храма с витринами колониальных реформ. Снаружи павильон Ангкор-Ват представлял собой его детальную копию, в то время как внутренняя часть была посвящена экономической и социальной деятельности во французском Индокитае.

Особенности строительства

Храм Ангкор Ват – образец индуистской архитектуры, посвящен богу Вишну. Ангкор Ват в Камбодже построен из 5 миллионов тонн песчаника. Каменные блоки нарезаны ровно и плотно прилегают друг к другу, так что между ними не входит лезвие ножа.

Каменные блоки плотно прилегают друг к другу

Камни, подогнанные друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Камни неправильной формы и вогнутости соединены между собой, словно пазлы. Современные технологии не способны повторить кладку.

Каменные блоки древние строители транспортировали по водным каналам из каменоломен, находящихся на плато Кулен в 40 км от места строительства. Внешние стены храма выполнены из литерита – камня, который легко обрабатывается, но затвердевает на воздухе, как гранит.

Почему город покинули люди

500 лет тому назад город-храм покинули люди, оставив на милость джунглей, и ушли осваивать новую столицу королевства Пномпень. То, что случилось, кажется странным. Ведь Ангкор Ват был процветающим городом. Плодородная земля давала 3 урожая риса в год, озеро изобиловало рыбой, а густые леса – дичью.

Внутри города

Каждый новый правитель устраивал город так, что центр старого города оказывался на окраине нового. Город-гигант рос, постепенно превращаясь в город храмов, пока в 1431 году его не захватили тайские войска. Город обезлюдел, влажный климат с буйной растительностью превратил столицу в руины, и джунгли постепенно поглотили ее.

Тайны и легенды

Все тайны храмового комплекса пока не разгаданы, ученые продолжают исследования.

До сих пор непонятно, как были построены эти храмы из гладко отесанных камней, не скрепленных раствором. Зодчие древности сумели настолько плотно пригнать каждый камень, что порой невозможно даже разглядеть швы. Причем большинство огромных каменных блоков держится безо всяких соединений, лишь под тяжестью собственного веса. Порой в соединениях каменных деталях есть выемки непонятного предназначения, а порой они соединены «на шип», подобно гигантским пазлам.

Для создания гигантского храмового было использовано огромное количество песчаника, сравнимое только с затратами стройматериала, потраченных на строительство пирамиды Хефрена в Египте (то есть более 5 миллионов тонн).

Ежегодно храмовый комплекс Ангкор-Ват посещает около 2 млн туристов.

Легенды гласят, что этот удивительный храм помогал строить бог Индра. Увидев благонравного принца, Индра пригласил его жить в своем небесном дворце на горе Меру. Однако апсары, божественные танцовщицы Индры, возражали против присутствия человека во дворце. Индре пришлось вернуть принца на землю, пообещав ему построить такой же прекрасный дворец на земле.

Есть и другие легенды о том, что Анкгор Ват построили иные небесные жители — не боги, а представители внеземных цивилизаций.

Камбоджийское чудо Света в цифрах

Многоуровневая территория, как громкое эхо Кхмерской империи, манит в каждый уголок Камбоджи. Храм символизирует Вселенную, а пять могущественных башен — бутоны лотоса или райскую обитель древних богов — гору Меру с пятью пиками.

Ангкор-Ват — религиозный комплекс

Храм напоминает земную проекцию созвездия Дракона, считает археолог Джон Григсби 

Особый контраст роскошному каменному древнему храму создают бедные местные перуанцы, предлагающие туристам различные безделушки, дети, просящие милостыню, и дикие джунгли вокруг.

Красивый храм Ангкор-Ват

Местные исследователи утверждают, что в храме не жили, а только молились своим богам

В цифрах древний храм Ангкор-Ват выглядит примерно так:

  1. Площадь постройки камбоджийского храма составляет 81 га.
  2. Высота центральной башни Ангкор-Вата, в которой сокрыт лингам Шивы, составляет 65 м.
  3. У каждой из 4-х других башен есть собственная терраса, галерея.
  4. У подножья храма в джунглях находится ров длиной 5,5 км, шириной почти 200 м, как символ мирового океана. Кстати, в древние времена в нем разводили крокодилов.
  5. Скульптурная площадь всех экспонатов Ангкор-Вата и работ составляет почти 2 км2.

Храм Ангкор-Ват — древние загадки

На стенах Ангкор-Ват изображены тысячи скульптур

Математическим и географическим парадоксом до сих пор остается факт, почему из любой точки древнего храма видно только 3 из 5 куполов.

Древний храм Ангкор-Ват — секреты и загадки

Сотни тайн древнего храма Ангкор-Ват до сих пор не разгаданы

Структура Ангкора в Камбодже

Ко времени строительства этого места кхмеры разработали и усовершенствовали свой собственный архитектурный стиль, основанный на песчанике. В результате Ангкор-Ват был построен из блоков песчаника.

Стена высотой 15 футов, окруженная широким рвом, защищала город, храм и жителей от вторжения, и большая часть этого укрепления все еще стоит. Дорога из песчаника служила основным входом в храм. Однако, по традиции того времени, только внешние стены города и храм были построены из песчаника, а остальные постройки были выполнены из дерева и других менее прочных материалов. Следовательно, остались только части храма и городской стены.

Несмотря на это, храм по-прежнему остается величественным сооружением: в самой высокой точке — на башне над главным храмом — он достигает почти 21 метра в высоту.

