Герб Рязанской области – изображение и описание

Герб Рязанской области – изображение и описание

Город Рязань

Г. Рязань — промышленный, культурный, административный центр одноименной области (располагается на ее северо-западе). На начало 2017 года в городе проживало 537,8 тыс. человек (в 1970 г. — 350 тыс., в 1959 — 214 тыс., в 1939 — 95 тыс.) В городе 4 административных района.

Город расположен на правом берегу Оки и представляет собой крупную речную пристань. Также Рязань — важный ж/д узел на пути к Москве, Владимиру, Ряжску. Через него проходит ряд ключевых автомагистралей, в частности М6 (Москва-Тамбов-Волгоград) и М5 (Москва-Самара-Челябинск). Удаленность от столицы — 180 км.

герб рязани

Немного истории. Поселение было основано в 1095 году под названием Переяславль Рязанский. Рязанью в те времена назывался город в 50 км от современного. Переименование произошло через несколько веков — в 1778 г., в честь памяти о славной первой Рязани, сожженной монголо-татарами в 1237 г. В 1796 году город становится центром Рязанской губернии.

Советские власти переименовывать его не стали, при СССР в 1937 году г. Рязань стал областным, а также крупным промышленным центром. И сегодня 60% валового продукта области приходится на ее столицу. Всего в городе функционирует около 19 тыс. различных промышленных предприятий. Самые значительные из них:

  • нефтеперерабатывающее;
  • химического волокна;
  • радиозавод;
  • кузнечно-прессовое;
  • производящее счетно-аналитические машины;
  • выпускающее тепловые приборы;
  • деревоперерабатывающее;
  • обувное;
  • швейное;
  • картонно-рубероидное и др.

В городе 5 основных высших учебных заведений, 11 средних.

Рязанский кремль

В XI веке укрепления Переяславля-Рязанского занимали около 2 га и располагались на наиболее возвышенной части правобережья Оки. Когда весной наступало половодье, и реки Ока, Трубеж и Лыбедь разливались, кремлевский холм превращался в неприступный остров.

Долгое время кремль в Рязани был деревянным. Строительство из камня здесь стали вести только с XVI века. С 1918 года территория кремля получила статус музея, и старинные здания отреставрировали. В годы Великой Отечественной войны в Рязанском кремле стояли части противовоздушной обороны. Архитектурному комплексу повезло – он практически не пострадал от бомбежек.

Рязанский кремль
Рязанский кремль

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани
Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

В послевоенные годы реставрацию продолжили. Главные трудности вызвало укрепление фундаментов древнего Успенского собора и Соборной колокольни. Чтобы выполнить сложные инженерные работы, пришлось приглашать специалистов-метростроевцев из Москвы.

Часовня в честь 900-летия Рязани
Часовня в честь 900-летия Рязани

В наши дни Рязанский кремль играет роль архитектурной доминанты старой части города. Успенский собор и Соборная колокольня поднимаются высоко, и их видно издалека – не только из самой Рязани, но даже из окрестных сел. Кремлевский холм окружают долины рек Лыбедь и Трубеж, а с одной стороны его ограничивает рукотворный ров.

Раньше на территорию Рязанского кремля вело четверо ворот, а на его стенах располагалось 12 башен. Сегодня по периметру древних укреплений сохранились лишь старые земляные валы. В кремле находится несколько православных церквей. Некоторые из них стоят отдельно, а другие размещены внутри гражданских построек.

Центральную часть историко-архитектурного комплекса занимает пятиглавый Успенский собор, который в наши дни выполняет роль кафедрального храма Рязанской митрополии. Стены древнего собора украшены кружевной белокаменной резьбой, а внутри него установлен самый высокий в России иконостас.

Самая старая постройка кремля – Христорождественский собор, возведенный в начале XV века. Этот храм много раз реконструировали, и современный вид он приобрел к концу XIX века. В Христорождественской соборе можно увидеть усыпальницы правивших в Рязани князей и княгинь. Памятниками XVII века на территории Рязанского кремля являются Спасо-Преображенский собор, храм Святого Духа, Богоявленская церковь, Ильинский собор, церковь Спаса-на-Яру и Архиепископская домовая церковь.

