Большой государственный герб Российской империи

Большой государственный герб Российской империи

Большой Государственный герб Российской Империи

По указу Императора Александра II был введен 11 апреля 1857 годаБольшой Государственный герб Российской Империи, принятие которого в геральдической форме закрепило исторический процесс объединения русских земель и земель других народов под российской короной.
Большой государственный герб Российской империи отражает в себе символ единства и могущества России. В государственном гербе Российской империи отражена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства.

01-герб ввел александр-3

Герб двуглавый Орёл появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.),  объединившего русские земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего Византийского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.

Двуглавый Орёл Византии

В 326 году император Римской империи Константин Великий сделал двуглавого орла символом государства и в 330 году он перенёс столицу империи в город Византий, в последствии переименованный в Константинополь.

17 января 395 году скончался последний император единой Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью император Феодосий осуществил мирный раздел Римской империи между сыновьями. Младшему сыну — Гонорию досталась Западная часть Римской империи. Малолетний император Гонорий попал под опеку доверенного полководца Флавия Стилихона, которого женил его на своей племяннице Серене. Флавий Стилихон фактически стал правителем Западной Римской империи. Старшему сыну Аркадиюдосталась в управление ВосточнойРимской империи, со столицей Константинополе, который называли — «второй Рим». С 330 года золотой двуглавый орёл стал государственным гербом Византии, бывшей Восточно-римской империи.

Золотой двуглавый Орёл, глядящий на Запад и Восток, помещенный на красном поле был государственным гербом Византийской Империи. Золотой цвет двуглавого орла в византийской иконописи символизировал божественность, величие власти в единстве Европы и Азии, процветание,  богатство Востока и Запада, незыблемую вечность христианской веры.

Венчание в Софьи Падеолог и царя Иоанн III состоялось 12 (22) ноября 1472 года в Успенском соборе в Москве. Вступившая на Московский великокняжеский престол, Софья Палеолог привезла с собой не золотого Орла – герб Византийской Империи, а Чёрного Орла — родовой герб династии Палеологов,правивших в Византии с 1261 по 1453 год. Орёл был выткан чёрным шёлком на золотом стяге, который везли во главе её свадебного поезда.

В 1480 г. после «Стояния на Угре», ознаменовавшем окончание 240-летнего монголо-татарского ига, когда Иоанн III стал самодержцем «всея Руси»  и государем, именующим себя«царем» – от византийского «цезарь».

«Москва — третий Рим, а четвёртому — не бывать», и бывший византийский золотой двуглавый Орёл приобрёл в Российской империи значение унаследованного от Византии государственного символа.

ГрамотуИоанн III скрепляла двусторонняя висячая красновосковая печать великого князя, прекрасно сохранившаяся до наших дней. На лицевой стороне печати изображены всадник, поражающий копьем змея, и круговая надпись (легенда) «Иоанъ б(о)жиею милостию господарь всея Руси и великий кн(я)зь»; на оборотной – двуглавый Орёл с распростертыми крыльями и коронами на головах, круговая надпись с перечислением владений.

Вначале головы двуглавого Орла на гербе России венчала самодержавная шапка Мономаха, Орёл держал в лапах  восьмиконечный – русский крест, как символ Православия, и меч, как символ борьбы за независимость Русского государства, завершить которую удалось только внуку Иоанна III – царю Иоанну IV (Грозному ).

Идея объединения русских княжеств вокруг Москвы отражена в Большом государственном гербе России.01-mal.gerb

На Большом государственном гербе изображен двуглавый чёрный орёл с поднятыми вверх крыльями. Над двуглавым орлом изображены три императорские короны, которые соединены голубой лентой.Две малых короны увенчивают две орлиные головы. Над головами двуглавого коронованного орла при царе Михаиле Федоровиче появилась третья корона,увенчавшая всю композицию. Это нововведение относится к 1625году.

«По нашему указу сделана наша печать новая, больше прежние, для того, что на прежней печати наше Государское титло описано было несполна; а ныне перед прежнею печатью прибавлено на печати в подписи, в нашем Государском именованьи: «Самодержец»; а что у прежней нашей печати были промеж глав орловых слова, и ныне у новыя нашия печати слов нет, а над главами у орла коруна», – объяснялось в царском указе.

Данный текст однозначно свидетельствует о том, что изменение было вызвано потребностью символически отобразить на печати титульное наименование «самодержец». И хотя слово «самодержец» в царском титуле появилось ещё при Федоре Ивановиче и Борисе Годунове,только Михаил Федорович таким образом обозначил новый статус московского государя.

На груди чёрного Орла – щит с изображениемСвятого Георгия, покровителя воинов, землепашцев и защитника всей земли русской. Изображение Небесного Воина Георгия на белом коне, копьём поражающего  Змия, помещалось на великокняжеских печатях, знаменах (стягах) княжеских дружин, на шлемах и щитах русских воинов, монетах и печатных перстнях – знаках отличия военачальников. Изображение Святого Георгия издревле украшало герб Москвы, ведь сам Святой Георгий со времен Дмитрия Донского считался покровителем города.

01-герб-орёл

В лапах чёрный орёл удерживает скипетр и державу, на груди орла изображён Московский герб — на червлёном щите с золотыми краями изображён святой великомученик Георгий Победоносец на белом коне, облачённый в серебряные доспехи древнерусского воина. Щит с изображением чёрного двуглавого орла увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского.
Вокруг центрального главного щита изображена золотая цепь с орденом святого Андрея Первозванного.01-средний-gerb_

По сторонам щита расположены щитодержатели, с правой стороны (с левой от зрителя) изображён святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил,под покровом купола православной церкви с надписью «С нами Бог».
Центральную часть Большого государственного герба Российской Империи венчает большая императорская корона с государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с гербами княжеств и волостей Российской Империи — три справа и три слева от хоругви, создающие целый полукруг.

Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы Российской Империи (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства.

01-херсонес таврический-

Верхние шесть щитов на Большом государственном гербе Российской Империи расположены следующим образом (слева направо): соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский.

В тоже время в Российской империи были приняты Средний и Малый государственные гербы.Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой герб, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью святых.

Малый государственный гербРоссийской империи, как и Средний государственный герб, но без изображений святых, осеняющих центральный щит России, и без родового герба Его Императорского Величества.

Герб Таврической губернии Российской империи

-1824-таврическая губерния

Почему герб Византии Двуглавый орёл — на гербе Крыма?

В Раннесредневековое время Крым попал в сферу военных интересов Византийской империи. Особенно активизировалась политикаВизантии в Крыму во время правления императора Юстиниана I (527—565 годы). Наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить своё влияние в Таврике. С этой целью византийцы привлекали осевших в юго-западном Крыму варваров на военную службу в качестве федератов (союзников).

По сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, крымские готы, достигавшие своей численности до трёх тысяч бойцов, проживали тогда в «стране Дори» или княжество Феодоро, локализовать которую можно, на наш взгляд, в юго-западном Крыму. В этой стране византийский император Юстиниан построил некие «длинные стены», под которыми следует понимать либо т.н. «пещерные города», либо комплекс прерывистой цепи укреплений в юго-западной Таврике стратегически важные византийские крепости в Чуфут-Кале, Доросе-Феодоро (Мангупе), Эски-Кермене, Бакле и Тепе-Кермене.

Византийская стела из крепости Фуна. Герб Двуглавый орёл (справа).

О том, что не позднее 1381 года в Доросе-Феодоро проживала самостоятельная княжеская династия, мы узнаем из генуэзского документа, упоминающего князя Феодоро.

В 1411 году в итальянских документах впервые упоминается имя феодоритского князя Алексея I «Старшего», правившего до 1446 года. В этот период княжество Феодоро достигает своего расцвета. Его границы занимали значительную часть юго-западного Крыма, простираясь от Херсона до Алушты, включая сам Херсон, крепости Каламиту (Инкерман) и Фуну, но исключая принадлежавшие генуэзцам селения консульства Чембало (Балаклава) и территорию капитанства Готия.

Для укрепления статуса княжества Феодоро князь Алексей I «Старший» заключил два династических брака с византийскими родами.

В 1425 году старший сын князя Алексея I, правившего с 1411 по 1446 год в княжестве Дорос-Феодоро (Крым), царевич Иоанн женился наМарии Асанине Палеологине Цамблаконине; год спустя дочь князя Алексея I Мария вышла замуж за деспота Давида Комнина. Вследствие родства правящей династии княжества Феодоро с византийским родом Палеологов князья Феодоро или как их называли в европейских источниках:синьоры Феодоро и повелители Готии»« (Signori de lo Todero et Domini Gothiae). использовали византийскую символику — двухголового орла.


Прорисовка рельефа на купели из Кучук-Ламбата (Крым), символизирующей брачный союз Иоанна, старшего сына мангупского князя Алексея, и Марии Палеолог из Константинополя (по В.А. Сидоренко)


Прорисовка медальонов фунской надписи 1459 года (по В.А. Сидоренко). 1 — надпись «Иисус Христос побеждает»; 2 — монограмма имени князя Алексея; 3 — монограмма имени князя Мельхиседека (предположительно); 4 — монограмма имени князя Александра; 5 — двуглавый орел, символ князей Феодоро (Крым).

В 1425 году Иоанн, старший сын Алексея I, женится на представительнице византийской правящей династии, Марии Палеолог; с этого момента византийский двуглавый орёл входит в геральдическую символику феодоритской княжеской династии.

двуглавый орёл княжества Феодоро, 1459 год

В 1426 (или 1429) году Алексей I «Старший» выдал свою дочь замуж за деспота Давида Комнина.  В 20-х годах XV века фактически завершилось формирование княжества Феодоро, нового феодального государства в юго-западном Крыму со всеми атрибутами государственности — геральдическими символами, границами, внешней политикой и династическими связями с другими государствами.

В 1472 году мангупская княжна Мария Асанина Палеологиня была выдана замуж за молдавского господаря Стефана III Великого (1429—1504) и родившая ему в 1473 году двух сыновей-близнецов, Богдана и Ильяша, в 70-е годы XV века оба сына скончались, так что эта ветвь мангупской династии прервалась.

-1856-губернии_российской_империи_открытки_

В середине XIX века о своём происхождении от князей княжества Феодоро, опираясь на данные «Бархатной книги» и фамильного синодика, заявляет семья Головиных. В 1862 году Николай Головин составляет генеалогическое древо своей семьи, основателем которой он указывает князя Стефана Васильевича, в состав вотчинных владений которого, согласно той же «Бархатной книге», входил и крепость Мангуп, княжество Дорос-Феодоро.

Герб России до 19-го века

Двуглавый орёл был выбран гербом Московского княжества во времена Ивана III (1462−1505). Тогда же на государственных печатях начали использовать изображение всадника (ездеца) — святого Георгия.

С 16-го века гербом украшали конское убранство царей. Самый ранний образец относится к эпохе Ивана Грозного. В 17-м веке покровцы лошадей, идущих возле царской кареты, были украшены гербом России и гербами отдельных областей. Двуглавого орла помещали на луки сёдел и стремена монархов и людей Государева полка. Элементами герба украшалась парадная царская одежда.

В 17-м веке на крыльях орла помещали гербы входящих в состав Русского царства земель. Это были эмблемы Киевская, Новгородская, Астраханская, Владимирская, Казанская и Сибирская. Гербы других земель и городов, упоминавшихся в царском титуле, изображались вокруг орла.