На территории старинного города расположены более 30 храмов, которые занимают площадь в 500 000 квадратных метров. Посетить их все за один день – абсолютно нереально, чаще всего туристические агентства и путешественники, посетившие эту достопримечательность Камбоджи, советуют потратить от трёх до пяти дней на прогулку по храмовому комплексу.

Комплекс храмов Ангкор

Самый популярный маршрут по Ангкору рассчитан на три дня и делится на посещение храмов малого круга, большого круга, а также дальних храмов, до которых доходят наиболее стойкие и любопытные.

Совет! Если вы собираетесь посещать храмовый комплекс компанией, возьмите напрокат байки или велосипеды. Это поможет вам сэкономить время и силы (так как протяженность того же маршрута по храмам малого круга 20 км), и не лишиться арендованного имущества, если вы отвлечётесь, чтобы сделать фото Ангкор-Вата и других мест.

Храм Ангкор Ват

Ангкор Ват.
Ангкор Ват

Впервые храмы Ангкора я увидел в знаменитом фильме «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли в главной роли. Фильм вдохновил меня побывать в Камбодже и увидеть всё своими глазами.

Википедия про Ангкор Ват говорит следующее:

Ангкор Ват — гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу Вишну. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений, и одним из важнейших археологических памятников мира.

Построен в первой половине XII века во время правления короля Сурьявармана II. В составе градостроительного комплекса Ангкор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первоначально посвящённый богу Вишну, с точки зрения архитектуры объединяет типологию индуистского храма-горы, представляющего мифическую гору Меру — обиталище богов — и типологию галерей, свойственных архитектуре позднейших периодов.

Храм состоит из трёх концентрических прямоугольных строений, высота которых увеличивается в направлении к центру. По периметру его окружают стены 1,5х1,3 км и ров с водой, длина которого составляет 3,6 км, а ширина — 190 м.

Внутреннее сооружение содержит пять башен в форме лотоса. Центральная башня возносится на 42 м над святилищем, общая же её высота от поверхности земли достигает 65 м.

Сложно сказать в какое время дня лучше посетить этот храм, там всегда толпы туристов.

Туристы приезжают в Ангкор Ват для встречи восхода, а потом разочаровываются в увиденном. Возможно из-за толп, а может из-за того, что воображение рисовало одну картину, в реальности она немного другая.

Чтобы пройти к центральному храму вам предстоит пересечь ров с водой по мосту. Преодолеть ров можно в двух местах, с парадного входа и с тыльной стороны.

На территории всегда многолюдно, благодаря гигантским размерам Ангкор Вата всем хватает места.

Растительность весьма скудная, но если обойти храм, то там очень тенистый сад и туристов в разы меньше.

Размеры храма восхищают и остается лишь догадываться каких трудов стоило все это построить. Комплекс Ангкор Ват имеет симметрию и отличные ракурсы для фотографий практически со всех сторон.

Пространство храма состоит из трех террас, на каждый уровень ведут очень крутые ступени.

На верхнем ярусе находятся две чаши бассейнов. В сезон дождей они наполняются и хорошо держат воду, По преданию, искупаться в них могли лишь король и войны идущие на войну.

Обратите внимание на резьбу по камню, любое камень в храме украшен. Галереи ярусов имеют особые барельефы по всему периметру.

Прелесть Ангкор Ват свободе, вы можете изучать храм в той последовательности в какой вам это нравиться. Можете карабкаться туда, куда вам хочется, мест куда доступ запрещен очень мало.

Восточная часть храма у туристов вызывает меньший интерес, а именно на востоке больше зелени и тени.

Храм Анджелины Джоли (Та Прум)

Храм Анджелины Джоли (Та Прум).
Храм Анджелины Джоли (Та Прум)

Храм Та Прум мне показался самым аутентичным и мистическим, именно в нем снимали сцену из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц».

Храм полностью скрыт в густых джунглях, а ранее (до 2007 года) его и вовсе не расчищали. Можно только представлять каким его увидели первые европейцы.

Википедия про Та Прум говорит следующее:

Та Прум — храм в Ангкоре, построен Джайяварманом VII в честь своей матери, которую он отождествлял с Праджняпарамитой (матерью всех божеств и богиней «совершенной Мудрости»). Та Прум занимает площадь 180 акров.

Из надписи хранящейся в Бюро консервации памятников Ангкора: «На территории храма проживало 12640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2740 священнослужителей, 2232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3140 деревень (пхум), с населением в 79365 человек и 102 больницы».

Храм был умышленно оставлен на милость джунглям.

Споры о восстановлении храма идут до сих пор. Это сложная дилемма, с одной стороны деревья уничтожают храм, но если не будет деревьев, то храм потеряет мистический облик. В последнее время там ведут восстановительные работы, но очень аккуратно.

Самый загадочный храм Камбоджи - Та Прум.
Самый загадочный храм Камбоджи

Та Прум восхищает своей природной красотой, тут видишь истинную мощь природы, понимаешь на сколько все в этом мире временно.

Огромные корни вплелись меж каменных блоков зданий, медленно забирая себе все то пространство, которое человек отвоевал у джунглей.

Причудливая форма корней вызывает живой интерес у туристов, сложно сказать что больше удивляет, кхмерские строения тысячелетней давности или могущество природы.

Гуляя по храму Та Прум невольно вспоминаешь Редьярда Киплинга и его «Книгу джунглей».

Часть храма полностью разрушена, это образует некое подобие лабиринта, в котором легко заплутать.

Особенно красиво тут на закате, когда оранжевый диск солнца продираясь сквозь зелень тропических деревьев раскрашивает резные стены в тёплые цвета.

