Герб города Казань с описанием

Герб города Казань с описанием

Описание

«Флаг города Казани представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, воспроизводящее в его центре гербовую композицию: на большей белой части полотнища в 4/5 ширины изображён стоящий на зелёной полосе в 1/5 ширины полотнища чёрный дракон с червлёными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной».

Обоснование символики

Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, символ бессмертия и вечного возрождения. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность. Земля — хранительница жизни и богатств, символ жизни. Корона — символ достижения высокой ступени развития. Казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и их древние традиции. Цвета означают следующее:

  • Зелёный цвет — символ весны, радости, надежды, природы, означает достаток, процветание, стабильность.
  • Золотой — символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, интуиции и провидения, солнечного света.
  • Серебряный — символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира.
  • Червлёный — символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности.
  • Чёрный — символ благоразумия, мудрости, честности, смирения и вечности бытия.

Значения элементов

Все оттенки, используемые в официальной символике, имеют особое, почти «сакральное» значение. Так, кратко расскажем об оттенках и элементах, приведенных в описании флага Казани:

  • зеленый, который обозначает радость, надежду, возрождение природы. Кроме того, он является символом стабильности и финансового достатка;
  • золотой (на лапах и глазах дракона) – считается знаком богатой жизни и света солнца. Также он символизирует острый ум, развитую интуицию и интеллект;
  • черный цвет тела существа символизирует зрелость, благоразумные поступки, честность и скромность, а также бесконечность бытия;
  • серебряный цвет фонового изображения – цвет благородных людей с чистыми помыслами, стремящимися к мирному существованию;
  • красный – считается оттенком мужества и смелости, неустрашимость перед опасностью, символизирует любовь к жизни, энергию;
  • белый цвет самого полотнища является знаком чистоты и совершенства.

Что касается геральдического щита в центре флага, то на нем изображено похожее на дракона существо. Он считается символом мощи и мудрости. Когда-то его также признавали знаком бесконечной жизни и возрождения. Дракон высовывает язык, у которого стрелоподобный кончик. У этого тоже есть значение, поскольку стрела – это целенаправленность и быстрая молниеносная реакция. Голову существа венчает корона. Она считается символом высокого уровней развития. Кроме того, корона свидетельствует о статусе города как столицы Татарстана.

Дракон стоит когтистыми лапами на земле, а она, в свою очередь, во все времена считалась признаком плодородия, богатства (как финансового, так и материального).

Применение флага

Есть определенные правила, связанные с применением флага. Речь идет, например, о том, что он не может превышать размеры как государственного флага РФ, так и всей республики Татарстан. Кроме того, поднимать его также необходимо на менее низкую высоту от земли.

Флаг должен всегда стоять в залах, где проходят заседания местных органов власти, их подразделений и избирательной комиссии. Кроме того, его размещают в местах, где заседают на сессиях Казанского Совета депутаты. Также флаг Казани ставят в кабинеты главы администрации города, руководителей его районов и других органов.

Таким образом, официальный флаг города Казани – бело-зеленое полотнище с фигурой, представляющим собой черного дракона на золотых когтистых лапах. Данный официальный символ обязательно поднимают на зданиях, в которых располагаются представительства Казани (в других городах России), либо же местные органы власти в пределах города.

История создания государственного флага

Мифический символ Казани — дракон Зилант, персонаж татарского эпоса. Его считают символом города со времен присоединения к России в XVI-XVII веках. По легенде много веков назад огромный крылатый змей жил на горе рядом с Казанью. Он разгневался на жителей из-за того, что они сожгли его гнездо.

По другой версии гора, на которой построили крепость Казань, кишела гигантскими змеями толщиной с бревно.

Поэтому ее называли Зилан Тау — «змеиная гора». Чтобы прогнать змей, хан приказал разложить солому и поджечь. Дело поручили одному ловкому юноше. От жара огня поднялась самая большая змея и убила его. Но гору удалось очистить и построить крепость.

В составе Золотой Орды у Казани не было собственных отличительных знаков. Легендарный дракон впервые обнаружен на печати периода правления царя Иоанна Грозного. На круглом отпечатке в центре располагался двуглавый орел, а вокруг него изображались гербовые знаки подчиненных княжеств, в том числе крылатый змей. В период правления второго русского монарха Алексея Михайловича Тишайшего из династии Романовых мифическое существо на Казанской печати называли василиском.

флаг казани

Во все времена на изображениях дракона оставались неизменными свитый кольцом хвост и корона.

Змей с крыльями стал официальным знаком в XVIII веке. Его изображали на знаменах казанского полка. При Петре Первом над композицией казанского символа поработал итальянский геральдист, основатель русской геральдики Франц Санти. При Екатерине II изображение не изменилось. При Александре II в описание добавили красный язык в драконовой пасти, а Зиланта стали изображать идущим.

В советский период Казань лишилась царской символики. Вместо дракона город представляли памятники архитектуры: башня Сююмбике, Спасская башня Казанского кремля, цирк. В 1979 году Республика Татарстан получила статус автономии, а в 1990 году на флаг и герб ее столицы в качестве неофициального символа вернулся краснокрылый змей. В 2004 году его изображение на флаге и гербе утвердили официально.

флаг казани

Флаг города Казань

Флаг города Казани представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, воспроизводящее в его центре гербовую композицию: на большей белой части полотнища в 4/5 ширины изображен стоящий на зелёной полосе в 1/5 ширины полотнища чёрный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной.

Флаг города Казани является классическим гербовым флагом, т.е. флагом с композицией герба, распространенной на все полотнище. Зелёный цвет — символ весны, радости, надежды, природы, означает достаток, процветание, стабильность. Золото — символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта и солнечного света. Белый цвет — символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира. Червленый цвет — символ зрелости, энергии, силы, жизни, жизнеспособности. Чёрный цвет — символ благоразумия, мудрости, честности, скромности и вечности бытия

Большая печать Иоанна IV Васильевича (XVI век)

Большая печать Иоанна IV Васильевича (XVI век)

Эмблема Казанского царства из царского титулярника 1672 года

Эмблема Казанского царства из царского титулярника 1672 года

Известно, что казанская гербовая фигура использовалась для обозначения Казанского царства уже в Большой печати царя Иоанна IV. В указе царя Алексея Михайловича об изготовлении гербового знамени 1666 года приводилось такое её описание:
Печать Казанская на ней в каруне василиск, крылы золото, конец хвоста золот.