1.jpg
Рисунок печати Алексея Михайловича, 1667. (Wikimedia Commons)

Пётр I добавил в герб первый из государственных орденов — Андрея Первозванного. Другим новшеством стала замена царских корон на императорские. Это было сделано в 1709 году, до провозглашения России империей.

Рисунок императорского герба был утверждён в 1730 году в начале правления Анны Иоанновны. Орёл должен был быть чёрным, короны — золотыми. В середине орла помещалось изображение святого Георгия на коне. Георгий должен был быть белым, змей — черным, венец и копье Георгия — жёлтыми. Поле должно было быть кругом белым, а в середине — красным.

В 18-м веке во время официальных церемоний используются государственный герб и личные гербы императоров и императриц. Во время похорон первого императора в процессии несли знамя с гербом империи и знамя с личной эмблемой Петра.

В одежде и конском убранстве могли смешиваться элементы личного монаршего и государственного гербов. Например, вместо святого Георгия на коне в центре орла помещали личную эмблему правителя.

Во время похорон членов императорской династии в погребальной процессии несли герб. В 1716 году хоронили царицу Марфу Матвеевну. Церемонию продумывал лично Пётр I. Герб во время похорон нёс генерал-ревизор В. Н. Зотов.

Изображение герба было вышито на погребальном балдахине царицы Прасковьи Фёдоровны, которую хоронили в 1723 году. Спустя восемь лет императорский дом постигла ещё одна утрата — умерла царевна Прасковья Ивановна. 10 октября 1731 года тело царевны лежало под балдахином в её доме. Вышитый золотом герб был размещён на стене над гробом. 28 октября состоялись похороны. Гроб с телом царевны был выставлен в её доме, а на парчовых подзорах были вышиты российские гербы. На стене напротив дверей повесили мантию с вышитым чёрной краской гербом империи.

2.jpg
Герб Российской империи, 1730. (regnum.ru)

В царствование Елизаветы Петровны были популярны фейерверки. Например, во время празднования 1756 года организаторы запускали огненные фигуры. Одной из них была фигура девы Любовь к Отечеству, на груди которой можно было увидеть герб империи.

Оскорбление герба считалось преступлением наряду с оскорблением изображений императора. Сохранились свидетельства о наказаниях за подобные деяния. В 1719 году был арестован подьячий — он выстрелил в герб, помещённый на крыше столичного кабака. В 1761-м житель посада был арестован и осуждён за то, что плюнул на герб.

Герб помещался на монеты, поэтому за небрежное отношение к ним тоже можно было пострадать. Известны примеры, когда людей арестовывали за то, что они бросали деньги на землю и сопровождали эти действия бранью.

В 1754 году Уложенная комиссия работала над разделением преступлений против государя на тяжёлые и совершенные без злого умысла. К последним, за которые планировалось сечь только плетью (без кнута и дыбы) или штрафовать, относилась «брань» герба и портрета императора.

В течение 18-го века Большой Герб менялся незначительно — добавлялись гербы новых земель, входивших в состав империи. Переделать его попытался Павел I.

Эксперименты Павла I

10 августа 1799 года вышел указ Павла I об изменении государственного герба. Как известно, император был великим магистром Мальтийского ордена. Поэтому на груди орла был помещён мальтийский крест, в центре которого, в свою очередь, помещалось изображение святого Георгия. Отдельным указом предписывалось изображать обновлённый герб и на печатях.

3.jpg
Герб Российской империи с мальтийским крестом. (regnum.ru)

16 декабря 1800 года Павел подписал манифест о российском гербе. Отныне он дополнялся принятыми в Европе геральдическими атрибутами — государственной сенью, щитодержателями, знамёнами. На груди орла помещались мальтийский крест и щит, внутри которого находились гербы княжеств и земель империи.

Герб России в 19-м веке

В 1801 году новый император Александр I отменил принятые его отцом изменения, но в 1808-м ввёл новые. В лапах у орла вместо скипетра и державы отныне были факел с молниями (в правой) и лавровый венок (в левой). Крылья птицы из поднятых вверх стали горизонтальными. Кроме того, был убран орден Андрея Первозванного. Скипетр и держава вернулись в лапы орла при Николае I.

В очередной раз герб был преобразован в начале правления Александра II. Император заново ввёл некоторые дополнения Павла I (сень и щитодержатели). Кроме того, были разработаны рисунки Большого, Среднего и Малого гербов, а также соответствующих им государственных печатей.

Много лет святой Георгий на гербе помещался едущим в левую геральдическую сторону (вправо от зрителей). Отныне он, по правилам западной геральдики, был развернут в правую сторону. А вместо чёрного змея святой теперь поражал копьём золотого дракона.

4.jpg
Малый герб Российской империи, 1857. (regnum.ru)

Щитодержателями герба были выбраны архангелы Гавриил и Михаил. Такого не позволял себе никто. Например, на гербе Пруссии щит поддерживали два тевтона (древних германца). Митрополит Филарет предложил сделать щитодержателями древнерусского воина и петровского солдата.

Большой герб 1856 года имел следующие элементы. Двуглавый орёл помещался внутри золотого щита. Щит поддерживали два архангела, а увенчивал шлем Александра Невского. Вокруг щита была протянута вернувшаяся на герб цепь ордена Андрея Первозванного. Над императорской короной помещалась государственная хоругвь. Вокруг хоругви размещались гербы шести великорусских княжеств и областей, ниже — гербы девяти княжеств и царств, вошедших в состав России.

Каждый из этих девяти гербов был увенчан короной. За их основу были взяты короны, хранившиеся в Оружейной палате. Над гербом Астраханского ханства была корона Михаила Фёдоровича, Грузинского царства — корона Александра I. Лента ордена Андрея Первозванного соединяла все гербы.

На Среднем государственном гербе отсутствовали государственная хоругвь и верхние гербы. На Малом был изображён только двуглавый орёл. Большая, Средняя и Малая печати соответствовали гербам и использовались для подписания документов разного уровня.

