Герб Республики Казахстан: значение изображённого

Герб Республики Казахстан: значение изображённого

Предыстория

Но для того чтобы установить, какие процессы привели к появлению такого государственного образования, как Казахская ССР, нам нужно вернуться на несколько веков назад, к истокам государственности у казахов.

Зарождение казахской государственности относится к периоду распада Золотой орды и выделения из основанного на её руинах Узбекского ханства Казахской орды. Это событие принято датировать 1465 годом, когда недовольные правлением узбекского хана Абулхайра предводители Керей и Жанибек во главе со своими кочевьями откололись от его государства. Соплеменники, которые пошли за ними, стали называть себя казахами, что с тюркского переводится как «свободные люди».

Впрочем, новое государственное образование было достаточно нестабильно, и полностью централизованным никогда не являлось. В 1718 году под давлением совершавших набеги джунгар оно окончательно распалось на три части: Младший, Средний и Старший жуз. Затем начался кровавый период казахско-джунгарских воен. Спасти казахов от полного истребления помогло только постепенное принятие на протяжении XVIII века казахскими ханами российского подданства. Вначале ханства имели значительную автономию, но в течение XIX века она все больше упразднялась, что приводило к восстаниям. В 1824 году ханская власть была окончательно ликвидирована, а казахские земли вошли в состав Российской империи.

Южная часть современного Казахстана, прежде составлявшая Старший жуз, но утратившая независимость, была присоединена к России в ходе среднеазиатских походов во второй половине XIX века. Территория расселения казахов была поделена между Туркестанским и Западно-Сибирским генерал-губернаторствами, а также Оренбургской губернией. В этот период их стали называть киргиз-кайсаками, чтобы не путать с русскими казаками.

Но в 1917 году произошел крах Российской империи, начался период Гражданской войны, что оказало значительное влияние на судьбу казахов и сыграло определяющую роль в образовании Казахской ССР.

Период противостояния

Во время Гражданской войны политическая и вооруженная борьба велась и на территории современного Казахстана. В это время образовались национальные автономии – на севере – Алашская (Алаш-Орда) с центром в Семипалатинске, а на юге – Туркестанская со столицей в Коканде. Оба государственных образования были ликвидированы в ходе Гражданской войны большевиками: первое – в 1920 году, а второе – в 1918-м. На их территории были образованы, соответственно, Киргизская Автономная Социалистическая Советская Республика и Туркестанская Советская Республика.

Киргизская АССР

На момент своего образования 16 июля 1920 года территория Киргизской АССР включала большую часть современного Казахстана. В неё не вошли только территории на юге страны, которые, как говорилось выше, были включены в состав Туркестанской советской республики. Зато в составе Киргизской АССР находились Каракалпакия и современная Оренбургская область, а Оренбург являлся её административным центром. Киргизская АССР на правах автономии была включена в состав РСФСР, как, впрочем, и Туркестан.

За время своего существования территория КАССР претерпела значительные изменения. Так, в 1924-1925 годах она включила в свой состав южные территории современного Казахстана, до тех пор являвшиеся составной частью Туркестанской Советской Республики.

Казахская АССР

Учитывая, что вариант «киргиз-кайсаки» не являлся самоназванием казахов, в апреле 1925 года произошло переименование Киргизской АССР в Казахскую АССР. Столица была перенесена из Оренбурга в Кызыл-Орду, до того называвшуюся Ак-Мечетью, а сама Оренбургская область была выделена из территории автономии и передана в непосредственное управление РСФСР. В 1927 году произошел очередной перенос столицы, на этот раз в Алма-Ату, которая оставалась административным центром различных государственных образований казахов вплоть до 1997 года, то есть 70 лет.

В 1930 году из состава КазАССР была выделена Каракалпакская автономная область, которую перевели в прямое подчинение РСФСР. Таким образом, территория будущей Казахской СССР была сформирована практически полностью, и в дальнейшем происходили лишь незначительные изменения.

Образование Казахской ССР

В 1936 году в СССР была принята новая Конституция, согласно которой Казахская АССР приобретала статус союзной республики. В связи с этим она была выведена из состава РСФСР, получив с ней равные права, и с этих пор стала называться Казахской Советской Социалистической Республикой. Так произошло образование Казахской ССР.

Управление в Казахской ССР

Фактически управление Казахской ССР полностью сосредоточилось в руках Коммунистической партии Казахстана, образованной в 1937 году, являвшейся составной частью КПСС. Главным лицом республики был Первый секретарь партии. Хотя номинально коллективной главой республики считался Президиум Верховного Совета Казахстана. А сам Верховный Совет являлся законодательным органом. Руководил им до 1990 г. Председатель Президиума, а затем – Председатель Верховного Совета.

Территориальное деление Казахской ССР

Казахская ССР имела административное устройство, сходное с территориальным делением других советских республик. Всего в разное время было образовано 19 областей. В начале 60-х годов некоторые области Казахской ССР были объединены в края (Целинный, Западно-Казахстанский, Южно-Казахстанский), правда, с сохранением своих административных функций. Но уже в середине 60-х от подобного территориального деления решено было отказаться.

Символика

Как и всякое государственное образование, Казахская ССР имела свои символы – флаг, герб и гимн.

Первый флаг республики представлял собой красное полотнище с надписью «Казахская ССР» на русском и казахском языках, а также с серпом и молотом в верхнем левом углу. Именно этот стяг как государственный закрепляла Конституция Казахской ССР 1937 года. Но в 1953 г. произошли существенные изменения: надпись убрали, зато была добавлена пятиконечная звезда и голубая полоса в нижней части полотнища. В таком виде флаг Казахской ССР просуществовал до самого выхода республики из состава Союза.

Тогда же, в 1937 году, был принят и герб Казахской ССР. В отличие от флага за период своего существования он претерпел минимальные изменения. Его изображение представлено ниже.

Гимн Казахской ССР был утвержден в 1945 году. В нем на музыку Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латифа Хамиди были положены слова Каюма Мухамедханова, Абдильды Тажибаева и Габита Мусрепова.

Ликвидация Казахской ССР

Демократические процессы, которые начались в Советском Союзе во второй половине 80-х годов, не могли не коснуться и Казахской ССР, в которой усилились центробежные тенденции. В 1986 году в столице Казахстана Алма-Ате прошел первый в СССР антиправительственный митинг. Он был протестом на назначение из Москвы Первым секретарем Компартии Казахстана человека, который до этого в республике никогда даже не был. Движение жестоко подавили с применением воинских подразделений.

В 1989 году Первым секретарем стал Нурсултан Назарбаев, до того бывший Председателем Совета Министров. 24 апреля следующего года Верховный Совет избрал его президентом. В октябре 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахстана. После Августовского путча Назарбаев вышел из рядов КПСС. В декабре 1991 года была провозглашена полная независимость Республики Казахстан. Так Казахская Советская Социалистическая Республика прекратила свое существование.

