Греческие символы: что означает герб Греции?

Греческие символы: что означает герб Греции?

Фото герб Греции

Герб Греции – государственный символ Греции. Герб состоит из щита с крестом и лавровым венком вокруг него. Щит символизирует воинскую славу, крест на щите символ православие, лавровый венок древнюю историю Греции.

Герб Греции в синем цвете

Герб Греции на белом фоне

Герб Греции на прозрачном фоне

Герб Греции в синем цвете на прозрачном фоне

Герб Греции с зеленым венком

Факт о гербе Греции

Флаг и герб Греции

Греческая Республика флаг и герб

Внешний вид

Тема герба созвучна теме государственного флага. Герб представляет собой прямоугольный крест серебряного цвета на лазоревом щите. Окружает круглую композицию лавровый венок, ярчайший символ Греции. Знак представлен в трёх допустимых цветовых вариантах. Голубой с белым (или лазоревый с серебряным) используют на официальных мероприятиях, золотой вариант применяет армия, а полноцветный, с зелёным венком, можно использовать в обычной жизни. Символизм от замены цветов не утрачивается.

Символизм

Изображение щита напоминает о воинских победах государства, а крест указывает на православную религию основного населения. Крест в сочетании со щитом призван напомнить о вкладе православных жителей в борьбу за независимость государства. Венок из листьев лавра адресует к славной истории Древней Греции. Почётные венки получали победители старинных Олимпийских игр, отличившиеся писатели, поэты и общественные деятели.


Военная версия герба

Синий, голубой или лазоревый цвета на гербе символизируют Средиземное, Ионическое, Критское и Эгейское моря, омывающие полуостров. Некоторые считают, что он также говорит о милосердии, доброте, правде, верности, а белый – о красоте, всеобщей справедливости, вере и мирном времени.

С 19-го века белый цвет напоминает жителям о чистом характере греков, боровшихся с жестокой властью турок, а синий цвет – цвет мирного неба над головой.

История

Прообраз современного герба известен с XIV в. Щит с вертикальным крестом – эмблема династии Палеологов, последних правителей Византийской империи. На родовой эмблеме крест был желтым, поле – красным. В каждой четверти щита помещался инициал Палеологов.

В XV в. Византия захвачена турками османами и утратила символы государственности.

В 1797 г. политический мыслитель и борец за независимость Греции Ригас Ферайос предложил новую национальную эмблему. Это дубина Геракла с написанным внутри девизом «Свобода, Равенство, Братство». Эмблема символизировала демократическую власть, унаследованную от античных греческих городов-полисов. Девиз позаимствован у лидеров Великой французской революции. Рекомендованные цвета греческой эмблемы – красный, белый и черный – означали самоопределение нации, правду и жертвенность. Идея Ферайоса существовала лишь на бумаге.

В 1821 г. Греция добилась независимости от Османской Турции и превратилась в Эллинскую республику. Герба у нового государства не было – его функции выполняла печать локальных властей с изображением богини Афины. Другим государственным знаком была бело-синяя кокарда. Лента контрастировала с красно-желтой символикой Османской империи и подчеркивала суверенный статус Греции.

В 1828 г. эмблемой греков стала печать с птицей фениксом. Мифический персонаж, восстающий из пламени, ассоциировался с возрождением страны. Печать дала название первой греческой валюте – феникс.

Первый герб


В 1833 г. в стране провозглашена монархия и появился первый герб Греции, созданный в традициях европейской геральдики. Греческий король Отто происходил из баварской династии Виттельсбахов, поэтому в новой эмблеме объединились символы правящего рода и национальные атрибуты.

Центральный компонент герба с византийскими корнями — синий щит с белый вертикальным крестом. Символы Баварской династии Виттельсбахов – бело-синие ромбы, помещенные в центр креста, и львы-щитодержатели. Герб дополнен атрибутами монархии — королевским венцом и горностаевой мантией.

При Глюксбургах


В 1862 г. на смену Виттельсбахам пришли Глюксбурги – род из Дании. Сохранился центральный щит, но изменились детали. В центре креста на месте баварского герба появилась династическая эмблема Глюксбургов. Под щитом изображался Орден спасителя – высшая государственная награда Греции. Герб опоясывала синяя лента с девизом королевства, написанным золотым текстом по-гречески: «Ἰσχύς μου ἡ ἀγάπη τοῦ λαοῦ» («Моя сила – в любви людей»). Новые щитодержатели – Гераклы с дубинами.

Вторая Эллинская республика


1924-1935 г. – период Второй Эллинской республики. Герб освободился от королевских атрибутов, сохранив лишь центральный элемент – синий щит с белым крестом.

При Пангалосе

В январе-августе 1926 г. государственную власть удерживал диктатор генерал Теодорос Пангалос. Он дополнил герб четырьмя элементами, которые символизировали периоды греческой истории:

  • Голова Афины изображала античность.
  • Шлем и копье означали период эллинизма и расцвет греческого государства в III-I в. до н.э.
  • Двуглавый орел отвечал за Византийскую империю.
  • Феникс, восстающий из пепла, ассоциировался с современной Грецией.