5.jpg
Малый герб Российской империи, 1883. (regnum.ru)

В то же время разрабатывались большие, средние и малые гербы членов императорского дома. Они содержали отдельные элементы государственного герба и свои собственные. Например, на гербе императорских внуков щит держали золотые единороги, на гербе правнуков — чёрные единороги, а на гербе праправнуков — золотые грифоны.

После Февральской революции обсуждался новый облик герба России. Над этим вопросом работала комиссия, во главе с председателем Максимом Горьким и помощниками председателя Николаем Рерихом и Александром Бенуа. Проект Государственной печати был готов уже в марте 1917 года. Автором её рисунка стал Иван Билибин, изобразивший орла без атрибутов монархии.

После Октябрьской революции птица оказалась неактуальной. У Советского Союза появился собственный герб.

 Николай Разумов  24.09.2021

Малый герб Российской Империи


Малый герб Российской Империи

Малый герб Российской империи был в использовании с 1883 по 1917 гг тройной короны черный двуглавый орел не имеет золотой щита, но покрыт грудной щит, на котором находятся элементы московского герба. На крыльях размещено восемь небольших геральдических щитов.

Герб был заменен гербом РСФСР после Октябрьской революции 1917 года.

На золотом гербе — черный двуглавый орел в золотых доспехах, красноязычный, увенчанный короной Российской Империи . Такая же корона с голубой лентой ордена Андрея Первозванного висит между головами . В правой лапе орел держит скипетр Российской Империи, а в левой державе .

В красном нагруднике святой великомученик Георгий в серебряных доспехах с развевающейся синей мантией, едущий на вздыбленном белом коне с золотой уздечкой и золотой гривой, оседлавленный красным с золотой бахромой одеялом . Под ним ползет златокрылый золотой дракон , чьи пасти Святой Георгий пронзает копьем. Копье оканчивается золотым крестом (для Москвы ). Герб висит на ордене Андрея Первозванного .

На крыльях орла четыре герба справа и четыре слева.

В геральдической правой стороне показывает им

  • Щит 1: Серебряный коронованный золотом, в золотой броне, краснокрылый черный василиск с красным кончиком хвоста (для Казанского царства ).
  • Щит 2: Серебряный орел в золотой короне и броне красного цвета (для Королевства Польского ).
  • Щит 3: в золоте — черный двуглавый орел в золотых доспехах и голубой нагрудный щит с золотой оправой, на котором парит золотой православный крест (для Таврического Царства ).
  • Щит 4: серебряный наконечник с синим основанием щита делится на синий и красный,
    • справа в синем Архангел Михаил в серебряных доспехах с серебряными кончиками крыльев держит в правой руке пылающий меч, а в левой — серебряный щит (для Великого княжества Киевского ),
    • слева коронованный золотой лев смотрит в красное, держит в правой лапе серебряный крест с длинной ручкой (для Великого княжества Владимирского ),
    • вставленный наконечник показывает двух прямоходящих черных медведей в серебре . Между лицевыми стенами золотой престол, на котором наклонены золотой скипетр и золотой длинноножковый крест; три горящие свечи в золотом подсвечнике наверху; в синей основе щита обращены к нему две серебряные рыбки (для Великого княжества Новгородского ).

В геральдической левой стороне показывает им

  • Табличка 5: В сине-зеленой окантовке парящая золотая королевская корона над серебряной направо направо сабля goldgeknaufte с золотой гардой и рукоятью (для Астраханского царства ).
  • Щит 6: На щите, покрытом горностаем, держат двух черных вертикальных соболей под золотой короной из частокола и две скрещенные красные

стрелки, указывающие на основание щита (для Царства Сибирского ).

  • Щит 7: Квадрат со вставленным золотым наконечником и золотым сердечным щитом,
  • на сердечном щите изображен святой мученик Святой Георгий в золоте , в голубых доспехах с развевающимся красным плащом, едущий на вздыбившемся черном коне с (синей?) уздечкой и золотой гривой, оседлавленный красным с золотой бахромой одеялом ; под ним ползет зеленый дракон с черными крыльями , чья пасть Святой Георгий пронзает красное копье (для Королевства Джорджия ),
  • в правом верхнем поле изображена серебряная рыжая лошадь, в левом верхнем углу и в правом нижнем углу — серебряная восьмиконечная звезда (для Иберии ),
  • левое верхнее поле показывает синим цветом между тремя (1; 2) установленными серебряными шестиконечными звездами и двумя серебряными стрелами, указывающими на верхнюю часть щита за золотым средним щитом, покрытым красным полумесяцем (для Кабардинии ),
  • В нижнем правом поле изображен зеленый дымящийся вулкан в золоте, на котором есть две черные диагонально пересекающиеся стрелки, указывающие на верхнюю часть щита (для Картлина ),
  • В нижнем левом поле изображен стоящий коронованный красный лев в золоте (для Армении ),
  • Наверху в золоте изображен одетый в красное, в серебряных доспехах воин с черным копьем на правом плече, едущий на черной скачущей лошади (для Черкесии ).
  • Щит 8: В красном цвете коронованный золотой прямостоячий лев, окруженный восемью серебряными розами , в бронированной правой лапе держит меч с золотым навершием, рукоятью и золотыми иглами, а правой задней лапой на лезвии сабли с золотым навершием, рукоятью и золотыми иглами стоя (для Великого княжества Финляндского ).

История геральдики в Российской империи

 Герб Русского царства

 
Титульный лист жалованной грамоты Петра I канцлеру Г. И. Головкину, 1711 год.

Гербы в Российской империи являются продолжением геральдической традиции, нашедшей своё отражение в Царском титулярнике 1672 года.

