Флаг и герб Ульяновской области: описание, значение

Флаг и герб Ульяновской области: описание, значение

Ульяновск: портрет города

Ульяновск расположен на берегах реки Волги, в 900 километрах от Москвы. В основе экономики города – машиностроение и металлообработка. Главное промышленное предприятие – Ульяновский автомобильный завод, работающий с 1941 года.

Город был основан еще в середине XVII века. Изначально он назывался иначе – Синбирск (немного позже – Симбирск). В XIX веке он был важным центром интеллигенции в Российской империи (после Петербурга и Москвы). Именно здесь родился «вождь мирового пролетариата» Владимир Ильич Ленин, в честь которого и был назван город в советские времена.

герб Ульяновска

В Ульяновске представлены почти все виды общественного транспорта (кроме метро): троллейбус, трамвай, автобус и маршрутные такси. В перспективе планируется строительство ветки легкого метрополитена с небольшим подземным участком. Интересная особенность Ульяновска: трамваи здесь курсируют в правой части города, а троллейбусы – на «левом берегу».

Современный Ульяновск – это крупный культурный центр Приволжья. Здесь работает филармония, три театра и семь государственных музеев. Огромный интерес у всех гостей города вызывает помпезный музей-мемориал В.И. Ленина, построенный в 1970 году.

Герб Ульяновска: описание и значение символа

Герб города содержится в государственном геральдическом регистре РФ под номером 231. В отличие от торжественного и богато декорированного символа Ульяновской области, герб Ульяновска смотрится гораздо скромнее. Он представлен классическим щитом лазоревого цвета, заостренным снизу. Что изображено на гербе Ульяновска?

Элементов на основном символе города немного. На выпуклом округлом основании черного и желтого цвета помещена классическая архитектурная форма – серебряный столб. Его венчает золотая закрытая корона, которая практически идентична той, что изображена на городском флаге.

герб Ульяновска описание

Герб Ульяновска, конечно же, имеет свое значение. Корона является символом власти и городского самоуправления. А вот столб – это не что иное, как символ непоколебимости власти народной и демократических ценностей. Лазоревый цвет довольно популярен в геральдике. Он символизирует в первую очередь духовную, моральную чистоту всех помыслов и поступков.

Интересно, что такой вид герба города был разработан еще в далеком 1780 году. В 2003 году он был немного доработан и видоизменен, исходя из рекомендаций Геральдического совета при Президенте России. Хотя эти изменения были незначительны.

Что изображено на гербе

Основой геральдического знака города Ульяновска является традиционный щит. Внизу он имеет закругления по углам. В центральной части щита есть заострение. Создатели эскиза выбрали в качестве фона богатый лазоревый оттенок. Синий цвет олицетворяет красоту и чистоту мыслей и действий человека.

В описании символа города Ульяновска присутствует несколько важных элементов. Посередине щита находятся следующие детали:

  • серебряная колонна – является характерным архитектурным сооружением;
  • основанием выступает полусфера, имеющая черный и золотой цвета;
  • корона из золота располагается вверху столба.

Каждый элемент государственного символа имеет свое особое значение. Столб традиционно олицетворяет стойкость и народовластие. Это указано в положении о геральдическом символе города. Корона символизирует венец. Она означает городское самоуправление.

Значение и описание герба Ульяновска

На гербе города Ульяновска изображен прямоугольный щит. Геральдический символ несколько вытянут по вертикали. На изображении городского символа в лазоревом поле стоит серебряный столб с короной из золота. Он располагается на золото-черной земле.

Золотая колонна олицетворяет незыблемость народной власти. Венец столба ассоциируется с городским самоуправлением в лице власти горожан.

Исторически до Октябрьской революции колонна символизировала самодержавие и основу государственной власти. Корона обозначает местное самоуправление. Раньше она считалась атрибутом российской монархии.

Цвета герба имеют особое значение. Синий означает красоту и духовную чистоту. Желтый или золотой олицетворяет достаток и богатство. Черный символизирует такие качества, как воля, сила, честь и достоинство.

Первый герб Синбирский

Первый известный герб Симбирска пожалован городу в 1672 году за: «двукартную храбрую оборону от разбойника Стеньки Разина: в первый раз при воеводе Иване Милославском от самого Стеньки Разина, а во второй раз через год от есаула разинской шайки Федьки Шелудяка». Так звучит одна из версий происхождения первого герба города. Герб представляет собой стоящего на трех лапах и смотрящего в правую сторону льва с высунутым языком, и мечем в левой лапе, над головой льва — трехлепестковая корона. Герб символизирует храбрость симбирян. Такое изображение есть на сохранившейся печати Симбирска, стоящей под выписью с переписных и отказных книг 1695 года.

герб и флаг Ульяновска

Созданная Петром I Геральдическая контора разработали сотни десятки городских гербов. Для Симбирска была выбрана колона (столб) увенчанная короной. В 1712 году эта эмблема появилась на знамени Симбирского полка. Под эмблемой было помещено изречение «Подперта честью». Как и многие другие эмблемы гербов петровского времени, эта эмблема, могла бать, заимствована из книги «Символы и емблемата», изданной в Амстердаме в 1705 году.

Что означала эта эмблема? О самой колонне можно сказать, что городские гербы зарубежные и российские в ряде случаев несли стилизованное изображение города в виде городской стены, башни, ворот и т. д. Так что колону (столб) на гербе можно рассматривать и как элемент присущий городу. Правда, неизвестно были ли в то время в городе здания с колоннами. Сочетание колонны и короны можно толковать и как город, основанный царем, что соответствует действительности, ведь Симбирск был основан в 1648 году по указу царя Алексея Михайловича.