Государственный флаг Республики Казахстан

Закон «О государственных символах РК» от 4 июня 2007 года в первой статье определяет, что Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн — главные символы страны.

Флаг и герб Казахстана нового образца были утверждены в первый год независимого статуса — 4 июня 1992 года. Слова гимна тогда только немного изменили, чтобы в нем был отражен новый (суверенный) статус страны.

Дизайн флага разработан художником Шакеном Ниязбековым. Новый флаг РК — это полотнище прямоугольной формы, длина которого превышает ширину в два раза. Оно наполнено выразительными и значимыми по смыслу элементами:

  • солнце в окружении коротких лучей;
  • внизу парит степной орел;
  • ближе к древку размещен народный орнамент.

Карта и флаг РК

Цвет флага

Флаг Республики Казахстан небесно-синего цвета. Такой оттенок преобладает в природе. Фон флага имеет вековые корни в культуре тюрков: небесно-голубое знамя было для них символом преданности, вечности, постоянства.

В геральдике голубой тон символизирует надежду. Это цвет неба, который для всех жителей планеты означает мирную, спокойную жизнь и благополучие.

Автор эскиза флага отказался от пестроты, отстаивал однотонность, которая воплотила бы идею единения множества наций и народностей, живущих в Казахстане.

Солнце и лучи

Солнце для казахов — олицетворение жизни, энергии. Его движение ассоциировалось с движением времени, сменой дня и ночи, времен года.

Светило на флаге окружают 32 золотых луча, по форме напоминающих зерна. Этот элемент в геральдике означает покой и изобилие. В целом знак солнца провозглашает приверженность общечеловеческим ценностям, открытость к сотрудничеству со странами мира.

Парящий орел

Изображение орла на символах такая же давняя традиция евразийских кочевников. Он был для них знаком власти, великодушия и прозорливости властителей. Сам образ орла наполнен таким значением:

  • символизирует свободу, независимость;
  • полет орла свидетельствует о стремлении достичь высот мирового развития.

В геральдике орел — символ мужества, зоркости, чистых помыслов.

Золотой национальный орнамент

Параллельно древку, рядом с ним, размещен золотой орнамент как знак давней культуры и выражение эстетических идеалов народа. Изящные линии традиционного национального узора отражают гармоничный духовный мир казахов.

Голубой флаг с солнцем, орлом, орнаментом
Государственный флаг РК

Герб Республики Казахстан

Герб – один из главных символов государства. Термин «герб» происходит от немецкого слова «erbe» (наследство) и означает наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение.

История свидетельствует, что еще кочевники эпохи бронзы, проживавшие на территории современного Казахстана, идентифицировали себя с особым символом – тотемом, графическое выражение которого впоследствии получило наименование «тамга». Впервые данный термин начал употребляться в Тюркском каганате.

Герб суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году. Его авторами являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов.

Государственный герб Республики Казахстан имеет форму круга (колеса) – это символ жизни и вечности, который пользовался особым почетом среди кочевников Великой степи.

Центральным геральдическим элементом в государственном гербе является изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части находится объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Qazaqstan». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических коней, а также надписи «Qazaqstan» – выполнены в цвете золота.

Шанырақ – это главная системообразующая часть юрты, по форме напоминающая небесный купол и являющаяся одним из ключевых элементов жизнеустройства в традиционной культуре евразийских кочевников. В Государственном гербе республики образ шанырака – это символ общего дома и единой Родины для всех народов, проживающих в стране. Стабильное развитие Казахстана зависит от благополучия каждого гражданина, как прочность и устойчивость шанырака зависит от надежности всех его уыков (опор).

Крылатые мифические кони – тулпары в государственном гербе являются ключевым геральдическим элементом. Образ коня с незапамятных времен олицетворяет такие понятия, как храбрость, верность и силу. Крылья символизируют многовековую мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют о чистых помыслах и стремлении к последовательному совершенствованию и созидательному развитию. Золотые крылья скакунов напоминают также золотые колосья и олицетворяют собой трудолюбие казахстанцев и материальное благополучие страны.

В прошлые века рога активно использовались в культовых обрядах кочевников, а также в качестве навершия их боевых стягов. Изображения небесной благодати, земного плодородия и воинской удачи в виде рогов различных животных всегда занимали значимые места в символических композициях различных народов. Таким образом, крылатый конь с рогом изобилия является важным типологическим образом, который имеет глубокие семантические и исторические корни.

Еще одна деталь в государственном гербе республики – пятиконечная звезда. Данный символ используется человечеством с давних времен и олицетворяет постоянное стремление людей к свету истины, ко всему возвышенному и вечному. Изображение звезды в государственном гербе отражает желание казахстанцев созидать страну, открытую для сотрудничества и партнерства со всеми народами мира. Сердца и объятия жителей Казахстана открыты представителям всех пяти континентов.

Основным цветом, используемым в государственном гербе, является цвет золота, который служит символом богатства, справедливости и великодушия. Также присутствует цвет флага – небесно-голубой, который гармонирует с цветом золота и символизирует чистое небо, мир и благополучие.

Что означает герб республики Казахстан

  казахстанский герб
Среди основной символики любого государства герб страны всегда занимает свое важное место и обладает отличительным признаком, характеризующим нацию и государственную политику страны в целом. Термин «герб» берет свое начало в истоках немецкого языка и несет в себе понятие отличительного признака наследственности, благодаря особому сочетанию фигур и предметов, имеющих непосредственное отношение к истории данного народа.

Герб Республики Казахстан не является исключением и представляет собой особый символ кочевого казахского народа, исторически проживавшего на территории широких степей под сводом национального дома – юрты. Именно поэтому основным и центральным элементом герба является символическое изображение верхнего свода юрты, называемого шанырак. Огромную значимость для кочевника в прошлом имел его семейный очаг, символом которого и был шанырак. От основного элемента во все стороны от центра расходятся опоры представляющие собой каркас юрты. Они выполнены в виде расходящихся солнечных лучей.

Герб выполнен в форме круга и олицетворят собой символ колеса, что является символом постоянного перемещения кочевого народа с места на место. Исторически для казахов символ колеса это элемент, означающий течение жизни и вечность бытия.

По бокам от изображения шанырака расположены мифические кони – тулпары. Они являются ключевым элементом герба. Это величественные создания с головой и телом коня и красивыми крыльями за спиной. Наличие коней на главном гербе страны несомненно связано с кочевой жизнью хозяев Великой степи и их неразрывным существованием с самым необходимым в быту животным. Лошадей казахи почитали и боготворили во все времена. Лошадь для казахского народа это символ храбрости, силы и верности. Крылья тулпаров выполнены в виде колосящейся пшеницы и олицетворяют неоценимый труд казахстанцев на полях своей родины.