Герб города Казани XVIII век

 Первые официально утверждаемые гербовидные символы появляются в России только в начале XVIII века, когда армейские полки получают названия в соответствии с местами их дислокации, а на полковых знамёнах появляются гербовидные символы соответствующих территорий. В частности, известны изображения знамён казанского полка 1712 и 1730 годов, а также герб на знамени Свияжского полка из так называемого «Знамённого гербовника Миниха» 1730 года.
В 1730 году герб для знамён Казанского пехотного полка был описан так: «в золотом щите, на белом поле чёрный змей с красными крыльями под золотою короною Казанского Царства».
«Для отправления геральдического художества» Петром I в 1724 году в Россию был приглашён геральдист Франц Санти. Ему было поручено составить гербы областей и городов. Казанский герб им был описан следующим образом: «Поле серебряное с драконом или змием чёрным, у которого крылья красные, а коронован златой или жёлтой короною; тот же дракон сидит на зелёном дёрне».
Подобное же изображение «герба Казанского» можно найти в Брюсовом календаре, изданном в 1775 году.

Советский период

В советское время Казань не имела официально установленного геральдического символа города. Утверждённые в царское время гербы не использовались.
Неофициально символами Казани выступали изображения таких архитектурных достопримечательностей города, как Спасская башня Казанского кремля, башня Сююмбике, государственный цирк.

Что изображено на гербе

В центре расположен пятиконечный французский щит – деталь весьма привычная для гербов многих российских городов. Нижняя его часть заполнена зеленым цветом, а остальное пространство – серебристым. По зеленому полю гордо шагает черный дракон (хотя, по мнению некоторых экспертов по геральдике, он больше смахивает на василиска) с красными крыльями, золотыми куриными лапами, красным языком. Голову чудовища украшает трехконечная корона.

Современный герб Казани

Над щитом расположена корона – Казанская шапка, ныне хранящаяся в Оружейной палате.

Как видите, внешний вид весьма необычный. Теперь, когда вам известно, как выглядит герб Казани, описание отдельных символов и цветов рассмотрим далее.

Расшифровка символов

Казанская шапка выступает на гербе в роли символа статуса города. Ведь Казань является столицей огромной территории, причем на протяжении уже многих веков.

Зеленое поле в нижней части щита – символ жизни, богатства, хранителя жизни.

Цвет серебра указывает на совершенство, чистоту, стремление к высшим идеалам.

Теперь перейдем к самому интересному элементу – дракону Зиланту. Согласно старинным местным поверьям, когда-то на месте города Казань жило огромное количество змей, царем которых был жестокий крылатый змей (или дракон) по прозвищу Зилант. Однако место здесь было очень богатое и подходящее для строительства город. Тогда хан Саин решил призвать на помощь деревенского колдуна. Последний сумел сгнать всех змей в одно место, обложить соломой и сжечь. Только Зиланту удалось улететь – он еще много лет похищал людей, уносил в горы и там съедал. Только могущественный колдун Хаким сумел победить его.

Центр современной Казани

Но существует и иное мнение. Во времена Ивана Грозного Казань выступала в роли столицы враждебного для России татарского государства. Поэтому дракон (по геральдике символ коварства, измены) олицетворял местный народ. Ну а Москва победила Казань, как Георгий Победоносец на гербе Москвы побеждает дракона.

Какая из этих версий является более справедливой, сегодня судить просто невозможно.

Черный цвет дракона обозначает вечность, смирение.

Красные крылья и язык – символ живучести, энергии, выносливости.

Золотые лапы указывают на постоянство, величие, богатство.

Наконец, корона, венчающая голову дракона, является показателем высокого статуса.

Когда был принят герб

Герб Казани, фото которого дано в статье, был принят сравнительно недавно – 24 декабря 2004 года. Правда, описание дано довольно странное, идущее вразрез с общепринятыми геральдическими правилами. Оно гласит, что дракон представляет собой благоприятствующую человеку, созидательную космическую силу, а также символизирует вечное возрождение, непобедимость и мудрость. Не слишком вяжется с тем, чей облик на протяжении многих веков ассоциировался в Европе с самим Сатаной.

Флаг Казани

Кстати, тогда же в 2004 году был утвержден и новый флаг Казани.

Предыдущие версии

Самый первый герб Казань получила в далеком 1781 году. Впрочем, современный от него отличается довольно слабо. Тот же пятиконечный щит, нижняя часть которого заполнена землей (правда, коричневой, а не зеленой, покрытой травой как сейчас), на которой стоит тот самый змей Зилант в короне, с красными крыльями и куриными лапами.

В 1859 году в герб были внесены некоторые изменения. С одной стороны, в соответствии с геральдической традицией, из нижней части была удалена земля – Зилант как бы завис в воздухе. Все поле залито серебряным цветом. Куриные ноги дракона стали черными, зато сохранились красные крылья, а также появилась красная кисточка на хвосте. Над щитом появилась уже знакомая современным жителям столицы Татарстана Казанская шапка. А вокруг щита сплетен венок из пшеничных колосьев, перевязанных Александровской лентой.

В Советское время использование дракона на гербе крупного города посчитали неправильным. Поэтому он был полностью перерисован – на пятиконечном щите располагались символы индустриализации города: нефтяная вышка, опоры линии электропередач, плотина, самолеты в небе, а также рамка из пшеничных колосьев. Впрочем, на некоторых сувенирах и тогда можно было увидеть Зиланта. Правда, в большинстве случаев корону над его головой заменяла пятиконечная звездочка.

Один из вариантов герба во времена СССР

Сразу после распада СССР было принято решение о возвращении старого герба, а спустя почти полтора десятилетия он был немного доработан (в основном немного изменилась цветовая гамма, змей Зилант стал более проработанным) и получил современный вид.

Использование герба Казани

 Герб Казани используется для обозначения города Казани (например, помещается на указателях при въезде на территорию города), украшения фасадов зданий и фасадных вывесок городских органов власти, муниципальных предприятий и организаций. Герб в обязательном порядке помещается в залах и рабочих кабинетах должностных лиц муниципального образования Казань.