Христорождественский собор Рязани
Христорождественский собор Рязани

Храм Спаса-на-Яру
Храм Спаса-на-Яру

В наши дни в кремле открыто шесть постоянных экспозиций. Здесь проходит множество выставок, анимационные программы, праздники и фестивали. Для туристов доступны дворец Олега, певческий и консисторский корпуса, гостиница Черни (XVII век), а также место проведения археологических раскопок. Кроме того, на территории Рязанского кремля можно сделать памятное фото в народном костюме.

Музейный комплекс открыт для посетителей во все дни, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Касса закрывается на 45 минут раньше.

Происхождение названия города

Вкратце коснемся различных интересных версий происхождения топонима:

  1. XVIII век (Екатерина Вторая, Татищев, Болтин) — трансформированное и перенесенное на другое поселение название древнего города Тмутаракани.
  2. Первая половина XIX века (Воздвиженский) — название произошло от именования древнерусской монеты резаны, резанца. Так называлась разрубленная на части серебряная арабская «деньга» диргем — население Поречья вело активную торговлю с восточными купцами.
  3. 1830 год (Макаров) — «Рязань» от «резать», «резня» — во время набегов кочевников этот район Руси был самым «кровавым».
  4. Львов, Макаров, Иловайский истоками названия считали слово «ряса» — топкое место, болото. Это достаточно характерный пейзаж для Рязанского края. При этом историки делали упор на то, что «ря» — болото, сырость (финны, шведы мордва), «са» — определенное место (татары, тунгусы). Однако гипотезу можно оспорить, так как первая Рязань находилась на сухом месте, высоком берегу Оки, а в древнерусских документах город называли Резань, Ръзань.
  5. Орлов, Лебедева, Нерозак связывали название города с протекающей вблизи от него рекой, ныне высохшей. Была найдены в бассейне Оки Ряньзя, Рязанка, Резанька.
  6. Дворов считал, что исток названия — «ряж», деревянная крепостная конструкция.
  7. Популярна версия, что город получил имя от резани — дикой яблони. Есть свидетельства, что на территории Рязанской области было великое множество этих плодовых деревьев.
  8. Любомудров доказывал, что название поселения — это измененное наименование мордовского племени эрзя, эрзень, жившего на территории будущего города.

Герб Рязани — один из древнейших в русской геральдике


Геральдическое описание герба города Рязани
В золотом поле стоящий князь в червленой (красной) епанче, скрепленной на груди золотой застежкой, в зеленой шапке, платье, сапогах и серебряных штанах, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой – серебряные ножны при таком же поясе; шапка и епанча оторочены черными соболями. Герб увенчан Шапкой Мономаха. Щитодержатели – серебряный с золотыми гривой и хвостом, черными копытами и червленым языком конь и золотой с червленым языком грифон, обремененный червлеными огнями («грифон – феникс») на золотом узорном подножии («арабеска»). Щит окружен золотой церемониальной цепью – должностным знаком главы муниципального образования города Рязани. Девиз: «Славная история – достойное будущее» – начертан черными литерами на золотой ленте.
Обоснование символики герба
Современный герб города основан на историческом гербе наместнического города Рязани, утвержденном указом Екатерины II от 29 мая 1779 года. Описание герба гласило «В золотом поле стоящий Князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны, на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленая, обложенная соболями».
Предположительно, изображение князя в гербе символизирует самого знаменитого рязанского князя Олега Ивановича. Рязанский историк и краевед Д. Д. Солодовников в своем труде «Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины» утверждает: «На рязанском гербе изображение самого знаменитого рязанского князя Олега Ивановича». Этой же точки зрения придерживаются и ряд других историков.
Шапка Мономаха в гербе указывает на исторический статус Рязани как столицы древнего Великого княжества.
Щитодержатели и лента с девизом города указывают на современный статус города как областного центра. Современный герб города утвержден Постановлением мэра г. Рязани № 825 от 8 августа 1994 года. «Полный, парадный герб Рязани» утвержден Решением Рязанского городского Совета 27 декабря 2001 г.