На закате монстроподобнные корни обретают иной ракурс.

Храм Байон

Храм Байон.
Храм Байон

Википедия про храм Байон говорит:

Байон — храмовый комплекс в центре Ангкор-Тхома, построен в честь Джаявармана VII. Храм имеет три уровня и его окружают три стены.

Основная часть декора — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.

Еще со стоянки тук-туков храм вызывает удивление и интерес. Байон более компактен, и ничуть не проигрывает в своей монументальности Ангкор Вату.

Если смотреть со стороны, то немного белесый цвет камня в окружении ярко-зеленой листвы джунглей прибавляет контраста всей картине.

Строение Байона схоже со строением большинства храмов в Ангкоре, те же несколько уровней, соединенных переходами.

На уцелевших башнях видны лики Будды. Всего в храме 52 малые башни + 1 центральная. Под действием времени и атмосферных явлений храм стал похожим на скалу, как было и задумано строителями.

Байон внутри имеет лабиринт узких коридоров и очень крутые лестницы.

На нижней террасе когда-то была галерея, сегодня это всего лишь груда камней.

Храма Байон остался в моей памяти как великолепное место окруженное джунглями.

Храм Пном Бакхенг

Храм Пном Бакхенг.
Храм Пном Бакхенг

Храм Пном Бакхенг является отличным местом для встречи заката.

На восходе тут тоже очень много туристов, и это несмотря на то, что восход принято встречать у озер с лотосом в Ангкор Ват.

Если вы помните знаменитый фильм с Анджелиной Джоли «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», то именно этот храм вы видели в одно из сцен.

Википедия про Пном Бакхенг говорит следующее:

Пном Бакхенг — индуистский храм в виде храма горы, он Посвящен Шиве. Построен в конце IX века во время правления короля Яшоварман (889-910 г.).

Расположенный на вершине холма делает храм популярным туристическим местом встречи заката. Закат с видом на храм Ангкор Ват, который находится в джунглях примерно в 1,5 км к юго-востоку.

Построенный на два столетия ранее Ангкор Вата, Пном Бакхенг в свое время был главным храмом региона.

Смотровая площадка тут действительно отличная, есть даже бинокли для любования на Ангкор Ват. Народу конечно битком и места с хорошим видом забивают заранее.

В храме Пном Бакхенг всюду наука, или магия как хотите, так и называйте. 108 башен соответствуют 108 бусинкам в индийских четках (Мантры принято повторять 108 раз), у Шивы 108 имен. Когда-то считалось, что вселенная создана из 108 элементов, 108 башен храма символизирует 4 лунных цикла каждый из которых имеет протяженность в 27 дней.

Малые башни из кирпича можно сопоставить со знаками зодиака, башен ровно 12.

Храм находится на холме, от стоянки тук-туков, топать по спиралевидной дороге. Заложите на восхождение 20 минут. Знатоки говорят что есть более короткая тропинка.

Если у вас будет фонарик, он вам точно не помешает. В тропиках темень приходит очень быстро, когда вы налюбовавшись видами двинете в обратный путь, то дорога станет более опасной, будьте осторожны.

Ориентиром, что вы вышли к стоянке является каменных ступенек под ногами. Вспомните ведь когда вы поднимались они какое-то время были с вами, а после исчезли и вы шли по обычной тропе сквозь джунгли.

Но все же этот марш-бросок того стоит. Увидеть Ангкор в лучах заходящего солнца — бесценно.

Ангкор храмовый комплекс в Камбодже

Что находиться внутри храма

Кроме многочисленных статуй божеств, главной декорацией внутри храма является резьба. Ангкор-Ват декорирован многокилометровой резьбой по всем 3 ярусам. Также внутри храм по большей части украшен еще барельефом.
Ангкор Ват - восьмое чудо света. История храма в Камбодже. Описание

Станы храма до сих пор идеально прилегают, и нигде не нарушено изображение передаваемых сюжетов – бытовой и праздничной жизни кхмеров, сюжеты из жизни императора, а даже магические рисунки драконов и динозавров.

Сегодня на стенах храма остались необъяснимые отверстия – археологи допускают, что это было крепление для бронзовых декораций, который были разграблены после упадка империи.

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Ангкор-Ват – это сложная архитектурная конструкция, создание которой происходило без каких-либо механических приспособлений. Но несмотря на это, кхмерские зодчие сумели построить удивительный сложны комплекс храмовых галерей и численных переходов в несколько этажей.

Первый ярус

Центральными здесь являются 3 галереи идеальной прямоугольной формы. Третья галерея – самая известная, она искусно декорирована великолепными двухметровыми в ширину барельефами, длина которых – больше 700 м.

На первом ярусе находятся внутренние дворики и 2 библиотеки. Павильоны этого яруса соединяются галереями, которые декорированы самыми длинными барельефами в мире, и также орнаментом на карнизе.
Ангкор Ват - восьмое чудо света. История храма в Камбодже. Описание

В храме на первом ярусе сразу встречаются 1800 танцовщиц-апсар. Композиция барельефов на 1 ярусе – это изображения индуистского эпоса, военные сюжеты тысяч фигур, в том числе и императора Сурьявармана II.

Второй ярус

Перейти на 2 ярус можно по специально сооружённым галереям и по мостикам-переходам. Галереи здесь украшены многочисленными рельефными сюжетами, а мостики размещены на мелких столбиках. Кроме башен на этом ярусе также есть 2 библиотеки.