Также, герб Казани помещается на печатях и бланках документов, на официальных изданиях города. Он может размещаться на транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности, на форменной одежде городских служащих, на изданиях городских печатных средств массовой информации.

Информация о городе

Казань является столицей Республики Татарстан. Она расположена на берегу реки Волги. Экономика представлена предприятиями торговли, сферы услуг, строительной, авиационной, нефехимической промышленности.

Через населённый пункт проходят крупные магистрали: федеральная автомобильная трасса М-7 «Волга», Р239, Р241, Р175, Р242. Расположен крупный железнодорожный узел, два вокзала. Действует аэро-, речной порт.

Работают ВУЗы и их представительства, средне-специальные, профессиональные учебные заведения. Имеются достопримечательности, учреждения культуры. Численность населения составляет более 1 миллиона 200 тысяч человек.

Год основания: 1005

Возраст: 1016 лет

Основан: Булгарскими племенами

Торжества в честь праздника включают в себя разнообразные мероприятия. Чествования открываются администрацией, выступающей перед жителями и гостями города. В акватории озера Кабан проводится чемпионат по водным видам спорта. В парках организовываются развлекательные программы для детей. Читаются литературные произведения современных авторов и классиков.

Художники демонстрируют свои работы, общаются с поклонниками. Выдающимся людям вручаются государственные премии. Устраивается оперный фестиваль под открытым небом. Звучат композиции в исполнении симфонических оркестров. Вечером на сцене появляются звёзды шоу-бизнеса. Праздник завершается красочным фейерверком.

История Казани

История Казани начинается с XI века, о чём свидетельствуют археологические раскопки. Волжские булгары основали крепость для защиты от набегов племен русских. Она стремительно расцветала, становясь центром торговли и политики Золотой Орды. В 1438 году была захвачена Улу-Мухамеддом. Ее сделали столицей Казанского ханства.

Иван Грозный в 1552 году взял город, разрушив его большую часть в ходе боев. Началось насильное выселение татар, взамен которых прибывали жители слобод из Русского государства. В XVIII-XIX веках появились ремесла, мануфактуры, учебные заведения. Был основан университет, обустраивалась инфраструктура, транспорт.

Становление советской власти сопровождалось вооруженными столкновениями с Красной армией. В 1930-е гг. проходила индустриализация. Во Вторую Мировую войну населенный пункт был местом эвакуации. В составе РФ получил статус столицы Республики Татарстан.

Герб

Герб Казани
Герб Казани представлен в виде французского щита. На серебряном фоне изображен черный дракон, идущий по зеленой тверди. Существо имеет червленые крылья, язык, золотые лапы, когти, глаза, корону. Оно обращено влево от зрителя.

Драгоценный металл символизирует богатство, величие, силу. Щит увенчан Казанской шапкой (одна из регалий русских царей). Головной убор воплощает древние традиции, указывая на статус столицы.

Художественная композиция утверждена решением Казанского Совета народных депутатов от 24 декабря 2004 года № 37-21. Внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 1700.

Флаг

Флаг города Казань
скачать картинку

Флаг Казани выполнен в виде прямоугольного полотнища. Отношение сторон – 2:3. В центре изображены элементы герба. Зеленая полоса в нижней части составляет 1/5 ширины флага.

Художественная композиция внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 1701.

Современный герб города Казани

 
Современный герб города Казани

В ходе подготовки к празднованию 1000-летия Казани, в декабре 2003 года Казанский Совет народных депутатов поднял вопрос о разработке и утверждении положения о гербе и флаге города Казани.
К работе над символами Казани были привлечены историки, археологи, филологи, искусствоведы. Вопросы о гербе и флаге Казани обсуждались в Институте истории и Институте языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан. Проекты герба и флага Казани предварительно прошли экспертизу в Государственном геральдическом совете при Президенте России, были одобрены Геральдическим советом при Президенте Татарстана.
В результате, 24 декабря 2004 года решением Казанского Совета народных депутатов было утверждено Положение о гербе и флаге города.
Эталон герба (цветной и чёрно-белый рисунки) и флага города Казани, а также их описания были помещены на хранение в Музей 1000-летия города Казани и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Герб города изображён на должностном знаке мэра Казани; на медали «В память 1000-летия Казани».

Описание

Решение Казанского Совета народных депутатов от 24 декабря 2004 года обрисовывает «герб города Казани» следующими чертами:
Герб города Казани представляет собой изображение на четырёхугольном, с закруглёнными нижними углами, заострённом в оконечности геральдическом щите.
Геральдическое описание изображения на гербе города Казани гласит:
«В серебряном поле на зелёной земле чёрный дракон с червлёными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Щит увенчан Казанской шапкой».
Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, символ бессмертия и вечного возрождения. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность.
Земля — хранительница жизни и богатств, символ жизни.
Корона — символ достижения высокой ступени развития.
Казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и их древние традиции.
Символические значения цветов:
Зелёный цвет — символ весны, радости, надежды, природы, означает достаток, процветание, стабильность.
Золото — символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, интуиции и провидения, солнечного света.
Серебряный цвет — символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира.
Червлёный цвет — символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности.
Чёрный цвет — символ благоразумия, мудрости, честности, смирения и вечности бытия.

Герб города Казани. Памятная десятирублёвая монета 2005 года из цикла «Древние города России»

 
Герб города Казани. Памятная десятирублёвая монета 2005 года из цикла «Древние города России»

Как Зилант связан с Казанью и почему его все боялись. 4 популярные версии

Версия №1. Одинокий и мстительный Зилант

На холме, где сейчас находится Казанский Кремль, была удивительно плодородная земля. Все мечтали о жизни там. Небольшой нюанс: на горе обитали змеи и их царь – Зилант.

Однажды хан решил переселить город на холм и сжечь всех змей. Нашли подрядчика – сильного батыра на коне. Он обложил холм соломой, дождался, пока змеи выползут из нор, и поджег их. Погибли все, кроме Зиланта.

Змеиный царь от обиды улетел на другой холм, названный Зилантовым, обустроился в пещере и долго мстил людям. Иногда выходил на прогулки: летал над Казанью и пил воду из Черного озера. Позже Зилант решил перебраться к озеру Кабан, где по сей день охраняет сокровища.

Говорят, с Зилантом лучше не шутить. Он до сих пор топит хвостом всех, кто входит в воду.

