Флаг и герб Курской области: история и значение
Историческая справка
Согласно историческим документам, курский герб был утвержден Екатериной II в 1780 году. Что любопытно, в том же виде этот символ присутствует в Знаменном Гербовнике 1729 года. Когда же на самом деле появился герб Курска? Во время археологических раскопок в Пскове была обнаружена отливка, выполненная из меди. На одной из ее сторон можно рассмотреть узнаваемое изображение герба Курска. На другой же присутствует надпись «Град Курск, 1700 г.». Соответственно, можно сделать вывод, что этот символ существует не менее трех столетий.
Практически все куряне знают, как выглядит одна из старинных символик – герб нашей области, утвержденный 8 января 1780 года Императрицей Екатериной II. Манифест Государыни так описывает главный геральдический символ губернии: «в серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки».
За основу герба был взят утвержденный 8 марта 1730 года эскиз курской символики. Сбитые с толку сочетанием однокоренных слов «Курск» и «куропатки», мало кто задумывался, почему на гербе города присутствуют птицы. Официальное объяснение, что наш город назван по наличию в его окрестностях куропаток, и потому они присутствуют в его официальной атрибутике, мало приемлемо. Куропатки обитают во всех лесостепных и степных зонах Центральной России. Почему же они присутствуют только на курском гербе? Есть ли смысл в изображении птиц на курском гербе или это фантазия художников XVIII столетия?
Три куропатки на синем фоне
Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо заглянуть в далекое прошлое курского края, к временам культа языческой религии. Из истории мы знаем, что в состав Киевской Руси входили племенные союзы, имевшие, наряду с общим почитанием пантеона языческих богов, своего «личного» небесного покровителя. У полян это был Перун, у древлян – Даждьбог. Согласно сведениям археологических раскопок, покровителем северского племенного союза был бог неба Сварог, что дало право многим исследователям называть курян «сварожьим племенем».
У каждого верховного языческого бога была своя зооморфная ипостась. Все они изображались полуживотными-полулюдьми. Сварог – бог неба, отец земного огня Сварожича и покровитель кузнецов – изображался в виде человека с молотом и огнем. Очень часто к изображению Сварога добавлялась сидящая на его голове птица: утка, сокол и даже аист (лелека), а затем само изображение верховного божества упростилось до символической летящей птицы.
Можно констатировать, что два века назад герольдмейстеры еще помнили историческое прошлое своего края и отразили на гербе Курской губернии тотем древних курян – летящих птиц. Пусть и утрировано, сочетая название города с обитающими в окрестностях куропатками. Почему же на гербе изображены именно три птицы? Дело в том, что Сварог как верховный бог входил в состав так называемого языческого Триглава (Сварог – Перун – Святовит) и, будучи родоначальником как Святовита, так и Перуна, в своем лице отражал троичность высшего божества. Цифра «3» в славянской мифологии являлась знаком Сварога, что и было продемонстрировано на курском гербе в виде летящих птиц.
Немаловажное значение имеет и синий цвет полосы. Во-первых, это подчеркивает происхождение названия города от наименования водного объекта, реки Кур. Во-вторых, синим цветом обозначалось небо, ипостасью которого и был Сварог. В-третьих, в языческой цветовой символике синий цвет обозначал восток, что подчеркивает принадлежность северян к восточным славянам. Соответственно, север – черный, запад – белый, юг – красный.
Куряне – предки русского народа?
По верованиям наших предков, Сварог являлся верховным богом славянского пантеона. Он известен в мифологии под многочисленными названиями: Род, Приап, Ваал, Белбог. В качестве бога Дива (Дыя) он упоминается как помощник курян в «Слове о полку Игореве»: «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудилось, свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет, велит послушать земле незнаемой». Вероятнее всего, общеславянского бога солнца Ра следует также отождествлять со Сварогом. Это вытекает из многочисленных названий Сварога у разных племен, имеющих общий корень Ра: Рарог, Рах, Радегаст (Радгост), Родовон.