Третий ярус

Третий корпус считается сердцем Ангкор-Ват – здесь архитектурный ансамбль храма больше всего символически напоминает гору Меру, у которой по легендам 5 небесных пиков. Центральная башня выполняла роль алтаря – главное место поклонения Вишну, чья статуя здесь стояла. На этом ярусе изображены самые сложные по технике выполнения барельефы.
Ангкор Ват - восьмое чудо света. История храма в Камбодже. Описание

Вся композиция храма-горы выполнена в совершенно точных пропорциях.

Символизм постройки

Храм Ангкор Ват в Камбодже – не просто строение. Форма здания, само расположение и ориентация храма соответственно сторонам света глубоко символичны.

Форма здания

Ангкор Ват представляет собой трёхъярусную башню, олицетворяющую индуистское представление о мире. Центральная башня – символ стихии воздуха и обитель богов, вершина горы Меру. Недаром туда запрещено было подниматься простым смертным. Право входа на третий уровень было только у правителя и верховных брахманов (священнослужителей). Второй ярус – стихия воды и мир людей, окружённый четырьмя башнями – пиками горы Меру. Нижний ярус соответствует стихии земли и обиталищу демонов.

Длинная дорога от входа к храму охраняется двумя статуями, изображающими семиглавую змею Нагу. Это символ радужного моста Чимват, соединяющего обитель богов с юдолью смертных.

Ориентация по сторонам света

Кхмеры уделяли большое значение ориентации религиозных зданий соответственно сторонам света. Все храмы комплекса Ангкор в Камбодже повторяют путь небесного светила, восходящего на востоке. Все, кроме Ангкор Ват. Главный вход в храм располагается с западной стороны. По одной из версий подобный замысел связывает постройку с возрождением, жизнью после смерти. По другой западный вход символизирует взгляд на убиенного дядю короля кхмеров.

Территория храмового комплекса Ангкор

Территория всего Ангкора, подобно картинке-загадке, открывающей глазу всё новые детали в простом изображении, содержит несколько отсылок к религии и астрологии. Одна из них: протяжённость основных участков дороги равна 1728, 1296, 864 и 423 хатам ( мера длины кхмеров, соответствует 0,435м), что соответствует продолжительности каждого из четырёх периодов Маха-юги (эры, по окончанию которой мир будет уничтожен и создан снова) в 17280, 12960, 8640 и 4230 земных лет.

Достопримечательности Ангкор Ват

Ангкор Ват

Памятники Ангкор Ват

Архитектура Вангкр Ват

Статуи Ангкор Ват

Фрески

Древний Ангкор Ват

Своды крыши

angkor wat

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Жители столицы массово начала покидать ее стены во второй половине XV ст.

Ангкор Ват - восьмое чудо света. История храма в Камбодже. Описание

Одна из причин, почему Кхмерская империя упала – это постоянные войны с начала XIII ст.

Несмотря на все величество столицы Кхмерской империи, в 1431 году, войска соседнего Сиама разбили имперскую армию и захватили Ангкор, который был центром политической жизни на протяжении 5 столетий.

Этот период историки назвали Ангкорианским, которому был характерный рассвет экономической и политической стабильности империи, постройка культовых храмов кхмерской архитектуры.

Ангкор Ват - восьмое чудо света. История храма в Камбодже. Описание

Имперская столица была разграблена и сильно разрушена сиамскими (тайскими) войсками, потом вспыхнула эпидемия, и население, спасаясь убежало в южные районы, где потом разместилась новая современная кхмерская столица – Пном-Пень.

Таким образом, когда территория Камбоджи (Кампучии) была поглощена войнами между ее жителями, величественную столицу поглотила природа – джунгли укрыли весь город, который был вновь открыт французскими натуралистами в XIX ст.

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

Древняя столица Ангкор остается не до конца изученной историками и археологами. В 1992 году активно началось исследования британского историка, Джоном Григсби, который нашел связь между планирование города и звездным небом.

Он выдвинул теорию, что храмы в древней столице отображают проекцию млечного пути, а именно моделируют волнистую часть звездной спирали Дракона и часть соседних звездных ансамблей – Северной короны, Данеб, Лебедя, Малой и Большой медведицы.
Ангкор Ват - восьмое чудо света. История храма в Камбодже. Описание

Кроме непосредственно самого расположения храмов в таком порядки, именно эта часть северного созвездия Дракона отображена на стенах в храме Байона и Пном-Бакенг.

Сравнение планирования городских храмов и части млечного пути очевидны, хотя и не точны. Так, пропорции между храмами напоминают пропорции между звездами, но территория самых храмов нарушает геометрическую картину на небе.

Эту неточность развенчало следующее исследование – при помощи компьютерного проектирования, было подтверждено, что центральные храмы действительно являются зеркальным отображением небес, но только повторяют они звездное небо весеннего равноденствия 10 500 г. до н.э.

Такое исследования подвесило убеждения о активном развитии имперской столицы Ангкор в IX – XIII ст., но главная гипотеза, которая до сих пор остается ниспровергнутой, так это что храмы кхмерской культуры строились на фундаментах более ранних культур.

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

С начала 1990-х гг. активно ведутся дискуссии о более раннем сооружении столицы Кхмерской империи, но даже они не могут объяснить то, каким образом кхмеры сумели на стенах своего храма изобразить динозавра.

Ангкор Ват - восьмое чудо света. История храма в Камбодже. Описание
Динозавр на стене Ангкор Ват

В индуистских храмах часто встречаются декорации мифологического периода, где изображен весь животный мир. Но уникальным остается наличие на одном из рельефов храма Ангкор-Ват изображение травоядного динозавра, Стегозавтра, остатки которого датируются 140 млн лет тому назад.