При Пангалосе герб впервые был опоясан венком. Перевитые ветви дуба и лавра символизировали силу и славу.

Герб диктатора критиковали за несоответствие канонам геральдики. После свержения Пангалоса венок и исторические атрибуты исчезли с рисунка. Иногда в центре креста изображался феникс как символ республиканской власти.

Реставрация монархии


В 1936 г. после реставрации монархии восстановили герб Глюксбургов, действовавший до 1973 г.

В 1967 г. произошел государственный переворот. В Греции утвердилась диктатура. Параллельно с королевским гербом использовалась «эмблема военной хунты» – черный силуэт вооруженного солдата на фоне пылающей птицы-феникса. Диктаторский символ чеканили на монетах, печатали на бланках официальных документов и почтовых марках.

Провозглашена демократия


В 1973 г. греческая монархия официально упразднена. Год спустя военный режим пал, и в стране провозглашена демократия. Первой эмблемой республики стала птица-феникс.

В 1975 г. введен герб с современным дизайном и пропорциями. Автор рисунка — Костас Грамматопулос.

В 2010 г. зафиксированы требования к эмблеме правительства. В документе определены два оттенка синего, разрешенные к использованию, и особенности изображения фона (в виде штриховки).

Вас заинтересует:

  1. Флаг Греции
  2. Герб Италии
  3. Герб Доминиканской Республики
  • Свежие записи

    • Герб Кипра
    • Флаг Кипра
    • Герб Турции
    • Флаг Турции
    • Герб Южной Кореи

Описание

  • Геральдический щит французской формы.
  • Внутри на синем фоне изображен белый (серебряный) вертикальный крест.
  • Перекладины фигуры касаются границ щита.
  • Соотношение ширины и высоты герба равно 7:8.
  • Щит обрамлен 2 лавровыми ветвями, перевязанными снизу. Листья растения – белые с синим контуром. Оттенок линий совпадает с цветом фона на щите.

Варианты

Версии герба Греции различаются по цветовой гамме и сфере применения:

  • Официальный герб – двухцветное изображение. Листья лавра и крест – белые, контуры и фон щита – синие.
  • Герб вооруженных сил – синий геральдический щит с белым крестом, обрамленный желтыми (золотыми) лавровыми ветвями. Аналогичный вариант герба изображен на штандарте президента.
  • В общегражданском гербе щит окружен зелеными ветвями.
  • Правительственная эмблема – двухцветный рисунок. Синий фон на щите изображается в виде горизонтальной штриховки.
  • На большой государственной печати вокруг герба нанесен текст на греческом языке: Ελληνική Δημοκρατία («Греческая республика»). Слова воспроизводят официальное название государства и написаны заглавными буквами.

Отношение к флагу в Греции

Не найти во всей Элладе дома, где не хранился бы национальный флаг Греции. Размеры — самые разные, от «ручных» бело-голубых флажков до гигантских стягов с крестом на древке.

Накануне особенно патриотических праздников (День Независимости 25 марта, День Охи 28 октября) в Греции флаги даже завозят оптом в супермаркеты, где их живо разбирают как «товар дня». В дни парадов полотнища украшают собой почти каждый балкон в городе.

Греческая церковь и флаг

На греческих церквях всегда есть второй флаг — вечного Константинополя

Национальные флаги Греции гордо развеваются в любом школьном дворе — их поднимают каждое утро перед началом занятий, вместе с общей утренней молитвой.

Не обходится без флага Греции и ни одно здание церкви: там, на соседнем древке, ему всегда сопутствует жёлтый стяг с чёрным двуглавым орлом — славный герб Вечного Константинополя, который символизирует принадлежность  Греческой Православной Церкви к  Константинопольскому Патриархату.

 

Греческий флаг, как он выглядит?

флаг греции

Флаг государства Греция сочетает в себе цвета близкие для этой страны – синий и белый.

Девять полос – пять из которых синие, а четыре белые, расположены по всему полотнищу.

В левом углу, в синем квадрате, расположился белый крест.

«Галанолевки» или «кианолевки» (сине-белый) – так называют свой флаг греки.

Что означают символы, расположенные на стяге? Существует несколько разных объяснений этому сочетанию.

По первой легенде, девять полос – это символ девяти слогов лозунга «Свобода или смерть», под которым проходило сопротивление турецким захватчикам. Он призывал на борьбу патриотов, придавая им силы и смелость.

Другой вариант говорит о соответствии девяти полос количеству знаков в слове «ελευθερία», что в переводе означает «свобода». В них вместился весь дух свободолюбивых эллинов.

Из других источников следует, что пять океанов – это пять голубых полос, а пена волн и облака – это белый цвет стяга.

