Великий Устюг: герб и флаг города

Великий Устюг: герб и флаг города

Нептун в условиях Русского Севера

У государственной символики России сложное, запутанное прошлое. Мы до сих пор не знаем «откуда есть пошел» двуглавый орел, почему в качестве «геральдического покровителя» был избран именно Георгий Победоносец, а не Андрей Первозванный или Николай Угодник, почитание на Руси которых было куда более широким. Но еще более запутанная генеалогия у гербов русских городов, логику символизма которых порой просто невозможно постичь.

С точки зрения геральдической науки герб призван представлять главную идею символизируемого, его формулу, его ДНК. Но когда вы посмотрите, скажем, на эмблему Великого Устюга (Нептун держит в руках два кувшина с изливающейся водой), то расшифровать геральдический код сего сюжета вы вряд ли сможете. Официально герб с римским морским божеством город получил в 1780 году. Фактически же Нептун перекочевал из «Знаменного гербовника» графа Миниха, изданном в 1730 году и был призван, согласно мысли его создателей, символизировать выгодное географическое положение Великого Устюга. Интересно, что изображение подкреплялось легендой: якобы на Землю спускался некий водолей-богатырь, чтобы слить воды двух рек, Юга и Сухоны, в одну – Северную Двину. Большая вероятность, что эта легенда была создана в том же XVIII веке, чтобы как-то объяснить явление Нептуна на Русском Севере.

Крупнейший торговый центр русского севера

Великий Устюг в 17 веке на картине .jpg
 

В XVI веке Великий Устюг становится важнейшим форпостом на пути международной торговли Московии с Европой через Архангельск. Иноземцы называли его «великим водным путем Московии». Русское государство, не имевшее прямого выхода к Балтике, развивает международную торговлю через Белое море.

Чтобы доставить товары в Архангельск из Москвы, купцы передвигались по такому маршруту. Зимой на санях добирались до Вологды. Потом с первыми весенними водами шли по Сухоне через Великий Устюг в Северную Двину, устье которой находится как раз в Архангельске, на Белом море. Таким же образом купцы и посольства европейских государств путешествовали в обратном направлении из Архангельска в Москву.

На этом пути Великий Устюг являлся важнейшим центром международной торговли. В шумном и многолюдном городе можно было встретить купцов и посланников из самых разных стран мира. История сохранила, как осенью 1675 года в городе проживал, дожидаясь, когда встанет лёд на Сухоне и Северной Двине, голландский посол. В его честь был устроен большой фейерверк.

Также через Великий Устюг лежали речные пути-дороги в Сибирь – по рекам Сухоне и Вычегде на Печору, а дальше через Камень (так называли в те времена Уральские горы).

Значение города было настолько велико, что уже в XVI веке при Иване Грозном его начинают называть «Великим».

Великоустюгский Нептун

У речного вокзала в Великом Устюге еще в 1983 году была установлена бронзовая фигура Водолея. На небольшом камне-постаменте выгравирована следующая надпись:

Соединяет седой Водолей

Реки друг с другом.

Соединяет средь рощ и полей

Сухону с Югом.

Автором аллегорической скульптуры является Екатерина Вишневецкая – художник и архитектор родом из Санкт-Петербурга.

Великий Устюг администрация

Казалось бы, какое отношение Нептун, покровитель морей и океанов, имеет к Великому Устюгу? Но не стоит забывать, что в древнеримской мифологии этот бог курировал не только океанические, но еще и речные воды.

Название

Имя города, Устюг, происходит, по одной из народно-этимологических версий, от расположения близ устья Юга. По другой версии, название пришло вместе с переселенцами из Гледена, располагавшегося в самом устье Юга (то есть то же самое — сближение Устюг с Усть-Юг). Более вероятно происхождение от финно-угорского «уфтюга» со значением река, вода, переосмысленное затем славянским населением.

Эпитет «Великий» город получил за свою роль в истории и торговое значение. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий.

Согласно статье 3 устава МО «Город Великий Устюг», существует 3 официальных символа муниципального образования: герб, флаг и гимн.

Герб

Флаг

Гимн      
(Слова Н.И. Чебыкина,
музыка В.И. Чебыкина)

Великий город над рекой,
Ты будешь вечно молодой,
И твой любимый дивный вид
Прокопий Праведный хранит.
Звонят, звонят колокола,
И даль далеко далека.
Ее мы знаем наизусть,
А имя ей святая Русь.

Великий Устюг — ты город русский.
Благословенна твоя земля.
Великий Устюг — ты город русский.
И мы с тобою одна семья.

Ты силой неба окрылен,
Навек не будешь покорен,
Сынов отважных имена
Мы не забудем никогда.
Ты город-воин, ты творец,
Ты слава наша и венец,
Как дорога нам жизнь твоя
И дорога твоя судьба.

Великий Устюг — ты город русский.
Благословенна твоя земля.
Великий Устюг — ты город русский.
И мы с тобою одна семья.

Я вижу солнечный твой взгляд,
И храмов радостный парад,
И лик твой в зеркале рябин,
Его навек мы сберегли.
Встает над городом заря,
Как золотятся купола.
И сердце бьется все сильней,
Нет лучше Родины моей.

Великий Устюг — ты город русский.
Благословенна твоя земля.
Великий Устюг — ты город русский.
И мы с тобою одна семья.

История


Слияние рек Юг и Сухона

Великий Устюг — один из древних русских городов. Начало Устюгу положили ростово-суздальские князья.