История герба

Герб увенчан великокняжеской шапкой…


На разных этапах своего существования Рязань была самостоятельным княжеством, провинцией Московского царства и Российской империи, наместничеством, губернией, округом Московской области, областью в составе РСФСР, а теперь стала субъектом Российской Федерации, вновь обретя определенный государственный статус.

От самой её древней истории не сохранилось никаких эмблем, а первая, достоверно известная, появилась только на печати Иоанна Грозного – идущий конь.

Эмблема с изображением вооруженного воина, которая впоследствии стала рязанским гербом, существует с начала XVII века. За это время она подвергалась неоднократным редакционным правкам, получала и утрачивала знаки статуса, отражавшие положение Рязани в структуре Российского государства, а в наше время стала основой для гербов Рязани и Рязанской области. Неизменным оставалось только её знаковое ядро: изображение князя-воина в червленом (красном) плаще-епанче, зеленых шапке и платье, с мечом в правой руке и ножнами в левой на золотом щите.


До сих пор сохранил свое правовое значение и первый официальный знак статуса, присвоенный рязанскому земельному гербу для обозначения былого достоинства Рязанского княжества – великокняжеская шапка (корона). Это произошло в начале XVIII века в связи с созданием гербовых эмблем для полковых знамен регулярной русской армии. В то время они были расквартированы по городам и провинциям, от которых получили свои названия и эмблемы. В 1730 году Правительствующим Сенатом был утвержден обширный сборник городских и территориальных гербов (так называемый «Знаменный гербовник», разработанный под руководством генерала графа Б.Х. Миниха). Всем гербам в нем были приданы венцы, короны и шапки, согласно их статусу и историческому достоинству.

Царские венцы получили древние центры Руси – Киев и Владимир, особые зубчатые короны – древние царства: Казанское, Астраханское, Сибирское. Рязань, наряду со Смоленском, Тверью, Черниговом, получила великокняжескую шапку (корону). Она изображалась с красным верхом, горностаевой опушкой с двумя рядами хвостиков и с золотыми дужками, которые, смыкаясь вверху, соединялись под «золотым шариком с крестом –– «державой». В геральдике «держава» символизирует власть над территорией, в то время, как скипетр (жезл) – символизирует власть над населением.

В царствование Екатерины II в связи с административно-территориальной реформой (1775г.) право на великокняжескую шапку перешло к вновь образованной Рязанской губернии. В общей сложности более 120 лет этот геральдический знак украшал рязанский герб. Но в 1851 году по указанию Николая I все традиционные земельные короны и шапки были заменены на гербах губерний и губернских городов единообразной для всех императорской короной. Этот акт явился следствием все большей централизации власти в России. Единая императорская корона была символом того, что источником всякой власти и права в империи является воля самодержца. Она не принадлежала, как прежние короны и венцы, тем землям, гербы которых венчала, а лишь свидетельствовала об их полной подчиненности центральной власти. В этом виде рязанский герб и сейчас можно видеть на межевом столбе у пос. Щурово, на городском плане Рязани в историко-архитектурном музее-заповеднике и на первых номерах газеты «Рязанские ведомости». От избытка верноподданничества императорской короной увенчаны даже гербы уездных городов на фасаде нового здания Дворянского собрания (1850-53 гг.), хотя, согласно указу, им полагались башенные короны.


Следующий самодержец – Александр II пошел еще дальше в унификации российских гербов. По его распоряжению помощником герольдмейстера был назначен барон Б.Кене, который разработал единообразный набор стандартных украшений в виде фигурных рамок из золотых листьев, колосьев, молотов или якорей, переплетенных орденскими лентами, в которые, согласно их рангу, помещались гербы губерний, областей и городов. Такие рамки в геральдике называются шаблонами. Они отражают не особенности или достоинства конкретного города или области, а обозначают его место в одной из ячеек иерархической структуры государства. Как и все прочие российские губернии, Рязанская получила в 1856 г. в дополнение к императорской короне золотые тутовые листья, перевитые голубой андреевской лентой. Некоторые перемены произошли и в изображении князя на гербовом щите. Его фигура была развернута в фас, кроме шапки и кафтана, зелеными стали и штаны. Опушающий шапку, кафтан и епанчу соболий мех стал черным, сапоги – червлеными, кафтан и епанча получили золотые застежки, а черные ножны – золотые украшения. Особенно следует остановиться на золотом украшении («городке»), помещенном на княжеской шапке.