Венчает герб пятиконечная объемная звезда, как символ путеводной звезды народа. А в самом низу расположена надпись на казахском языке «Қазақстан». Все изображения и надписи на гербе выполнены в злотом цвете, как олицетворение богатства и достатка республики. Основным цветом фона не случайно выбран голубой. Это цвет чистого неба над бескрайней степью Казахстана.

Герб был разработан и приобрел официальный статус с приобретением независимости суверенного Казахстана в 1992 году. Над его созданием трудились выдающиеся архитекторы Казахстана Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов.

Изображение

Формой государственного герба Республики Казахстан был выбран круг:

  • В центре находится символический рисунок части юрты – шанырака. От нее тонкими прямыми линиями во все стороны расходятся опоры юрты – уыки.
  • По двум сторонам эмблемы – крылатые кони с одним рогом, головы которых повёрнуты к краям герба.
  • В верхней части круга – пятиконечная звезда, внизу – слово «QAZAQSTAN».

Фон – голубой, все вышеназванные гербовые элементы – золотые.

История

Современный герб Казахстана был отобран по итогам конкурса из 245 проектов. Любопытно, что авторами герба называются двух человек – Шот-Амана Уалиханова и Жандарбека Малибекова, которые создали похожие между собой работы не только по композиции, но и по идейному содержанию независимо друг от друга. Утверждён новый герб Казахстана 4 июня 1992 года.

Несмотря на то, что символы герба типично кавказские, его композиция во многом напоминает советскую символику. Схожесть в следующем:

  • Шанырак напоминает солнце, уыки – его лучи на советском гербе. Только на последнем изображалось восходящее солнце и располагалось оно не по центру эмблемы, а в нижней части.
  • На крыльях казахских лошадей рисунок пшеницы, тогда как на советском гербе по обеим сторонам – пшеничные колосья.
  • Пятиконечная звезда на современном казахском гербе изменила свое значение, но она сходна с советской звездой на гербах республик времен СССР.
  • Надпись с названием республики также свойственна советской символике.

В казахском гербе таким образом прослеживается преемственность символики, влияние советской геральдической традиции.

До распада СССР Казахстан был представлен типичным советскими эмблемами на основе государственного советского герба, например, герб Казахской ССР 1937-1992 г. отличался от последнего тем, что пролетарский девиз начертан традиционно на двух языках — русском и казахском, как и аббревиатура республики. Был небольшой период в истории республики (1939-1978 г.), когда использовался изменённый герб, где молот лежал поверх серпа, а звезда имела золотую кайму, но в итоге вернулись к первоначальному варианту, лишь приглушили красный цвет фона и уменьшили количество солнечных лучей.

Современный герб с 1992 г. пару раз также был изменён, но все эти изменения не коснулись его сущности, его композиции и элементов:

  • В 2008 г. и в 2014 г. – изменения затронули лишь геометрию и цвет герба.
  • В 2018 г. – в связи с переходом казахского языка на латиницу было изменено написание «ҚАЗАҚСТАН» на «QAZAQSTAN».

Изображение строго регламентировано стандартом, отступления от которого недопустимы.

История Герба Казахстана
Какими были первые варианты Государственного герба Республики Казахстан? Какие идеи преследовали авторы Государственного герба – Шот-Аман Уалиханов и Жандарбек Малибеков?

В  статье мы будем искать ответы на эти и другие вопросы.2 октября 1991 года, когда Казахстан еще не обрел независимость, казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров полетел в космос. Это историческое событие до сих пор в памяти народа. Полетел он туда с нагрудным знаком, изображение которого предоставлено ниже. Автор нагрудного знака – Шот-Аман Уалиханов, архитектор, известный ученый, общественный деятель. Нагрудный знак имел форму герба. На нем был изображен полумесяц, шанырак и звезда на голубом небе.

ffaa19b0e390224daca0581992aac1e4.jpg

10 октября 1991 года в газете «Ана тілі» вышла статья «Құр шулаймыз, жоқ жалау, байрақсыз қайрат – бос қайрат» о будущих Государственных символах Казахстана, где рассказывалось о том, как архитектор Шот-Аман Уалиханов создал образец герба. В статье подробно описывается, откуда же возникли два крыла. Эти крылья символизируют богиню Нику из греческой мифологии. Богиня всегда изображается двукрылой. Кроме того, двукрылым изображается и Пегас, который будучи символом поэзии дарит вдохновение поэтам.

10a4993eccfa613b2262988a59ddb830.jpg

Кроме того, автор статьи пишет о том, что какую бы религию мы не рассматривали, ангелы всегда изображаются двукрылыми.

Вместе с тем, в результате раскопок на территории Казахстана находят золотые украшения, на которых так же присутствуют изображения крыльев. Так, на найденной в Каргалы золотой диадеме, изображен крылатый конь и крылатый человек, а на найденных в Иссыкском кургане изделиях – крылатые и рогатые лошади, крылатые барсы в горах и др.

Таким образом, после геральдических и археологических исследований появился первый вариант герба. А в выпуске № 48 газеты «Қазақ әдебиеті» –  «Казахская литература» от 29 ноября 1991 года вышла статья «Қазақ халқының елтаңбасы қандай болуы керек?» – «Каким должен быть герб казахского народа?».

В статье подробно описано, как выглядел первый вариант герба, даны пояснения к нему. Автор писал, что голубой цвет на гербе символизирует тесную связь человека с космосом. На небосводе мерцает звезда, а под ней расположилась луна. Звезда символизирует счастливое будущее Казахстана.

По внешнему кругу шанырака (прим. – первого варианта герба) были написаны такие слова: «Малым – жанымның садағасы, Жаным – арымның садағасы» – «Совесть дороже жизни».  

Внизу — надпись «Казахстан», по обе стороны от нее расположены изображения льва и волка, которые были добавлены в ходе дальнейших изменений. Изображения льва и волка показывают, что звериный стиль саков не был утерян до сегодняшнего дня. Кроме того, в нижней части герба изображены полосы трех цветов: голубого, розового, белого. Голубой цвет обозначает единство, розовый – свободу, а белый – мораль.

Таким образом, работа известного архитектора Шот-Аман Уалиханова  сначала побывала в космосе, а после, претерпев некоторые изменения, была предложена в конкурсе на государственный герб.

3b742ed24d3b288b4fbbf7cc2ea33a69.jpg

«Елтаңба – елге деген сағыныштан туған дүние» – «Герб родился из-за тоски по стране», – так говорит Жандарбек Малибеков в интервью, которое он дал журналу «Жұлдыздар отбасы» – «Звездная семья».  