Еще одна легенда приписывает количество полос к девяти греческим музам-богиням науки и искусства.

Символом христианства Греции выступает белый крест на синем фоне, который является также тем знаком, за который сражались бойцы сопротивления с османскими захватчикам.

Испытания временем окончательно сформировали стяг, который стал гордостью страны с огромной многовековой легендарной историей.

История флага

история флага греции

Почти четыре века находилась Греция под властью турецких завоевателей, которые начали захват страны с крупнейшего тогда города Салоники.

Продвигаясь вглубь страны, турецкая армия покорила ее почти полностью.

И только 19 век ознаменовался для Греции началом борьбы с османским игом за свою независимость.

Как говорит первая легенда, в 1807 году на острове Скиафос священник Нифон поднял бело-голубое полотнище флага возрождающейся Греции, и на нем дали клятву верности командиры эллинских партизанских отрядов.

1821 год считается официальным началом движения сопротивления. Митрополит Герман благословил его на борьбу с турками под белым знаменем, имеющим один большой синий крест, проходящий через все полотно стяга. Это событие произошло в святой праздник Благовещения.

Другая легенда рассказывает об осажденной турками крепости, в которой борцы за свободу подняли бело-голубой флаг. Он был сшит из рясы монаха голубого цвета и юбки белого цвета, которая была тогда частью одежды солдат движения сопротивления.

1822 год – страна провозгласила независимость, и флагом государства стал светло-синий стяг с белым крестом.

1832 год – государством был утвержден бело-голубой флаг, имеющий вышеописанные девять полос.

1833 год – страна находится под протекторатом трех великих держав: России, Франции и Англии. На престол вступил король Оттон I, ему по душе пришелся греческий стяг, так как цвета его перекликались с оттенками герба Баварии. Поэтому первоначальный символ Греции был восстановлен полностью, кроме изменения фона на более светлый оттенок.

1863 год ознаменован изгнанием короля и приходом к власти Глюксбургов – датской династии, которая поменяла светлый оттенок голубого на темно-синий.

Долгое время в Греции применялось сразу несколько флагов, и все они были признаны официальными.

Государственным флагом считался полностью голубой стяг с большим белым крестом, шедшим через всё полотнище, и королевской короной в его центре. Национальный же отличался отсутствием на нем короны.

За границей, в портах и на гражданских судах развивался девятиполосный стяг, имеющий в левом верхнем углу синий квадрат с белым крестом.

Эта система существовала до установления республики.

В 1923 году был выбран единственный стяг, который используется до сих пор.

1935 год – восстановлена монархическая система правления с королем Георгом Вторым, за которого высказалось большинство населения страны.

1941 год – нацистская Германия вторглась на территорию Греции, правительство и король иммигрировали. Борьбу с захватчиками взял на себя освободительный фронт.

В это время на флаге, в середине креста появилась красный круг и вписанный в него треугольник. Этот стяг был поднят во время сражений против нацистов и англичан, оккупировавших страну в 1945-49 годы.

1944 год – возвращение в Грецию сбежавшего правительства, которое восстановило раннюю систему, когда присутствовало несколько флагов.

1970 год – возвращение флага 1863 года.

1975 год – общим символом становится стяг с синим полотнищем и белым крестом. Девятиполосный же все равно используется, но неофициально.

1978 год – принят окончательный вариант флага, который действует до сегодняшнего дня.

От старого флага к новому

Приглашённый в 1833 г возглавить молодое независимое греческое государство король Оттон I всецело одобрил голубой флаг с белым крестом, так как цвета эти как нельзя более совпадали с цветами герба его родной Баварии.

Если цвета национального флага Греции — голубой и белый — можно было считать устоявшимися, то с количеством полос и окончательным форматом дела обстояли сложнее.

Вплоть до 1978 г этот вопрос оставался открытым. За границей, в качестве морского и торгового, бытовал флаг, состоящий из 9 чередующихся сине-белых полос с крестом в левом углу, а внутри государства принято было синее полотнище с белым крестом.

Флаг Греции на корабле

Современный флаг Греции прижился не сразу

Периодически на протяжении десятилетий, в угоду королевскому дому, на флаге Греции то появлялась, то исчезала корона.

Непостоянство знамени было сродни перипетиям, творившимся внутри Греции.

Наконец, после свержения в Греции монархии и военного режима «чёрных полковников», после ряда гражданских войн и провозглашения Греции Республикой, в 1978 г государственным указом провозгласили единственный флаг Греции, каким мы знаем его сегодня: девять полос — пять синих и четыре белых, с белым крестом в левом углу.

Что означает греческий флаг

По одной из версий, сине-белые цвета имитируют морскую гладь с прослойками белой пены, по другой — символика обозначает свободу и надежду.

Не будем также забывать, что цвета флага возрождающейся Греции должны были в корне отличаться от турецких знамён. И действительно, голубой и белый цвета являются максимально контрастными по отношению к красному османскому знамени.