Согласно языческой мифологии, у Сварога с богиней неба Божуней было три сына – бог земного огня Сварожич и два бога солнца Святовит и Даждьбог. Не опровергая данную мифологическую иерархию, славянские летописи тем самым признают факт происхождения западных славян, почитающих культ Даждьбога и Святовита, как потомков северского племенного союза.
Известно, что у Даждьбога (называемого курянами Богданом) с «летней» женой богиней жизни Живой (Божаной) родились дочь Нива и сыновья Богумир, Водан, Покленц и Перун (!). Вот как! Главный бог киевских князей, грозный покровитель войны Перун, «бог-громовержец», согласно религиозным учениям, являлся всего лишь внуком Сварога. В связи с этим киевские князья, правившие от имени Перуна, приходились «внуками» по отношению к курским правителям. Это вполне объясняет непримиримость верховных правителей в отношении свободолюбивых курян и их активную экспансию в Посеймье.
Уже в 883–885 годах князь Олег Вещий покорил земли древлян, северян и радимичей, а его потомки предпринимали попытки ликвидировать независимость северских (курских) князей, разорвав со временем племенной союз на несколько частей и присоединив их к Полянской, Черниговской и Тьмутараканской землям. Ни одна из дохристианских «официальных» летописей не упоминает ни самого города Курска, ни каких-либо населенных пунктов в Посеймье. Вероятно, летописцам было приказано вычеркнуть имена всех без исключений курских князей, являющихся законными претендентами на киевский престол.
Несмотря на политические усилия региональных правителей по поддержанию культа «местных» богов, религиозно-политическое влияние Сварога, как верховного бога, на Руси было подавляющим. Это ярко продемонстрировано незадолго до принятия славянами христианства. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный языческий пантеон. В Киеве «на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы Дажбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши, Хорса и Перуна». Казалось бы, здесь напрочь отсутствует почитание Сварога – покровителя курян. Налицо полное игнорирование значения северского Посеймья?
Но чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься, почему идолов было прославлено только шесть. Реально к 980 году русских земель было одиннадцать: Полянская, Древлянская, Новгородская, Полоцкая, Дреговичская, Смоленская, Ростовская, Радимичская, Вятичская, Тмутараканская и Волынская. Вместе с Уличской землей (союзницей Древлянской еще с IX века) вообще 12. По какому принципу киевский князь отбирал верховных покровителей подвластных регионов, почему проигнорировал интересы половины союзных земель?
Дело в том, что Владимир, как потомок варяжской династии, был далек от тонкостей славянской религии, ее культовых особенностей. Верховные языческие жрецы, похоже, просто посмеялись над стремлениями Владимира вознестись над верованиями славян. Если учитывать идолы в порядке «старшинства», начиная с фамильного бога Владимира Древлянского – Даждьбога – и прочитать начальные буквы их «сферы деятельности»: Солнце, Ветер, Ар (земля), Рукоделие (ремесло), Огонь и Гром, получается сочетание СВАРОГ, имя верховного божества, которое и было прославлено в Шестибожии. Ни варяжско-киевский Перун, ни фамильно-древлянский Даждьбог не имели такой власти и популярности среди славян, как курский Сварог, а, следовательно, мы еще раз находим подтверждение в общерусском признании главенства курян (северян) на Руси.
Многие крупные российские ученые выдвигают гипотезы происхождения русской государственности с территории курского края, а академик Рыбаков в «Рождении Руси» заявляет прямо: «В VI веке союз жителей Роси с Полянским Киевом и Северянским Посемьем (по реке Сейм) стал ядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве».
Славянская руница, вошедшая в широкий обиход в период появления первого русского государства Русколань со столицей Голунь на курской земле, также указывает на факт происхождения русских племенных союзов с территории Посеймья. Об этом красноречиво говорят названия соседних народов. Так слово «вятичи» означает «покинувшие родину», «радимичи» – «переселившиеся в солнечные края». «Полянами» называли жителей Дикого Поля – территории южнее реки Сейм. Поэтому «поляне» из окрестностей Киева, проживающие в лесостепной и лесной зонах, являются потомками переселенцев из курского края.