«Я ознакомился со всеми нашими тамгами (родовыми знаками), просмотрел гербы всех государств мира. Я осознал, что каждый народ отличается своей историей, менталитетом. Весь быт и история казахов сформировались вместе с юртой…», –  продолжает Жандарбек Малибеков.

«После древнего сакского периода казахский народ делился  на три жуза, которые составляли единый народ. Поэтому я создавал герб так, чтобы три больших верхних крыла символизировали три жуза одного народа. А три нижних крыла – это современное поколение, которое произошло от этих трех жузов.

Если обратите внимание, то заметите, что в центре трех больших крыльев есть линии. Они символизируют «ақсүйектер» – «аристократов» (торе, кожа, сануки, толенгиты и др.), которые не входят в состав жуза, а уыки (купольные жерди) – это народы, проживающие в нашей стране…», – продолжает свою мысль Жандарбек Малибеков.

5829532609f8da442f9bc5a5f7986f5a.JPG

Депутаты, выбиравшие победителя, проголосовали за работу Ж. Малибекова (237 голосов из 266). Ш. Уалиханова также добавили в авторство герба,потому что предложенные на конкурс работы Ш. Валиханова и Ж. Малибекова были схожи, хотя оба архитектора и готовили свои проекты, не видя и не общаясь друг с другом. Наблюдалась схожесть идеи, орнаментов и узоров. Вместе с тем, авторы дали одинаковое пояснение элементам герба.

fd8686ad06835c6a8b95e7f333368c93.jpg

Известный литературный критик Алия Бопежанова выразила свое мнение по поводу сложившейся ситуации: «Идея, которая посетила одного человека, может прийти на ум и второго, так как и тот и другой – человек. Такая ситуация имеет место быть, когда они оба живут в одной среде, в одинаковых историко-культурных условиях…»

Оба автора герба – Шот-Аман Уалиханов и Жандарбек Малибеков, думая одинаково, создали похожие проекты герба. Работа получилась успешной.

Геральдические ошибки

Несмотря на прекрасную идею и её воплощение, создателям герба не удалось избежать грубых ошибок геральдического плана:

  • Наложение металла на металл.
  • Наличие надписи на гербе (наименование государства).

Вышеназванными ошибками грешат символы и других бывших советских республик, в частности Беларуси. Вопрос об их исправлении в Казахстане никогда не поднимался.

Символика

Несмотря на советское наследие герб Казахстана пропитан национальными символами и знаками, отражающими самобытную казахскую культуру. Основных значимых элементов три, каждый из которых детально прописан.

Элементы юрты

Шанырак — верхняя куполообразная часть казахской юрты, её свод здесь олицетворяет и отчий дом, и семейный очаг. Юрта почитаема у казахов, старая юрта не выбрасывается, а хранится как святыня. Шандарык для казаха – это олицетворение неба, связи с высшими силами, это модель мира кочевника, символ объединения, продолжения рода, непоколебимости. На гербе под этим понятием «дом» понимается Родина, Казахстан как общий дом всех казахов. Подобное изображение есть на флаге Киргизии, на гербе Кызыла.

Кроме шанарыка, на гербе изображены решётчатые складные стены юрты – кереге. От их прочности зависит прочность всего дома-государства. На гербе они тройные, крестообразные.

Уык – жерди, служащие опорой юрте, лучами расходятся от её свода. Их ровно 72 (нормальный пульс взрослого человека в минуту).

Босага – порог юрты. Это полотно в нижней части гербового круга с надписью «QAZAQSTAN». Это символ гостеприимства, добрых и чистых намерений казахов.

Два крылатых Тулпара

Изображение такого коня в зверином стиле можно увидеть на шлеме иссыкского Золотого человека, найденного при раскопках кургана. Крылатый конь у тюрков в сказаниях выступает как символ добра, существо Верхнего мира, обладающее способностью появляться и исчезать мгновенно, это союзник, друг, советчик, покровитель батыра. У кочевников-казахов конь — неизменный спутник, олицетворение храбрости, силы, быстроты, верности, преданности, красоты, совершенства, благородства, надежности. На гербе кони расположены по двум сторонам от шанырака, их крылья высоко подняты над ним. Здесь сказочные кони выступают как обереги, защитники Родины.

Крылатость коней подчеркивает стремление страны к развитию, мечты о прекрасном будущем республики. Рисунок пшеницы на крыльях знак материального благополучия страны и трудолюбия казахов.

Кони однорогие. Возможно, это отсылка к гербу Туркменистана (1882 г.), где изображён единорог. Рога у казахов символ защиты, воинской удачи, изобилия. Изображены рога в форме полумесяца из семи колец. Это символ рода, поклонение предкам, уважение и почитание старшего поколение, знание истории своего рода до седьмого колена.

Пятиконечная звезда

Самый спорный символ, поскольку многие усматривают здесь связь с пятиконечной советской красной звездой или религией. Однако первый президент республики, Н.А. Назарбаев, предложивший сохранить этот символ в таком виде, имел в виду путеводную звезду кочевого народа и собственный, независимый путь развития Казахстана. В целом звезда олицетворяет стремление к чему-то возвышенному, прекрасному и совершенному. Первоначально рассматривались варианты изображения на гербе трех звезд с полумесяцем, восьми-, семиконечной звезды, но в итоге от них отказались.

Круглая форма герба также символична. Это олицетворение мира, вечности, жизни, единения, замкнутости. Круг-колесо также символ кочевого образа жизни казахов.

Цветовая гамма

Два государственных символа Казахстана – флаг и герб – выполнены в единой цветовой гамме. Палитра немногочисленна и объединяет два цвета:

  • Голубой — символ мира, спокойствия, благополучия, чистоты намерений казахов. Это также символ бескрайнего кавказского неба.
  • Золотой — символ жизни, роста, развития, процветания.

При обсуждении на конкурсе проектов герба были категорически отвергнуты любые изображения, несущие агрессию, в частности, мечи, натянутая тетива лука и т.п. Герб Казахстана – миролюбивая эмблема, подчёркивающая культуру казахского народа и широту души, благородство, свободолюбие и гостеприимство казахов, которые сохраняют национальные традиции и обычаи в повседневной жизни. Он подчёркивает значимость исторических традиций и фольклорных мотивов путём их отражения в государственной символике.

Государственный гимн Республики Казахстан

Государственные символы Казахстана включают непременный музыкальный атрибут — гимн.

В первые годы независимости Казахстана еще продолжал звучать советский гимн, в котором сделали несколько изменений. В начале 2006-го в роли главной песни прозвучала другая — известная и популярная композиция «Менің Қазақстаным». Позже, в 2007 году, на законодательном уровне был закреплен ее новый статус.