Девять полос флага Греции: Самая распространённая версия — это зашифрованный в знамени лозунг борцов за Независимость: «Свобода или Смерть».

В греческом варианте эти два слова — «Элефтерия и Танатос»- образуют вместе девять слогов, которые на флаге символизируют девять полос. Кстати, количество букв в слове «Свобода» — «Элефтерия» — также равно девяти.

О значении креста на флаге Греции, который, в отличие от полос, изначально присутствовал во всех вариантах знамени, скорее всего, излишне даже говорить: и всё же напомню, что крест указывает на принадлежность Греции к христианству.

 

Параллели с Андреевским флагом

Узнав, что один из первых вариантов флага Греции представлял собой белое полотнище с синим крестом, многие россияне радостно вздрагивают и протягивают параллель с Андреевским флагом — кормовым знаменем Военно-Морского Флота РФ.

Да, похоже! Но — увы, параллели на самом деле нет. Андреевский флаг был утверждён ещё Петром I в далёком 1712 г, и изображённый в нём косой крест — орудие казни Апостола Андрея, известное как Андреевский Крест.

Гимн страны

Гимн греции

Гимн страны, конечно же, посвящен свободе.

Слова его написаны жителем острова Закинтос Дионисисом Соломосом в 1823 году.

Тогда страна боролась за свою независимость, и гимн стал смыслом национального единения восставших.

Он был стимулом к освободительной борьбе, сильнейшим идеологическим оружием.

В 1824 году гимн получил широкое распространение после опубликования его не только на греческом, но и на итальянском языке. Но определенной музыки на стихи положено не было.

Только в 1828 году Николаос Мандзарос написал мелодию, которая логическим образом завершила формирование гимна. Музыка включила в себя ноты скорби, пафоса и торжества – именно то, что нашло отличное сочетание с патриотическими стихами.

Здесь же нужно отметить, что гимн состоит из 158 строк. Так много хотел вложить в это произведение поэт-патриот, что не смог остановиться на меньшем размере стиха.

При награждениях и в дни национальных торжеств исполняется только два первых четверостишия гимна.

Если вас заинтересовали геральдические значения Греции, при желании их можно изучить более подробно, углубившись в героическую и легендарную историю этой страны.

Происхождение

Истоки нынешнего варианта государственного флага теряются в истории, каждый его элемент может иметь большое символическое значение. Но точную преемственность установить сложно, да и никаких исторически достоверных записей о прошлом до 1822 года не осталось.

Ряд деятелей исторической науки полагают, что флаг происходит от семейного флага критского рода Каллергисов, а тот, в свою очередь, восходит к ромейскому кесарю Никифору Второму Фоке, правившему в 963-969 годах н.э. Этот узор как раз и включал девять полос с крестом в левом верхнем углу. Использование полос голубого и серебряного цвета домом Каллергисов подтверждается документально, хотя ни одного изображения не осталось.

Античность и Византийская империя

В теперешнем понимании во времена древней Греции и Византийской империи флагов не было. Вместо них были значки подразделений и родов войск. Например, римский вексиллум – баннер римских легионеров, венчающий верх специального копья и служащий знаменем легиона или когорты. Глубокого красного цвета, он нередко вручался за заслуги и отличия в бою или спасении гражданских.

Византийцы также пользовали флаги, знамена и прапоры для обозначения воинских отличий. Их украшали лентами, форма традиционно близилась к квадрату. Наиболее известным восточным символом был лабарум – красно-синий, в полоску, с крестом посередине. На других флагах изображали Богородицу, Христа или многочисленных святых, но это были персональные значки полководцев, а не государственные или семейные символы, как в Англии или Франции той поры.

Первое упоминание именно государственного флага относят к 60-м годам XIV века, когда в испанском географическом атласе было опубликовано изображение герба Константинопольской империи, где красный крест святого Георгия был совмещён с тетраграмматоном династии Палеолог – с четырьмя буквами «бета» по углам.

Этот флаг неплохо задокументирован и упоминается в атласе как флаг Солуни и настоящей греческо-византийской империи. Правда, крест Георгия никогда не был символом Византии и скорее всего отдаёт дань генуэзцам, оккупировавшим в указанный период истории Галату.

Османский период

Под османами греческим мореплавателям приходилось использовать неофициальные флаги, включавшие, в числе прочего, византийские орлы, кресты, и изображения святых и священномучеников. Сипахам – христианским наёмникам на султанской службе — было разрешено использовать собственный символ: синий крест на белом фоне с изображением всадника, пронзающего змею.

В 1640 году султан запретил этот флаг, заменив его своим собственным символом.

Схожие флаги использовались и другими местными общинами.

Наибольшее сходство с «национальным» имел так называемый османско-греческий флаг – его применяли православные купцы, среди которых большая часть принадлежала к этой этнической группе. Он сочетал полосы красного – турецкого – цвета с синими, атрибутирующими ортодоксальных христиан. После Кучук-Кайнарджийского мирного договора грекам также было дозволено ходить под русским флагом.