Практически все куряне знают, как выглядит одна из старинных символик – герб нашей области, утвержденный 8 января 1780 года Императрицей Екатериной II. Манифест Государыни так описывает главный геральдический символ губернии: «в серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки».
За основу герба был взят утвержденный 8 марта 1730 года эскиз курской символики. Сбитые с толку сочетанием однокоренных слов «Курск» и «куропатки», мало кто задумывался, почему на гербе города присутствуют птицы. Официальное объяснение, что наш город назван по наличию в его окрестностях куропаток, и потому они присутствуют в его официальной атрибутике, мало приемлемо. Куропатки обитают во всех лесостепных и степных зонах Центральной России. Почему же они присутствуют только на курском гербе? Есть ли смысл в изображении птиц на курском гербе или это фантазия художников XVIII столетия?
Три куропатки на синем фоне
Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо заглянуть в далекое прошлое курского края, к временам культа языческой религии. Из истории мы знаем, что в состав Киевской Руси входили племенные союзы, имевшие, наряду с общим почитанием пантеона языческих богов, своего «личного» небесного покровителя. У полян это был Перун, у древлян – Даждьбог. Согласно сведениям археологических раскопок, покровителем северского племенного союза был бог неба Сварог, что дало право многим исследователям называть курян «сварожьим племенем».
У каждого верховного языческого бога была своя зооморфная ипостась. Все они изображались полуживотными-полулюдьми. Сварог – бог неба, отец земного огня Сварожича и покровитель кузнецов – изображался в виде человека с молотом и огнем. Очень часто к изображению Сварога добавлялась сидящая на его голове птица: утка, сокол и даже аист (лелека), а затем само изображение верховного божества упростилось до символической летящей птицы.
Можно констатировать, что два века назад герольдмейстеры еще помнили историческое прошлое своего края и отразили на гербе Курской губернии тотем древних курян – летящих птиц. Пусть и утрировано, сочетая название города с обитающими в окрестностях куропатками. Почему же на гербе изображены именно три птицы? Дело в том, что Сварог как верховный бог входил в состав так называемого языческого Триглава (Сварог – Перун – Святовит) и, будучи родоначальником как Святовита, так и Перуна, в своем лице отражал троичность высшего божества. Цифра «3» в славянской мифологии являлась знаком Сварога, что и было продемонстрировано на курском гербе в виде летящих птиц.
Немаловажное значение имеет и синий цвет полосы. Во-первых, это подчеркивает происхождение названия города от наименования водного объекта, реки Кур. Во-вторых, синим цветом обозначалось небо, ипостасью которого и был Сварог. В-третьих, в языческой цветовой символике синий цвет обозначал восток, что подчеркивает принадлежность северян к восточным славянам. Соответственно, север – черный, запад – белый, юг – красный.
Куряне – предки русского народа?
По верованиям наших предков, Сварог являлся верховным богом славянского пантеона. Он известен в мифологии под многочисленными названиями: Род, Приап, Ваал, Белбог. В качестве бога Дива (Дыя) он упоминается как помощник курян в «Слове о полку Игореве»: «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудилось, свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет, велит послушать земле незнаемой». Вероятнее всего, общеславянского бога солнца Ра следует также отождествлять со Сварогом. Это вытекает из многочисленных названий Сварога у разных племен, имеющих общий корень Ра: Рарог, Рах, Радегаст (Радгост), Родовон.
Согласно языческой мифологии, у Сварога с богиней неба Божуней было три сына – бог земного огня Сварожич и два бога солнца Святовит и Даждьбог. Не опровергая данную мифологическую иерархию, славянские летописи тем самым признают факт происхождения западных славян, почитающих культ Даждьбога и Святовита, как потомков северского племенного союза.
Известно, что у Даждьбога (называемого курянами Богданом) с «летней» женой богиней жизни Живой (Божаной) родились дочь Нива и сыновья Богумир, Водан, Покленц и Перун (!). Вот как! Главный бог киевских князей, грозный покровитель войны Перун, «бог-громовержец», согласно религиозным учениям, являлся всего лишь внуком Сварога. В связи с этим киевские князья, правившие от имени Перуна, приходились «внуками» по отношению к курским правителям. Это вполне объясняет непримиримость верховных правителей в отношении свободолюбивых курян и их активную экспансию в Посеймье.