В древности «городком» назывался царский или княжеский венец, но затем так стали именовать только зубцы короны, имеющие своеобразную «русскую» форму. Она была позаимствована еще в эпоху раннего христианства из языческой символики и приобрела большое распространение в ювелирном искусстве Древней Руси, изображая «древо жизни» – магический символ плодородия, жизни, вечности и преемственности поколений. Подобные изображения присутствуют и на находках из старорязанских кладов: княжеских бармах (клад 1822 г.), серебряном браслете-обруче (клад 1970 г.). Таким образом, «городок» на шапке князя соединил в себе и символ власти (часть короны), и символ жизни («древо жизни»). После революции гербы, а особенно губернские, вышли из употребления, хотя официально их никто никогда не упразднял.

Поэтому все описанные выше детали стали известны только в 1997 г., когда с помощью специалистов Государственной герольдии (теперь это – Геральдический совет при Президенте РФ) губернский герб был восстановлен в употреблении и утвержден в качестве официального символа Рязанской области. При этом его новое обретение не обошлось и без утрат. Императорская корона и золотые дубовые листья с Андреевской лентой, как правовые знаки конкретной административно-территориальной системы Российской империи, утратили свое правовое и геральдическое значение. Их дальнейшее использование в гербе Рязанской области оказалось невозможным. Но при этом вновь стало возможным увенчать герб области традиционной великокняжеской шапкой (короной) 1730 года, поскольку Указ императора Николая I её формально не отменял – она была как бы скрыта за императорской короной.

В прошлом она символизировала былую самостоятельность Рязани как великого княжества, а в настоящее время она оказалась адекватным символом нового государственного статуса Рязанской области как субъекта Российской Федерации. Особенно уместным восстановление шапки стало потому, что гербы Рязани и Рязанской области, происходящие от общей эмблемы, сохранили большое сходство, особенно при уменьшении, на документах и печатях. Это потребовало найти геральдические детали, благодаря которым гербы были бы легко отличимы друг от друга.


В продолжение этой работы областной герб обрел и другие геральдические элементы, не только символизирующие его нынешний статус, но и немало говорящие об истории рязанской земли. Вслед за княжеской шапкой в него вернулась и самая древняя эмблема Рязани – идущий конь с печати Иоанна Грозного. Два серебряных коня с золотыми гривами, черными копытами и червлеными языками стали его «щитодержателями». Подобные символические фигуры в гербе говорят о высоком статусе гербовладельца и допустимы сейчас только в гербах субъектов Федерации и их столиц. Сам конь в геральдике является символом трудолюбия, благородства и верности долгу. В старину он также символизировал доблестного воина, полководца.

В качестве опоры для коней было выбрано золотое подножие из склоненных хлебных колосьев в знак того, что Рязанская область является аграрно-промышленным регионом. Колос – один из древнейших символов жизни, плодородия и земледелия. Именно за успехи в сельском хозяйстве в 1961 году область была награждена орденом Ленина, поэтому гербовый щит был окружен его орденской лентой. А в знак нынешнего государственного статуса области и в память о её прошлом как самостоятельного Великого Рязанского княжества весь герб был покрыт красной княжеской мантией с горностаевым подбоем и золотыми шнурами, кистями и бахромой.

Следует сказать, что большинство европейских государств в знак своего суверенитета и в напоминание об их происхождении имеют в своих полных гербах княжеские, герцогские или королевские мантии. А короны и княжеские шапки отнюдь не являются символом монархического правления (они есть и в гербах республик) – они лишь представляют собой общепринятые условные геральдические знаки исторического достоинства и независимости.

Нынешний герб Рязанской области допускает его употребление как с мантией, так и без нее. В этом случае он считается сокращенным (или упрощенным), но не утрачивает своего геральдического и правового статуса. А основным и неизменным его элементом, как и столетия назад, является золотой щит с изображенным на нем князем-воином, устроителем и защитником рязанской земли.