Восстание 1769 прошло под синим крестом на белом фоне, который также применялся в 1821 году, став наиболее популярным флагом движения за освобождение Греции от власти дикарей. Одно из первых таких знамён хранится в монастыре Евангелистас в Скиатосе с 1807 года. Над этой реликвией революционные вожди приносили присягу под присмотром местного епископа.

Революционные флаги

В период первой греческой войны за независимость в 1821-1829 гг. были предложены десятки флагов, большой вклад внесла греческая интеллектуальная элита, бежавшая в Европу, а также местные вожаки и региональные «хунты». Помимо креста, к числу самых распространённых символов относились феникс как знак перерождения нации, фраза «Свобода или смерть», разнообразные святые и даже фасции – ещё не испохабленные режимом Муссолини пучки прутьев, знак Филиды Этерей – тайного общества, организовавшего революцию.

Европейские короли относились к революционным движениям негативно, поэтому, чтобы получить поддержку христиан Европы, восстанию пришлось отмежеваться от революционеров и заявить о себе как о традиционном национальном государстве.  Были упразднены местные коммуны, революционные знамёна и тому подобная атрибутика, взамен которого был принят единый флаг. Причина, согласно которой цвета на флаге были инвертированы и место популярного синего креста на белом занял белый, покрыта тайной.

В марте 1822 временным правительством были утверждены сразу три флага:

  1. военный, представляющий собой похожий на нынешний крест с девятью полосами
  2. сухопутный (крест без полос)
  3. гражданский.

Спустя 6 лет Иоанн Каподистрия упразднил коммерческий флаг, а военно-морской сделал единым. Новый вариант сразу стал чертовски популярен.

Чуть раньше, в феврале, символ нового государства, пока ещё зависимого от Оттоманской империи, получил международное признание: британские , французские и российские суда в Нафплионе, временной греческой столице, салютовали греческому флоту.

Первый греческий король Оттон дополнил флаг и герб королевским значком – баварским щитом с короной посередине креста. Были установлены ряд флагов – морских, военно-морских, сухопутных, а также вымпел и королевский штандарт с необычной пропорцией 10:7. В 1862 году он отрёкся от трона, и баварский щиток ушёл в прошлое.

Административные флаги Греции (1934 г.)

Новым королём год спустя посредством референдума был избран датский принц Уильям, занявший трон под именем Георга Первого. Баварская символика была сменена династической дома Глюксбургов, правивших Данией.

Флаг получил корону вместо герба; эта версия стала государственной. Лишённые короны флаги могли отныне свободно использоваться частными лицами – без изъятий.

В марте 1924 года монархия пала и новая республика убрала с флага корону, установив заодно новую пропорцию – 2:3. Сухопутная версия использовалась гражданскими и государственной службой во всём её многообразии, а морской флаг – военными и торговыми моряками. Спустя 11 лет греки восстановили монархию и декретом от 8 ноября 1935 года вернули флаг образца 1914 года – с коронами.

При Гитлере грекам было не до флагов, как и 20 лет после него. Лишь в 1967 году в ходе восстания и установления военной диктатуры с последующим бегством монарха морской флаг без корон стал общим и единым символом греческой государственности.

Синий при этом стал очень тёмным, а пропорции сменились на 7:12, оставшись неизменными доныне; синий цвет ненадолго (1974-1978) светлел, а затем вновь приобрёл более насыщенный оттенок.

Византийский орёл, Goodbye!

Наиболее узнаваемым знаком византийской и греческой политической традиции считают двуглавого орла. Несмотря на его использование Кипрской и Элладской церковью, а также армией Греции и нацгвардией киприотов, после обретения независимости по соображениям политического характера от официального установления этого флага в качестве национального символа отказались, чтобы подчеркнуть отсутствие имперских амбиций, распространяющихся за пределы национального греческого дома.

Вдобавок после завоевания турками птичка перешла по наследству Москве. У Екатерины II существовал Византийский, или Греческий проект: воссоздание государства греков и южных славян под скипетром её младшего внука Константина. Эта идея вызывала колоссальное беспокойство при европейских дворах, поэтому Оттон поспешил заверить, что не желает иметь с Петербургом ничего общего.

Грифон — история происхождения

Грифон — это мифическое существо, которое имеет крылья и тело льва. Нельзя сразу понять, на какой стороне это животное, ведь оно олицетворяет как Добро, так и Зло. Поэтому в литературных и других произведениях трудно сразу понять, будет ли зверь положительным персонажем или отрицательным.

Изображение величественного грифона
Изображение величественного грифона

Слово происходит от латинского grȳphus и через него от греч. γρύψ. Что касается символики животного, то тут все просто. Грифон — символ силы, бдительности, а также гордыни. Данное существо символизирует также могущество над небом и землей.