Колонну и корону можно также толковать как символ дворянства, которое всегда было опорой самодержавия. Но нужно еще всегда иметь в виду, что герб Симбирска как отличительный знак был сочинен в потоке сочинительства гербов и для других городов. Так что сочетание колонны и короны может появится случайно, как один из вариантов отличия Симбирского герба от других городских гербов. Так что смысл, заключенный в Симбирском гербе, если он был заложен создателем до конца не ясен.

В декабре 1780 года «высочайше утверждаются» гербы Симбирского наместничества, где этот герб был утвержден официально.

В 1966—1967 годах у нас в городе, как в то время и по всей стране, пытались придумать новый социалистический герб города, который бы закрепил достижения города и области, то есть на гербе пытались совместить аграрно-индустриальные сюжеты и подчеркнуть, что Ульяновск-родина Ленина. Состоялось несколько конкурсов. Но в представленных «гербах», не были учтены правила геральдики.

Герб города Ульяновска

Современный герб города Ульяновска представляет собой «изображение геральдического щита прямоугольной формы, вытянутый по вертикали, в лазоревом поле которого серебряный столб, стоящий на золотой с черным земле в оконечности. На столбе — золотая закрытая корона».

Столб на гербе Ульяновска является символом незыблемости народовластия. Венчающая столб корона (венец) символизирует городское самоуправление как проявление власти жителей города.

Герб города внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации — № 231.

Флаг Ульяновска: описание и значение

Флаг города содержится в государственном геральдическом регистре РФ под номером 232. Он представляет собой стандартное прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3.

что изображено на гербе Ульяновска

Полотно флага Ульяновска разделено на три вертикальные полосы одинакового размера: центральную белую и две голубые (по краям). В центре флага помещена золотая императорская корона, которая занимает 1/5 от общей ширины полотнища. Внутри голубых полос никаких изображений нет.

Золотая корона на флаге Ульяновска – это традиционный символ государственной власти и величия. Две голубые полосы символизируют собой местные реки – Волгу и Свиягу.

Экскурс в историю. Как появились герб и флаг Ульяновской области

22 декабря в Ульяновской области отмечается День герба и флага.  Эти символы имеют огромное значение. Несмотря на то, что флаг и герб в современном виде появились не так давно, они имеют большую историю, неразрывно связанную с историей нашего края.

С историей флага и герба Ульяновской области нас познакомил старший научный сотрудник Ленинского мемориала Валерий Перфилов на экспозиции «Символика российской государственности».  

После 1991 года, когда в нашей стране изменился общественный строй, в регионах стали разрабатывать собственные гербы и флаги. Но серьёзно символикой региона начали заниматься в начале 2000-х.

Законодательно утвержденные герб и флаг появились в нашем крае лишь в 2004 году.

Лишь спустя десятилетие, когда при президенте РФ заработала специальная геральдическая комиссия и подобные органы появились на местах, выяснилось, что наши символы не соответствуют канонам геральдики.

Валерий ПЕРФИЛОВ – СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЛЕНИНСКОГО МЕМОРИАЛА:

«Была проведена очень большая работа к тому, чтобы привести символы нашего края в соответствие с канонами геральдики, историей этого важнейшего научного направления. В 2013 году мы, наконец, получили уже утверждённое геральдической комиссией соответствующее свидетельство, которое утвердило герб и флаг нашего края. И мы можем видеть как раз тот герб. Он продолжает традицию того герба, который был в нашем крае до революции. Вместе с тем здесь появились такой девиз «Опора души и державы» и некоторые другие введения».

За основу композиции нового герба был взят исторический голубой щит Симбирской губернии, а также герб Ульяновской области.

Корона, венчающая колонну, — это не только символ державы, но и исторически сложившийся символ Симбирской губернии, теперь Ульяновской области. Колонна означает надежность, опору, поддержку. Находящаяся над щитом корона показывает госстатус области – субъект РФ, а также говорит о славной истории и традициях края. Львы – держатели щита – символизируют добродетелей.

Колосья говорят о достатке и развитом аграрном секторе экономики. Меч – это защита, власть, справедливость, самоотверженность. Дубовые ветви – знак стойкости, силы, отваги, которую проявляли жители края в годы народных восстаний и войн. Чайка означает не только то, что мы живём на Волге, но и знак полета — символ высокоразвитой авиапромышленной отрасли Ульяновской области, эмблема крупного автозавода.

В 2013 году области пришлось отказаться и от старого флага. Но сегодня флаг нашего края отвечает всем требованиям и канонам геральдики.

За основу флага взято изображение щита, который можно видеть на гербе. На синем фоне в центре изображена белая колонна, стоящая на постаменте и увенчанная короной императора с отходящими от нее голубыми лентами.

Совместно с гербом и флагом появились ещё штандарт и знак Губернатора. Во время торжественных церемоний глава региона надевает эту цепь, где представлены гербы всех районов области.

Помимо герба и флага, есть ещё и гимн. Таким образом, Ульяновская область имеет сегодня весь комплекс символов, которые раскрывают историю нашего края, её преемственность и соответствуют канонам геральдики.   

История Ульяновской области в средние века

Информация о государстве, впервые возникшем на землях будущей Ульяновской области, Поволжье, появляется в начале IV века. Эти источники говорят о создании и возвышении, среди окружающих средневолжских племен, Волжской Булгарии. Это государство сумело объединить в своем составе племена населявшие поволжские земли.

Булгария имела широкие торговые связи, главным образом с Русью, купцы привозили свои товары речным путем. Использую свое удачное расположение на Волге, и имея возможность контролировать водные пути, Булгария быстро разбогатела на торговле.

Волжская Булгария
Волжская Булгария

Находясь на землях, расположенных между европейскими землями и территориями монгольских племен, Булгария некоторое время мужественно сдерживала орды Чингисхана, ставших предвестниками татаро-монгольского нашествия. Однако к середине XIII века монголо-татарские отряды, под предводительством Батыя, начинают свой поход на Европу. На этот раз сопротивление булгар было сломлено многочисленными ордами хана Батыя.