Композитор Шамши Калдаяков, известный теперь как автор гимна, написал произведение еще в 1950-е годы. Текст, созданный тогда Жумекеном Нажимеденовым, в новое время дополнил Нурсултан Абишевич Назарбаев. С этими правками песня стала соответствовать статусу гимна независимого государства.

Гимн сопровождает все значительные официальные церемонии в стране и за рубежом, если в них участвуют казахстанцы. Каждый гражданин чувствует себя частью великого народа, повторяя поэтические слова припева:

Я песня, звенящая на твоих устах,

Родина моя — мой Казахстан!

Когда звучит эта торжественная песня, люди ощущают свою сплоченность.

Символика РК чествуется ежедневно, но особенно в праздничный день. Праздничные мероприятия пройдут в многих населенных пунктах. Казахстанцы могут гордиться художественными достоинствами государственной символики РК. Для молодого поколения такие торжественные моменты — шаги в формировании патриотизма.

Кто они, авторы госсимволики Казахстана

Кто они, авторы госсимволики Казахстана

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ – Государственные символы — это один из неотъемлемых атрибутов любого государства, олицетворяющих его идентичность и суверенитет. В Республике Казахстан Государственными символами являются — Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Сегодня мы расскажем об авторах символик, документы которых хранятся в Государственном архиве города Алматы, передает корреспондент МИА «Казинформ».

По словам руководителя отдела комплектования документами личных фондов, аудиовизуальной и фото документацией государственного архива города Алматы Гульнары Исмаиловой, Государственные символы — это Символ Независимости Государства, которые имеют высокий статус и, каждый гражданин Республики Казахстан обязан чтить их:

«Как отметил Елбасы — Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, «Государственные символы — это одна из незыблемых основ нашего государства, нашего суверенитета. Они выражают священный объединяющий образ Независимости» .

Сегодня Государственные символы охраняются Законом Республики Казахстан. После обретения Республикой Казахстан суверенитета, в 1992 году, был объявлен конкурс на Республиканскую символику. По итогам конкурса победителями стали: авторы Гимна — обладатели Государственной премии Республики Казахстан, акыны — Кадыр Мырзалиев, Жадыра Дарибаева, Музафар Алимбаев, Туманбай Молдагалиев, автор Флага — Шакен Ниязбеков, авторы Герба — Шот-Аман Уалиханов и Жандарбек Малибеков».

Авторами символики являются семеро личностей, документы четырех из них приняты и хранятся в Государственном архиве города Алматы.

Это — фондообразователи Государственного архива города Алматы:

— Мырзалиев Кадыр Ганиятович — поэт, народный писатель Казахстана, переводчик, лауреат Государственной премии, один из авторов Первого Гимна Республики Казахстан (фонд 662). Документы которого составляют около 700 единиц хранения, Личные документы – рукописи: сборники стихов, переводы, проза, размышления, интервью, награды, книги, поздравительные открытки. Период документов составляет период с 1892 по 2010 годы.

— Ниязбеков Шакен Онласынович — художник, заслуженный деятель Казахстана, автор Государственного Флага Республики Казахстан (фонд 424). Личные документы Шакена Ниязбекова — оригинал флага, проекты и программы изготовления Государственных символов (чертежи), произведения искусства, благодарственные письма, именные поздравления, дарственные книги, фотографические документы приняты в Государственный фонд в 2007 году, за период с 1968 по 2007 годы.

— Дарибаева Кульжадыра Ибрагимовна — поэт, член Союза писателей Республики Казахстан, одна из авторов Первого Государственного Гимна Республики Казахстан. В 2011 году архивом приняты личные документы и рукописи, авторские книги, статьи, опубликованные в печатных изданиях, фотографии, охватывающие период с 1965 по 2011 годы (фонда 492).

— Музафар Алимбаев — народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии, один из немногих писателей казахской литературы, который пережил Великую Отечественную войну. Документы Музафара Алимбаева переданы в архив его детьми вначале 2021 года. Документы в настоящее время находятся в обработке. В составе документов стихи Б. Момышулы, написанные им в 1973 году к 50-летнему юбилею Музафара Алимбаева, которые можно отнести к ценным документам архивного фонда, рисунки (картины великого Динмухамеда Кунаева, Елбасы Нурсултана Назарбаева, известного художника Айши Галимбаевой), произведения, рукописи, авторские книги.

Как отметила руководитель отдела комплектования документами личных фондов, аудиовизуальной и фотодокументации Гульнар Исмаилова, документы авторов Первого Гимна суверенного Казахстана Кадыра Мырзалиева, Жадыры Дарибаевой, Музафара Алимбаева и автора Государственного Флага Шакена Ниязбекова стали гордостью архива.

«Жизнь и деятельность великих людей — пример для зрелого поколения. Наш долг — хранить и пропагандировать документы таких лиц! Флаг, Герб, Гимн — это атрибуты нашего суверенитета, которые являются национальным достоянием, источником патриотизма и любви к Родине. Поздравляем Всех соотечественников с этим замечательным государственным праздником. Хотим пожелать Вам благополучия, мира и добра! Пусть процветает наш Казахстан и высоко реет знамя Независимости» , — добавила спикер.

Как создавался герб

Разрабатывая госсимвол, Жандарбек Малибеков вложил туда свою душу и… дух всего народа.

Сегодняшний гость – Жандарбек Малибеков, автор герба РК, профессор ЕНУ. В День государственных символов Республики Казахстан Малибеков рассказал, что им двигало свыше двадцати трех лет назад, когда он решил принять участие в конкурсе на отбор герба нашей страны, и какой смысл он вкладывал в свое творение.
Уроженец Кызылординской области, после окончания школы поступил на архитектурный факультет Ташкентского политехнического института. Долгое время жил и работал в соседней республике, построил там множество объектов, получив звание «Заслуженный архитектор Узбекистана».
Однажды знакомый передал ему номер газеты, в котором были размещены условия участия в конкурсе по гербу Казахстана, только что получившего независимость. Профессиональный архитектор с многолетним стажем, к тому же всерьез увлекавшийся историей Казахстана, в стороне остаться не мог.
– У конкурсантов было всего три месяца – январь, февраль и март, – вспоминает Жандарбек Малибеков. – На то, чтобы закончить произведение, у меня ушло четыре недели. Весной 1992-го я приехал в Алма-Ату и сдал свою работу в комиссию Верховного совета, получив «корешок» с порядковым номером – 173. Всего было принято 293 варианта герба. Спустя некоторое время мне позвонили и сказали, что я допущен в финальную заявку.
Такая серьезная тема, как герб, требовала большой подготовительной работы, пусть сроки и были сжатыми. Надо было просмотреть гербы всех государств мира. И не только для того, чтобы не повторяться, но, и понять, что обозначает герб для той или иной страны. Стояла непростая задача – охарактеризовать богатую историю Казахстана, устремления и надежды народа в одном материале. Работа должна была быть очень емкой.
Казахи прошли множество испытаний. Становление ханства, джунгарское нашествие, тяжелейший период «Актабан шубырынды» («Годы великого бедствия»), вхождение в состав России. В XX веке наша страна из мононациональной стала многонациональной. При разработке герба нужно было учитывать все: историю, традиции, быт, философию, отличительные особенности.