Первое поселение они основали в 9 веке на высокой горе в четырёх километрах от современного города на Северо-Двинском водном пути у слияния Сухоны с Югом, а так как с этой горы можно было далеко видеть окрестности, городище получило название «Гледен» («Глядень»).

Однако это городище просуществовало сравнительно недолго. Чудские племена, а затем новгородцы и вятчане часто осаждали и жгли его, а воды рек, подмывая и затопляя берега, приносили людям немало бедствий, и после очередного уничтожения вятчанами в XV веке город уже не возродился.

Ввиду этого уже в XIII веке посадские люди стали переселяться на левый берег Сухоны и основали там новое поселение, названное по устью реки Юг, Усть-Югом или Устюгом.

Флаг и герб Великого Устюга: фото и описание

Великий Устюг – это, прежде всего, вотчина Деда Мороза. Поэтому присутствие на официальной символике этого города полуобнаженного мужчины с кувшинами немного озадачивает. Хоть у него и есть борода, но на героя русских зимних сказок он явно не похож.

Герб у города появился в 1780 году. Наверное, если бы его создавали сегодня, то на нем нашли бы место для «дедморозовской» темы. Впрочем, автор герба, утвержденного указом Екатерины Великой, тоже выбрал неожиданное решение. Он словно предвидел будущую судьбу города как сказочной столицы России.

Почему-то безымянный автор никак не отразил роль города как важного торгового центра страны в XVI-XVII веках, не отметил вклад устюжан в великое освоение Сибири. Можно предположить: в геральдической комиссии об этих свершениях просто не знали.

Герб является красивой иллюстрацией географического местоположения города. В центре расположен Водолей (в описании герба в 1780 году упоминается другой мифологический персонаж — Нептун). В руках у него два кувшина, из которых выливаются воды в единый поток. Из левого кувшина – воды Сухоны, из правого – воды Юга. Два рукава, сливающиеся в один поток, рождают русло новой реки – Северной Двины.

Флаг Великого Устюга представляет собой прямоугольное полотнище стандартных размеров (соотношение сторон: 2:3). Центральная фигура флага – Нептун (или Водолей) в серебряной одежде, восседающий на прибрежном утесе. В руках он держит два красных кувшина, из которых навстречу друг другу изливаются два потока воды. При этом один из кувшинов расположен на коленях Водолея, а другой – непосредственно на склоне.

Великий Устюг флаг

Рисунок городского флага был разработан художником Олегом Свириденко и утвержден в ноябре 2005 года. Хотя история этого изображения уходит своими корнями в XVIII век. В основе герба Великого Устюга – классический французский щит с заострением внизу. Изображение на нем полностью идентично тому, что мы видим на флаге.

Что обозначает герб Великого Устюга

Каждый элемент герба города Великий Устюг имеет не только регламентированное описание, но и значение. Некоторые детали могут трактоваться неоднозначно.

Зеленый фон традиционного французского щита является символом процветания и изобилия, указывает на то, что город активно развивается, качество жизни жителей постоянно растет.

Красные кувшины в руках древнеримского бога Нептуна символизируют крупные местные реки, Юг и Сухону, которые при слиянии превращаются в Северную Двину. Раньше вместо божества изображали богатыря Водолея, который, по легенде, спускался с небес, чтобы объединить 2 реки в одну. Красный оттенок емкостей символизирует роскошь, богатство.

Серебристые одежды бога – символ высокой нравственности, духовной чистоты. Лавровый венок на голове Нептуна в Древней Греции символизировал победу.

Что изображено на гербе

Можно ознакомиться с фото герба. На зеленом щите традиционной формы изображен полулежащий Нептун в зеленом лавровом венке и серебристых (белых) одеждах, обнаженный по пояс. В руках он держит червленые кувшины, из которых льется вода, сливающаяся в нижней части изображения в большую реку. Также может быть в вольном месте размещено изображение герба Вологодской области; чаще всего его помещают в верхнем левом углу. Допускается, однако, изображать без вольной части.

Год основания г.Великий Устюг.

Год основания города Великий Устюг: 1147 год.

История

Первый герб Великого Устюга был утверждён в 1780 году. Герб отличается от современного более светлым фоном и большей проработанностью деталей.

Впервые изображение появилось в 1730 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны. Тогда эмблема принадлежала Великоустюгским полкам. Подтверждение этому содержится в гербовнике Миниха. Официально утверждена символика была при Екатерине II 2 октября в 1780 году.

Затем герб долгое время не подвергался изменениям; в период советской власти его не заменили новой эмблемой, как многие другие принятые в Царской России символы.

2 октября 1998 года художником Олегом Свириденко (Алиевым) был создан новый проект. По бокам от щита появились поддерживающие его фигуры: с одной стороны стоял Дед Мороз, родина которого располагается, по легенде, на территории Великого Устюга; с другой – располагался Нептун. Держатели стояли на полосе зеленого луга, где по краю шла надпись «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Этот вариант использовали до 2000 года, однако официально он не был утвержден. Затем фигуры держателей было решено убрать.

Существующий сейчас вариант утвердили 1 декабря 2000 года. Символ внесен в государственный геральдический регистр Российской Федерации; его номер – 721. Изменения в положения были внесены 9 декабря 2011 года; официальное описание данной эмблемы, однако, не было изменено, изображение осталось прежним.

XIII—XIV века

Впервые в источниках город Устюг, возможно, упоминается в 1207 году. Владимирский князь Всеволод Большое гнездо отдаёт своему сыну Константину в удел Ростов с пятью городами, предполагается, что среди них и Устюг (хотя в перечислении не указано).