После захвата и разграбления Булгарии, отряды Батыя двинулись далее на запад, в земли русских княжеств и южных каспийских степей. На восточно-европейских территориях создается Золотая Орда, а народы, населявшие эти земли, почти на двести лет попадают под власть татаро-монгольского ига.

Лишь в конце XIV века началось падение Золотой Орды, чему способствовала внутриусобная вражда между многочисленными наследниками ханской власти. Финальной точкой стал разгром золотоордынских войск новым завоевателем Тамерланом, и к середине XV века Орда распалась на отдельные татарские ханства. В начале XV века образовывается Казанское ханство.

Просуществовав немногим более ста лет, ханство почти не знало поражений. Однако интерес русских князей к контролю над важнейшим водным путем восточной части Европы не ослабевал.

разгром Казанского Ханства войсками Ивана Грозного
Разгром Казанского Ханства войсками Ивана Грозного

Находящиеся в самом центре географических интересов Казанского ханства и набирающей мощь, и активно усиливающей свое влияние Московии, приволжские земли являлись местом постоянных русско-казанских противостояний.

Тем не менее, в конце XV века Московский князь Иван III уже включил в перечень своих титулов звание князь болгарский. Тогда же символ Булгарии попадает на символику Русского государства.

герб Булгарии из Титулярника 1672 г.
Герб Булгарии из Титулярника 1672 г.

Вхождение территории Ульяновской области в состав России

Лишь в 1552 году Ивану Грозному удалось переломить ситуацию, и после захвата Казани, ханство попало в подчинение Москве. Тогда же земли нынешнего Татарстана и Ульяновской области входят в состав Русского государства.

На протяжении почти века освоение края практически не велось, и изменения пришли сюда лишь в середине XVII века, когда согласно царскому указу начинается строительство линии оборонительных крепостей, призванной защитить русские границы от набегов степных татар. Одной из таких крепостей становится, заложенная в 1648 году, на высоком волжском берегу Синбирск.

В конце XVII века в поволжье вспыхивает восстание крестьян и казаков под предводительством Разина, получившее название Крестьянская война.

осада Симбирска войсками Степана Разина
Осада Симбирска войсками Степана Разина

После успешного захвата таких центров, как Астрахань, Самара, Пенза, войска бунтующих подошли к стенам Синбирска. Взятие города фактически означало прямую угрозу Москве, куда для восставших открывался прямой путь. Однако в результате почти месячной осады горожанам удалось отстоять город, во многом это удалось благодаря подоспевшим на помощь царским войскам князя Долгорукова. А спустя некоторое время осаждавшие были окончательно разгромлены царской армией, положившей конец Крестьянской войне.

В память и благодарность за храбрость в обороне в 1672 году Симбирск получает свой первый герб, представляющий из себя изображение льва, держащего меч в лапе и короной над головой.

После административной реформы Петра I, земли края вошли в состав Симбирского уезда Казанской губернии, одной из восьми, на которые была разделена Россия.

В 1712 году на знамени полка, который был размещен в Симбирске, согласно порядкам обеспечения и размещения войск русской армии, впервые появляется символ колонны с Императорской короной наверху. Полк, согласно тем же правилам, получал название по имени города или губернии, к которым и был приписан.

символ Симбирского пехотного полкаб 1712 г.
Символ Симбирского пехотного полкаб 1712 г.

В 1780 году создается Симбирское наместничество, состоящее из тринадцати уездов, а спустя шестнадцать лет наместничество преобразуется в одноименную губернию. Гербом губернии становится символ заглавного города.

герб Симбирского наместничества 1780 г.
Герб Симбирского наместничества 1780 г.

В 1856 году герб видоизменился, согласно изменениям и дополнениям, появившимся в российской геральдике бароном Кене. Согласно этим изменениям на гербах появились украшения. Гербы городов стали включать в свой состав короны, ленты и венки. Эти символы служили отражением административного уровня города.

Обязательным элементом гербов столиц и губерний стала большая Императорская корона. Дубовые венки с Андреевской лентой стали признаком гербов губерний.

герб Симбирской губернии 1878 г.
Герб Симбирской губернии 1878 г.

События начала XX века непосредственно коснулись и Симбирскую губернию. Любопытно отметить, что именно Симбирск является родиной лидеров русских революций, А.Ф. Керенского и В.И. Ленин (Ульянова).

Советская власть пришла в губернию всего спустя месяц после революции 1917 года. Однако скоро здесь разгорается ожесточенная Гражданская война. Окончательно же советская власть была установлена в сентябре 1918 года.

После смерти Ленина, Симбирск был переименован в Ульяновск, а в 1928 году и губерния была расформирована, став частью Средне-Волжской области. В нынешних своих границах Ульяновская область образовалась в 1943 году.

О гербе

История герба Ульяновской области начинается 03.03.2004. Позднее в него были внесены дополнения и изменения согласно требованиям геральдики. Новый герб Ульяновской области был утвержден 26.12.2013 Законом УО № 247-ЗО.

За основу композиции символа взят исторический щит Симбирской губернии, утвержденный 05.07.1878. А также герб Ульяновской области, который был утвержден 03.03.2004. Кроме этого, символ был дополнен девизом, который гласит: «Опора души и державы».

Детали полного герба:

  • корона;
  • французский щит;
  • золотые львы, держащие щит;
  • находящиеся в основании золотые дубовые ветки;
  • девиз.