В золотом поле князь…

Началом в истории рязанской земельной символики является эмблема Рязани, первое известное изображение которой насчитывает более 420 лет. Следует сразу же оговориться, что до 70-х годов XVIII века словом «Рязань» обозначался не город, являющийся ныне областным центром и носивший название Переяславль-Рязанский, а территория, бывшая ранее Великим Рязанским княжеством, присоединенная затем (в 1521 г.) к Московскому государству и ставшая сначала его провинцией, а позже – Рязанской губернией.

Вот эта древняя земля и была впервые (около 1577 г.) обозначена на печати Иоанна Васильевича Грозного в виде эмблемы, изображающей идущего коня. При этом конь не имел на себе ни седла, ни узды, что по геральдическим канонам трактуется как «вольный» или, скорее, «дикий» конь. Сейчас трудно определенно сказать, почему Иоанн Грозный выбрал для Рязани именно эту эмблему, и можно лишь строить некоторые предположения. Возможно, на выбор повлияло окраинное степное положение Рязани на границе Дикого поля, поскольку конь – естественный символ степи, а рязанцы воспринимались в Москве как степняки. К тому же отсюда на Русь издревле поставлялись лошади, и Рязань славилась конскими ярмарками. Возможно, здесь сказалась и знакомая Иоанну IV европейская трактовка образа коня как знака войны, сражения, мужественного воина или полководца.

Рязань всегда отличалась особой воинственностью и постоянными стычками как с Ордой и Литвой, так и с москвичами, с которыми она долгие годы соперничала.

Определенно можно сказать лишь одно: рязанская эмблема происходит не из Рязани, а сочинена при дворе московского государя для обозначения одного из принадлежащих ему титулов – «Великий князь Рязанский». Такая практика был принята во всех европейских государствах того времени: на большой государственной печати помещались вокруг эмблемы самого государства эмблемы входящих в него территорий. Разница состояла лишь в одном: на европейских печатях помещались истинные древние эмблемы, а на российской они были составлены в подражание европейским монархам, так как русские цари претендовали на равное с ними положение.

Вплоть до конца XVII века русские территориальные эмблемы применялись только в этом качестве и не использовались на самих территориях, которые они обозначали. Царские наместники использовали личные печати. Само изображение рязанского коня после смерти Иоанна Грозного, а затем и его детей, на которых пресекся род Калиты, никогда более не встречается.


Новая эмблема Рязани, впервые описанная в «Росписи всем государевым печатям» (1626 г.), связана уже с новой царской династией Романовых и гласит: «Печать Рязанская: человек, а у него в правой руке меч, а под ним земля». Именно это изображение, также выбранное для Рязани в Москве, претерпев со временем ряд изменений, стало в XVIII веке рязанским гербом. Само подобное изображение впервые встречается также около 1626 года на драгоценном покрывале задней стенки трона Михаила Романова среди 12 главных земельных эмблем. О происхождении новой эмблемы также нет достоверных свидетельств. Но для уяснения ее содержания следует вспомнить не только то, что рязанцев отличала особая воинственность, обусловленная их пограничным положением, и не только их прежние заслуги в борьбе со степняками и ордынцами.

Следует иметь в виду и то, что появлению рязанской эмблемы в образе человека с мечом предшествовало Смутное время, в котором рязанское воинство сыграло особенную роль. Как пишет Л.Н. Гумилёв, рязанцы в этот период сначала вместе с донцами и севрюками (жителями Черниговской и Северской земель), «недовольные подчиненностью Москве, последовательно поддержали вслед за первым самозванцем и второго». Но затем они же оказались ведущей силой в составе первого и второго ополчений, предпринявших попытки изгнать из Москвы интервентов-поляков. «Рязанское дворянство, охранявшее почти половину юго-восточной границы, представляло собой элиту правительственных войск. Воеводами южно-русских дворян стали рязанцы: полковники Григорий Сумбулов, Прокопий Ляпунов и сотник Истома Пашков».

Своей активной позицией на Земском соборе 1613 года рязанское воинство способствовало и избранию на царство Михаила Романова. Можно предположить, что все эти обстоятельства повлияли на выбор для Рязани новой эмблемы – воина с мечом. В таком же виде она встречается и в первом российском гербовнике – «Титулярнике» 1672 г., где описывается так: «Стоящий человек в плаще и плоской шапке с поднятой саблей в правой руке и ножнами в левой». Похожие изображения есть на «гербовном» Государственном знамени царя Алексея Михайловича и на его золотой тарелке.