Уже в 883–885 годах князь Олег Вещий покорил земли древлян, северян и радимичей, а его потомки предпринимали попытки ликвидировать независимость северских (курских) князей, разорвав со временем племенной союз на несколько частей и присоединив их к Полянской, Черниговской и Тьмутараканской землям. Ни одна из дохристианских «официальных» летописей не упоминает ни самого города Курска, ни каких-либо населенных пунктов в Посеймье. Вероятно, летописцам было приказано вычеркнуть имена всех без исключений курских князей, являющихся законными претендентами на киевский престол.
Несмотря на политические усилия региональных правителей по поддержанию культа «местных» богов, религиозно-политическое влияние Сварога, как верховного бога, на Руси было подавляющим. Это ярко продемонстрировано незадолго до принятия славянами христианства. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный языческий пантеон. В Киеве «на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы Дажбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши, Хорса и Перуна». Казалось бы, здесь напрочь отсутствует почитание Сварога – покровителя курян. Налицо полное игнорирование значения северского Посеймья?
Но чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься, почему идолов было прославлено только шесть. Реально к 980 году русских земель было одиннадцать: Полянская, Древлянская, Новгородская, Полоцкая, Дреговичская, Смоленская, Ростовская, Радимичская, Вятичская, Тмутараканская и Волынская. Вместе с Уличской землей (союзницей Древлянской еще с IX века) вообще 12. По какому принципу киевский князь отбирал верховных покровителей подвластных регионов, почему проигнорировал интересы половины союзных земель?
Дело в том, что Владимир, как потомок варяжской династии, был далек от тонкостей славянской религии, ее культовых особенностей. Верховные языческие жрецы, похоже, просто посмеялись над стремлениями Владимира вознестись над верованиями славян. Если учитывать идолы в порядке «старшинства», начиная с фамильного бога Владимира Древлянского – Даждьбога – и прочитать начальные буквы их «сферы деятельности»: Солнце, Ветер, Ар (земля), Рукоделие (ремесло), Огонь и Гром, получается сочетание СВАРОГ, имя верховного божества, которое и было прославлено в Шестибожии. Ни варяжско-киевский Перун, ни фамильно-древлянский Даждьбог не имели такой власти и популярности среди славян, как курский Сварог, а, следовательно, мы еще раз находим подтверждение в общерусском признании главенства курян (северян) на Руси.
Многие крупные российские ученые выдвигают гипотезы происхождения русской государственности с территории курского края, а академик Рыбаков в «Рождении Руси» заявляет прямо: «В VI веке союз жителей Роси с Полянским Киевом и Северянским Посемьем (по реке Сейм) стал ядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве».
Славянская руница, вошедшая в широкий обиход в период появления первого русского государства Русколань со столицей Голунь на курской земле, также указывает на факт происхождения русских племенных союзов с территории Посеймья. Об этом красноречиво говорят названия соседних народов. Так слово «вятичи» означает «покинувшие родину», «радимичи» – «переселившиеся в солнечные края». «Полянами» называли жителей Дикого Поля – территории южнее реки Сейм. Поэтому «поляне» из окрестностей Киева, проживающие в лесостепной и лесной зонах, являются потомками переселенцев из курского края.
Описание герба и флага Курска
Как же выглядит курский герб? Это французский прямоугольный щит с острым основанием. Основное поле серого (серебристого) цвета наискосок пересекает голубая полоса, на которой изображены три летящих куропатки белого цвета. Птицы попали на государственный символ города не случайно. Когда-то в Курской области действительно водилось множество куропаток. По мнению некоторых историков, большая популяция этих птиц дала городу название, однако данная теория не подтверждена.
С точки зрения геральдики большое значение для любого знака имеет выбранная цветовая гамма. Серебристый цвет в курском гербе обозначает доброту и чистоту помыслов горожан. Голубой цвет символизирует мягкость, величие и истину. В своем полном варианте символ Курска обрамляется золотыми листьями дуба, обвитыми голубой лентой. Сверху щит венчает корона, соединяющаяся с дубовыми гирляндами красными лентами. Похожим образом оформляются и многие другие гербы городов России.