Полный герб Ульяновской области состоит из щита голубого цвета, на нем изображена серебристая колонна с резной капителью, которая увенчана императорской короной, исполненной в желтом, белом и пурпурном цветах, с лазоревыми лентами. Щит венчает золотая земельная корона с тремя большими зубцами в виде листьев, двумя малыми зубцами с жемчужинами между ними и самоцветами.

Ульяновск на карте

Щит держат золотые львы. У правого льва в правой лапе золотой меч, у левого льва в левой лапе – золотые колосья в количестве трех штук. Подножие львов – золотые дубовые ветви. Под щитом – серебряная чайка, которая касается крыльями щита и летит вправо.

Девиз написан на золотой ленте голубыми буквами.

Символика и значение герба Ульяновской области

По понятным причинам использование исторических символов Российской империи в период советской власти было не возможно. И лишь к середине девяностых годов XX века у Ульяновской области вновь появляется своя символика.

герб Ульяновской области 1996 г.
герб Ульяновской области 1996 г.

Изменения коснулись герба Ульяновской области уже в 2004 году.

герб Ульяновской области 2004 г.
герб Ульяновской области 2004 г.

Спустя еще девять лет герб Ульяновской области приобретает свой нынешний вид.

изображение герба Ульяновской области
изображение герба Ульяновской области

На гербе появляется надпись, выбранная в результате конкурса. Девизом области отныне становится фраза «Опора души и державы». Так же частью герба стал исторический символ губернии, щит, с расположенной на нем колонной увенчанной Императорской короной. С обеих сторон щит держат в могучих лапах львы, напоминая нам о первом историческом символе главного города региона, льве.

Колосья пшеницы, удерживаемые одним из львов во второй лапе символизируют важность сельскохозяйственной отрасли в экономике региона. Меч же во второй лапе другого льва символизирует готовность к защите, напоминая об исторической миссии города-крепости Симбирска, входившей в оборонительную линию Российской империи.

Изображение чайки, расположенное внизу герба Ульяновской области свидетельствует о неразрывной связи области с крупнейшей рекой региона Волгой.

Страна: Россия

Столица: Ульяновск

Общая площадь: 37 300 км²

Дата образования: 19 января 1943 г.

Население: 1 246 618

Валюта: российский рубль (RUB)

Код: RU (RUS)

Телефонный код: 842

Автомобильный код: 73, 173

Памятные монеты Банка России

памятная монета Банка России номиналом 10 рублей (2017)
памятная монета Банка России номиналом 10 рублей (2017)

О флаге

История флага Ульяновской области начинается 03.04.2004. Именно тогда был утвержден первый флаг законом Ульяновской области №10-ЗО «О гербе и флаге УО». В то время он представлял собой белое полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины к ширине как 3 к 2. В центре флага находился герб области, внизу, по все длине, голубая волнистая полоса и красная полоса, которые были разделены узкой белой полоской. Необходимость в разработке нового символа была обусловлена тем, что он не соответствовал правилам вексиллологии, его не могли внести в геральдический регистр.

флаг ульяновской области

После того как был разработан новый флаг, предыдущий продолжал действовать и мог быть использован в течение установленного переходного периода до 01.01.2016.

Настоящий флаг действует с 26.12.2013. Его полотнище имеет вид прямоугольника с соотношением длины к ширине как 3 к 2. На синем фоне в центре флага изображена белая колонна, стоящая на постаменте и увенчанная короной императора с отходящими от нее голубыми лентами. Цвета короны – желтый, пурпурный и белый. Высота этой композиции составляет девять десятых от ширины флага. За основу флага взято изображение щита, который можно видеть на другом символе области – гербе.

новый флаг ульяновской области

Флаг Ульяновской области, согласно закону, поднят постоянно на следующих областных зданиях:

  • правительственном;
  • законодательного собрания;
  • счетной палаты;
  • палаты справедливости и общественного контроля;
  • исполнительных органов госвласти, во главе которых находится правительство УО;
  • территориального ФОМС;
  • избирательной комиссии.

О происхождении Синбирска/Симбирска и перспективах возвращения исторического названия. Радий Губайдулов с большим историческим экскурсом

Ульяновск  – административный центр Ульяновской области, расположен на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волги (сейчас – Куйбышевского водохранилища) и Свияги, в месте сближения их русел.

Русский период города начался в 1648 году, когда окольничий Богданом Хитрово по указу царя Алексея Михайловича основал крепость Синбирск для защиты восточных границ Московского государства от набегов кочевых племён. В ходе административной реформы Екатерины II в 1780 году получил наименование – Симбирск и стал главным городом Симбирского наместничества, которое в 1796 году указом Павла I преобразовано в Симбирскую губернию.

Печать Симбирска под выписью с переписных и отказных книг 1695 г.

 «Градъ Синбирскъ славный и похвальный в растоянии от Москвы чрезъ Володимеръ 750 верстъ». Фрагмент лубочной картины, датируемой началом XVIII в.

Город получил название по расположенному на Волжко-Свияжском междуречье старинному Синбирскому городищу, представляющему собой остатки булгаро-татарской крепости и города – Синбир/Симбер, разрушенных войсками Тамерлана в конце XIV века.

Письменные источники свидетельствую, что топоним Симбир / Симбер / Синбир и его производные существовали в месте наибольшего сближения русел Волги и Свияги по меньшей мере, уже несколько столетий до строительства в 1648 году «нового Синбирского города».

ПОИСКИ ИСТОКОВ НАЗВАНИЯ СИНБИРСКА / СИМБИРСКА

Ещё в XIX веке местные краеведы, задумываясь о происхождении имени Симбирска, пытались объяснить его на основе языков различных племён и народов. Среди предположений об истоках наименования города наибольшее распространение получили такие версии:

  • мордовское «сююн бир» – «зелёная гора»;
  • чувашское «белая гора»;
  • чувашское «син» – «человек» и «бурнас» – «обитать, жить», то есть «обиталище людей»;
  • общетюркское «сын бер» – «одинокая могила»;
  • древнескандинавские «sinn biаrg» – «горный путь» и «sinn birg» – «придорожная береза»;
  • а также на основе имени булгарского князя Синбира, якобы упоминаемого в одной татарской летописи.