Скорее всего, это было сторожевое поселение (в районе Успенского собора), форпост ростовцев против новгородцев. Острога или капитального крепостного укрепления долгое время не имел.

Первое неоспоримое письменное упоминание: в 1212 году преподобным Киприаном Устюжским основан первый на Русском Севере — Михайло-Архангельский монастырь. Фактически это положило начало основанию и развитию настоящего города на левой стороне реки Сухоны.

В 1218 году Устюг подвергся нападению камских булгар, ведших борьбу с русскими князьями за волжско-камский водный путь, дававший выход к богатым охотничьим угодьям.

Город был разграблен, но сумел быстро восстановиться. Уже через два года князья Юрий и Святослав Всеволодовичи повели русские дружины против булгар «из Ростова полк посла, а другой со Устюга на верх Камы».

Вклиниваясь на северо-востоке во владения Новгородской республики, Устюг с самого своего основания служил опорным пунктом ростово-суздальских князей, преграждая дорогу в древнее Заволочье (см. Устюжский летописный свод). С 1364 по 1474 год существовало Устюжское княжество с центром в Великом Устюге.

Конец XIV века — XVII век

В XIV—XV веках борьба, разгоревшаяся за Север, не оставила в стороне и Устюг. Новгородцы шесть раз нападали на него. Устюжане выступали на стороне московских князей.

В конце XIV века при великом князе Василии I Устюг окончательно закрепился за Великим Московским княжеством. В 1446 году Устюг отразил набег татар. В середине XVI века Устюг перестал быть окраинным укреплением и потерял своё военное значение. Однако благодаря выгодному географическому положению (в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю) он продолжал развиваться как торговый центр. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов.

В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий.

XVII век был веком расцвета Великого Устюга, как и для других городов, стоявших на Северо-Двинском водном пути. Практически вся внешняя торговля Русского государства, ввиду отсутствия выхода к Балтийскому морю, осуществлялась по Двине через Архангельск. До конца XVII века город был центром огромной по территории Велико-Устюгской области.

По примеру святителя Стефана Пермского устюжане осваивают новые земли: двигаются в Сибирь, на Дальний Восток, в Русскую Америку. Напоминанием об этом в современном городе служат улицы, названные именами устюжан Дежнева, Атласова, Михаила Матвеевича Булдакова, Неводчикова, Шалаурова, Бахова.

XVIII — начало XX века

В XVIII веке в связи с перемещением торговых путей Великий Устюг, как и многие другие северные города, утратил торгово-транспортное значение. С утратой былой славы менялось и административное положение Устюга.

В 1708 году, когда Пётр I разделил страну на восемь губерний, Великий Устюг вошёл в состав Архангелогородской губернии, стал центром Великоустюжского уезда и получил статус провинциального города, (с 1719 года центр Великоустюгской провинции), а с 1780 года в составе Вологодского наместничества. В XIX век он вступил в качестве уездного города Вологодской губернии.

В конце XVIII века в городе из-за «прекрайней тесноты» произошло несколько крупных пожаров, в результате которых выгорел почти весь посад. Было предложено несколько планов перестройки города. Окончательно утверждён план землемера Голубева, который считается образцом сохранения старой застройки.


Вид города со стороны Сухоны

В РСФСР

В апреле 1920 года председатель местного Горисполкома Е. Е. Горовой предлагал учредить в городе государственный университет.

В 1918—1929 годах Великий Устюг был центром Северо-Двинской губернии РСФСР. Затем в 1929—1930 годах город был центром Северо-Двинского округа Северного края (Архангельск). После упразднения округа с 1930 по 1936 год вместе с Великоустюгским районом входил в состав Северного края (Архангельск). В 1936—1937 годах — райцентр Северной области (Архангельск). После упразднения Северной области 23 сентября 1937 года в качестве районного центра вместе с Великоустюгским районом вошел в состав Вологодской области.

В 1921—1922 годах в городе был образован Северо-Двинский университет, первый на Русском Севере. Действовал Учительский институт. В 30-е годы XX века нанесен большой урон самобытному архитектурному облику города, было разрушено и обезображено множество соборов, церквей и часовен. В частности, снесены церкви Иоанна Предтечи, Троицы (1705), Александра Невского (1707), Варвары Великомученицы (1709), Варлаама Хутынского (1704), Воскресения (1710), Рождества Христова (1716), Иоанна Богослова (1720), Петра и Павла (1749), а также Яиковский Филипповский монастырь.

Родина Деда Мороза

Дом-резиденция Деда Мороза.jpg

Великий Устюг – исторический город России с большим количеством достопримечательностей. В 1998 году он стал родиной Деда Мороза. Город расположен на востоке Вологодской области, в 450-и километрах от областной столицы и в 900-х километрах от Москвы. Великий Устюг, основанный на рубеже XII-XIII веков, находится на левом берегу реки Сухоны, исторически играющей важную роль в жизни поселения. Население города немногим превышает 30 тысяч человек. Местный краевед Любовь Данилова в одной из книг справедливо называет Великий Устюг маленьким городом с большой историей.