Версия №2. Таинственно исчезнувший Зилант

На горе, где был построен Кремль, жили змеи. Казанцы называли эту гору Змеиной и боялись к ней приближаться.

Однажды хан решил: нужно срочно истребить змей. Отправили батыра, который поджег всех чудовищ. Когда он, вдохновленный победой, собрался уходить, Зилант, свернувшись кольцом, выкатился из огня и убил юношу.

В огне погибло много змей, а выжившие заползли под землю и спрятались в норах. Позже истребили всех, кроме Зиланта: он таинственно исчез.

Версия №3. Жестокий Зилант

По другой легенде Зилант издевался над местными жителями до тех пор, пока у смелого батыра не кончилось терпение. Он вызвал Зиланта на бой, отрубил ему обе головы, и чудовище погибло. Жители решили создать герб города с изображением Зиланта в память о победе над ним.

У этой легенды есть менее жизнерадостный вариант. В нем драмы больше, чем в «Титанике»: Зилант разрубил батыра на шесть частей, но перед этим успел напороться на отравленное копье. Он погибает сразу после юноши.

Версия №4. Добродушный Зилант

Зилант не только убивал людей. У него были и положительные черты характера. В другой легенде он охранял границы города и покровительствовал людям. Змей был символом мудрости и силы и любимчиком жителей.

Ну все, экспресс-курс окончен. На случай, если вам попадется слишком любопытный турист с вопросами о татарских чудовищах – воспользуйтесь гидом по мифическим существам из сказок.

Зилант в геральдике

Крылатое чудовище поместили на герб Казанской губернии в XVIII веке, и в его составе Зилант оказался на гербе Российской империи. Описание герба:

«В серебряном щите чёрный коронованный дракон, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые; язык червлёный. Щит увенчан Императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой».

Татарский дракон украшал царский фарфор, красовался на троне.

Эмблема Казани из царского титулярника 1672 года
Эмблема Казани из царского титулярника 1672 года

При советской власти воинственные символы на гербах не приветствовались, большевики отдавали предпочтение символам мирного труда. Но в 1991 году Зилант вернулся. Сейчас Змея можно видеть на гербах многих городов Татарстана, он также попал каким-то образом в символы города Каширы.

Зилант в жизни Казани

Можно сказать, Зилант обрёл вторую жизнь. Мало того что его изображения в Казани встречаются чаще, чем официальный герб Татарстана Белый Барс. Ещё в XVI веке на Зилантовой горе был построен Зилантово-Успенский монастырь, функционирующий по сей день. У подножия холма были обнаружены остатки засыпанной пещеры. Уж не там ли прятался Зилант? К Универсиаде в новом районе Казани, находящемся далеко за границами старого города, построили спортивный комплекс «Зилант».

Фонтан «Казан» в парке Тысячелетия
Фонтан «Казан» в парке Тысячелетия

На Зилантовой горе ежегодно проводится международный молодежный фестиваль для любителей фантастики и Ролевых игр «Зилант-Кон». Это официальное мероприятие, которое взял под свою опеку Комитет по делам детей и молодежи. В последний раз там собралось более 1000 человек не только из стран СНГ, но и из Европы, Израиля, США.

Весной 2013 года среди муниципальных служащих Казани проводился конкурс «Что? Где? Когда?» Вместо кубка победителям была вручена статуэтка «Хрустальный Зилант».

«Хищный зверь с поднятой передней лапой»

Первые исторические памятники, связывающие изображение черного крылатого змея с названиями «Казань», «Казанское царство», относятся к российскому периоду истории города, но своим происхождением обязаны явно более раннему историческому периоду — периоду Казанского ханства.


Наиболее ранним из известных нам изображений, впоследствии превратившихся в герб Казани, является, по-видимому, «флаг цесаря от Татарии, желтый, с черным лежащим и смотрящим наружу драконом (великим змием) с василисковым хвостом». Этот рисунок и его описание приведены в книге Карлуса Алярда, книге с длиннейшим названием о корабельном строении и флагах, которая была издана в Амстердаме в 1705 году, а в 1709 году была по указанию Петра I переведена на русский язык и издана в России.

Следующие рисунки находим на раннегеральдических памятниках конца XVI — XVII веков рядом с изображениями геральдических символов Царства Булгарского.

В частности, на печати Ивана Грозного 1577 года в центре помещен двуглавый российский орел, а вокруг него — печати тринадцати земель, в том числе печать царства Казанского: «Дракон в короне, туловище, две передние лапы звериные, хвост змеиный кольцами», — и печать болгарская: «Хищный зверь с поднятой передней лапой».

Большая государственная печать Ивана Грозного. 1577 г. Прорисовка, лицевая и оборотная стороны

Казанского дракона мы видим и на печати Царства Казанского, приложенной к грамоте кн. Ивана Михайловича Воротынского 1596 года, данной архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией «на пожалование к новому им монастырю, Рождества Пресвятой Богородицы, что за острогом, огородного места для монастырского их обихода».

На расшитом серебром и унизанном жемчугом завесе спинки трона Царя Михаила Федоровича, относящемся ко второй четверти XVII века, также изображен двуглавый орел с Московским гербом, а по каймам вышиты двенадцать печатей царств и областей, в том числе «Лежащий дракон в короне с поднятыми передними лапами, хвост кольцами» (надпись «Печать казанская») и «Идущий зверь с поднятой передней левой лапой» (надпись «Печать болгорская»).

Исторические казусы от папы Петра Первого

Гербовое знамя царя Алексея Михайловича (1666—1678 годов) также не обошлось без Казанской и Болгарской эмблем: «Печать казанская, на ней в короне василиск, крылья золото, конец хвоста золот», «Печать болгарская, на ней барс идущий».


Наконец, в 1672 году появляется первый письменный источник — Большая Государственная книга, содержащая описания и рисунки гербов царств и областей, входивших в официальный титул российского государя, и потому получившая название «Титулярник». В ней приведены следующие описания Казанского и Болгарского гербов: «Лежащий дракон в короне, влево. Надпись: «црь казанский»; «Идущий хищный зверь с хоругвью, влево. Надпись «Болгарскiй».