Сакральная нумерология Ангкора

Древняя столица Ангкор притягивает внимание не только историков и археологов, но также астрономов и математиков. Многие считают это место сакральным, из-за постоянного символического повторение чисел 72, 54 и 108 в ландшафте, декорировании и планировании города.

Эти числа — священные в буддийской и индуисткой космологии, поэтому их, или сумму этих чисел можно встретить по всему городу:

  1. Сам город расположен на 72 градуса восточнее от египетской пирамиды Гиза.
  2. За время могущества империи, в городе было построено 72 храма.
  3. По периметру Ангкор-Тхома, исторического центра города стоят огромные скульптуры – 54 Дэва и 54 Асуры.
  4. Храм Байон имеет 54 башни.
  5. В храме Ангкор-Ват есть изображение как 108 наг.
  6. Вокруг центрального святилища Пном-Бакхенг установлено 108 маленьких башен.

Рельефы Ангкор-Вата

У древних кхмеров рельефу отдавалось предпочтение в сравнении с другими видами декоративной техники. Храмы с глубокой древности имели сложное скульптурное оформление. Шедеврами храмового искусства считаются рельефы ранних храмов: Бантеайсрей (967 год), Бапуон (около 1060 года), Байон (строительство с XII по начало XIII веков). Ангкор-Ват посвящён Вишну и обожествлению Сурьявармана II. Подтверждением тому служат сюжеты настенных барельефов Ангкор-Вата. Аватарам Вишну, Раме и Кришне, посвящены сцены из древнеиндийских эпосов «Рамаяна», «Махабхарата», «Хариванша». Кроме того, стены храма рассказывают о подвигах Сурьявармана II. В изобразительном искусстве Юго-Восточной Азии сложно найти другие примеры столь величественной передачи героических сюжетов [19] .

Схема расположения рельефов

Северо-западный угловой павильон Северная галерея, западная сторона: «Битва дэвов и асуров» Северная башня Северная галерея, восточная сторона: «Победа Кришны над асурой Бана» Северо-восточный угловой павильон
Западная галерея, северная сторона: «Битва Рамы на Ланке» Восточная галерея, северная сторона: «Победа Вишну над асурами»
Западная башня Главное святилище Восточная башня
Западная галерея, южная сторона: «Битва на Курукшетре» Восточная галерея, южная сторона: «Пахтанье молочного океана».
Юго-западный угловой павильон Южная галерея, западная сторона: церемониальная процессия Сурьявармана II Южная башня Южная галерея, восточная сторона: «Суд Ямы» («Ад»). Юго-восточный угловой павильон

Панно «Битва дэвов и асуров» (северная галерея, западная сторона)

Панно «Битва дэвов и асуров» (северная галерея, западная сторона)

Angkor Wat.- Battle of Devas and Asuras .jpg Angkor Wat.- Battle of Devas and Asuras (2).jpg Angkor Wat.- Battle of Devas and Asuras (3).jpg Angkor Wat.- Battle of Devas and Asuras (4).jpg Angkor Wat.- Battle of Devas and Asuras (5).jpg Angkor Wat.- Battle of Devas and Asuras (6).jpg Angkor Wat.- Battle of Devas and Asuras (7).jpg Angkor Wat.- Battle of Devas and Asuras (8).jpg Angkor Wat.- Battle of Devas and Asuras (9).jpg

Рассказ о подвигах Сурьявармана II требовал от древних мастеров создания идеального образа правителя. Кроме того, образ Сурьявармана II отражает характерные черты его эпохи и передаёт атмосферу древней цивилизации. Благодаря охвату событий, умению раскрыть сложные сюжеты, древним мастерам удалось раскрыть в каждом рельефе свою историю. Рельефы по стенам внешних галерей созданы как непрерывная череда событий. Повествовательная последовательность является отличительной чертой художественного оформления Ангкор-Вата. Тематические панно выглядят грандиозно: их длина достигает 800 метров, а суммарная площадь — 1400 м2.

Панно «Битва на Курукшетре» (западная галерея, южная сторона)

008 Kurukshetra Warrior at Angkor Wat, Cambodia.jpg Angkor Wat reliefs 01.JPG Kurukshetra Angkor Wat 0859.jpg Kurukshetra AngkorWat0708.jpg Mahabharata001.jpg The center of battle of Kurukshetra.jpg Mahabharata002.jpg

Декор Ангкор-Вата состоит из рельефов, разнообразных по рисунки и степени их выпуклости. Рельефы могут быть как гигантскими, так и почти плоскими, похожими на тиснение на коже. Ещё одним отличием рельефов Ангкор-Вата является мастерство изображения массовых сцен. Подобного не встретишь ни в искусстве Древней Индии, ни у других культур Юго-Восточной Азии. Частично к рельефам Ангкор-Вата приближаются гигантские наскальные рельефы со сценами покаяния Арджуны и «Низвержение Ганги на землю» в Махабалипураме.

Фрагмент панно «Победа Кришны над асурой Бана» (северная галерея, восточная сторона)Military Orchestra Angkor Wat 0912.jpg

Всего в Ангкор-Вате насчитывается восемь тематических композиций. Рельефные панно расположены в определённой последовательности. К ним относятся эпизод из «Махабхараты», так называемая «Историческая галерея», изображение небесного и низшего мира, история из «Рамаяны», «Пахтанье Молочного океана», сюжет из «Хариванша», битва богов и демонов. В целом, композиции отражают мифы о создании Вселенной, истории богов и батальные сцены. Последние призваны отождествить военные подвиги короля с божественными деяниями Вишну.