Зима. Набережная Великого Устюга
Прекрасный Великий Устюг
Соборное Дворище в Великом Устюге
Памятник Ерофею Хабарову, Михайло-Архангельский монастырь Устюг
Соборное дворище осенью
Храм Симеона Столпника в Великом Устюге
Церковь Вознесения Великий Устюг
Церковь Симеона Столпника Великий Устюг
Вечер. Резиденция Дедушки Мороза
Вид на Набережную и Соборное дворище в Устюге
Визитная карточка Устюга Соборное дворище
Главное здание музея в Великом Устюге
Дом Аленёвых-Чабаевских в Великом Устюге
Зимний день. Соборное дворище. Великий Устюг
Набережная Устюга летом
Памятник Водолею Великий Устюг
Шемогодская береста Великий Устюг
Шемогодская резьба по бересте
Тарелка Шемогодская резьба Великий Устюг
Народный промысел Северная чернь Великий Устюг
Чернение по серебру Великий Устюг
Мастерство ювелиров Северная Чернь Великий Устюг

Проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза»

По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, в Вологодской области с 1999 года действует туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Торжественное открытие Дома Деда Мороза состоялось 25 декабря 1999 года.

В Великий Устюг идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Казани, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. По заявлению тогдашнего губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалёва с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, товарооборот в городе вырос в 15 раз, снизилась безработица.

По данным Дома Деда Мороза, в 2009 году родину волшебника посетило 204 849 человек. По сравнению с началом 2009 года, в 2010 году число гостей выросло на 12 %. Количество писем, которые пришли на Почту волшебника, также в плюсе по сравнению с прошлым годом и составило 157 тысяч.

В 2018 году годовой поток туристов на «родину» Деда Мороза достиг 300 тысяч человек.

Великий Устюг – населенный пункт в России, расположенный в Вологодской области. Изначально он именовался просто Устюгом. В XVI веке город был отмечен Иваном Грозным за значительный вклад в государственную казну, благодаря его стратегически выгодному для торговли расположению, и получил приставку «Великий». Поскольку первое поселение возникло здесь еще в XIII столетии при содействии ростово-суздальских князей, доподлинно установить происхождение названия невозможно. Однако наиболее логичной является версия, по которой привычное уху наименование является результатом объединения словосочетания «устье Юга» – места, в котором два рукава сливаются в Северную Двину.

Довольно долгое время здесь располагался один из главных форпостов, призванных сдерживать захватнические аппетиты булгарских племен и новгородцев, поэтому вплоть до вхождения в состав Московского княжества при Василии I Великий Устюг неоднократно подвергался осадам и разрушениям, но отстраивался.

Свой «золотой век» он пережил в XVII столетии, когда водный путь по Северной Двине стал основным способом передвижения для купцов, которые занимались внешней торговлей. А вот административная реформа Петра I сделала Устюг провинцией, поскольку открывшийся доступ к Балтийскому морю полностью перекроил схему транспортно-экономического сообщения, и былое значение многих северных городов было утрачено. В довершение ко всему, из-за слишком плотной застройки в конце XVIII века произошел большой пожар, уничтоживший практически весь посад. Благодаря удачному плану реконструкции удалось максимально сохранить старую застройку, поэтому исторический центр Великого Устюга так ценен в архитектурном плане.

Улицы Великого Устюга
Улицы Великого Устюга

Великий Устюг

Следующим сильным потрясением для древнего города стало варварское разрушение сооружений религиозного назначения в 30-х годах прошлого столетия. Великий Устюг лишился множества церквей, часовен и даже соборов, а часть помещений, принадлежавших монастырям, до сих пор пребывают во владении местных техникумов.

Значение городских символов

Герб абсолютно любого города призван содержать в себе его историческую, природно-географическую или культурную идентичность. Но разгадать геральдический код Великого Устюга не так просто. Откуда на гербе города взялся Нептун? И что он означает?

Впервые изображение древнеримского божества находим в «Знаменном гербовнике» графа Миниха за 1730 год. По мнению создателей этой эмблемы, водолей с кувшинами должен был символизировать исключительно выгодное географическое положение Великого Устюга. Нетрудно догадаться, что потоки воды, изливающиеся из двух кувшинов – это реки Юг и Сухона. Позднее эта же композиция украсила знамена армейских полков, которые были расквартированы в Великом Устюге.

В основе нынешней городской символики лежит три цвета: зеленый, серебряный и красный. По канонам геральдической науки, их значение следующее:

  • Зеленый – цвет достатка и процветания.
  • Серебряный – цвет нравственной чистоты и духовности.
  • Красный – цвет богатства и роскоши.

К какому федеральному округу относится город Великий Устюг?

г.Великий Устюг входит в федеральный округ: Северо-Западный.

Федеральный округ — укрупнённая территория, состоящая из нескольких субъектов Российской Федерации.

Численность населения города Великий Устюг.

Численность населения в городе Великий Устюг составляет 31 019 человек.

Национальный состав населения Великого Устюга

Национальный состав населения Великого Устюга, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские — 30 172 (97.27%), украинцы — 233 (0.75%), другие национальности (менее 0,5% каждая) — 614 (1.98%).

В какому часовом поясе расположен город Великий Устюг?

Город Великий Устюг расположен в административном часовом поясе: UTC+4. Таким образом, можно определить разницу во времени в городе Великий Устюг, относительно часового пояса в вашем городе.

В каком регионе находится город Великий Устюг?

Город Великий Устюг является частью региона Вологодская область.

Характеристикой региона или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона.

Регион Вологодская область является административной единицей государства Россия.

В какой стране находится город Великий Устюг?

Город Великий Устюг находится на территории государства (страны) Россия, которая в свою очередь расположена на территории континента Европа.