Страница из Титулярника с гербами: Пермским, Вятским и Болгарским

Определенный казус связан с еще одним историческим геральдическим памятником — серебряной тарелкой Царя Алексея Михайловича. Посередине нее вычеканен Российский государственный герб, а по краям тарелки помещено 16 гербов царств и княжеств.
Так вот, надпись над казанским драконом гласит: «Печать Астраханская», а над изображением астраханского герба: «Корона типа шапки, под ней сабля острием вправо», надпись «Печать Казанская». С изображением Болгарского герба на тарелке обошлось без казусов: «Идущий пятнистый зверь, вправо, по обеим сторонам рисунка буквы «П-Б».

Как барсика чуть не превратили в христианский символ «ягненок с хоругвью»


Последним из исторических памятников XVII века, на котором находим рисунок еще официально не утвержденного символа Казани и герб Болгарский, является изображение Российской государственной печати из дневника Корба, сопровождавшего в 1698-1699 годах посла Священно-Римской Империи, отправленного к Российскому двору для переговоров о войне с Турцией: «Стоящий на птичьих лапах с раскрытыми крыльями дракон в короне, влево». И надпись по латыни «Casan»; «Идущий ягненок с хоругвью, влево». И надпись «Bologaria».

Прощаясь с историческими артефактами, хранящими изображения Болгарской эмблемы, необходимо отметить, что на протяжении всего периода с середины XVI до конца XVII веков изображение казанского Зиланта остается практически неизменным. В то же время рисунок печати Болгарской проходит существенную трансформацию: от «хищного зверя с поднятой передней лапой» на печати Ивана Грозного и завесе спинки трона царя Михаила Федоровича через «идущего хищного зверя с хоругвью» в «Титулярнике» и «идущего пятнистого зверя» на тарелке 1675 года до «идущего ягненка с хоругвью» на рисунке Корба. Думаю, не стоит искать в этом какой-либо глубокой исторической или политической подоплеки. Причиной такой трансформации, на мой взгляд, является, скорее всего, просто низкое качество первичных изображений и, как следствие, их интерпретация при последующих перерисовках в виде широко известного христианского символа «ягненок с хоругвью».

Зилант на полковых знаменах

Начало XVIII века ознаменовалось в России военной реформой, проводимой Петром I. В результате нее военные полки были расквартированы по городам и почти все получили свои названия по месту дислокации. Вместе с названиями полки получили и эмблемы городов, помещаемые на знаменах. Так, на знамени Казанского полка 1712 года появилась эмблема, уже известная из «Титулярника».

Знамя Казанских полков 1712 года (реконструкция). Экспозиция выставки «Геральдические символы Татарстана: история и современность» в Музее-заповеднике «Казанский кремль» в 2012 году

Начало 1721 года отмечено в геральдической истории России учреждением должности герольдмейстера, что явилось результатом активной деятельности государства по упорядочению прав и обязанностей служилого сословия России. Главной обязанностью герольдмейстера должен был стать надзор за военной и гражданской службой дворян. Гербоведческая же работа, по замыслу Петра I, должна была составлять очень незначительную часть всей работы герольдмейстера, она была явно отодвинута царем на второй план.

30 января 1721 года сенаторы и коллежские члены «балатировали по указу» кандидатов, названных царем, на должность герольдмейстера. Им был избран Степан Андреевич Колычев, с 1708 года — вице-губернатор Воронежский и Азовский.

Очень быстро многочисленность и разнообразие обязанностей герольдмейстера повлекли за собой формирование целого штата сотрудников, т. е. создание Канцелярии герольдмейстерских дел (Герольдмейстерской конторы). 12 апреля 1722 года по личному указу Петра I на должность товарища герольдмейстера был назначен пьемонтский дворянин граф Франциск Санти, служивший в аналогичной должности при дворах многих европейских государей. За пять лет своей службы в этой должности Санти сделал очень многое для создания гербов российских городов. Однако в июне 1727 года он был обвинен в заговоре графа П. А. Толстого, имевшем целью доставить престол после смерти Екатерины I голштинской герцогине Анне Петровне, и сослан в Сибирь. Его работа по составлению российских городских гербов осталась незавершенной.

«Змий черный, под короною золотою»


Однако в делах Герольдмейстерской конторы за разные годы встречаются документы, которые могут быть положены в основу реконструкции проделанной Санти работы по сочинению гербов. К таким документам относится прежде всего опись рисунков и бумаг, составленная на квартире у Санти после его ареста. Среди прочего есть в этой описи и 98 рисунков гербов, предназначенных для помещения на знамена полков, которые Санти делал по заданию Военной коллегии с февраля 1727 года. Среди них — рисунок знамени Казанского полка, который в силу обстоятельств остался невостребованным.

В 1729 году по заданию Военной коллегии под руководством генерала графа Миниха был составлен знаменный гербовник, в который вошли рисунки 88 полковых знамен. Из Военной коллегии гербовник поступил на рассмотрение Верховного тайного совета. В начале 1730 года Военной коллегии было отдано распоряжение изготовить полковые знамена с гербами из этого гербовника. Описание гербового рисунка для знамени Казанских полков из гербовника Миниха находим в известной книге Александра Лакиера «Русская геральдика»: «Змий черный, под короною золотою, Казанскою, крылья красные, поле белое».

Утвержденные гербы Казани

Все вышеназванные изображения казанского Зиланта хотя и были непосредственно связаны с городом, но несли в первую очередь чисто прикладное значение, т. к. создавались для размещения на тех или иных печатях или полковых знаменах.

Свой же Высочайше утвержденный городской герб Казань получает вместе с другими городами Казанской губернии 18 октября 1781 года по Указу Екатерины II: «Змий черный, под короною золотою, Казанскою, крылья красные, поле белое (Старый герб)».
Имеющееся в Указе примечание «старый герб» означает, что герб не был специально разработан в XVIII веке для его утверждения, как большинство гербов городов, в том числе и Казанской губернии, а имеет древние исторические корни и был известен задолго до своего официального утверждения…

К середине XIX века все изготавливаемые в Герольдии, а затем в Департаменте герольдии дипломы, грамоты и гербы подвергались утверждению со стороны министра юстиции как лица, по определению Сената, «которое за форму и точность оных ответствовать должно». Однако, не обладая достаточной компетентностью в вопросах геральдического художества, министр неоднократно ставил перед правительством вопрос о создании при департаменте особого отделения, которое специализировалось бы на производстве гербов и дипломов и, будучи укреплено соответствующими кадрами, квалифицированно исполняло бы свою работу. Специальное отделение по изготовлению гербов — так называемое Гербовое отделение — было учреждено при канцелярии Департамента герольдии 10 июня 1857 года. Возглавил его хранитель нумизматического кабинета Эрмитажа барон Бернгард (Борис Васильевич) Кене.