Каждый император, императрица или наследник имели свой герб и печать, которые могли меняться под воздействием личных индивидуальных пристрастий наследника престола или общих тенденций в мире, но исторически сложившиеся традиции неукоснительно соблюдались.

В 1722 году императором Петром I была учреждена Герольдмейстерская Контора, которая занималась составлением гербовников, там же рисовались гербы, грамоты и дипломы. Сами гербы могли присваиваться дворянским фамилиям, городам, областям и губерниям, схожие эмблемы присваивались и изображались на знамёнах воинских подразделений.

К сентябрю 1722 года под руководством Ф. М. Санти был разработан государственный герб, сохранилось его описание, озаглавленное «Герб его императорского величества с колерами или цветами своими»: «Поле золотое, или жёлтое, на котором изображён императорский орёл песочной, то есть чёрной, двоеглавой… На орловых грудях изображён герб великого княжества Московского, который окружён гривною или цепью Ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков, как следует. Поле красное, на котором изображён Святой Георгий с золотою короною, обращён он налево, он же одет, вооружён и сидит на коне, который убран своею збруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а все то колера серебряного, или белого; оной Святой Георгий держит своё копьё в пасти, или во рту, змия чёрного».

В 1797 году был утверждён Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, до 1918 года было утверждено 20 томов с фамильными гербами из них опубликовано 10 томов. Многолетняя издательская работа так и осталась незавершенной.

В 1799 году при Павле I вышли указы «О новом Российском гербе» и «О изображении утвержденного Российского герба на печатях». На груди двуглавого орла изображался белый восьмиконечный Мальтийский крест под короной, в центре которого помещался щит со Св. Георгием.

26 апреля 1801 года Александр I своим указом отменил нововведения Павла и восстановил герб в том виде, в котором он существовал до 1796 года. Во времена императоров Александра I и Николая I двуглавый орёл часто изображался без скипетра и державы, а держал в левой лапе венок и ленту, в правой — пучок стрел, факел и ленту. Изменилась и форма крыльев орла.

При императоре Николае I официально существовало два типа государственного орла. Один тип орла с расправленными крыльями, под одной короной, с образом святого Георгия на груди, со скипетром и державой в лапах. Другой тип — с поднятыми крыльями, на которых изображены титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский и Сибирский, на левом — Польский, Таврический и Финляндский. При Николае I Сенат издал указ от 15 сентября 1832 года «О помещении везде герба Царства Польского, где употребляются гербы Царств, в титуле упоминаемых».

В 1856 году в ходе геральдической реформы под руководством барона Бернгарда Кёне, изображение орла было изменёно. Рисунок Малого герба был выполнен художником Александром Фадеевым, этот вариант герба отличался количеством титульных гербов на крыльях. На правом были помещены щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединённым Киева, Владимира и Новгорода, на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

  • Гербы, утверждённые в 1856 году
  • Малый герб

  • Средний герб

  • Большой герб

11 апреля 1857 года Александром II были утверждены «Подробные описания государственного герба, государственной печати и гербов членов Императорского Дома», где описывались большой, средний и малые гербы:

Российский государственный герб есть в золотом щите черный двоеглавый орел. На главах его Императорские короны; над ними третья такая ж, в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты голубого цвета. В когтях правой ноги орла золотой Императорский скипетр; в когтях левой золотая держава. На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом на верху, копьем. Главный щит (с гербом государственным) увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского. Намет золотой и черный. Вокруг щита цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения Святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, подложенная горностаем и усеянная Российскими двоеглавыми орлами; на ней червленая надпись: С нами Богъ! Над сению Императорская корона и государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке оной крестом. Ткань государственной хоругви золотая; на ней изображение среднего государственного герба только без окружающих оный девяти щитов с гербами Царств и Великих Княжеств и Родовым Его Императорского Величества гербом.

24 июля 1882 года Александр III утвердил изображение большого Государственного герба, созданное художником А. И. Шарлеманем . 3 ноября 1882 года был утверждён доклад «О полном титуле Императорского Величества и Описание Большого государственного герба». Изображения среднего и малого Государственных гербов были утверждены 23 февраля 1883 года.

Византийский орел

Впервые двуглавый орел на царских печатях появился при Иване Третьем в 1497 году. Дату важно запомнить, потому что с ней будут связаны некоторые логические умозаключения.

Откуда взялся герб Российской империи?

Откуда правитель Великого княжества Московского взял этого самого орла – трудно сказать однозначно. По этому поводу есть несколько версий.

Первая версия, которая напрашивается сама собой, такова: Иван Третий, женившись на византийке Софии Палеолог, решил подчеркнуть, что его княжество теперь ближе к Европе. До сего момента считалось, что Русь – это «беспросветная» Азия, где властвуют татары и прочие степняки, где о европейской культуре и говорить не приходится.

Иоанн, поместив на большой своей печати двуглавого орла, якобы намекал: вот, дескать, мы заодно с Византией. И вообще, Москва – это третий Рим, если кто не знал.

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

Примерно так, наверное, мыслил русский правитель.

Есть противники этой версии, которые приводят свои контраргументы:

1. Если Иван Третий хотел подчеркнуть связь Московского княжества с Византией, то почему поместил орла не сразу, как женился на Софье Палеолог, а спустя много лет? Сразу хорошая идея в голову не пришла?! Может быть и так.

2. Греки своего двуглавого орла почти нигде не использовали. Точно, не помещали его на печати и официальные бумаги. Поэтому-то, так себе идея – взять орла. Его не особо-то и знали, что он как-то связан с Византией.

Несмотря на все возражения, эта версия считается почти официальной.

Герб Петра IГерб Петра I

Птица Габсбургов

Некоторые историки вдвигают теорию о том, что Иван Третий увидел орла у Габсбургов. За несколько десятков лет до того, как Иоанн разместил на своей печати птицу, своим гербом орла сделал Фридрих Третий.