Панно «Победа Вишну над асурами» (восточная галерея, северная сторона)

Vishnu Defeats the Asuras Angkor Wat 0903.jpg Angkor Wat 003.jpg 011 Vishnu and the Asuras Naga at Angkor Wat, Cambodia.jpg

Отличительной особенностью рельефов Ангкор-Вата является их огромная протяжённость. Композиции рассчитаны на то, что зритель увидит их с близкого расстояния. Этот объясняет выбор мастерами техники низкого рельефа. Художники понимали, что их произведение увидят в движении. Как следствие, их выбором стало выделение трёх уровней панно, расположенных горизонтально. Нижний край горизонтального ряда посвящён второстепенным персонажам. Он играет роль декоративного фриза. Средний уровень посвящён главному сюжету и его героям. Верхний край заполняют образы жителей небесного мира — апсар. Мастера использовали сложные решения, включая пространственное наслоение и масштабирование фигур в зависимости от их семантической значимости. Кроме того, мастера старались расположить фигуры так, чтобы создать иллюзию перспективы и глубины. Мастера располагали фигуры на плоскости, чередовали эффекты напряжения, растяжения и пересечения друг с другом.

Панно «Битва Рамы на Ланке» (западная галерея, северная сторона)

Angkor Wat - 098 Battle of Lanka (8581643122).jpg Angkor Wat - 099 Battle of Lanka (8580539203).jpg Angkor Wat - 100 Battle of Lanka (8580537775).jpg Angkor Wat - 103 Battle of Lanka (8581635902).jpg Monkey Warrior Battle of Lanka 0838.jpg Ramayana Battle Angkor Wat 0835.jpg Ravana 0842.jpg

Скрытые рисунки Ангкор-Вата

С середины XV века вплоть до XVIII века Ангкор-Ват превратился в буддийскую святыню. После частичного восстановления комплекса королём Анг Чаном (1516—66) Ангкор-Ват стал местом паломничества буддистов, известным далеко за пределами Камбоджи. Буддийская трансформация оставила свой художественный след во внешнем облике Ангкор-Вата. В 2010-х гг. учёными Австралийского национального университета и агентства APSARA было обнаружено около 200 настенных рисунков пост-ангкорского периода. При нормальном освещении большинство рисунков не видны человеческим глазом. Их наличие было подтверждено благодаря цифровой обработке изображений. Рисунки представляют собой цветные изображения лодок, зданий, музыкальных инструментов и животных.

На некоторых рисунках узнаются божества и мифологические фигуры. Рисунки в пределах второй и третьей стены представляют собой изображения апсар (небесных нимф). Их фигуры грубо нарисованы в нескольких стилях, и их случайное распределение по комплексу может указывать на то, что они являются делом рук посетителей. По пути в главный храм в входных комнатах на многих рельефах апсары окаймлены красным пигментом. это считается признаком того, что фигуры были единовременно нарисованы по общему замыслу. Среди рисунков выделяется одна неапсарская фигура — изображение Ханумана, бога обезьян и спутника Рама (индуизм)Рамы, популярного в иконографии Юго-Восточной Азии.

Многие из рисунков, возможно, являются актами средневекового вандализма, могли быть оставлены паломниками и посетителями Ангкора после его запустения в 1431 году. Однако некоторое число рисунков, расположенных в самой верхней части святилища храма, по всей видимости, были частью реставрационных работ короля Анг Чана. Схожие иконографические росписи обнаруживаются в буддийских храмах по всей материковой части Юго-Восточной Азии. Аналогичные храмовые фрески известны в Пагане (Мьянма) и Аюттхае (Таиланд). Считается, что большинство рисунков было сделано, когда буддизм традиции тхеравада стал доминирующей религией. Рисунки в Ангкор-Вате, таким образом, представляют собой редкий образец живописи среднего периода и один из самых ранних примеров храмовых фресок в пост-ангкорской Камбодже.

Расположение рисунков Ангкор-Вата

№РасположениеВидимостьОписание
AW01 первый корпус, южная входная комната плохая хорошо декорированная комната с множеством различных рисунков, включая животных, музыкальные инструменты и сцены; некоторое количество чёрных рисунков
AW02 первый корпус, восточная входная комната плохая поблекшие рисунки, на некоторых просматриваются изображения лодок
AW03 второй корпус, западная стена плохая слоны, львы, чёрно-красные картины, антропоморфные линейные фигуры, абстрактные линейные рисунки, признаки вандализма, надписи, архитектура, отпечатки ладоней, небесные танцовщицы (божества)
AW04 второй корпус, северная стена, северо-западная часть плохая различные типы лодок и архитектура
AW05 третий корпус, южный вход плохая архитектура
AW06 третий корпус, восточный вход различная большая надпись и хорошо видный, окрашенный в красный цвет рисунок, который может быть изображением лежащего божества или горы; рисунки включают изображения божеств
AW07 третий корпус, северо-восточная комната плохая надписи
AW08 третий корпус, северная входная комната плохая лодки и архитектура
AW09 четвёртый корпус (внешняя стена), западная стена хорошая преимущественно, лодки

Орнаменты Ангкор-Вата

Ангкор-Ват богато украшен узорными орнаментами. К распространённым относятся популярные в кхмерской традиции растительные узоры. Меньшее распространение имеют геометрические узоры. Простые орнаменты встречаются в форме вспомогательных элементов, таких как узорные решётки и рамы. Ещё одной отличительной чертой Ангкор-Вата является сочетание антропоморфных и зооморфных узоров, рождающих причудливые формы каменных рисунков [19] .