– «Расшифруйте», пожалуйста, заложенный вами в герб смысл.
– Начнем с тулпаров. «Звериный стиль» характерен для нашего народного творчества, он идет еще со времен древних саков. Тулпары занимают особое место в казахской мифологии.
Да, шанырак на гербе символизирует мир для многонационального Казахстана, но главное здесь не это. Казахи говорят: «Шаңырағын биік, керегең кең, босаған берік болсын!» («Пусть будет высоким потолок, просторными стены, крепким порог твоего дома!») В данных словах заключена вековая народная мудрость. В моей работе подразумевалась вся юрта с точки зрения философии. Юрте – 3 000 лет, столько же времени и кочевой культуре Казахстана. Традиции, мировоззрение, ценности – гостеприимство, толерантность, уважение к старшим – где все это формировалось у казахов? Правильно, в юрте.
Луч, устремленный вверх, заканчивается пятиконечной звездой. Это не дань советской эпохе или олицетворение пяти континентов, а надежда на то, что у Казахстана будет своя путеводная звезда. Желая кому-то удачи, у нас говорят: «Жулдызын жансын!» («Пусть воссияет твоя звезда!»).
Когда мы защищали свою работу в Парламенте, академик Салык Зиманов поддержал нас, отметив, что в нашем варианте нет ненужных политических мотивов, но есть нужные исторические.
– Что предложили другие участники конкурса?

— У кого-то была волчья голова, напоминание про наших славных предков (голова волка была изображена на флаге Тюркского каганата – Прим. авт). Кто-то провел аналогии с батырами, поставив стрелы и шлем. Однако, по моему убеждению, в гербе Казахстана должен был заключаться совершенно другой, нежели у них, смысл.
Помимо всего прочего мной двигало стремление доказать, что у нас богатая культура, которая идет еще с первого тысячелетия до нашей эры, с «Золотого человека», с первых кочевых племенных союзов.
Рад, что члены комиссии и Президент Нурсултан Назарбаев остановились на моем варианте.
Кстати, среди тех 293 эскизов, были и такие, которые совершенно не отвечали необходимым требованиям. А мою работу сразу отметили как хорошую.
Думаю, сказалось архитектурное образование и соответствующее мышление. Я понимал, что, если изображение герба будет плоскостным, оно станет плохо смотреться, потому-то сделал выбор в пользу объемного изображения. Большой опыт в строительстве мне подсказал, как надо делать герб с технической стороны. Законченность и емкость произведения затем многократно отмечались.
– Вы общались с безвременно ушедшим от нас в прошлом году Шакеном Ниязбековым – автором Государственного флага Казахстана?

– До 1992 года нет, я ведь жил тогда в Ташкенте. Но, когда утверждались наши работы, мы с ним стали как братья. Постоянно созванивались друг с другом, очень тесно сблизились…
Времена становления государства прошли, мы уже это перешагнули, нам теперь необходимо двигаться в новом направлении.
Знаете, многие правители в казахской степи имели возможность строить те же медресе, школы. Но они этого, к сожалению, не делали, хотя средства имели. А вот во времена независимости у нас была построена новая столица – Астана, гордость всего Казахстана. Рад, что наша страна находится в постоянном созидании, – закончил беседу Жандарбек Малибеков.

556f51099676c1433358601.jpg
Государственный Герб Республики Казахстан

Узнал о конкурсе из газеты

Архитектор, профессор ЕНУ им. Гумилева 79-летний Жандарбек МАЛИБЕКОВ живет и трудится в столице. В настоящее время он разрабатывает новое направление в архитектуре – ой-тек (Oi-tek), оно основано на таких понятиях, как “ақыл, парасат, сана” (разум, здравомыслие, сознание). Ой-тек предлагает правильные пространственные решения, создает архитектурную среду для формирования культуры и традиций. Недавно Малибеков опубликовал книгу, посвященную истории создания национального герба, с подробным описанием всех его элементов – их более 40.

– Когда творческий материал законченный, убавлять или добавлять ничего не нужно. Всё получилось. Герб у нас особенный. 30 лет он работает, – комментирует автор. – Мне тогда было 50 лет, я был главным архитектором в научно-исследовательском институте по проектированию городов в Узбекистане. Много работал, за это мне дали заслуженного архитектора.

В тот период шел международный конкурс на восстановление цитадели Амира Тимура. Я должен был участвовать в нем, потому что являлся куратором, автором генплана застройки Самарканда. В этот же момент, в январе 1992 года, объявили конкурс на создание государственных символов РК. Ко мне, кызылординскому казаху, часто приезжали гости из Казахстана, и один из них показал мне газету с объявлением о его проведении. Я положил эту газету в карман и там носил ее какое-то время…

Это был вопрос чести для меня, поэтому я решил выдвинуть свое предложение. Пройдет или нет, не задумывался.

Начал с исследования мирового опыта, изучал, почему гербы выглядят так, а не иначе. Какие животные там изображены: орел, черепаха, кенгуру и др. Думал, что же включить, и первый элемент, который я нашел для нашего герба, – это юрта. Юрта появилась несколько тысяч лет тому назад, я считаю, что она имела право быть там. Смысл такой: когда молодые женятся, им сразу выделяют отдельное жилище. Так и наша республика, которая на тот момент отделилась от Советского Союза, – мы съехали, в общем, в “новую юрту”. Теперь ее нужно оберегать.

Один из важных элементов герба – тулпары.

Есть доказательства того, что лошадь была одомашнена в наших степях – знаменитая Ботайская культура относится к IV–III тыс. до н. э. В Берельских погребениях на одеяниях Золотого человека есть фигуры животных в зверином стиле. Конь, с одной стороны, элемент традиции, с другой – дает динамику для развития государства. Также я решил использовать изображение бараньих рогов. “Кошкар муйиз” – основа нашего прикладного искусства и казахских орнаментов.

Что не понравилось депутатам?

Всего в конкурсе участвовали 245 эскизов. Малибеков вспоминает, что обсуждение тех проектов, которые прошли 1-й тур, шло весь день 4 июня 1992 года. В итоге выбрали его вариант.