Теория довольно странная. Во-первых, Фридриха и Ивана ничего не связывало. Никаких точек соприкосновения у них не было. Во-вторых, Габсбург орла сам не придумывал, он увидел его изображение на гербах германской знати.

Сторонники версии говорят, что и здесь видно тяготение Ивана к Европе. Дескать, он очень хотел входить в число европейских правителей, потому и герб взял такой, как у них.

Влияние Орды.

В Золотой Орде чеканили монеты, на которых есть изображение какого-то двуглавого существа, похожего на птицу. Есть мнение, что Иван Третий вовсе не хотел дружить с европейцами, а, наоборот, пытался сблизиться с влиятельным ханами. Но тогда нужно было жениться не на представительнице Византии.

Более того, Орда уже 1483 находилась в не очень стабильном положении. Могущественное азиатское государство было близко к своему распаду. Иван, как считают некоторые историки, планировал «разыграть карту преемственности». Проще говоря, заявить, что Московское княжество – один из правопреемников Золотой Орды. Вот, дескать, и орел у нас один и тот же.

Большой государственный герб Российской империи 1857 г. Большой государственный герб Российской империи 1857 г.

Влияние каменщиков и алхимиков.

Рассказывают, что Иван Третий увидел орла у иностранных строителей, которых на Руси в те времена хватало. Все они состояли в различных тайных обществах, изучали разные науки, которые таковыми и не назовешь, искали философский камень и так далее.

Они же использовали изображение двуглавого орла, которое Иоанн посчитал не лишенным смысла, а, наоборот, — наделенным чем-то сакральным.

Сложно сказать, как именно было на самом деле. Все же версия про связь с Византией, Римом – многим нравится больше всего. Потому что есть преемственность с сильными государствами прошлого. Может быть, все было проще. Как именно – смог бы рассказать Иван Третий. Проблема в том, что его несколько веков нет в живых.

«Хищная птица о двух головах»

Есть символы, которые переходят из века в век. Таковыми являются, например, гербы государств.

Между тем, это глубоко символично и возможно объясняет многие наши неудачи. Вообще же, по изменениям в государственном гербе судьба российского государства прослеживается достаточно чётко и вполне однозначно

Мало кто знает, какой именно орёл, изображён на гербе России

Орнитологи уверяют, что это именно он — орёл могильник. Впрочем, всё не так и плохо. Почему — расскажем дальше

Иванова грамота

Известный правовед конца XIX века В.А. Градовский писал:

«Герб по государственному праву есть внешний символ, видимый отличительный знак известного государства, эмблематично изображённый на государственной печати, монете, знамени и т.п. В качестве такого символа государственный герб выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным».

Первым официально сохранившимся документом, где изображён двуглавый орёл в качестве российского символа, является жалованная грамота Ивана III, датированная 1497 годом. Эта дата считается официальным «рождением» гербового двуглавого орла на Руси. По поводу его пришествия на Русь существует много версий. Самой устойчивой является легенда, согласно которой русские государи – единственные наследники византийских кесарей-императоров.

«Царь Иоанн III разрывает ханскую грамоту». А.Кившенко. 1879 год. У Ивана III орёл был без регалий, но в XIX веке художник об этом ещё не знал«Царь Иоанн III разрывает ханскую грамоту». А.Кившенко. 1879 год. У Ивана III орёл был без регалий, но в XIX веке художник об этом ещё не знал

Вообще, во все времена для правителей было модно искать у себя «породистые» корни. Никогда никакому владыке не хотелось признаваться в том, что он, как Тамерлан, начинал жизнь бандитом с большой дороги либо был незаконнорожденным бастардом, как Карл Великий, Ярослав Мудрый и Вильгельм Завоеватель. Естественно, в таких родичах владыкам признаваться никогда не хотелось, и уже в глубине веков появилась мода на знатных предков. Владыки Европы объявляли себя потоками Цезаря, правители России от них не отставали. Ярослав Мудрый утверждал, что его род происходил от Александра Македонского. Василий III выводил происхождение русских князей ни много ни мало от римского императора Августа.

Иван III активно поддерживал линию развития России как правопреемницы Византии. Тем более что в 1473 году он заключил династический брак с племянницей последнего императора Византии Константина XII, Софьей Палеолог, которая принесла на Русь византийские обычаи оформления власти и византийского двуглавого орла.

После чего, собственно, и начался исключительно важный период становления нового русского государства: Русь перестала платить дань татарам, и свершилось великое стояние на реке Угре, завершившее тяжкий период 300-летнего татаро-монгольского гнета.

Орёл показал язык…

При сыне Ивана, князе Василии III, на гербе у орла появились высунутые язычки – символ того, что орёл хочет показать, что может за себя постоять.

При внуке Ивана III, Иване Грозном, на грудь орла был помещён знак московских князей – герой, побеждающий дракона. Позднее его будут воспринимать как Георгия Победоносца, побеждающего змея. В этот период у орла появляются и три короны. Ответить на вопрос, почему у нашего орла две головы, а короны три, очень легко, если вспомнить фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Царь Иван Грозный говорит: «Казань брал, Астрахань брал». Вот короны двух царств, Астраханского и Казанского, есть на русском гербе, а после походов Ермака появляется третья корона – великого Сибирского ханства.

Поэтому, глядя на герб государства, можно сразу понять, какие земли в него входят. Большой государственный герб Российской империи включал в себя гербы земель и царств, входивших в империю, включая царство Польское и княжество Финляндское. Но это был большой герб. А наиболее распространённым был малый герб. И этот малый герб менял свои очертания на протяжении веков. Это всегда было связано с жизнью государства.

Так, при царе Алексее Михайловиче в лапах орла появились скипетр и держава – как знак абсолютной монархии.