В декоративном оформлении кхмеры заимствовали у мастеров Древней Индии почитание деревьев. В Ангкор-Вате деревья детально изображены, что отражает особое к ним отношение. Сами рисунки обладают повторяющимися элементами, они ритмично чередуются и имеют симметрию. Среди растительных рисунков предпочтение отдавалось изображениям лотоса. Можно выделить их несколько разновидностей, включая побеги лотоса, завитки стебля, цветочные бутоны и розетки. Примечательно, что каждое изображение имеет свою логику и находится в определённом месте. В частности, наружная поверхность колонн украшена розетками в виде открытого цветка лотоса, а также бутонами и завитками стебля. Боковые и задние поверхности колонн декорировались изображениями раскрывшегося лотоса, находящегося в круге. Наконец, цветочные розетки украшают плафоны и несущие балки.

Мастерство художников проявилось в создании сложных орнаментальных композиций. В них переплетаются фантастические растения, плотно покрывающие поверхность стен. Переплетение и чередование линий создают оригинальный, неповторимый узор. Сложные орнаменты чередуются с простыми, а применение типовых рисунков делает общую композицию гармоничной и уравновешенной.

Пример сочетания растительного и геометрического рисунка встречается в скульптурах ездовой птицы Гаруды и змей-нагов. В них объединены пластические и узорные декоративные формы. Кроме того, в Ангкор-Вате можно найти стилизованные человеческие образы. Например, рисунки божеств, молящихся аскетов и танцующих апсар. Некоторые орнаменты представляют собой геометрические композиции животных и растений. В храмовом комплексе встречаются и другие рисунки, в которых проглядывают образы людей, птиц, лошадей, львов и обезьян.

Что посмотреть и сделать в Ангкор Ват

И всё же Ангкор Ват заслуживает детального изучения. Ниже перечислено несколько объектов и типов времяпрепровождения при самостоятельном посещении храма.

  • Увидеть закат с вершины холма Пном Бокенг. Встретить рассвет тоже можно, однако стоит быть готовым к толпе людей с фотоаппаратами, нацеленными в сторону башен храма.
  • Изучить барельефы в галереях, изображающие сцены из Бхагават Пураны, Рамаяны, Махабхараты и жизни Сурьявармана II.

Западная галерея представляет собой изображение битвы при Курукшетре. На южной стороне находится барельеф с победоносным шествием армии правителя кхмеров. Вырезанные прямоугольники по преданиям скрывали информацию о местонахождении сокровищниц кхмеров. Суд Ямы – панель, длиной более 60 метров, изображающая представления о рае и аде. В восточной галерее представлено самое искусное панно храмового комплекса Камбоджи, иллюстрирующее миф о пахтанье океана божествами и демонами. Северная галерея так же посвящена индуистскому эпосу. В основе сюжета барельефа – битва Кришны с демоном Баном.

  • Посетить здание библиотеки, находящееся во дворе храма.
  • Поискать улыбающуюся танцовщицу на барельефе второго яруса храма.
  • Рассмотреть изображения стегозавра и гиракодонта (далёкого пращура современных носорогов), находящиеся между южной стеной портика и восточной стеной гопуры.
  • Найти тихий уголок в узких проходах храма и помедитировать.
  • В восточной галерее обнаружить вход без лестницы. Именно сюда направлялся царь, чтобы сесть сразу на слона, минуя ступеньки.

Изображения стегозавра и гиракодонта на стенах Ангкор Ват

Туристам на заметку

Ангкор-Ват на карте находится рядом с Сием Рип — самым посещаемым городом Камбоджи. Именно отсюда начинаются все экскурсии в знаменитый храм. Всего в нескольких километрах находится международный аэропорт, проезд от него до любого отеля будет стоить несколько долларов. В случае брони на 2 ночи трансфер предоставляется бесплатно. Из любого крупного города страны, а также Лаоса, Таиланда и Вьетнама сюда можно добраться на автобусе.

Деревня Сием Рип

До начала туристического бума Сием Рип был маленькой деревушкой, затерянной в джунглях. Теперь это большой город с населением около 200 тыс. человек, половина которых занята в сфере туристического бизнеса. Для желающих насладиться местными достопримечательностями созданы все условия: множество больших и маленьких отелей, недорогих гестхаусов, магазины, спа-салоны, экскурсионные бюро, рынки, бары и рестораны. По улицам Сием Рипа ездят только туристические автобусы, поэтому передвигаться приходится пешком или на местных видах транспорта:

Местный вид транспорта

  • тук-туках (мотоцикл с прицепом-каретой);
  • мотоциклах в качестве пассажира сзади;
  • арендованных вместе с водителем автомобилях для поездок в другие города или к храмам;
  • велосипедах, которые берутся в аренду.

У любого камбоджийца в каждой точке страны можно узнать, где находится исторический храм Ангкор-Ват и как до него добраться. Единственная проблема — языковой барьер. Однако на основных туристских маршрутах есть надписи и названия на английском.

Ангкор является самым крупным в мире храмовым комплексом. Он настолько значим для Камбоджи, что присутствует на флаге государства, и не менее бесценен для исторической памяти всего человечества.