Одной из первых работ Б. Кене на посту управляющего Гербовым отделением было составление правил украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов, которые были высочайше утверждены уже в июле того же 1857 года. В соответствии с одним из этих правил, «губернский герб в городском гербе должен занимать вольную часть вправо (francquartier) или, если она занята другою фигурою, принадлежащею к городскому гербу, то вольную часть влево. Если при учреждении новых губерний, герб одного или другого города, причисляется к другой губернии, тогда тоже переменяется губернский герб в вольной части городского герба». Здесь необходимо отметить, что в соответствии с геральдическими канонами право и лево в гербах определяется с точки зрения лица, которое как бы несет щит с гербом, а не с точки зрения того, кто смотрит на герб.

В соответствии с этими правилами 23 января 1859 года получил одобрение Сената герб губернского города Казани, а позднее и гербы уездных городов Казанской губернии, где Зилант занимает уже не верхнюю половину щита, как в гербах 1781 года, а соответствующую вольную часть.

Подготовленный Кене проект герба Казани с украшениями имел следующее описание: «В серебряном поле черный коронованный дракон; крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый. Щит увенчан Казанскою короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою согласно Высочайше утвержденным правилам»…

Геральдика вернулась вместе с новой Россией

С 1917 года и до второй половины 60-х годов XX века территориальная геральдика практически отсутствовала в жизни общества. Городские гербы XVIII–XIX веков, хотя и не были официально упразднены, но были преданы забвению и не находили применения. Лишь со второй половины 1960-х годов некоторый интерес к геральдике возрождается и на местах начинают разрабатываться городские гербы с новой, советской символикой. Однако к этим местным символам, составленным без учета правил геральдики, нельзя в полной мере применить слово «герб», и поэтому уместно называть их «гербовидными эмблемами».

Новый этап в современной геральдике России начался в 1992 году, когда была возрождена Государственная геральдическая служба (сегодня — Геральдический совет при Президенте Российской Федерации). Геральдическая служба призвана оказывать профессиональную помощь в создании геральдических знаков, контролировать соблюдение правил и традиций геральдики. Для реализации этих задач официальные знаки (гербы, флаги, эмблемы, награды, форма одежды и т. п.), утверждаемые российскими властными органами (федерального, регионального и муниципального уровня), проходят экспертизу в Геральдическом совете.

Как прочитать герб

В преддверии 1000-летнего юбилея и Казань законодательно оформила свои официальные символы.
24 декабря 2004 года решением №37-21 Казанского Совета народных депутатов было утверждено следующее геральдическое описание герба Казани: «В серебряном поле на зеленой земле черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Щит увенчан Казанской шапкой». Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №1700.

В положении о гербе приводится следующее описание его символики:

  • Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, бессмертие и вечное возрождение. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность.
  • Земля — хранительница жизни и богатств, символ жизни.
  • Корона — символ достижения высокой ступени развития.
  • Казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и их древние традиции.

Символические значения цветов:

  • Зеленый цвет — символ весны, радости, надежды, природы; означает достаток, процветание, стабильность.
  • Золото — символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, интуиции и провидения, солнечного света.
  • Серебряный цвет — символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира.
  • Червленый цвет — символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности.
  • Черный цвет — символ благоразумия, мудрости, честности, смирения и вечности бытия.

Одновременно с гербом был впервые утвержден и внесен в Государственный геральдический регистр и флаг Казани.

Змеиный царь и батыр

Откуда же появился этот «черный коронованный дракон», вот уже пять веков остающийся неизменным символом Казани? Достоверных сведений, объясняющих это, история нам не оставила. Остается довериться легенде, которая так рассказывает об этом: «Некогда Казань стояла не на том месте, где город находится сейчас, а гораздо выше по течению реки Казанки. И девушки, которым приходилось ходить по воду, ругали казанского хана за то, что расположил он город на высокой горе, и им тяжело было подниматься с ведрами воды.

Оскорбился хан, что его ругают — вызвал девушек к себе. Одна из них не растерялась и сказала хану: «Не тебя я ругаю, о мудрый хан, а лишь место, на котором ты поставил город». Хан ответил: «Умеешь ругать — умей и место новое для города предложить!». Девушка опять-таки не растерялась и предложила перенести город к пчельникам ее отца, как раз в то место, где сейчас расположена Казань.

Но не все так просто было. На месте, которое указала девушка, было много змей. Опечалился хан. Девушка опять-таки ему мудро посоветовала: «На что тебе, о хан, зима, когда все змеи впадают в спячку? Вели обложить в это время весь холм хворостом, а когда змеи проснутся и вылезут греться на весеннем солнышке, поджечь весь хворост».

Так и поступили. Все змеи погибли в огне. И лишь змеиный царь — крылатый дракон Зилант — улетел на другой берег Казанки, на гору Джилан-тау (Зилантову гору), откуда долгое время своими налетами наводил ужас на казанцев. Однако, как и водится в легендах, на каждого дракона находится свой батыр. Нашелся он и в Казани. Зилант был побежден. И в память об этом событии поместили горожане его на гербе города».