Пётр I изменил цвет орла: из золотого орёл стал чёрным. Тогда в Европе лишь австрийская империя имела на гербе чёрного двуглавого орла. И Пётр после победы в Северной войне, стремясь показать, что появилась равновеликая империя – российская, меняет цвет орла. При нём на русском гербе короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного, учреждённого Петром за высшие заслуги.

При Павле I в изображение двуглавого орла был добавлен мальтийский крест.

Александр I изменил герб так, что он стал похож на французский. Император оставил одну корону, убрал цепь ордена Андрея Первозванного с орла, а в лапы поместил молнию как знак сильной армии и лавровый венок в знак победы над Наполеоном.

При Николае I герб Александра отменили и вернули старый, куда поместили маленькие гербы самых важных российских земель.

Малый герб Российской империиМалый герб Российской империиБольшой герб Российской империиБольшой герб Российской империи

В конце XIX – начале XX века двуглавый орёл выступал уже не столько как олицетворение российского государства, но был символом династии Романовых-Гогенцоллернов, символом идеологии царского режима. Известно высказывание народника Михайловского: «Бей хищную птицу по обеим головам!» Это стало призывом к началу нового этапа борьбы с самодержавием. И не случайно он был выражен в призыве к борьбе с двуглавой птицей.

После Февральской революции орёл, воспринимаемый как символ царизма, был ненавистен всем, но новый символ создать не смогли, поэтому появился мутант – убогий орёл с пустыми лапами: маленькие змеиные головки, огромный хвост – птица неустойчивая и явно падающая вниз. Смысл символа реализовался: временное правительство не прижилось.

За основу современного герба в 1993 году был взят герб Петра I. Но двуглавый орёл остался допетровский – золотого цвета, а не чёрного, и помещён он на красном геральдическом щите.

Отдельно надо сказать о советском периоде. Символами советской России были перекрещенные серп и молот и красное знамя. Стоит отметить, что символика в период построения нового государства была выбрана исключительно удачно.

Этому был ряд причин. Одна субъективная: к созданию символики были привлечены талантливые люди: Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Н. Альтман, Д. Штеренберг, М. Добужинский. И.Я. Билибин, С. Чехонин и другие – и это только художники. Я не говорю о поэтах, том же Маяковском, композиторах, писателях и т.д. Конечно, создателям современной символики пришлось сложнее, Билибиных и Маяковских среди них не нашлось.

Но кроме субъективной была объективная причина – наличие чёткой идеи, ясной идеологии нового государства, под которую уже и строился весь пиар.

Можно заметить, что символ как бы программирует, насколько успешным будет тот или иной исторический период. И по его внешнему виду можно даже в определённой степени предсказывать будущее государства. Так, Иван III выбрал изображение соразмерного, гармоничного во всех отношения орла. Начиная с Петра I это уже мощная птица с сильными крыльями, крепко сжимающая регалии власти. А в период, когда в Российскую империю добровольно(!) вошли многие царства, это хищная птица с крепким клювом и когтистыми лапами.

Ведь у всех, кто входил, рядом был сильный и беспощадный враг, и под российского царя «ложились» не от хорошей жизни – Россия была не просто «меньшим злом», а защитою. Так, казахский хан Абулхаир в XVII веке спас тем самым саму казахскую нацию от уничтожения джунгарами, пришедшими из Китая, Украина спасалась от крымцев-османов и поляков, Белоруссия – от немцев, Армения – от турок. У всех вошедших в Российскую империю были безжалостные враги, и российский орёл должен был быть сильным, чтобы дать ту защиту, ради которой правитель близлежащей страны, отказываясь от суверенитета, заботясь о будущем своей страны, «вручал России свой народ». Так что, думая сегодня об интеграции, нелишне проверить, изображён ли орёл достаточно сильным.

Можно сказать, что выбор символа изначально носил и носит сейчас ярко выраженный сакральный характер – как символа новой государственности, новой империи, расположенной в двух частях мира – Европе и Азии.

…и потерял голову

Не случайно за всю историю российского герба он лишь один раз терял голову – становился одноголовым. Это произошло в Смутное время, когда ставленник Запада Лжедмитрий I решил использовать западный герб Королевства Польского – одноглавого орла. Как и в последующие века, активное преклонение перед Западом сразу же проявилось в уничижительном отношение к России, её даже называть стали по-другому. Если Иван III, собиратель земель, называл себя государем всея Руси, то Лжедмитрий стал зваться царём московским, а Россия – Московским царством. Тем самым его западные «спонсоры» пытались подорвать идеологические претензии русских государей на территории, некогда входившие в русское государство. Естественно, это название с восторгом было принято на Западе – в Польше, Литве, Ватикане.

Наверное, является весьма символичным то, что в смутные времена, с приходом временщиков, великое государство унижают. Но время берёт своё, государство восстанавливается, временщики, проклинаемые народом, уходят, а места предательств остаются в недоброй памяти народа.

Сегодня мы живём в интересное время, когда звёзды Кремля мирно уживаются с орлами Исторического музея. Хотя подобный консенсус однажды уже предлагался. Так, художник Добужинский создал эскиз флага с двуглавым орлом, сжимающим в лапах серп и молот и увенчанным красной звездой.

История

Герб Русского царства — один из главных государственных символов Русского царства в 1547—1721 годах

В историографии двуглавый орёл являлся символом многих государств. Одним из старейших изображений двуглавого орла является одна из декоративных фигур на умбоне южных Золотых врат Рождественского собора в Суздале, которые датируются 1230—1240 годами, ещё домонгольским периодом. На фресках 1380 года в церкви Спаса Преображения на Ковалёве, в Новгороде, на одеяниях святых присутствовали изображения двуглавых орлов.