Однако все эти варианты вскоре уже после появления были отвергнуты исследователями, как не имеющие достаточных оснований, и споры о происхождении имени города Симбирска возобновились с новой силой.

Запутывает ситуацию в поисках разгадки названия города еще и то обстоятельство, что в разных источниках золотоордынский предшественник русской крепости называется по-разному: Симберская Гора (Simberska gora – в Адама Олеария под 1636 годом и Simberskaia gora ruinee par Tamerlan на прилагаемой карте), Синбир (производное от этого названия – «Синбирское городище» в писцовой книге Ивана Болтина под 1603 годом и «синбирское городище меж рекъ волги и свияги» в  «Наказе строителям Синбирского города» от 1647-1648 гг.). Да и сам город, основанный в 1648 году как крепость на засечной черте, в первые десять-пятнадцать лет своего существования именовался: «город Синбирской», «город Синьбирской» или просто – «Синбирской». С середины 1670-х годов до 1780 года в официальных документах (а в народе, – и до середины XIX столетия) город именовался – «Синбирск», а затем, вплоть до 1924 года – «Симбирск».

При этом неясно, какое наименование было первичным Синбир или Симбир/Симбер. По мнению автора, вариативность произношения (и написания) топонима Синбирск / Симбирск объясняется особенностями фонетики татарского и русского языков. Татарское «Ң» (в русском языке такого звука нет)  – носовой звук, образующийся путём соприкосновения основания языка к верхнему нёбу, и звучит он как среднее между русскими звуками «Н» и «М» (наиболее близким к татарскому «Ң» в русском языке можно считать звукосочетание [нг] в слове ‘гонг’ при произнесении его в нос). Поэтому, в русском языке этот топоним звучал (и писался) в разное время по-разному: Симберская Гора, Синбирское городище, Синбирск, Симбирск.

В последние годы учёные привлекают для объяснения происхождения названия Симбирска разнообразные исторические источники: русские средневековые летописи, сообщения арабских, персидских, еврейских авторов о Поволжье, карты-порталаны (карты с указанием портовых городов), составленные на основе сведений венецианских купцов; евразийскую топонимику и лингвистику; историческую географию, а также материалы археологических исследований. На Симбирской горе найдены археологические материалы всех основных исторических эпох – от древнекаменного века и до позднего средневековья. Среди памятников эпохи средневековья имеются поселения, остатки укреплений, некрополи, отдельные погребения и находки различных археологических культур: именьковской, ранних булгар, Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

В результате исследований последних лет основные версии происхождения сейчас выглядят таким образом:

Монгольская «священная гора»

В 1970-е годы ульяновский филолог Венедикт Барашков объявил, что наименование Симбир монгольского генезиса: «сум бэр» – «священная гора», объясняя это тем, что подобные топонимы имеются на территории современной Монголии. Кроме того, при помощи монгольского языка объяснил целый ряд названий речек: Канадей (личное имя), Авраль (сухое русло), Муранка (река), а также Ундоры (высота, возвышенность). Однако все эти топонимы легко объясняются на основе языков народов Поволжья.

Известно, что большая часть монголов, после завоевательных походов XIII века, вернулась в Центральную Азию, не оказав существенного воздействия на этнический состав и языки коренных народов Восточной Европы. Основным населением Золотой Орды были тюркоязычные половцы, проживавшие, как и прежде, в своих причерноморских, донских и нижневолжских степях. Что касается средневекового населения Среднего Поволжья – предоставим слово авторитетному советскому антропологу Т.А. Трофимовой: «монгольские типы центральноазиатского происхождения, известные среди татаро-монгол по описаниям современников, среди поволжских булгар XIV-XV веков не устанавливаются».

«Горная река»

Резеда Садыкова в 2003 году в своей кандидатской диссертации о тюркской топонимии Ульяновской области, отвергла монгольское происхождения названия города и предложила свою версию, на основе языков коренных народов края. По её мнению топоним восходит к урало-алтайской языковой общности, где «сен» – «река, вода» + бер, бир, бирен – «гора».

Венгерский (угорский) «встречный поток»

Чебоксарский историк и топонимист Валериан Нестеров полагал, что название урочища Сембер происходит от венгерского сембе «навстречу» и ер в значении «река или поток». Отсюда сембе^ер / сембер «встречное течение».  В названии, по его мнению, было зафиксировано описание местности, где реки Волга и Свияга, чуть не сойдясь вместе, протекают мимо в противоположных направлениях. Следует отметить, что средневековые археологические материалы, свидетельствующие о присутствии венгров на территории Среднего Поволжье, археологами обнаружены.

Булгарский князь Симбир

Профессор Симбирской семинарии Капитон Невоструев, в своей книге «О городищах древнего Волжско-булгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской» опубликованной в 1871 году написал следующее: «Симбирск, основанный, по Татарской летописи, как мы слышали, одним знатным булгарским князем, от коего и получил своё имя, в древние времена был важный город Волжских Болгар, главный в особенной области этого царства, по нему названный Симбирскою».

Среди многочисленных чувашских языческих имён, перечень которых опубликовал В.К. Магницкий в 1905 году, имеется имя – Симбер, которое казанский филолог Г.Ф.  Саттаров трактовал как: син – «душа, ребёнок» + бир – «давать». Вариант этого имени с переставленными компонентами, – Бирсин-Берсен, был распространён среди поволжских татар. У Великого князя Василия III одним из думных дворян был некий Берсень Беклемишев. По мнению Г.Ф.  Саттарова, от этого татарского имени произошла русская фамилия, известная с XV века – Берсенёвы.