Достопримечательности и музеи

Дом Ноготковых на Красной улице в Великом Устюге.jpg

Иногда Великий Устюг называют «Суздалем русского севера». Считаем — неправильно. Древний город с богатой историей и красивым местоположением настолько самодостаточен (если так можно выразиться), что не нуждается в сравнении с другими местами. Центральная часть поселения сохранила историческую застройку: интересную гражданскую архитектуру, многочисленные памятники церковного зодчества. Прекрасна набережная Сухоны со знаменитым Соборным дворищем, считающимся визитной карточкой города.

Один из знаменитых храмов города — Церковь Вознесения (XVII в.) ­­- напоминает богатством внешнего декора и изяществом отделки памятники «московского узорочья». Рекомендуем путешественникам обязательно побывать в этом удивительном месте.

Главным культурным учреждением города является Великоустюгский музей-заповедник. В составе музея двадцать шесть памятников архитектуры. Многие из них имеют федеральное значение. Всего в состав большого музея-заповедника входит семь музеев: Музей истории и культуры Великого Устюга, Музей этнографии, Музей древнерусского искусства, Музей новогодней и рождественской игрушки, Музей природы, Детский музейный центр, а также открытое для посещения фондохранилище.

Огонь, вода и медные трубы

Скучать жителям этого края не давали и природные катаклизмы. Сухона разливалась так, что наводнения сносили все — дома, храмы, целые посады! Например, в 1638 году во время весеннего разлива Сухоны снесено было водой 150 посадских дворов!


Разлив Сухоны

Устюг несколько раз выгорал от страшных пожаров, вызванных не только людской беспечностью, но и, например, ударом молнии. В 1468 году, к примеру, пожар уничтожил весь устюжский кремль. А в 1678 году от загоревшейся бани выгорел весь город — церкви, гостиный двор, таможня, несколько деревень, 676 обывательских домов, «на соборной же каменной церкви кресты и главы, кровля и паперти обгорели». Упоминания о подобных пожарах — едва ли не через страницу городской летописи.

Время от времени случались в Устюге и тяжелейшие моровые язвы, выкашивавшие население города чуть не полностью — торговыми путями эпидемии распространялись быстро, а через Устюг проходили караваны из самых дальних краев. Бывали и недороды, и солнечные затмения, пугавшие устюжан и предвещавшие очередные тяжелые времена…

Как же в таких условиях выживали люди, да на северных студеных землях, где зимние морозы в минус сорок никого не удивляют, а в минус пятьдесят заставляют лишь поглубже укутать нос в воротник? А ведь не просто выживали, а жили полной жизнью! И торговали, и строили, и детей поднимали, и путешествовали, и край свой славили на всю страну.

На войне как на войне

С самых первых лет города устюжане стали воинами. Их вынуждали воевать. Постоянно от кого-то обороняться, снаряжаться в военные походы с местными или пришлыми князьями, совершать набеги или прогонять тех, кто совершает набеги на них… Когда находишься на пересечении дорог, у проезжающих, проходящих, проплывающих нередко возникает соблазн или вытеснить тебя с удобного места, или усилиться с твоей помощью во время военной компании, или переманить тебя на свою сторону в ссоре с соседом.

На устюжан нападали и с юга, и с востока, и с запада. Новгородцы ходили на Устюг, а устюжане — на Новгород. Иногда устюжане с новгородцами объединялись и ходили на двинян. Обиженные двиняне, объединившись, допустим, с каргопольцами, приходили на Устюг, требовали сатисфакции, и устюжане за разорение их откупались восемью тысячами беличьих шкурок и восемьюдесятью соболиных. Волжские булгары нападали на Устюг, а устюжане ходили воевать в верховья Камы на волжских булгар. Устюжские жители участвовали в Куликовской битве. Позже устюжане не раз выдерживали осады казанских татар и черемисов (так до революции называли марийцев).

Десятки страниц устюжских хроник заполнены свидетельствами о том, как очередной князь — московский, галицкий, новгородский, — посылает рать к Устюгу или приходит с ратью, в которую призвал устюжан, к вятичам, двинянам, пермякам, черемисам… Лихие люди — ушкуйники («ушкуй» — плоскодонное речное судно) — то и дело подступали по Двине, Сухоне, Югу к городу, порой получали отпор, а иной раз грабили и выжигали Устюг. Но и среди устюжан тоже находились «резвецы», и соседям крепко доставалось от устюжских ушкуйников, практически — речных пиратов.

В XV веке, когда укрепилось влияние Москвы на Устюг, великий князь Иван III активно подключал устюжан к подчинению жителей югорских и пермских земель по обе стороны от Урала, а также Вятки, которая зависела от Москвы лишь формально. Жители Устюга оказались в числе первых русских ратников в Сибири. А позже, в XVI веке, они выходили на войну в полках Ивана Грозного.

А дальше, в XVII веке, были литовцы с поляками и «тушинский вор» Лжедмитрий II, на борьбу с которыми устюжане отправили, одну за другой, десять ратей, сражавшихся в боях под Ярославлем и Москвой. После, зимой 1613 года, устюжане отогнали польские отряды уже от самого Устюга.

С XVIII века военная история города затихает: с соседями давно уже помирились и объединились в составе большого государства, главные маршруты российской торговли переместились, а значит, внимания Устюгу уделялось меньше. Тем не менее устюжане регулярно отправлялись на все большие войны, в которых участвовала Российская империя, а потом и СССР — со шведами, с турками, с немцами… Четверо устюжан участвовали в Параде Победы на Красной площади в 1945 году.