Курск гордится собственным флагом. Это прямоугольное, горизонтально расположенное полотнище с соотношением сторон 2:3. В верхней и нижней части флага располагаются равновеликие красные полосы. В центральной части — три более узкие полосы серебристого, желтого и черного цветов. Красные полосы символизируют преемственность времен. Серебристая говорит о духовности населения, желтая – о развитом сельском хозяйстве, а черная – о плодородии местных земель. В центральной части флага мы видим герб города, обрамленный дубовыми листьями и увенчанный короной.
Официальный герб Курской области был утвержден в 1996 году. Основой для него послужил герб Курской губернии, действовавший с 1878 года. Однако символ губернии не был оригинальным, этот же герб долгое время служил символом города Курска.
Во время археологических раскопок в Пскове была найдена отливка из меди, на которой был изображен герб с летящими куропатками и надпись «град Курск 1700». Официально городской символ был утвержден в 1730 году Екатериной II.
Вид герба города несколько раз изменялся. В 1859 году вместо дубовых листьев изображались золотые колосья, переплетенные красной лентой, а наверху щита находилась стенчатая корона. Во времена Советского Союза под лентой с птицами появился рисунок, символизирующий промышленную мощь Курска, а сверху располагалось название города.
В 90-е годы XX века символ промышленного уклона города исчез. Щит обрамляли зеленые дубовые листья, переплетенные лентой, окрашенной в цвета российского флага. В 1996 году было принято решение вернуть гербу первоначальный исторический вид.
Герб Курска в СССР
С приходом советской власти были изменены многие географические названия и официальные символы населенных пунктов. Что любопытно: курский герб не был подвергнут значительным изменениям. Кроме куропаток на щите появились подшипник, половина шестерни и бобина ниток, которые символизируют промышленность региона, развивающуюся ударными темпами. В верхней части щита было размещено название города.
В таком виде герб Курска просуществовал до 1992 года, после чего официально был утвержден исторический вариант главного городского символа.
Интересные факты
- Герб города Курска используется в символике российского футбольного клуба Авангард
- Благодаря своей идеологической «благонадёжности», в советский период герб был лишь откорректирован, а не изменён полностью. Согласно легенде[источник не указан 30 дней], один из художников, оформлявших герб советского Курска, на строгий вопрос чиновника:
— Что это за старорежимные птички на гербе? — ответил, что эти куропатки символизируют трёх лидеров коммунистического движения: Маркса, Ленина, Сталина.
Описание
«Флаг Курской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из пяти полос: красного, серебряного, золотого, чёрного и красного цвета. Полосы красного цвета равновелики. Полосы серебряного, золотого и чёрного цвета равновелики между собой. Отношение ширины полосы красного цвета к ширине одной из полос серебряного, золотого или чёрного цвета — два к одному. В центре флага расположен герб Курской области. Отношение ширины флага к его длине — 2:3».
Одновременно существует другое описание флага:
…Отношение ширины полосы красного цвета к ширине одной из полос серебряного, золотого или чёрного цвета — один к двум….
В приложении к закону дано изображение флага с использованием вместо белого цвета — серебряного (вопреки правилам вексиллологии). Герб располагается не в центре флага, а на серебряной и золотой полосах.
Флаг был разработан под руководством А. В. Руцкого, губернатора Курской области в 1996—2000 годах. В основу флага положены цвета гербового флага Российской империи 1858—1883 годов, использовавшегося, в первую очередь, императорской фамилией и правительственными учреждениями. Широко присутствует также красное поле.
Обоснование символики
Красный цвет флага символизирует храбрость, отвагу и мужество, проявленное жителями области в годы тяжёлых испытаний, их кровь, пролитую на полях брани. Расположение красных полос сверху и снизу полотнища напоминает о преемственности времён.
Чёрный цвет символизирует плодородные чернозёмные почвы области; золотисто-жёлтый — её хлебные нивы; серебряный (белый) напоминает о цвете щита исторического курского герба, олицетворяя чистоту помыслов жителей региона.