Если говорить о происхождении самого образа, то первое упоминание об этом мифическом звере было в Древнем мире. На стенах дворцов были нарисованы фрески Крита позднеминойского периода, на которых были изображены эти существа. Также эти мифические животные были замечены на фресках древнего Египта и древней Персии. Первые упоминания об этих существах в литературе были запечатлены в 6 веке до нашей эры Эсхилом, Геродотом, Аристеем из Проконнеса.

fav.mifistoria.info

Образ в геральдике

Грифон на гербе
Грифон на гербе

Изображения зверей очень часто также можно увидеть на гербах и флагах и это не случайно, ведь как ранее уже было сказано, данные звери являются символами силы, быстроты и бдительности. На полотнах животные мужского пола рисуются как бескрылые существа со связками красных шипов, время от времени также присутствуют рога или бивни. В геральдике есть и морской грифон, он обычно предстаёт бескрылым и с хвостом рыбы. Данный вид обозначает связь армигера с водой.

fav.mifistoria.info

Грифоны в мифологии

Эти животные очень тесно связаны с миром мифов. В мифологии каждой древней страны они означали совершенно разные вещи.

Картинки грифонов
Картинки грифонов

Древняя Греция

В мифологии Древней Греции эти звери были символами борьбы и силы духа. Их описывали как могущественны и справедливых существ. В мифах Древней Греции они обладали очень сильным разумом, который мог затмить инстинкты животных. Есть несколько версий, какая роль была у этих существ в греческой мифологии.

  • Они были сопровождающими псами Зевса, которых Бог насылал на врагов и использовал также в качестве вестников.
  • Другие источники утверждают, что эти звери были ездовыми животными Аполлона.
  • Имеются изображения, на которых нарисована богиня Немезида, колесницу которой везут существа, очень схожие с грифонами.

Мифологии Древней Греции
Мифологии Древней Греции

В легендах Греции грифоны впервые представлены, как хранители золота. Это символизирует борьбу материальной составляющей с духовной.

Грифоны в Греции были носителями души

В VII веке до нашей эры древние греки установили первые контакты с кочевыми народами Средней Азии. Они также столкнулись с некоторыми интереснейшими существами, такими как грифоны.

В скифских мифах и легендах, изложенных в греческих и римских текстах, грифоны ассоциировались с золотом, как и загадочные аримаспийцы.

О существовании грифонов упоминается в первом литературном произведении «Аримаспея» греческого Аристея Проконнесского в 675 г. до н.э.

Мы также встречаем их в знаниях и искусстве Древней Греции, поскольку художники использовали их для украшения ваз, печатей, мозаик, лир, драгоценных камней, монет и рельефов, но, похоже, они были вырезаны на гробницах, чтобы охранять мертвых и действовать как носители души.

Изображения грифонов были также распространены в египетском и персидском искусстве, а их впечатляющие мощные статуи украшали персидские дворцы.

Грифоны были чрезвычайно сильными и опасными. Они населяли пустынные районы, в том числе Китай и Монголию, а также районы Горного Алтая, Тянь-Шаня и пустыни Гоби. Согласно греческим мифам, в скифской пустыне, они охраняли Аполлон «сокровища и защищали его от легендарного Гиперборейского племени далекого севера , которые населяли области.

В V веке до нашей эры греческий писатель Геродот рассказал историю об одноглазом народе, известном как аримаспийцы, которые вырвали свои огромные золотые богатства у грифонов. Эту историю он узнал от таинственного путешественника Аристея Проконнесского, который рассказал, как грифоны охраняют золото северных земель Скифии.

В тех же мифах говорится, что эти божественные существа также охраняли золото гиперборейцев на крайнем севере и использовали колесницу Аполлона, самого Зевса и богини мести Немезиды.

Божественные символы и домашние животные в древней Греции

Божественные символы и домашние животные в древней Греции

От кошек и собак до поющих насекомых и пьяных попугаев древние греки и римляне имели тесную и тесную связь с животным миром.

Кролики, собаки, змеи и птицы … Везде, где мы смотрим на археологические и литературные записи классического мира, кажется, что мы находим животных почти всех видов. Ясно, что животные в древние времена обычно фигурировали в повседневной жизни людей, в художественных произведениях и в мифологических представлениях; их изображения встречаются в картинах на вазах, фресках, мозаиках, каменных скульптурах и керамических статуэтках, а также на утилитарных или декоративных предметах искусно вырезанных из слоновой кости или отлитых из золота. До урбанизации нашего общества, большая часть населения, проживали в сельских районах за пределами городов, поэтому они имели более регулярный контакт и  общение с животными, чем большинство из нас сегодня.