Большой торг

Торговал Устюг всегда. Но в середине XVI века с открытием Северного морского пути и приходом на Русский Север англичан и голландцев, которым путь по нашим рекам показался весьма привлекательным, Устюг стал одним из крупнейших торговых центров всего Заволочья (так на Руси называли Север). Собственно, свой титул «Великий» Устюг получил, по одной из версий, именно благодаря успехам в торговле. Иван Грозный, увидев, как расцвел северный город, поспешил включить его в состав своей опричнины, и теперь уже Великий Устюг стал выделять из своих заработанных денег средства на государев обиход. Впрочем, есть среди историков и другое мнение — что титул «Великий» Устюг получил позже, в XVII веке (согласно «Вологодской энциклопедии» под редакцией Г. В. Судакова).

Иностранцы проявляли большой интерес к Устюгу. Вот в 1553 году в устье реки Двины пришел английский корабль под командой Ричарда Ченслера, а с ним гости. На малых судах прибыли в Холмогоры и отправились к великому князю бить челом, чтобы царь Иван Васильевич их пожаловал: велел бы им ходить в свое царство с торгом. А вот уже в 1557 году из Устюга на Вологду по реке Сухоне отправился со своими спутниками Антоний Дженкинсон, английский купец и дипломат, крупный деятель английской «Московской компании», совершавший свое первое путешествие в Русское государство и Бухару. Дженкинсон бывал в Устюге четыре раза. В 1562 году он составил самую подробную на то время карту Московии.


Карта Московии Энтони Дженкинсона

Устюжан мало чем можно было удивить — видали они на улицах своего города и персидских купцов, и греческих. С Западной Европой торговали через Архангельск, с Китаем — через Кяхту.

А чем торговали?

Прежде всего, «мягкой рухлядью», то есть первоклассной сибирской пушниной. Транзитом через Устюг шли зерно и рыба, соль и ткани, продукты животноводства, цветные металлы, бумага, стекло, предметы роскоши… После того как Вологду разорили и разрушили поляки с литовцами, Устюг опередил ее по торговым отчислениям в казну. Местное купечество в XVII–XVIII веках разбогатело немыслимо.

Купцы заботились не только о личной выгоде, но и о процветании родного города. Организовывали предприятия — знаменитая льняная Красавинская фабрика наследников купца Я. Грибанова, маслобойные заводы купцов Чебаевских, выпускавшие льняное масло и олифу, завод «Новатор» купца Львова, изготавливавший фанеру. Были и известный пивоваренный завод, и кондитерская фабрика, и щетинная фабрика, изготавливали канаты, кисти, заготавливали лес…

Славился Великий Устюг и своими пароходами. В Михайловском затоне в 1866 году открыли мастерские по ремонту речных судов. В них же строили пароходы, баржи, дебаркадеры. Позже из этих мастерских образовался Великоустюгский судостроительно-судоремонтный завод, который в ХХ веке выпускал «с нуля» до 13 судов в год.

Устюжские купцы и сами становились судовладельцами. Купец первой гильдии Костров даже основал собственное Северо-Двинское пароходство. Пассажирские суда Костровых имели все необходимые пассажирам удобства и электрическое освещение.

А еще устюжские купцы во все времена строили храмы. Потому что Устюг — город православный.

Северный Суздаль

Так часто называют Великий Устюг — «Северным Суздалем» (по аналогии со старинным Суздалем, где множество прекрасных храмов и музеев). Великий Устюг и сегодня — город-музей с сохранившейся старинной планировкой и множеством прекрасных храмов, а прежде церквей было еще больше: в конце XVIII века их в Устюге насчитывалось 37 каменных приходских и одна деревянная, а когда начинаешь листать городские хроники, перечисляются многие другие храмы, возле которых стоит пометка «не сохранился…» — сгорел, обветшал, разрушился, снесли, взорвали…

Христианизация края началась еще в XII веке. Большое значение в этом имели монастыри. Рядом со строящимся Гледеном был основан Троицкий Гледенский монастырь, один из древнейших на Русском Севере. В 1212 году недалеко от устюжского посада гледенский монах Киприан основал Михайло-Архангельский монастырь. В 1290 году епископ Ростовский Тарасий освятил в Устюге деревянный Успенский храм, который со временем стал кафедральным собором.


У Успенского собора судьба драматическая: он горел… шесть раз! И всякий раз упорные устюжане заново отстраивали его в дереве на том же месте, пока, наконец, в 1558 году его не выстроили в камне — это было первое каменное здание в городе. Во время очередного пожара он сильно обгорел, и вновь в камне его построили и освятили только в 1669 году! А потом много раз перестраивали… Сейчас последняя его версия красуется в центре города

Во второй половине XIII века в Устюге появился величайший святой этих земель — блаженный Прокопий Праведный. Удивительное стечение обстоятельств сделала святым покровителем северного русского города… немца! Ганзейского купца из города Любека. Выросший в знатной и богатой семье, воспитанный в католической вере, в 1243 году после смерти отца он покинул родину и прибыл в Великий Новгород. Там, потрясенный красотой русских храмов, раздал свое имущество нищим, принял православие и по благословению старца Варлаама удалился в Устюг. Стал юродивым (есть версия, что первым на Руси!), жил на подаяние на паперти Успенского храма.

Известно житийное предание, что в 1290 году святой предвидел угрозу Устюгу от «каменной тучи», предупредил об этом горожан, призвал их замаливать свои грехи, а сам усиленной молитвой сумел отвести бедствие. В 18 км от города, в местечке Котовалово, где из тучи падали камни, в 1855 году устроили часовню. В 1903 году, к 600-летию преставления чудотворца, ее освятили как церковь.