История и легенды

По легендам, когда первые поселенцы появились в этих местах, они облюбовали большой холм. Место было удобное, плодородное, а рядом – река Казанка, полная рыбы. Надо сказать, что именно на этом месте впоследствии и возвели Казанский кремль.
Казанский кремль 1568г.
Казанский кремль 1568г.
Но изначально у людей возникла большая трудность при освоении новых земель: на холме водились змеи. Причем, по легенде, не простые, а огромные, толщиной в бревно. Чтобы избавиться от опасных соседей, люди схитрили: весной набрали соломы и разложили около холма. Змеи выползли из своих нор, почуяв весеннее тепло, и залезли в солому. Солому и подожгли. Все змеи погибли.
Но змеиный царь уцелел. У него были крылья и даже, по некоторым сведениям, две головы. Змей взмахнул крыльями и перелетел на другую сторону реки. Там он обосновался на холме, который потом назвали Зилантовым. Там змей и жил, иногда прилетал к своему холму, пил воду и пугал людей. Говорят, что он не простил гибели своих сородичей и долго мстил поселенцам. не просто пугал, но и хватал и убивал.
Но нашелся один батыр, который вызвался на битву со змеем. Бились они долго и упорно, и батыр в конце боя погиб. Погиб потом и змей, которого поразило копье батыра.
Батыр, сражающийся со змеем. Граффити на одном из зданий в Татарстане.
Батыр, сражающийся со змеем. Граффити на одном из зданий в Татарстане.
Несмотря на такие неприязненные взаимоотношения, змей Зилант давно считается покровителем Казани. Скорее всего, это отзвуки давнего поклонения крылатым змеям и драконам. Кстати, есть и другие версии легенды, по которым змей не погиб, а прячется в подземельях или спит, во сне охраняя Казань и ее окрестности.
Драконов почитали не только на Востоке, но и в Европе, хотя это было и довольно давно. Драконы и крылатые змеи — это были древние символы мудрости, плодородия и природной мощи. Так что неудивительно, что змей стал признанным покровителем города.

Как же выглядел змей?

Историки считают, что после завоевания Казани царь Иван Грозный повелел перенести образ змея Зиланта на государственную печать. Тогда этот образ и получил первую государственную «прописку».
Только по описанию это был не дракон и не змей, а василиск – с петушиными ногами, в короне, с крыльями и змеиным хвостом. Летучий змей и дракон, а тем более василиск – существа совершенно разные. Почему же Зилант выглядел так странно? Скорее всего, это от того, что изначально герб рисовали иностранные специалисты. Вот и получился змей похожим на европейского василиска, а не на восточного дракона.
Но официально на герб Казани Зилант попал гораздо позже, уже в царствование Екатерины 2.

Екатерина II в Казани

В 1767 году Екатерина II отправилась в большое путешествие по Волге, чтобы обозреть свои владения и увидеть подданных. Посетила царица несколько городов, в том числе и Казань. Город очень ей понравился, и прием императрице был оказан поистине царский. Императрица познакомилась и с городом, и с народом, а также с историей города и легендами. Видимо, о змее Зиланте она тоже узнала тогда же.
Одна из древнейших улиц Казани, история которой началась еще в начале XVIII века.
Одна из древнейших улиц Казани, история которой началась еще в начале XVIII века.
В 1781 году указом царицы было утверждено Казанское наместничество с центром в Казани. Поэтому официальный городской герб Казани был утвержден в этом же году по высочайшему указу. В примечаниях к указу было сказано, что утверждается старый герб, то есть нового не изобретали, а взяли древнее изображение, уже давно известное. И на всех гербах городов, которые входили в состав Казанского наместничества тоже оказалось изображение древнего крылатого змея.

Зилант и современность

Герб города Казань.
Герб города Казань.
Змея можно увидеть не только в столице Татарстана. Например, он уютно расположился на гербе города Каширы. А еще фигура Зиланта венчает длинный шпиль на башне Казанского вокзала в Москве. Крылатые фигуры дракона можно увидеть в современной Казани во многих местах. Изображение Зиланта встречается там даже чаще, чем символ Татарстана — Белый Барс. Особенно после 2004, когда старинный казанский герб был официально восстановлен.
Символ Казани.
Символ Казани.
По слухам подобного змея даже видели, еще в 19 веке, сохранилось старинное письменное свидетельство одного монаха. Правда, только одно. А вот однажды при осмотре Зилантовой горы исследователи нашли древнюю, полузасыпанную пещеру. Уж не нора ли настоящего змея?
Свято-Успенский Зилантов женский монастырь расположен на Зилантовой горе.
Свято-Успенский Зилантов женский монастырь расположен на Зилантовой горе.
По некоторым легендам, змей Зилант до сих пор живет в таинственном озере Кабан, около Казани. И, по одной версии, охраняет сокровища знаменитой царицы Сююмбике. А по другой – сокровища татарского хана. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Восемь символов Татарстана

Крылатый снежный барс

То самое животное с герба. В древности прародители современных татар — волжско-камские булгары — считали белого барса божеством плодородия и защитником детей. В современном гербе он символизирует покровительство гражданам республики. Острые зубы означают способность постоять за себя и своих подопечных, положение хвоста говорит о хорошем настроении и дружелюбии, а крылья в символическом изображении считаются знаком святости.

Кстати, барсы в районе среднего течения Волги и Камы никогда не водились. Исследователи полагают, что легенды об огромных белых кошках булгарские племена принесли со своей родины — Причерноморья и Кавказа, откуда им пришлось уйти из-за усилившихся конфликтов с Хазарским каганатом в VII веке нашей эры.

Сегодня имя Ак Барс (с татарского — «белый барс») носит не только известный хоккейный клуб из Татарстана, но и банк, и авиаперевозчик. Более того, талисманом Универсиады-2013 года в Казани был выбран котенок снежного барса.

Коронованный дракон

Во второй половине ХХ века, после распада СССР и объявления Татарстаном суверенитета, главным конкурентом Ак Барса за место на гербе стал дракон. Татары издревле использовали его изображение как в обыденной жизни, так и в геральдике: на исторической территории татарских ханств были найдены многочисленные предметы с изображением этого мифического существа, а позднее, в 1781 году герб с коронованным драконом утвердила в качестве символа Казани императрица Екатерин II. Ее современники вспоминают, что иностранных послов удивлял этот символ, столь хорошо знакомый Европе и столь не характерный для Руси.

Причину такого парадокса одни исследователи видят в том, что татары унаследовали любовь к драконам у китайцев в Х веке нашей эры, другие находят истоки странной традиции в персидской культуре.

В 90-х годах «конкурс» на право изображения на гербе выиграл Ак Барс, его сторонники напирали на то, что различные рептилии, среди которых змеи и драконы, всегда несли отрицательный смысл в татарском фольклоре. Однако к символу дракона в казанских интеллектуальных кругах снова вернулись в начале 2000-х годов. Вновь были приведены мнения о преемственности традиций. В итоге, благодаря серьезной работе историков, краеведов, филологов и археологов в 2004 году символ дракона все-таки был утвержден, но уже на гербе столицы Татарстана — Казани.