Интересные факты о символике Курской области
По версии некоторых неофициальных источников, во времена СССР не все чиновники были довольны видом курского герба. Один из художников, работавший над его корректировкой, придумал гениальное объяснение. Изображение белых птиц он предложил считать символом единства трех главных лидеров коммунистического движения. Так куропатки превратились в товарищей Маркса, Ленина и Сталина. Сегодня герб Курска, описание которого вы можете найти в нашей статье, вновь является символом своего региона и народа, а не политической идеи. Исторический знак отражает историю и особенности этой местности.
Описание
Герб Курской области
Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии (утверждён 5 июля 1878 года: «В серебряном щите, лазуревая перевязь, обременённая тремя серебряными же летящими куропатками. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою.» (закон №58684). Губерния просуществовала до 1928 года.
Вновь герб Курской области был утвержден Курской областной думой 17 декабря 1996 года.
Закон Курской области «О гербе и флаге Курской области» от 17 декабря 1996 года №19-ЗКО гласит:
В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета.
Рождение Курска
Продолжаю публиковать цикл заметок про наше с Ксюшей путешествие в славный город Курск. Вообще, люблю такие поездки за то, что начинаешь сам много узнавать об истории своей страны. Каждый город, как правило — это целый пласт исторических трагедий и подвигов нашего народа.
Не поймите неправильно, мы путешествуем не только по России. Но здесь, катаясь по нашей необъятной Родине, и познавая наше прошлое, лучше начинаешь понимать наше настоящее и наших людей. И вообще, я давно сделал такое наблюдение, что знание истории своего государства и истории других стран — это большой шаг к самоуважению и уважению других народов.
Ну ладно, я что-то отвлекся. В этой заметке я бы хотел поделиться услышанной нами с Ксюшей историей Курска, которую нам рассказал научный сотрудник в Курском краеведческом музее. Да-да, мы те редкие туристы, которые ходят в краеведческие музеи! =)
В 2032 году Курску официально исполнится одна тысяча лет. Датой рождения принято считать первое упоминание города — 1032 год. Это всего лишь несколько строк в летописи «Жизнеописание Феодосия Печерского».
Но археологические раскопки показывают, что предки курян проживали на этой земле сильно раньше официальной даты. Ученые нашли следы племен праславян еще от 4-7 веков нашей эры.
Курская крепость в миниатюреКурская крепость в миниатюре
Как и в других старинных городах нашей страны, Курск был деревянной крепостью. Иначе было просто не выжить в эти неспокойные времена. Крепость стояла на холме у берега реки Тускари, в которую, в свою очередь, впадала река Кур. Вот от нее и пошло название города. Кто-то считает, правда, что не от реки, а от куропаток, которых водилось великое множество в здешних землях.
Город рос и процветал. Курские кузнецы были известны далеко за пределами своего региона. Оружие, орудия труда, гончарная посуда, стекло обозами уходили в Киев. А с Киева, в ответ, приходили заморские предметы быта. Даже греческие амфоры были обнаружены археологами! С Киевом у Курска были теплые отношения, и не удивительно, ведь наместниками города были люди киевского князя.
Забавно было видеть подобные сосуды здесь, в КурскеЗабавно было видеть подобные сосуды здесь, в Курске
По тем временам Курск был большим городом. Удачное расположение на пересечении речных путей сделало Курск центром торговли. Но при этом, куряне не забывали о другой задаче своего города — охранять русские земли от вражеских набегов.
Золотая Орда и Смутное время
Когда к нам в гости пожаловали татаро-монголы, состоялась знаменитая битва на реке Калке. Курская дружина во главе с князем Олегом также принимала участие в битве и потерпела полный разгром. Как, собственно, и остальные князья объединенного русского войска.
В 1238 году город был полностью разрушен золотоордынцами. А в 1285 году — разорен снова, ими же. Дальше Курск уже всплывает в исторических документах как литовский город, в составе Великого княжества Литовского. Городом на тот момент владел литовский князь Ольгерд.