Происхождение названия булгарского или золотоордынского города от имени правителя вполне возможно. Такие примеры в средневековой истории Поволжья имеются. Так, в русских летописях упоминается булгарский город Бряхимов. Это название связано с именем правителя Волжской Булгарии в XII веке эмира Ибрагима (Абу Исхак Ибрахим ибн-Мухаммад). Да и название города Казани, по мнению ряда исследователей, произошло от имени эмира Хасана, которой в 70-е годы XIV века перенёс столицу из города Болгара, расположенного около устья Камы, в старинную крепость у поворота Волги с востока на юг.

Однако, письменных источников, в которых бы упоминался булгарский или татарский правитель под именем Симбир или Синбир пока не обнаружено. Неизвестно также, на основании какой татарской летописи делал свои выводы Невоструев.

Симбирский «первый оборонительный рубеж» X-XIV веков

Ещё по одной версии, название города Симбир/Сембер происходит от древнетюркского «сим» – граница и «бир» – первая, то есть первый рубеж, относительно городских центров западных приволжских земель Волжской Булгарии, располагавшихся в районе села Ундоры, села Старое Алейкино и деревни Красное Сюндюково. Среди этих поселений был и один из крупнейших городов Булгарии – город Ошель. Появились эти города в X веке. Здесь, в Волжско-Свияжском междуречье очень благоприятное сочетание природных и географических условий: наиболее плодородные в Среднем Предволжье чернозёмы; богатые травой свияжские и волжские пойменные луга; имеются месторождения железных руд. Удобна эта местность и для организации обороны – территория ограждена с запада руслом Свияги, а с востока – высоким обрывистым берегом Волги. Подъёмы со стороны Волги на высокое плато, возможные только через устья оврагов около нынешних Ундор, Поливны и Беденьги, контролировались возведёнными в этих местах крепостями. Кроме того, рядом проходила оживленная торговая магистраль – Великий Волжский путь, а использование Симбирского волока позволяло небольшим судам подходить по Свияге непосредственно к городам, располагавшимся на месте Староалейкинского городища и Красносюндюковского комплекса. Здесь был также перекрёсток сухопутных магистралей: дорога из центральных районов Волжской Булгарии в Киев и в города Северо-Восточной Руси, пересекалась с меридиональным путем, проходившим вдоль волжского правобережья.

Первая линия укреплений, протяжённостью около 10 км, размещалась в месте сближения текущих в противоположных направлениях Волги и Свияги и включала в себя четыре крепости, валы со рвами, а также природные препятствия – овраги, долину реки Симбирки и русло реки Свияги, протекающей здесь на протяжении 7 км с востока на запад, а затем поворачивающей снова на север.

Вторая линия обороны проходила в непосредственной близости от этих городов и в 25–30 км севернее первого (Симбирского) рубежа. Эта линия укреплений, также пересекавшая Волго-Свияжское междуречье, включала в себя внешний вал Городищенского городища, Растокинский вал и Растокинское городище.

Эти рубежи, вероятнее всего, были возведены во второй половине X века, для обороны от печенегов, достигших к середине X века наибольшего могущества и занявших степи от Дуная до Волги. С начала X века, в Среднее Поволжье, спасаясь от печенежских погромов, бежало оседлое население Хазарского Каганата. Поток беженцев особенно усилился после разгрома этого государства в 60-е годы X века. В результате этой миграционной волны на территории Волжской Булгарии резко возросло количество поселений. Для защиты городов, построенных в то время в Волго-Свияжском междуречье, и были возведены Симбирский и Растоцкий рубежи обороны, остатки которых сохранились в районе города Ульяновска и около посёлка Ундоры. Помимо защиты от военных нападений, Симбирская линия укреплений позволяла контролировать движение по древней дороге, проходившей по волжскому правобережью, а также перекрывала пути сезонных миграций кочевников, двигавшихся вдоль Волги: весной – на север, к богатым травой пастбищам лесостепной полосы, а осенью – возвращавшихся в южные степи на зимовку.

Варяжская переволока

По одной из гипотез, название города Симбирска происходит от древнескандинавского «sinn bor» – «путь волока» и обозначало место переволоки судов из Волги в Свиягу.


 Волоки в Восточной Европе на старинных рисунках и в современной живописи

В середине IX века между Западной Европой и тюрко-арабским миром сформировался торговый путь «из варяг в арабы», проходящий через Балтику, Северную Русь, Волгу и Каспий. В Хазарский Каганат, Багдадский Халифат и другие восточные страны вывозились рабы, меха, мед, воск. Обратно везли серебряные монеты, пряности, китайский шелк. Особенно активную военно-торговую деятельность на этой магистрали проявляли скандинавы, в первую очередь шведы, известные в Восточной Европе как варяги или русы.

Сохранились свидетельства восточных авторов о русах. Ибн-Русте – арабский географ начала X века писал: «А что касается русов, то они живут на острове, вокруг него озеро… Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ, который отправляют потом в Хазеран [восточная часть Итиля – столицы Хазарии. – Р.Г.] и к Болгарам и продают там… Русь не имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен; единственный промысел их – торговля собольими, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, они завязывают накрепко в пояса свои».

Арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан посетивший Волжскую Булгарию в 921-922 годах сообщает: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль… Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле, а это большая река, и строят на ее берегу большие дома из дерева, и собирается их в одном таком доме десять и (или) двадцать, меньше и (или) больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним красавицы для купцов».

В культурных слоях булгарских поселений X века находят скандинавские украшения и оружие. Недалеко от Болгарского городища (Спасский район Республики Татарстан) обнаружены места захоронений русов (Балымерские курганы).