Мы сознательно употребляем до сих пор термин «эмблема», а не «герб», поскольку эмблема только символизирует территорию, а герб говорит также о наличии у нее самоуправления. К тому же герб обычно имеет вид геральдического щита, на котором и помещается изображение. Форму герба рязанская эмблема обрела лишь при Петре I, при котором она была отредактирована согласно европейским правилам: фигура воина была развернута почти в фас, рука с мечом опустилась к груди, но земля из-под ног исчезла. Тогда же эмблема пришла и на саму рязанскую землю на знаменах расквартированного здесь Рязанского полка. Несколько позже, при составлении «знаменного» гербовника для полковых знамен, завершенного в 1729 году под руководством генерала графа Б.Х. Миниха, воин в рязанском гербе был назван князем, а цвета герба в целом определились: золотой (желтый) щит, а на князе красный плащ – епанча и зеленые шапка и платье.

Но полное значение рязанский герб как символ самоуправления обрел лишь в царствование Екатерины II, после Указа от 7 ноября 1775 года, которым вводилось не только новое административное деление России, но и создавались, наряду с губернскими, уездные и городские органы самоуправления.

Высочайшими Указами начались пожалования гербов не только отдельным городам, но целым губерниям: Калужской (1777 г.), Тульской и Ярославской (1778 г.), а затем Костромской и Рязанской (1779 г.).

К этому времени Переяславль-Рязанский уже именуется Рязанью, унаследовав имя древней столицы княжества, хотя официальные документы о переименовании не известны. Герб, пожалованный Рязани Екатериной II, официально считался наместническим, но употреблялся уже как знак города. Подобное использование было закреплено в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи», выпущенной Екатериной 21 апреля 1785 года, где говорилось: «Городу иметь герб, утвержденный рукою императорского величества и оный герб употреблять во всех городовых делах».

Описание герба 1779 года гласило: «В золотом поле стоящий Князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленая, обложенная соболями».

В этом виде на основании изображения, опубликованного в 1900 году в книге П.П. фон Винклера «Гербы Российской империи», герб был признан в 1994 году официальным символом Рязани. Здесь необходимо сказать, что по правилам геральдики герб утверждается не в виде конкретного и неизменного изображения, а в форме точного геральдического описания (блазона). Изображение не является эталоном, а носит лишь вспомогательный характер, как образец для следования. Поэтому не имеет существенного значения, например, небольшое изменение наклона меча или ножен, расположение и форма складок на одеянии князя, форма его усов и бороды и т.п.

Прежнее описание герба оказалось по современным нормам недостаточно полным, и в соответствии с архивными изысканиями Государственной герольдии при утверждении герба оно было дополнено. Описание герба Рязани, рекомендованное Герольдией в 1998 году, гласит: «В золотом поле князь в червленой (красной) епанче, скрепленной на груди, в зеленых шапке и платье, серебряных штанах и черных сапогах, держащий в правой руке серебряный меч, а под левой рукой, упертой в бедро, имеющий серебряные ножны при таком же поясе; шапка и епанча оторочены черными соболями». Герольдия также рекомендовала для обозначения исторического статуса Рязани как столицы древнего Великого княжества увенчать гербовый щит шапкой Мономаха, а для обозначения современного статуса города как областного центра дополнить герб щитодержателями и лентой с девизом города.

Кто изображен на гербе Рязани?