В Оружейной палате Московского кремля хранятся два посоха, украшенных накладками с резьбой по моржовому клыку, относящиеся к времени правления Ивана III. Другой посох, принадлежавший московскому митрополиту Геронтию хранится в Новгородском государственном музее-заповеднике, среди множества декоративных фигур на них присутствуют и два изображения двуглавого орла. Среди зооморфных изображений Грановитой палаты Московского кремля тоже присутствует двуглавый орёл, который несколько раз повторяется в обрамлении центральной композиции.

Изображение двуглавого орла присутствовало на монетах Великого князя Тверского Михаила Борисовича в конце XV века. В Золотой Орде двуглавый орёл с многочисленными другими фигурами, встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века. Наиболее ранними считают двуглавых орлов на медных фоллариях монетного двора Сакчи (район Дуная) с изображением тамги беклярибека Ногая (1235—1300). Позже двуглавый орёл встречается на монетах золотоордынских ханов Тохты, Джанибека, Узбека и Тохтамыша, широко представлен в корпусе монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII — нач. XV в.).

На печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II Васильевича Тёмного, изначально был изображён лев, терзающий змею (Лев — символ Владимирского княжества). Однако в конце XV века был избран новый символ государства  — ездец, употреблявшийся ещё в Древнерусском государстве. Вторым символом был избран двуглавый орёл, тем самым де-факто оспаривая права сильнейшего государства Западной Европы — Габсбургской империи на данный образ. И у Ивана III был законный повод — с 1472 года он был женат венчанным браком на Софье Палеолог — племяннице последнего императора Византии и дочери морейского деспота, у которых этот знак был родовым.


Большая государственная печать Ивана IV с единорогом. 1583 г.

После женитьбы на княжне Византийской династии и присоединения Тверского княжества впервые появляется великокняжеская печать Ивана III. Первое достоверное свидетельство использования двуглавого орла в качестве государственной [12] эмблемы является печать, скрепившая в 1497 году его грамоту на земельные владения удельных князей. Ранее, в 1490 году, изображение позолоченного двуглавого орла появилось на портале Грановитой палаты в Кремле [13] . При Иване IV Грозном всадник получил корону. Тогда же на большой государственной печати Ивана Грозного 1562 года щиток с ездецом переместился на грудь орла. С 1562 года в щитке на груди орла стал появляться единорог. Он присутствует на некоторых печатях Ивана IV, Бориса Годунова, Лжедмитрия (1605—1606), Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича.

На печати 1589 года Фёдора Иоанновича меж голов орла появляется православный крест на Голгофе.


Гербовый орёл с тремя коронами с печати Бориса Годунова (до 1604 г.)

На одной из печатей Лжедмитрия (1604) орёл был изображён под тремя коронами, а всадник на груди орла был повёрнут в правую геральдическую сторону. Однако после Лжедмитрия поворот всадника был вновь изменён, а над головами орла ещё долго изображались две короны. При Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати изображение двуглавого орла дополняется третьей короной, эта же тенденция сохраняется и на Большой государственной печати царя Алексея Михайловича.


Печать Михаила Фёдоровича Романова (1627 г.)

27 марта 1654 года в жалованной грамоте Богдану Хмельницкому в лапах орла впервые появились скипетр и держава. В 1654—1667 годах скипетр и держава, наряду с шестью городами вокруг орла, символизировавшими Великую, Малую и Белую Русь, а также Восточные, Западные и Северные страны, с двумя группами людей под ним, появились на государственных печатях царя Алексея Михайловича. Это же выражение встречается в грамотах царя Федора Ивановича афонскому Хиландарскому монастырю 1585 года, где оно присутствуют в следующей форме: «и иных многих государств государь, Восточных, и Западных, и Северных, отчич, и дедич, и наследник». В данном контексте это выражение относится к результатам Ливонской войны и войны с Речью Посполитой. Группы вооруженных людей под орлом символизируют изображение запорожских казаков, ставших подданными Московского царя [14] .

В указе «О титуле царском и о государственной печати» даётся официальное объяснение символики трёх корон — три царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.

Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях изображение наследника; в пазноктях скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя.

В 1672 году был составлен первый русский гербовник «Титулярник», где было представлено изображение и описание печати российского государства — золотого двуглавого орла под тремя коронами со скипетром и державой на белом фоне с шестью городами. На царской грамоте Алексея Михайловича 1673 года золотой двуглавый орёл тоже располагался на белом фоне, щит с всадником на груди орла так же имел белый цвет. Аналогичную раскраску имел герб на грамоте царя Фёдора Алексеевича [15] .

В европейских книгах, атласах и картах гербовое изображение и раскраска орла имели различный цвет: золотой, чёрный, серебряный, коричневый и синий. Например в различных изданиях XVI—XVII веков гербы на идентичных картах Москвы или на картах России, составленной царевичем Фёдором Годуновым имели произвольные цвета.

В 1693—1709 годах при царе Петре Алексеевиче на царских флагах изображался золотой орёл на фоне триколора или чёрный орёл на жёлтом фоне. Схожее изображение чёрного двуглавого орла на золотом поле представлено и на флаге Священной Римской Империи [16] . В 1699 году секретарь австрийского посла в России Иоган-Георг Корб написал «Дневник путешествия в Московию», в котором описал приближённых Петра и расправу над стрельцами. Дневник содержал подробный рисунок герба России с изображением чёрного двуглавого орла с гербами городов на крыльях. Герб на жалованной грамоте Петра 1714 года отличался следующими цветами [15] :

На жёлтом фоне помещаются золотые — двуглавый орёл, три короны, держава и скипетр; разными красками на крыльях орла изображены шесть гербов важнейших государств, вошедших в состав территории Московского царства; а на груди орла помещается щит красного цвета с изображением Георгия Победоносца в золотом панцыре, на белом коне, поражающего дракона темного цвета.

В 1721 году царь Петр I принял титул Всероссийского императора, российское (русское) царство стало называться Российской империей.

Обсуждение закрыто.