Из Балтики в Волгу русы, попадали через Неву, Ладожское озеро и далее по небольшим рекам и волокам в притоки Волги. Для преодоления многочисленных волоков суда устанавливались на бревна-катки либо на колеса и перемещались, таким образом, из одной водной системы в другую, небольшие же суда переносились на руках.

Плавание вверх по Волге против сильного течения было затруднительным, особенно при верховом ветре. Одним из способов, облегчавших путешествие, были волоки в местах изгибов рек. Такой волок, позволявший не огибать Самарскую Луку, известен в Жигулях у посёлка Переволоки.

Переволока в Жигулях в 1930-е годы

В районе города Ульяновска расстояние между Волгой и Свиягой, текущих в противоположных направлениях, сокращается до двух километров, причем Свияга впадает в Волгу в 160 километрах к северу. Перемещение судов из Волги в Свиягу в этом месте позволяло значительно ускорить и облегчить движение на север. Кратчайшее расстояние между руслами Волги и Свияги находится на участке между современным парком Дружбы Народов и Винновской рощей (в районе грузового речного порта – 1,6 км; в районе Винновской рощи – 2,7 км). Однако серьёзным препятствием для перемещения речных судов и грузов был крутой волжский косогор. Наиболее удобным местом переволоки, вероятно, были Винновские овраги (подход к устью через волжскую протоку Чувич) с их пологими верховьями и сниженной высотой водораздела (из-за погребённой речной долины).

Место набольшего сближения рек Волга и Свияга в районе города Симбирска на карте середины XIX в.

Населенные пункты, возникавшие в местах волоков, часто отражали это обстоятельство в своих названиях. Таковы: Переволоки в Жигулях, Переволоцк на месте перехода из реки Самары в реку Урал, Вышний Волочек и Волоколамск на Валдае и др. Топонимы с основой «bor» сохранились в современной Швеции: «Borlande» – «длинный волок» и др.

Название древнего урочища, располагавшегося на территории города Ульяновска, возможно, происходит от древнескандинавского «sinn bor» – «путь волока», и обозначало место переволоки судов из Волги в Свиягу. По этой гипотезе, название переволоки, данное русами в IX-X веках, унаследовал булгарский поселок, возникший во второй половине X века, затем золотоордынский город, разрушенный Тамерланом в конце XIV века, и, наконец, русская крепость, построенная в середине XVII века.

Сембы на службе у булгарских князей

В 1182–1183 годы произошло самое крупное военное столкновение в истории домонгольских русско-булгарских отношений. В ходе этой войны, владимирский князь Всеволод Юрьевич, прозванный за многодетность – Большое Гнездо, во главе огромного войска, включавшего владимирские, киевские, переяславльские, муромские, смоленские, рязанские, белозерские, черниговские и новгородсеверские дружины и полки, отправился на многочисленных судах от места слияния Оки и Волги брать столицу Волжской Булгарии. Прибывшее войско высадилось на берег в районе современного села Крестовое Городище, и, оставив для охраны судов крупный отряд, отправилось к цели похода – Великому городу Серьбреных Болгар, располагавшемуся в верховьях Малого Черемшана на месте Билярского городища. После ухода армии Всеволода к Великому городу, у стоянки русских судов высадились булгарские отряды с целью захватить ладьи и отрезать путь к отступлению русскому войску. Летописи, сообщают, что среди этих булгарских отрядов были себи (собекуляне), кусяне, челмата, темтюзи, а также конный отряд из города Торцьского.

Предполагается, что упомянутые в летописях себи (Собекуляне) – семби, искажённое название жителей булгарской крепости, располагавшейся на месте центральной части города Ульяновска. По мнению исследователей, в военных действиях со степными племенами в составе дружин киевских и булгарских князей участвовали различные наёмники, в том числе сембы, заселявших территорию Самбийского полуострова в Восточной Прибалтике. Это прусское балтоязычное племя в своей культуре несло многочисленные тюрко-булгарские черты, обусловленные торговыми и военными контактами со  степными племенами и Волжской Булгарией. В тюркоязычной среде к наименованию этой этнической группы, вероятно, прибавилась приставка – «ер/ир» (ар, ер, ир (тюрк.) – мужчина, люди, род), т.е. семби+ер/ир > сембер/сембир. Подобное строение имеют многие тюркские этнонимы – булгар, хазар, мишер, акацир, савир и многие другие. Впоследствии, название этого племени могло передаться населённому пункту. В основе наименований крупнейших городов Булгарии лежат этнонимы – Булгар, Сувар. Скорее всего, и название города Ошель, остатки которого располагаются у Свияги, на месте Староалекинского городища, происходит от этникона «ош/аш/ас» и тюркского слова «эль» – племенной союз, народ, край, страна.

Симбирская гора – важный ориентир на Великом Волжском пути

Нужно признать, что сейчас нет однозначного ответа на вопрос о происхождении названия Симбирска. Выдвинутые предположения остаются гипотезами и не имеют пока бесспорных научных доказательств. Возможно, когда-нибудь будут выявлены новые письменные источники, или найдены дополнительные археологические материалы, которые и прояснят тайну названия нашего города.

Есть закономерность – чем крупнее и заметнее географический объект, тем более древнее наименование он имеет и тем сложнее проследить его происхождение. Симбирская Гора – прекрасный, видимый издалека ориентир на Волге. Знаменитая бурлацкая поговорка гласит: «Семь дён идём – Симбирск видён». Ещё с каменного века река Ра – Идель – Волга была удобным водным и сухопутным (по льду) путём различным племенам и народам Евразии. Несомненно, важные ориентиры на этом пути, в том числе и гора, на которой располагается сейчас центральная часть города Ульяновска, имели свои названия уже в глубокой древности.