Вопрос, вынесенный в заголовок, многим рязанцам может показаться чисто риторическим. Устойчивая народная традиция уже около ста лет связывает фигуру Князя на гербе с образом великого рязанского князя Олега Ивановича (1336 – 1402), самого известного и значительного государя, 52 года правившего в Рязанском княжестве и много сделавшего для его укрепления и процветания. Но такая традиция не является, к сожалению, ни историческим, ни юридическим доказательством, в то время как всякий герб по своей природе представляет собой опознавательно-правовой знак, который составляется и утверждается в форме законодательного акта (закона, указа, постановления и т.п.). При этом единственным эталоном герба считается не его изображение, а его точное геральдическое описание – блазон. Бытующее представление о том, что на гербе Рязани изображен князь Олег – это только мнение, которого, обоснованно или нет, придерживается некоторая часть населения. Автору настоящей статьи и самому в своей геральдической практике приходилось неоднократно ссылаться на эту традицию при описании и объяснении символики рязанского герба. Правда, при этом случалось порой встречать и иное мнение, считающее, что на гербе изображен Евпатий Коловрат – полулегендарный рязанский боярин и воевода, который в 1237 г. с небольшим отрядом настиг орду Батыя после разорения им Рязани и героически пал в неравном бою. С его образом ассоциируется наиболее драматичная и трагическая страница истории Рязанского княжества.

Для того, чтобы доказательно установить истину и выяснить, чья же фигура на золотом гербовом щите вот уже несколько столетий является символом Рязани, нам придется возвратиться на некоторое время в ту эпоху, когда зарождалась российская государственная и земельная (территориальная) символика. А рязанский герб в ряду российских земельных эмблем является одним из старейших. При этом нам также придется задаться элементарными вопросами: как и при каких обстоятельствах в России появились земельные эмблемы и гербы, кем и зачем они создавались?

Ответы на эти вопросы потребуют не только привлечения исторических фактов, но также учета закономерностей и правил геральдики – науки о составлении и толковании гербов и эмблем. Как известно, Россия восприняла геральдику в конце XVII в. при Алексее Михайловиче «Тишайшем» из Западной Европы через Польшу уже в готовом, сложившемся виде. К этому моменту в Европе геральдика развивалась уже более 500 лет и к интересующему нас периоду ее правила уже откристаллизовались в строгие законы. При этом пути ее развития в Европе и в России оказались совершенно различными. В Европе создание и употребление гербов изначально началось как частная инициатива рыцарства и городских сообществ, и лишь в эпоху установления абсолютизма герботворчество (составление, пожалование и учет гербов) было полностью монополизировано верховной властью. Но и при этом всякий герб оставался символом суверенитета личности или города. В России же с самого начала и сочинение гербов, и право на их пожалование были исключительной привилегией монархов. Лишь некоторые гербы выезжих дворянских родов были не пожалованы верховной властью, а только подтверждены в России в своих правах. В этих обстоятельствах символом относительного суверенитета и прав оставались лишь гербы дворянства, а в гербы земельные или городские, появившиеся позже, такого содержания никогда не вкладывалось.

Существовало также некоторое количество догеральдических знаков: «печатей» княжеств и царств, большинство из которых известны нам по оттиску Большой государственной печати Ивана Грозного (ок. 1577 г.). До момента появления в России полноценной геральдики они насчитывали уже около 100 лет. Многие из них впоследствии стали полноценными земельными и городскими гербами, но далеко не все. К таким относится и первая достоверно известная рязанская эмблема в виде идущего коня. Следует сразу и определенно сказать, что почти все 24 эмблемы с царской печати не были самобытными знаками, созданными на территории тех царств и княжеств, которые они условно обозначали. Об их существовании и символике на протяжении нескольких столетий после их создания даже не подозревали жители бóльшей части обозначенных ими земель, так как там он не имели никакого употребления. Сама Большая печать была изготовлена по примеру и подобию аналогичных печатей европейских монархов того времени и предназначалась для скрепления межгосударственных договоров и дипломатической переписки московского царя. Мотивы ее создания были чисто политические. А помещенные на двух ее сторонах вокруг изображений двуглавого орла 24 «печати» объединенных Москвой русских княжеств и инородных царств должны были перед лицом европейских суверенов демонстрировать многочисленность подвластных Ивану Грозному земель и все принадлежащие ему титулы. То есть – статус и достоинство, сопоставимые не ниже чем со статусом Императора Священной Римской империи немецкого народа, с которым царь находился в дипломатической переписке. Но между печатью русского царя и аналогичными печатями европейских монархов сходство было только внешнее. В последних были соединены в общую композицию реальные старые гербы крупнейших земель и городов, вошедших в состав того или иного государства, и имевшиеся у них задолго до этого объединения – с XIV, XIII и даже с XII веков. По сравнению с ними эмблемы, помещенные на печати Ивана Грозного можно было бы назвать «новоделами», но, тем не менее, именно с них начинается реальная история российской земельной эмблематики и геральдики.