Блаженный Прокопий и преподобный Киприан Устюжские во многом способствовали превращению города в крупнейший православный центр на северо-востоке России. Через этих святых прослеживается связь и с другими, жившими позднее устюжскими праведниками. Например, Прокопий Устюжский однажды поклонился трехлетней девочке Марии, предвидя в ней мать будущего известного просветителя Стефана Пермского. Действительно, сын Марии Стефан (Храп) в 1379 году с христианской миссией отправился в финно-угорские земли, создал для зырян (так раньше называли коми) алфавит, а в 1383 году возглавил Пермскую епархию.

Семь поразительных святых устюжской земли:
от прежнего купца-католика до бывшего посланца хана Батыя

Тот же Прокопий Устюжский в тяжелые годы гонений и поруганий находил утешение у четы святых праведных Иоанна и Марии Устюжских. Но Иоанн не всегда был Иоанном. Изначально его звали Багуй или Буга и был он… сборщиком дани хана Батыя!

В середине XIII века, когда Батый пошел на Русь, многие жители центральных областей искали спасения в лесах Заволочья. Татарская конница на Север пройти не смогла, и тогда Батый послал в Устюг за данью Багуя. В 1262 году владимирский князь Александр Невский призывал русских людей «не терпеть насилия татар», устюжане, согласно этому велению, взбунтовались, освободили от татар город, а Буга вынужден был просить у народа прощения. Его простили, ордынец принял православие с именем Иоанн, венчался с девицей Марией и построил на Сокольей горе храм Иоанна Предтечи, вокруг которого позже образовался Иоанно-Предтеченский монастырь. Ни храм, ни монастырь не сохранились, а на иконе праведных Иоанна и Марии Устюжских можно рассмотреть необычные татарские одежды северного святого.

Строили в городе церкви и великие князья. В 1364 году князь Дмитрий Донской подчинил себе сначала Ростов, а затем и Устюг, образовав особый удел Устюжский. В его честь и в честь его духовного покровителя на правом берегу Сухоны напротив Устюга в Дымковской слободе (удельной собственности княжеской семьи) были построены церкви великомученника Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского, духовного наставника князя.

«Купеческие» же храмы в большом числе стали возводиться в Устюге c XVII–XVIII века. Купцы много и щедро жертвовали Церкви, что позволяло богато украшать церкви, которые и сегодня определяют архитектурный облик Устюга.

Эта река ведет к храму: почему стоит
побывать на берегах Сухоны

Немного усложнил жизнь устюжским купцам Петр I. Он перенаправил торговые потоки, обязав купцов поставлять товар в Европу не через Архангельск, как прежде, а через вновь отстроенный Санкт-Петербург. Но нормальных дорог к новой столице из Великого Устюга еще не было. Логистика для «западной» торговли заметно осложнилась, и устюжане сосредоточились на торговле с Сибирью. Благо многие выходцы из Великого Устюга давно уже осели за Уралом, имели там свои фактории и промыслы. А путь в Сибирь им проложили их же соотечественники.

Город великих путешественников

Дежнёв, Хабаров, Атласов, Булдаков, Попов, Шилов, Малахов, Пуртов, Бахов, Шалауров, Шошин… Редко какой город в России может похвастать таким количеством выдающихся землепроходцев, как Великий Устюг. В XVIII веке говорили: «Без устюжан в Сибири не обойдется никакое дело». Не зря в Сибири так часто встречается фамилия Устюжанин.

В городе сегодня стоят несколько памятников великим землякам-землепроходцам. Вот памятник Семену Дежнёву. Исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, добытчик пушнины и иных сибирских богатств, он стал первым известным мореплавателем, за 80 лет до Витуса Беринга прошедшим по Берингову проливу и понявшим, что эта вода разделяет два океана и два континента.

Еще один памятник — Ерофею Хабарову. Он происходил из крестьян из-под великого Устюга, был продолжателем дела Еналея Бахтеярова и Василия Пояркова по освоению Приамурья.

Каждый год за Урал устюжане везли хлеб и нужные товары, заводили в Сибири соляные варницы, пахали землю, сеяли хлеб, промышляли зверя, строили городки, храмы, открывали новые земли и морские пути.

Устюжский купец Михаил Булдаков возглавлял Российско-Американскую компанию, которая снарядила в 1803 году кругосветную экспедицию И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. С Великим Устюгом связаны судьбы организатора и участника экспедиции 1648 года из Ледовитого океана в Тихий Федота Попова а также исследователя Камчатки Владимира Атласова.

Кто открыл Берингов пролив,
или 17 мгновений мытаря Семена Дежнёва

С 1740-х годов за пушниной устюжане ходили на Алеутские острова и на северо-западное побережье Северной Америки. Среди участников купеческих экспедиций известны имена более 40 жителей Великого Устюга. Самым удачливым из них был Василий Шилов. В 1767 году он представил в Адмиралтейств-коллегию карту Алеутских островов своего сочинения. Карта была признана «для первых начал довольно изрядной», а составитель получил золотую медаль.

Устюжане были участниками многих открытий в Тихом океане и на Аляске. Мореход Егор Пуртов открыл дельту реки Медной, Василий Малахов основал Николаевский редут, а его сын Петр позднее создал самое северное русское поселение на Аляске, Нулато, и стал первооткрывателем Аляскинского хребта. Выдающимися мореплавателями и исследователями проявили себя купцы Иван Бахов и Никита Шалауров.