– Когда я говорю о гербе, меня невозможно остановить, – смеется Жандарбек Малибеков. – Утвердили его примерно в 17 часов 27 минут, через 20 минут был принят и национальный флаг. В тот день фотограф Бондаренко снял нас с Шакеном Ниязбековым – его автором (этот снимок стал знаменитым).

Через 2 дня я выступал перед депутатами Верховного Совета. У меня было некоторое волнение, всё же я архитектор, а не оратор, до сих пор из-за этого страдаю. Мне проще чертить. Но нужно было найти простые слова, преподнести свою работу не архитектурными терминами, обосновать все ее элементы. Очень тяжело мне всё далось. Единственное, я помню, сказал: “Дорогие депутаты, посмотрите на потолок (он был в форме круга), это и есть шанырак, под ним находитесь и вы, избранники народа, и сам народ, под ним же – новое независимое государство. Уики, исходящие из середины шанырака, олицетворяют многонациональность нашего государства, это наш общий дом”.

Наверху на гербе есть пятиконечная звезда, изначально у меня был другой вариант – солнце со звездой. Депутаты смотрели на звезду и говорили: зачем нам напоминание о советской власти?

И бараньи рога им тоже не понравились. А это, между прочим, сакский звериный стиль – основа нашего орнамента и прикладного искусства в целом. Даже сейчас есть практика, когда большие рога вывешивают на почетное место. Для чего? Чтобы не сглазили юрту, жилье, в случае с гербом – чтобы не сглазили наше государство. Бараньи рога также служат и тумаром – то есть оберегом.

На голосовании приняли герб без рогов, солнца и звездочки. А потом, через некоторое время, Нурсултан НАЗАРБАЕВ сказал депутатам, что Казахстан – молодое государство, у каждого казаха должны быть своя звезда и свой путь развития – “Жулдызын жансын!” (в переводе “Пусть твоя звезда воссияет!”). Звезду не надо ассоциировать ни с советским прошлым, ни с религией. После этого еще раз проголосовали – и вернули пятиконечную звезду и бараньи рога. Эти 2 элемента были самыми спорными, солнце композиционно не встало, со всем остальным проблем не было.

Вот казахи же делятся на роды, у каждого были свои тамги, а на гербе вы не найдете деления. Наоборот, он объединяет. Наш герб – совокупный результат многовековой истории, традиций и культуры.

Председателем государственной комиссии по подготовке госсимволов был академик АН РК Салык Зиманов. Он тоже выступил, сказал, что в нашем гербе нет политических, экономических мотивов, в нем только отражены история и традиции казахского народа.

P.S. В 2018 году на гербе надпись “Қазақстан” была заменена на “QAZAQSTAN”.

Государственный герб Казахстана

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана
Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Государственный герб Казахстана разработан известными архитекторами Жандарбеком Малибековым и Шот-Аманом Уалихановым. Он имеет форму круга (колеса) – это символ жизни и вечности. Центральным элементом в гербе является изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся опоры. Справа и слева от шанырака – изображения мифических крылатых коней. В верхней части находится объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Қазақстан».

Все изображения выполнены в золотом цвете. Шанырак – это символ общего дома и единой Родины для всех народов, проживающих в стране. Образ коня олицетворяет такие понятия, как храбрость, верность и силу. Крылья символизируют многовековую мечту народа о построении сильного и процветающего государства. Крылья скакунов напоминают также золотые колосья и олицетворяют собой трудолюбие казахстанцев и материальное благополучие страны. Пятиконечная звезда – знак стремления людей к свету истины, ко всему возвышенному и вечному.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Несмотря на то, что с момента утверждения герба прошло уже 27 лет, Жандарбек Малибеков до сих пор помнит, как непросто было утвердить и отстоять около 40 элементов, из которых состояла работа.

«В комиссию входили такие уважаемые люди, как например, Абиш Кекилбаев, Султан Сартаев, академик Зиманов, сам президент, председатель Верховного совета. Целый месяц я ходил, объяснял, доказывал. Единственный элемент спорный был – какой будет звезда – 5-конечной или 8-конечной. 8-конечную звезду они посчитали признаком мусульманского фундаментализма. Может это и правильно. А 5-конечную они отторгли, так как посчитали символом советской власти. Поэтому без этой звезды эскиз был направлен в парламент. Но там уже выступил Елбасы и сказал: «Дорогие депутаты, давайте не будем сравнивать звезды с остатками советской власти, сравнивать с религией. У нас, у казахов, еще издавна говорили, что у каждого человека – своя звезда. Так и у нашей страны – своя звезда и свой путь развития», – рассказывает Жандарбек Малибеков.

С тех пор герб Казахстана практически не изменился, вносились лишь небольшие корректировки по цветам (они стали более насыщенными) и геометрии, а с 1 ноября прошлого года надпись «Казахстан» стала писаться на латинице. 

На предприятии, которое занимается изготовлением гербов, говорят, что такую работу доверят не всем, нужно обязательно иметь государственную лицензию и регулярно проходить проверки на соответствие утвержденным стандартам.

«Наш герб – один самых сложных в мире, прежде всего, по геометрии. Плюс ко всему, у нас очень серьезные требования к лицензиатам. В Казахстане зарегистрировано около 60 предприятий, которые обладают правом производства гербов. Наша страна очень серьезно относится к государственным символам», – говорит директор компании по изготовлению госсимволики Темирлан Атарбаев.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана
Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Государственные символы сегодня производятся по новым цифровым технологиям. Герб теперь делают не из гипса, который ломается, крошится и впитывает влагу, а из современного прочного пластика. Производители госсимволики рассказывают,  что работа ведется в несколько этапов. На первом герб в течении 2,5-3 минут отливается на специальных станках.  Далее он покрывается различными видами защитных материалов в покрасочной камере. Следующий этап – это покрытие цветом золота, то есть идет распыление металла (латуни). Этот этап сложный и самый долгий. Время зависит от количества изделий, загружаемых в камеру.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Последний этап – покрытие синим цветом в специальных покрасочных камерах. После этого остается зафиксировать с обратной стороны герба крепление – и он готов к эксплуатации.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

«Стандартные размеры – 125, 250, 500 мм, 1 м и больше. Герб 125 мм используют на наведомственные вывески с наименованием госучреждения, 250 мм – на спич-трибуны, стенды с госсимволикой. 500 мм – самый ходовой размер  – это кабинеты руководителей и козырьки зданий», -объясняет руководитель отдела продаж Игорь Беляуш.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана
Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Гербы диаметром 1 метр и более размещаются на зданиях. Причем, чем выше оно, тем крупнее должен быть символ государства. Самый большой герб Казахстана диаметром 3 метра располагается на Акорде и музее Первого Президента.  А самый большой флаг – на  территории этно-мемориального комплекса «Атамекен» в самом центре столицы.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Государственный флаг Казахстана

Государственный флаг Казахстана – это прямоугольное полотнище небесно-голубого цвета с изображением цвета золота в центре – солнца с лучами, под которым парящий беркут. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Автор государственного флага – художник Шакен Ниязбеков. Небесно-голубой цвет символизирует честность, верность и безупречность. Кроме того, древние тюрки почитали вечное небо. Солнце символизирует богатство и изобилие, жизнь и энергию. Беркут воспринимается, как символ власти, прозорливости и великодушия. Полоса национального орнамента у древка государственного флага – олицетворение культуры и традиций народа Казахстана.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Главный флаг Казахстана по величине занимает 9-е место в мире. Общая площадь полотна составляет 450 кв. метров, а вес – более 9 кг. Впервые установили его ровно 10 лет назад, с тех пор этот объект – одна из основных достопримечательностей столицы.