Языки имеют свойство изменяться со временем и даже исчезать. Не исключено, что наименование города Симбирска имеет древнее, ещё дотюркское происхождение, сохранившееся потом в господствующей тюркоязычной среде таким образом: либо приняв близкое по звучанию тюркское наименование, либо будучи переведённым (калькированным) на тюркские языки.

На территории Симбирской горы археологами обнаружены остатки поселений именьковской археологической культуры – предшественников булгарских поселений. Ряд исследователей считают именьковские племена носителями балто-славянских языков. В связи с этим можно предполагать зарождение топонима в балто-славянской языковой среде и предложить версии, с использованием древнеславянских и индоевропейский языков: гора Семи Ветров, например. Или, за один из компонентов названия города Сембера/Симбера, можно принять древнее табуированное слово многих европейских языков – «бер» – медведь: как в имени города Берлин. Можно поискать истоки Симбира в имени легендарной страны Биармии древнескандинавских саг, или в яфетической теории Николая Марра и в его гипотезе о четырёх первичных элементах, согласно которой все слова всех языков мира состоят из четырёх слов: sal, ber, yon, ros, являющихся одновременно названиями племён. Можно ещё вспомнить спасшихся на ковчеге во время Великого Потопа библейских Ноя и его сыновей: Сима, Хама и Иафета, потомки которых заселили Землю – имя одного их сыновей Ноя схоже с названием Симбирска.

Однако такие догадки, по моему мнению, уже выходят за границы научного поиска.

Следует отметить, что происхождение имён и множества других старинных городов Восточной Европы до сих пор точно не выяснено, и учёные продолжают дискуссии об истоках их названий. Среди таких городов: Москва, Рига, Минск, Вильнюс, Самара, Саратов, Киев, Казань, Тула, Пермь, Уфа, Орёл и многие другие.

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ НАЗВАНИЯ СИМБИРСК

В Советский период истории нашей страны множество населённых пунктов волевым решением партии и правительства было лишены исторических имён и названо фамилиями или псевдонимами (партийными кличками) советских политических деятелей: Сталинград (Царицин), Ленинград (Петербург, Петроград), Ульяновск (Симбирск), Жданов (Мариуполь), Куйбышев (Самара), Свердловск (Екатеринбург), Калинин (Тверь), Горький (Нижний Новгород), Чкалов (Оренбург), Молотов (Пермь), Брежнев (Набережные Челны), Устинов (Ижевск) и т. д. Такие  массовые переименования населённых пунктов (а также улиц, площадей, больших и малых предприятий и учреждений) символизировали утверждение и незыблемость новой Советской власти, и противопоставлялись «проклятому царскому режиму».

Однако абсолютное большинство переименованных городов вернули свои исторические названия либо ещё в советское время, либо вскоре после развала СССР в 1990-е годы. До сих пор сохранили советские названия несколько крупных и средних городов: Киров, Краснодар, Ульяновск, То­льятти, Димитровград, и некоторые другие.

Значимым сигналом о возможном скором возвращении исконного названия Симбирску является негативное, либо критическое, либо холодно-нейтральное отношение ведущих политиков современной России к результатам деятельности и к личности Владимира Ильича Ульянова-Ленина. В последние десятилетия уже несколько раз поднимался вопрос о возвращении Ульяновску старого имени. Однако такие предложения вызывали яростные протесты у части населения города, что объясняется в первую очередь невнятной идеологией, спутанными ценностными ориентирами и неустоявшимся мировоззрением в современный кризисный период нашей истории, а также давними консервативными особенностями менталитета жителей Симбирского-Ульяновского края. Абсолютное  большинство современных жителей Ульяновской области – это потомки русских крепостных крестьян, потомки давно обрусевших представителей народов Поволжья, либо обрусевающие сейчас представители народов Поволжья, – в период XVII-XIX вв. испытавшие успешные или безуспешные попытки обращёния в православие. По этим и другим причинам в их подсознании прочно закрепились опаска и недоверие к любым инициативам «начальства». Современные же жители Ульяновска, – либо переселенцы с окрестных сёл и деревень, либо их потомки, у которых отсутствуют родовые корни, связывающие их со старым Симбирском. Большинство представителей дореволюционной симбирской элиты были физически устранены, или бежали в эмиграцию, а немногие оставшиеся были вытеснены на обочину общественной жизни. Когда Постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 9 мая 1924 года  Симбирск был переименован в Ульяновск, новые хозяева города в губернской газете «Пролетарский путь» на первой полосе напечатали статью с ликующим заголовком: «Нет Симбирска! Есть Ульянов! Осиновый кол в дворянский Симбирск! Да здравствует Родина Ильича!».

Сейчас, для многих возрастных жителей города (1930-1960-х гг. рождения), с их ностальгией по детству и юности в «советском Ульяновске», старые советские названия города и улиц кажутся островками стабильности на фоне стремительной перестройки и изменения привычных обликов зданий, улиц, площадей Ульяновска, и они, несомненно, будут всячески препятствовать возвращению городу исконного имени.

Много сторонников сохранения названия советского города среди почитателей основателя Советского государства В.И. Ульянова-Ленина. Кроме того, бытует мнение, что название Ульяновск будет привлекать коммунистически настроенных туристов. Однако с точки зрения исторической достоверности, –  в биографии Владимира Ульянова не было фактов проживания в городе Ульяновске. В своей автобиографии от 1917 года он написал: «Зовут меня Владимир Ильич Ульянов.
Родился я в Симбирске 10 апреля 1870 года…».

 Важной особенностью и преимуществом Симбирска является, то, что не удаётся найти истоки его названия в каком-то одном языке, и это позволяет считать его продуктом духовной культуры всех народов Среднего Поволжья, и даже шире – многих народов Восточной и Северной Европы.

Обсуждение закрыто.