Город мастеров

Не меньшего уважения достойны устюжские мастера народных промыслов. Из их рук выходили такие изделия, такие шедевры, которые вызывали восторг у самых искушенных ценителей на самых престижных мировых выставках и которые не считали зазорным специально заказывать в Великом Устюге представители царской фамилии.

Искусство кованого железа — кузнецы-устюжане творили в нем чудеса. Болотных руд много, дешевого леса хватает, почти в каждой деревне стояла кузница, где крестьянин-кузнец и лошадей подковывал, и косы-топоры-ножи точил, и замки-ключи вырезал… А кроме бытовых скобяных изделий создавал, например, ажурные решетки для оград устюжских церквей. Или закручивал завитки подсвечников, железных светцов, ковал ларцы и дымники (навершия печных труб)…


Ларец, «мороз по жести». XIX в.

Уникальный промысел — «мороз по жести». С конца XVIII века он получил широкое распространение на устюжской земле. На тонкий лист жести наносился прочный рисунок с помощью особой химической обработки жести. Создавалась иллюзия морозного узора — радужные перламутровые «цветы» мороза. Из этой жести делались шкатулки и ларчики такой красоты, что мастера вывозили их на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, где «мороз по жести» влет расхватывали персидские, турецкие и китайские перекупщики. Жестью с «морозными» узорами обивали деревянные сундуки, ларцы, шкатулки и украшали их просечными железными накладками. Секрет «мороза по жести», увы, утрачен — и сегодня мы можем любоваться лишь изделиями старых мастеров в музеях и хранилищах.

Резьба и роспись по бересте. Самобытный промысел, уходящий корнями в XVIII век, в Шемогодскую волость Великоустюжского уезда. «Шемогодская береста» — это вьющийся побег со спиральными завитками и круглыми розетками с мелкой прорезью на туесах и коробочках, шкатулках и тарелках… Под ажурную прорезь подкладывали фольгу, ткань, цветную бумагу, получалось очень необычно и красиво. Занятие кропотливое, требующее от устюжских резчиков огромного терпения, но результат достойный, и шемогодская береста до сих пор — визитная карточка, бренд Великого Устюга, которым заполнены сувенирные магазины города.

Как делают легендарную северную чернь в Великом Устюге

Чернь по серебру. При том, что своего серебра в Устюге нет, устюжские мастера-ювелиры переняли секреты чернения металлов у новгородцев и москвичей. Серебряные табакерки, подносы, бокалы, чарки, шкатулки и столовое серебро покрываются рисунком, гравируются, а гравировка заполняется черным составом. У устюжан — уникальная технология приготовления и сплавления черни, дающая прочный насыщенный орнамент. Кубки, матрешки, наборы выставляются как лоты на аукционах «Сотбис», входят в коллекции крупнейших музеев, преподносятся как подарки президентам и высокопоставленным особам. Церковной утварью с устюжской чернью по серебру пользуются в соборах многих городов России. А колечки, серьги, ложки с удовольствием покупают устюжане и гости города.

Гледен далеко глядит

В 450 км к северо-востоку от Вологды реки Сухона и Юг сливаются, образуя Малую Северную Двину. Места привлекательные, стратегически выгодные: взял под контроль реки — и весь торговый путь держишь в кулаке!

Так рассуждал, возможно, великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо, когда в 1178 году решил заложить в устье Юга на правом берегу холма город. Холм этот назывался Гледен. Народная этимология возводит слово к славянскому «Глядень» — «глядеть». Дескать, с горы этой далеко было видно, вот и назвали Глядень-Гледен. На самом деле, раньше, еще начиная с IX-X века, здесь было финно-угорское, вепсское поселение. А по-вепсски «лед» — это песок. Речка Леденьга, протекающая неподалеку, переводится как «песочная река». Возможно, здесь было поселение Леденг, а пришли ростовчане-суздальцы и переделали название в Гледен.


Река Сухона

Но почему мы так много рассказываем о каком-то полумифическом, несохранившемся городе Гледене, если речь в тексте должна идти об известной сегодня каждому «Родине Деда Мороза» — Великом Устюге?

А потому что Великий Устюг появился не сразу. Сначала был Гледен, и лишь в 1212 году старший сын Всеволода Большое Гнездо князь Ростовский Константин Всеволодович получил в удел от отца здешние земли и основал в четырех верстах от Гледена, на левом берегу Сухоны, в местечке Черный Прилук город Устюг. Причиной рождения города стала капризная и непредсказуемая Сухона, которая все сильнее подмывала правый берег и разрушала древний Гледен.

Основное население продолжало жить на Гледенском холме. Но в XV веке галицкие князья из Московского дома Рюриковичей вовлекли устюжан в долгую междоусобную войну, в результате которой в 1436 году Гледен разорили войска князя Василия Юрьевича по прозвищу Косой, боровшегося с государем Московским Василием II, а потом, в 1438 году — вятичи: «…древний град, зовомый Гледен, сожгли и опустошили, а граждане разбежавшись по лесам и удобным местам, скрылись» (Андрей Титов, «Летопись Великоустюжская», 1888). Город Гледен пропал, название его сохранилось лишь в имени Троице-Гледенского монастыря, возведенного на том же холме.

С середины XV века на историческую арену уверенно вышел город Устюг. Его название, по славянской версии, образовалось от словосочетания «устье Юга» (и это более вероятно), а по финно-угорской — произошло от слов «юхтета» («сливаться») или «ухт» (волок). Титул «Великий» Устюг получил еще позже — в конце XVI века, во времена своего расцвета. Но до этого было еще далеко…

Обсуждение закрыто.