Казанский кремль

Едва ли не в самом центре Казани, на холме, расположен Кремль — комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников. Согласно исследованиям, первые сооружения появились на кремлевском холме в ХI веке, а через 100 лет Кремль обрел мощные каменные стены. С 1708 года крепость стала центром Казанской губернии.

Сегодня это частично отреставрированная средневековая крепость, занимающая площадь 150 тысяч квадратных метров. Ее внутреннее пространство имеет регулярную планировку и застройку XVI — XXI веков. Главными архитектурными памятниками, кроме самой крепости, считаются Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века), церковь Николы Ратного (XVI-XIX века), Присутственные места (XVIII — XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века). Именно в Кремле сегодня расположена резиденция президента Республики Татарстан.

В 2000 году Кремль включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В западной части Кремля расположен главный мусульманский храм столицы — мечеть Кул Шариф, построенная в 2005 году. Интересно то, что ее проект был создан по едва сохранившимся рисункам предыдущего деревянного храма. Внутри него может находиться 1500 человек и около 10 тысяч — на площади перед ним. Высота четырех основных минаретов составляет 58 метров.

На момент открытия мечеть Кул Шариф была самой большой в России. Однако в 2008 году был построен огромный комплекс в Грозном с мечетью «Сердце Чечни», расположенный на территории в 14 гектаров, который превзошел размерами главную татарскую мечеть.

Свияжск

Историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск». Основан Свияжск в 1551 году как форпост войск Ивана IV Грозного при осаде Казани. Царь велел его назвать Ивангородом, но название не прижилось. По размерам Свияжская крепость превосходила Московский и Новгородский Кремли.

В городе было построено 12 храмов, половина которых были практически разрушены в годы революции и гражданской войны. Позже, в 30-е годы прошлого века в древних стенах располагались тюрьма, психиатрическая лечебница, детская исправительная колония. Лишь в 1960 году в Союзе художников СССР был поставлен вопрос о сохранении фресок Успенского собора, что положило начало долгому и трудному процессу возобновления деятельности монастыря.

Сегодня здесь расположены памятники культовой и гражданской архитектуры, градостроительные ансамбли, древний культурный слой земли.

Самыми заметными достопримечательностями Свияжска считаются Иоанно-Предтеченский женский монастырь и Успенский мужской монастырь с храмовыми комплексами. Например, самое старое каменное здание здесь — церковь Николая Чудотворца, построенная в 50-х годах XVI века. С точки зрения архитектуры она представляет собой редкий тип церкви-колокольни. Поговаривают, что из нее к берегу Свияги ведет тайный подземный ход, по которому предполагалось снабжать крепость водой в случае осады. В наши дни церковь действует, но допускаются в нее лишь монахи.

Следов крепости, построенной Иваном Грозным, сегодня здесь уже не осталось, зато можно увидеть интересные строения более позднего времени. В XX веке на острове практически ничего не строили, поэтому прекрасно сохранилась планировка его центра с тех времен, когда был он городом. Жилые дома не являются шедеврами архитектурного искусства, зато дают полное представление о том, как выглядела городская застройка в российской глубинке в XIX веке.

КАМАЗ

Легендарный советский грузовик, с 1976 года производимый на автозводе в Набережных Челнах. Примечательно, что с момента открытия производства до наших дней здесь выпускают модели одной компоновки — с кабиной, размещенной над двигателем.

На сегодняшний день завод выпустил более двух миллионов грузовиков.

Команда «КАМАЗ-мастер» участвует и побеждает во множестве международных ралли. Грузовики из Татарстана брали первые места в гонке «Париж — Дакар» (ныне «Дакар») 12 раз. Последний, или как предпочитают выражаться сами спортсмены, крайний раз — в 2014 году.

Чак-чак

Традиционная восточная сладость, которую туристы вывозят из Татарстана килограммами. Впрочем, сегодня производство этого нехитрого блюда — обжаренной сладкой лапши в меду — освоили уже во многих регионах. Но все же родиной чак-чака принято считать Татарстан.

В разных районах республики его готовят по-разному: где-то «орешки» бывают мелкими и продолговатыми, где-то — круглыми и крупными. Чак-чак обычно складывают горкой на большом плоском блюде или подносе. Из мелких «орешков» сооружают небольшие конусы или фигурки, например, в форме сердца.

Надо сказать, что самый большой в мире чак-чак был изготовлен накануне празднования 1000-летия Казани в 2005 году. Его вес составил 1000 килограммов, а на изготовление ушло 36 килограммов меда, 330 — муки, 160 яиц, 2 килограмма соли, 130 — сахара и 330 — топленого масла. Его выпекали 20 кулинаров в течение трех суток.

Кот Алабрыс

Порода казанских котов издревле отличалась необыкновенной хитростью и ловкостью в поимке мышей. О них говорили: «Кот казанский; ум астраханский, разум сибирский». Слава об этом кошачьем племени вышла далеко за пределы Казани. В летописях сохранился указ императрицы Елизаветы, датируемый 1745 годом: «Сыскать в Казани здешних пород самых лучших и больших котов, удобных в ловле мышей. И прислать в Санкт-Петербург ко двору. А кто котов не явит, тому штраф». С тех пор казанские коты несли постоянную службу в лейб-гвардии ее величества и, согласно тому же указу царицы, кормились бараниной, тетеревами и рябчиками.

В 2009 году на Казанском «Арбате» — пешеходной улице Баумана — появился памятник этому пушистому персонажу. Автор скульптуры Игорь Башмаков назвал кота татарским именем — Алабрыс. «Кот казанский — толстый, байский. Он все время думает, но без напряжения. Просто пьет чай и мечтает», — рассказывает автор о своем герое.

Татарский поцелуй

В некоторых дошедших до нас покаянных сборниках Древней Руси поцелуй, который мы в настоящее время называем «французским» носил название «татарского». «Вдевала ли язык свой, вкладывал ли по-татарски, или тебе кто тако ж? «, — спрашивал прихожанку на исповеди батюшка.

В XVIII веке тот же поцелуй получил новое название — «французский», что отражало общую для литературы того времени назидательную тенденцию приписывать иностранцам и иностранной культуре все «вредные» заимствования.

Обсуждение закрыто.