Отзывы туристов

Его удивительная гармония, сказочная архитектура и неповторимые скульптурные ансамбли не перестают восхищать людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

График работы Ангкора и стоимость посещения

Кассы храмового комплекса открываются в 5 утра и работают до 17:30, в это же время сюда пускают туристов. По официальным правилам все путешественники должны покинуть территорию Ангкора до 18:00, но, если вы не попадётесь полицейским, можете задержаться там немного дольше и насладиться красотой храмов при заходящем солнце.

билет Ангкор-Ват

Цена входа в Ангкор варьируется от количества дней. Всего есть три варианта:

  • Однодневное посещение за $37;
  • Трёхдневное культурное просвещение за $62;
  • Семидневная прогулка по храмам за $72.

Вы можете использовать абонемент на три дня в течение недели с момента покупки, а абонемент на 7 дней будет действителен в течение месяца. На лицевой стороне такого билета должно быть ваше фото, его делают в кассе непосредственно при покупке.

Важно знать!

  • Однодневные билетные кассы расположены с правой стороны билетного центра Angkor. Также здесь вы найдете наибольшее количество людей. Стойки для 3-дневных билетов расположены посередине, а 7-дневные — слева.
  • По правилам, билет на посещение храмового комплекса Ангкор не подлежит передаче другому лицу.
  • Будьте внимательны, чтобы не потерять билет, пока вы находитесь на территории Ангкор. Штрафы суровые. Если вы потеряете однодневный билет, штраф составит $100. Потеря трехдневного билета будет стоить вам $200, а семидневного билета — $300 .

Все цены на странице указаны на апрель 2021.

Правила поведения в древнем храме Камбоджы

«Наскальная живопись» Ангкор-Ват Камбоджа предлагает рассмотреть каждый камень, покрытый резьбой, барельефами. Здесь изображены божественные сюжеты, персонажи, эротические мотивы.

Ангкор-Ват

Древний храм Ангкор-Ват окружает многовековая флора и фауна

Дотронутся к ним — постигнуть божественное начало, но без фанатизма. На территории Ангкор-Вата более трех лет действует строгий свод правил поведения. Даже самый отчаянный турист не может залезть на строение, сфотографироваться на фоне монаха.

Ангкор-Ват храм Камбоджи

Тексты писаний на камнях выглядят так, будто их делали лазером

Ангкор-Ват — древний храм Камбоджи

Ангкор-Ват — это совершенно новые формы, цвета, правила и ощущения

Заходя внутрь древнего храма Камбоджи (Ангкор-Ват), плечи и колени должны быть скрыты от глаз — можно надеть индийское сари, алладины. Также нельзя подавать милостыню. За нарушение таких правил может последовать как штраф, так и арест.

Храм в Камбоджи Ангкор-Ват, его древние загадки

Более 2000 изображений мифических дев-танцовщиц, аспар

Для всех кому мало впечатлений — вид на храм Ангкор-Ват Камбоджа открывается сверху. Услуга полета на воздушном шаре, пожалуй, единственное экстремальное развлечение для туристов (15 минут удовольствия стоит 20$). Но поверьте: дух захватывает намного сильнее только в самом храме!

Полезная информация для гостей храма

На входе можно выбрать билеты со сроком действия 1, 3, 7 суток по 37, 62, 72$ соответственно. На билете будет изображение храма, фото путешественника и срок действия билета. К билетам нужно относиться бережно и не прятать далеко — с 2018 года их проверяют при входе в каждый храм.

Время посещения: с 5 утра до 6 вечера. Уже в 17-00 туристов перестают пускать во многие здания.

Для того, чтобы сфотографировать восход, не нужно занимать очередь в 4-5 часов утра. Можно подъехать в период 6-6:30 a.m. Туристы там будут, но не настолько много, чтобы не сделать пару-тройку удачных кадров. А два лишних часа сна в отпуске ещё никому не повредили.

Табличка «Danger! Mines!» означает именно то, что на ней написано: территория была заминирована. Опасное наследие военного конфликта Камбоджи с Вьетнамом 1967-1975 гг обезврежено не полностью.

Ступени храмов очень крутые. Из-за беспечности ежегодно разбиваются насмерть 1-2 туриста. Не стоит раздувать статистику.

В рюкзаке должна быть 2-литровая бутылку воды на человека и лёгкие снеки. Купить обед можно будет на территории комплекса.

Следует отдать предпочтение лёгкой обуви с закрытыми носами. В храме много камней, о которые можно сбить пальцы.

При планировании посещения без гида (услуги русского экскурсовода стоят 50-70$), карту, путеводитель и прочие информационные материалы следует подготовить заранее. Карту Ангкор Ват на территории восьмого чуда света купить невозможно.

Что может испортить впечатление

Величественное здание, как и весь комплекс Ангкор, – лакомый кусочек для путешественников. Однако, многие покидают это место, чувствуя себя обманутыми. Планируя поездку в храм, стоит учесть и отрицательные отзывы некоторых посетителей.

В Ангкор Ват всегда много туристов. Жемчужина храмового комплекса привлекает тысячи путешественников из разных стран. Основная масса любителей древностей топчет плиты храма с 9 до 12 часов дня. В выходные к очередям присоединяются местные. Оптимальное время для посещения – после обеда в будни и до заката, который, опять-таки, привлекает толпы любителей достопримечательностей.

После экскурсии по храмам Ангкора в Камбодже свежесть восприятия теряется, и величественные сооружения уже не способны поразить ни размерами, ни разнообразием архитектурных форм.

На территории постоянно идёт реставрация чего-либо, и путешественникам мозолят глаза леса, подпорки и никуда не торопящиеся камбоджийские реставраторы. Огромное количество детей-попрошаек на территории городка и храма.

Обсуждение закрыто.