По ежегодной традиции в канун дня рождения города главный флаг страны поднимает лично первый президент Казахстана. Развевающийся стяг виден из любой точки столицы.

Из-за резко-континентального климата в Нур-Султане флаг требует особого присмотра. Его снимают при сильном ветре, дожде и метели.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

«Так как флаг очень большой, он весит примерно 100 кг, находится на высоте 111 метров, подвергается большим ветровым нагрузкам и его уязвимые части – это края, то есть они довольно часто рвутся. При ветре флаг как парус, как хлыст, будет бить и может просто-напросто порваться», -рассказывает руководитель компании, которая следит за состоянием флага Болатбек Бердимуратов.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

За состоянием флага присматривает команда из 5-6 человек – это инженеры и промышленные альпинисты.

«Альпинисты – для того, чтобы красить флагшток, обслуживать поворотный механизм, который находится на самой высокой точке, и менять трос. Промышленные альпинисты поднимаются, там есть специальный подъемный механизм, есть запасные канаты на тот случай, если этот механизм сломается», – говорит Болатбек Бердимуратов.

По мере износа главный флаг страны меняют на новый. А изготавливают его в этом цеху. Работа ведется в несколько этапов.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана
Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

«Изначально в программе Corel готовится файл – эскиз флага, где выставляются все параметры, размеры флага. В дальнейшем он отправляется на печать в сублимационную машину. После этого начинается процесс прожигания флага. Вот у нас есть ткань-сетка, до прожига она имеет вот такой оттенок, после прожига получается нужный нам цвет. Капли краски на молекулярном уровне при определенной температуре, у нас она 300 градусов, лопаются и цвет получается насыщенней. Потом флаги отправляются в прошивочный цех и там уже получается готовый флаг», – объясняет специалист флажного цеха Сырым Хасенов.

Его коллега Салтанат Ахметова добавляет, что это поэтапная работа. «Так как пределы печатного станка имеют границы, он печатается из нескольких полотен, потом сшивается. Недавно проверить его нам помогла 53 школа, которая рядом. На последний звонок вышло почти полшколы, чтобы развернуть этот большой флаг и показать его величие. Поэтому, да, работа кропотливая, трудоемкая, но она стоит того», – говорит Салтанат Ахметова. 

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана
Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Известно, что когда-то автор флага, чтобы представить свой проект комиссии, сшил флаг лично и наклеил с помощью утюга изображения солнца, беркута и орнамент. Из 1200 работ именно этот небесно-голубой стяг был признан лучшим. Сегодня производство флагов постоянно совершенствуется. К примеру, чтобы на официальных церемониях символ государства выглядел безупречно, был разработан новый вид материала, который отлично держит форму. Представитель компании по изготовлению госсимволикиСалтанат Ахметова рассказывает, что это смесь пластика и ткани.

«Это новый материал – дублитекс. Очень сложно иногда придать флагу такой вид, чтобы показать его преимущества, наша компания разработала такой материал и подготовила образец флага. То есть в производстве флажной продукции мы стараемся идти вперед и прогрессировать», – говорит Салтанат Ахметова.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

К слову, кроме казахстанского флага, здесь шьют флаги и других государств.

Государственный гимн Казахстана

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Особую торжественность значимым для государства моментам придает гимн страны.  В истории независимого Казахстана он утверждался дважды – в 1992 и в 2006 годах.Нынешний вариант гимна был утвержден парламентом по инициативе первого президента.

Парламентариям зачитали письмо Нурсултана Назарбаева, в котором отмечалось, что действующий гимн не популярен среди казахстанцев, более популярной является песня «Менің Қазақстаным». Президент подчеркнул, что эта песня давно признана народным гимном страны, настало время утвердить этот статус официально, нужно только внести некоторые коррективы в текст популярной песни. Поправки в текст были внесены лично президентом, и парламент принял решение о том, что авторами текста нового Гимна являются Ж. Нажимеденов и Н.  Назарбаев.

При этом принятие нового государственного гимна сопровождалось оживленной общественной дискуссией. Были и такие мнения, что эстрадная песня не может быть гимном. Действительно, когда еще в 1992 году эту песню Шамши Калдаякова на стихи Жумекена Нажимеденова предлагали в качестве гимна, это предложение было отклонено комиссией именно с такой мотивировкой.

Но если вспомнить историю, то создание гимна на основе популярной в народе песни – не такое уж редкое явление. Например, под влиянием польской песни «Мазурка Домбровского» в начале 19-го века был написан замечательный хорватский гимн «Еще не погибла Хорватия». Гимны Великобритании и США возникли также на основе популярных народных песен, причем британский гимн – на основе французской песни. Песня «Мой Казахстан» была написана студентами Алматинской консерватории Калдаяковым и Нажимеденовым в конце 50-х годов. Она не была задумана, как гимн, ее звездная судьба – это результат всенародного признания. 

Песню с большим удовольствием пели и поют в школах, в детских садах, на церемониях открытия важных общественно-политических и спортивных мероприятий, на семейных торжествах. В утвержденном официальном тексте гимна, состоящем из 59 слов, новыми являются 25 слов. Мелодия была сохранена полностью. «В тексте гимна должна быть ярко выражена идея о том, что богатство казахстанской земли и народа открывает путь в лучшее будущее для наших потомков», – говорилось в обращении президента к парламентариям.

Крылатые тулпары, беркут, солнце и звезда: о чем говорят государственные символы Казахстана

Впервые новый гимн страны прозвучал 11 января 2006 года во время торжественной инаугурации первого президента. В этом же году вышел новый Закон «О Государственном символах Республики Казахстан», в котором, в частности, часть 1 статьи 11 была дополнена словами: «при исполнении Гимна прикладывать ладонь правой руки к левой стороне груди».

Обсуждение закрыто.