Даже в городских условиях люди и их животные, как правило, делят пространство и живут ближе друг к другу, чем мы могли бы чувствовать себя комфортно сегодня. Домашний скот, включая телят, овец, коз и свиней, использовался для благочестивых жертвоприношений. Львы, тигры, медведи и другие дикие существа стали центром популярных и элитных развлечений; на них либо охотились на природе, либо будучи схваченными они сражались друг с другом или другом — или с людьми-бойцами — в кровавых состязаниях на арене.
Лошади и другие тягловые или вьючные животные трудились на фермах, но в военное время их отправляли на поле битвы. На всех уровнях общества животные играли ключевую роль в общественной, религиозной и военной жизни. Однако в древнем искусстве и литературе ясно видно, что в жилищах людей доме чувствовалась самая тесная связь между хозяевами и их любимыми домашними животными.
Большинство жителей древнего мира любили и ценили своих домашних питомцев, оплакивая их и устанавливая памятные знаки над их могилами, когда они умирали.  Аристотель, первый философ, который предпринял формальное изучение и классификацию животных, рассматривал их как иррациональных существ меньшего морального ранга, помещенных на Землю исключительно для служения людям. Другие мыслители относились к ним с большим уважением, в том числе Пифагор, который предположил, что животные обладали перевоплощенными душами людей после того, как, по рассказам, стал свидетелем избиения тявкающего щенка.

Домашние питомцы

В пределах дома и сада диапазон животных, которых держат как домашних животных, был почти безграничен, включая собак, уток, гусей, птиц в клетках, кроликов, зайцев, черепах, коз, перепелов и мышей. Змеи имели хтоническое (подземное), духовное значение, но также использовались — наряду с кошками, хорьками или ласками — чтобы держать грызунов в страхе. С насекомыми издающими приятные ушам звуки обращались как с певчими птицами, а дети вязали  маленькие коробочки из камыша или тонких веток, чтобы приспособить их как место обитания  для сверчков и цикад. Ученые, пишущие об «осах» Аристофана, сообщают, что мальчики, ищущие развлечений, ловили  крупных жуков и привязывали их нитью, привязанной к одной ноге — практика, также наблюдаемая на картинах с красными вазами. Другие необычные домашние животные — обезьяны (которых часто учат выполнять трюки), олени и взрослые олени, газели, лисы и маленькие горные кошки.

Религиозное почтение, возможно, сыграло свою роль в выборе домашних животных, поскольку некоторые животные были символом определенного бога или богини. Например, священным для Аполлона и Артемиды была перепела (ортикс) — вероятно, обычное явление в центрально-кикладском святилище божественных близнецов на Делосе, первоначально известном как Ортигия или «Остров перепелов». Пиндар (5 век до н.э.) и позже Мифографы рассказывают, что Астери, сестра Лето (которая родила близнецов на Делосе), сбежала от достижений Зевса, превратившись в перепела, упав в Эгейское море, а затем снова поднявшись как остров. Перепела, таким образом, обладали божественным духом и желали их приятных голосов и красочного оперения. Далеко дикие домашние животные известны с римской эры, когда императоры Домициан и Каракалла держали львов в своих дворцах. Любимый спутник Каракаллы, Acinaces, ел с ним за столом и спал в комнате хозяина. Валентиниан I заставил своих слуг позаботиться о двух медведицах, Mica Aurea (Золотая чешуйка) и Innocentia (Невинность), которым он, очевидно, передал своих врагов в качестве игрушек.

Поднимать тревогу

Бытовая безопасность всегда была проблемой в древности. Собаки были обычными привратниками — как показывают мозаичные пороги в Помпеях с их надписями “Cave canem” (Остерегайтесь собак). Гуси, любимое животное Пенелопы, также служили  защитным целям (по крайней мере , так уверяет нас легенда, согласно которой гуси спасли Рим). Птицы в клетках тоже могут предупреждать домовладельцев о посетителях, но их чаще держат за их веселое щебетание. Говорящие зеленые попугаи, популярные в богатых домах Рима, Плиний описывает как привезенных  из Индии и «они особенно говорливы под влиянием вина». Еще более статусными и дорогими были домашние павлины, которых высмеивали греческие комедийные драматурги и римские моралисты.

Верный друг

Прежде всего, домашние животные обеспечивали утешение и общение, лучше с этим справлялись собаки. Вероятно, самым прославленным псом Древней Греции был верный Аргос, который терпеливо ждал возвращения Одиссея из Трои, а затем, после их встречи  умер. Среди ценных пород собак были молосские, лаконские и критские сторожевые собаки и вездесущая мелитанская болонка с Мальты. Свиноготый Евмей, вероятно, держал молосцев, как и нувориш Трималко, чей огромный зверь Сцилакс, по словам римского писателя Петрония, вызвал яростный скандал во время банкета — напал на маленькую собаку, уронил настольную лампу, разбил все бокалы с вином и облил гостей горячим маслом. Менее свирепым был маленький Исса Публия, превозносимый Мартиалом

Греческая Сфинкс

Греческий сфинкс — чудовище с человеческой головой (как правило, женской), лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, этот образ возникает в легенде об Эдипе. Этот образный ряд отсылает к четырем керубам. Часто, когда говорится о греческой Сфинкс, ее упоминают в женском роде и большинство изображений также отсылают нас к женскому облику этого чудовища. В некоторых мифах сфинкс предстает как чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом.