А в начале XVI века Курск вошел в состав Великого Княжества Московского, что дало толчок для второго дыхания города. Крепость стала восстанавливаться с активным участием московских князей. В это время на курские земли периодически захаживали крымские татары с нехорошими намерениями. Приходилось еще и от них попутно отбиваться. Город стал важным оборонительным пунктом на границе княжества.
Курские мастера были известны далеко за пределами своего краяКурские мастера были известны далеко за пределами своего края
Когда в XVII веке наступило Смутное время, Курску вновь пришлось защищаться. В этот раз от польско-литовских отрядов, а также, снова крымских татар и ногайцев. Но крепость взята не была, куряне отбивали супостатов и держали оборону!
Российская империя и Советский Союз
В конце XVIII века население Курска насчитывало около 8 000 человек. Это был не только продвинутый торговый город, но еще и военно-административный центр на юге империи. В городе также строили речные суда, был литейный двор и соляные промыслы. А 1797 году Курск стал губернским городом и так образовалась Курская губерния.
Когда началась Отечественная война с Наполеоном, курское ополчение не было призвано. Но все равно много курян воевало против французской агрессии и не посрамили честь своего города.
Когда русская армия показал французам, где у нас тут «зимуют раки» и наступил мир, Курск продолжил свое развитие, уже как промышленный центр. В начале XX века, еще до прихода большевиков, в Курске уже было около 70 заводов и фабрик! Да и не только заводами был славен город, развивалось и общее благоустройство: водопровод, трамваи, кинотеатры, первые гостиницы и библиотеки. А еще на территории города находилась двадцать одна православная церковь.
В 1917 году грянула февральская революция, Николай II отрекся от престола. А 26 ноября советская власть уже укрепилась в Курске. Началась новая эпоха.
Во время Великой Отечественной войны Курск был оккупирован немецкими войсками с ноября сорок первого года. Предварительно, город подвергся авиационным налетам и бомбардировкам. Разрушения были колоссальные, по оценкам военных историков было уничтожено до 70% города.
Во время оккупации немцы угнали около десяти тысяч курян на работы в Германию, еще столько же умерло от голода и болезней и три тысячи были расстреляны.
В сорок третьем году, силами Воронежского фронта враг был выбит из города. Когда началась знаменитая «Курская битва», сам Курск к этому моменту находился уже в тылу. За время военных действий 245 курян стали Героями Советского Союза.
После войны город в очередной раз восставал из пепла. Если точнее, восстановление началось еще до окончания войны, в 1944 году. В городе стала развиваться тяжелая промышленность. Появилось множество новых заводов: электроаппаратный, литейно-механический, резиновых технических изделий, аккумуляторный. Но и про легкую промышленность не забывали большевики: обувная, шпагатно-веревочная, трикотажная фабрики и многие другие. Была построена районная ТЭЦ.
Что-что, а строить советские люди умели. Все перечисленное выше было построено за первые десять лет после окончания войны. Мы сейчас можем только удивляться ударным темпам наших предков.
Про достижения в период СССР можно еще много говорить, но тогда будет явный перевес на этот период. Поэтому ограничимся этим.
Курск сегодня
В 1991 году СССР развалился, все мы вдруг стали свободными, правда непонятно от чего. И теперь мы лично наблюдаем очередную эпоху славного города Курска.
Курск, наша поезда в феврале 2019Курск, наша поезда в феврале 2019
Курск сегодня — большой промышленный центр. Часть советских предприятий работают и по сей день, уж не знаю с какими мощностями и в каком виде.
Еще нам рассказали, что в Курске сохранилось два предприятия из шести по выращиванию (ну не производству же?) яблок знаменитого сорта «антоновка». На мой вопрос экскурсоводу, на какие рынки идут эти яблоки, он не смог ответить, к сожалению, не знал.
Где-то пишут, что это самое больше месторождение руды в мире…Где-то пишут, что это самое больше месторождение руды в мире…
Также, в Курской области происходит добыча железной руды. Гигантский карьер находится у города Железногорск, и по словам научного сотрудника, местные крайне недовольны сложившейся экологией.
В целом, впечатление от Курска сегодняшнего я описал в предыдущей заметке, ссылка будет чуть ниже, перейдите почитайте.