Истоки иконографии греческой Сфинкс


Крылатые львы на воротах Хаттусы

Надо отметить, что греческая Сфинкс иконографически довольно сильно отличается от египетского Сфинкса. В первую очередь обращает на себя внимание наличие крыльев, а также иная поза, как правило греческая Сфинкс сидит или стоит, в то время как египетский сфинкс всегда изображается лежа.

Некоторые исследователи усматривают корни этой традиции в хеттских скульптурных изображениях. Похожие на греческие изображения крылатых львов мы находим у ворот Хатту́сы — столицы древнего Хеттского царства, расположенной около современной турецкой деревни Богазкале в центральной Анатолии.

Ворота – одна из излюбленных форм хеттской архитектуры, они задействованы в важнейших церемониях и обозначали место перехода, пересечения сакральных рубежей. Львиные ворота в юго-западной части городских стен сохранили каменные прямоугольные башни. Внешний их портал украшен фигурами каменных львов. Это – образы-апотропеи, магическая охрана города. У хеттов лев ассоциировался с образом царя.

Тела животных высечены из одного блока с пилонами портала (лишь лапы выполнены из отельных плит), они в буквальном смысле вырастают из стены. Морды львов подняты вверх, пасти оскалены, языки высунуты, все выражает угрозу и готовность атаковать. Крылья львов подняты и загнуты вверх, что характерно для греческих изображений Сфинкс.

Мифы и легенды о Сфинкс

Более поздняя греческая легенда о «загадке Сфинкса» сделала его символом тайны, хранителем древней мудрости.

В греческой мифологии Сфинкс или «Сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны, злобным демоном разрушения. Тифон превосходил всех существ в мире по силе и размерам и пробовал захватить власть над богами и людьми, но был повержен Зевсом. Ехидна была исполинской полуженщиной-полузмеей, сочетавшей в себе красоту и свирепость и породившей от Тифона множество чудовищ, истреблявших человечество. Гесиод описывает «порождение Ехидны и Тифона»:

Так­же еще раз­ре­ши­лась она [Ехидна] изры­гаю­щей пла­мя, Мощ­ной, боль­шой, быст­ро­но­гой Химе­рой с тре­мя голо­ва­ми:Пер­вою — огнен­но­око­го льва, ужас­но­го видом,Козьей — дру­гою, а третьей — могу­че­го змея-дра­ко­на.[Спе­ре­ди лев, поза­ди же дра­кон, а коза в середине;Яркое, жгу­чее пла­мя все пасти ее извер­га­ли.]

А Гигин указывает среди их детей в том числе «Сфинкс, которая была в Беотии».

Крылатая дева убивала юношей. Эврипид пишет:


Эдип и сфинкс в древнегреческой вазописи
рисунок чаши 470-440 гг. до Р. Х. Рим. Музей ВатиканаЗачем, о крылатая дева,Из дебрей ты в Фивы летелаС загадкой своей печальной?И, лютое горе рождая,Потомков великого КадмаВ когтях уносила хищныхК сиянью лазури вечной?Знать, тебя, крылатое диво,Из царства поддонного мракаАид посылал могучийНа гибель кадмейскому роду…

И далее дает описание сфинги-душительницы:

Ехидны порождение,Исчадье мрака адского,До половины девушка,До половины чудище,Зачем ты прилетала к нам?О крылья беспокойные,О когти кровожадные,Зачем брега диркейскиеОпустошали вы?И юношей, измученныхЗагадкой невеселою,Зачем в лазурь умчали вы? 

 
Эдип и Сфинкс. Амфора. Фивы. V в. до Р. Х. Париж. Лувр

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая, похитившего и обесчестившего прекрасного юношу Хрисиппа.

По легенде Сфинкс подстерегала путников и задавала им хитроумные загадки, убивая всех, кто не мог их отгадать.

Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время».

Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

Гигин рассказывает миф об Эдипе и Сфинкс:

Между тем Сфинкс, дочь Тифона, появилась в Беотии и стала опустошать поля фиванцев. Она назначила царю Креонту такое состязание, что, если кто-нибудь истолкует песню, которую она предложит, то она уйдет оттуда, а если не разгадает предложенной песни, то она сказала, что сожрет его и что никак иначе не оставит эту страну. Царь, услышав об этом, объявил по всей Греции, что тот, кто разгадает песню Сфинкс, получит от него царство и его сестру Иокасту в супруги. Многие, желая царства, приходили,и Сфинкс сожрала их, когда же Эдип, сын Лая, пришел и объяснил песню, она бросилась вниз.

.Павсаний пишет, что изображение Сфинкс было на шлеме Афины.

Обсуждение закрыто.