До этого времени у русских княжеств своих постоянных территориальных эмблем не было. Каждый князь пользовался в делах своей личной печатью, как правило, изображающей его небесного покровителя, или имеющей произвольно избранную эмблему. Его преемник, патроном которого считался другой святой, обычно выбирал для своей печати новое изображение или символ и делал новую печать, а не наследовал прежнюю. И уже тем более он не изображал на своей печати образ какого-либо своего предшественника. Таким образом, до объединения Руси под рукой Москвы у большинства вошедших в ее состав княжеств устойчивых территориальных символов не сложилось. Поэтому когда Иван Грозный стал, в свою очередь, единственным законным обладателем всех титулов правителя подвластных ему земель, ему пришлось для дипломатических нужд своей волей «присвоить» каждой из этих земель тот или иной изобразительный символ, исходя из собственных идейных, религиозных и политических соображений. Почему Рязань в этом ряду была обозначена фигурой коня, можно только догадываться. После смерти Ивана Грозного эта эмблема для Рязани уже более никогда не употреблялась. Как уже было сказано выше, не все знаки с царской печати стали впоследствии гербами, но зато сохранился сам принцип сочинения всех российских земельных и городских символов при дворе московского царя. И применение эти эмблемы находили исключительно на царских печатях, регалиях, предметах монаршего обихода, как в церемониальных, так и в чисто декоративных целях.

Изображение человека с мечом в руке в качестве новой рязанской эмблемы появляется впервые в первой четверти XVII в. на вышитом пряденом серебром и жемчугом покрывале («саадачном покровце») для задней стенки серебряного трона первого царя из новой российской династии Романовых – Михаила Федоровича. На одной из 12 главных земельных эмблем, окружающих двуглавого орла вышит воин с саблей (или мечом) в правой руке, ножнами в левой, в мягкой меховой шапке и в коротком воинском плаще – епанче. В «Росписи всем государевым печатям» за 1626 г. содержится и описание аналогичной печати: «Печать рязанская: человек, а у него в правой руке меч, а под ним земля». Отчего вместе со сменой царской династии произошла такая кардинальная замена рязанской символики, сейчас определенно сказать трудно. Но здесь уже более-менее уверенно можно говорить о ее содержательной стороне.

Как известно, в предшествующие этому событию времена Рязанское княжество занимало пограничное положение на юго-востоке Русской земли, соседствуя с Диким полем. Через его территорию веками пролегали основные маршруты набегов на Русь всевозможных кочевников, поволжских, ногайских и крымских татар. Рязанцам постоянно приходилось противостоять этому натиску, и множество мест на рязанской земле хранят следы былых сражений. Здесь раньше других мест, еще в середине XV в. сформировалась особая общность вооруженных «вольных людей», называвших себя казаками, и отсюда они позже двинулись на юг и восток, осваивая для России новые земли и раздвигая ее рубежи. Оттого и ратное дело было здесь в большом почете, а сами рязанцы отличались особой воинственностью. Нередко прежде они «ратились» с суздальцами и москвичами с таким же азартом, как и с татарами. Накануне Смуты рязанское дворянство было элитой правительственных войск, а оборону юго-восточных рубежей возглавляли рязанские воеводы. Заметную роль, в силу этого, сыграли рязанцы и в само Смутное время, когда они составили значительную часть Первого и Второго ополчений, изгнавших, в конце концов, из Москвы интервентов и самозванцев. Вероятно, знаком признания этих заслуг было и то, что возглавить посольство для призвания на российский трон Михаила Романова было доверено рязанскому архиепископу Феодориту. Он и благословил молодого царя, а, вместе с тем, и новую династию на царство.

В свете всех этих обстоятельств становится до некоторой степени понятным и выбор для Рязани царем (или его советниками) новой эмблемы, символизирующей опору на вооруженную силу. Именно онa должна была отныне и на века зримо обозначать титул русских царей, как великих рязанских князей на всех их печатях и регалиях. Как уже было сказано выше, воин на рязанской эмблеме первоначально назывался просто «человек» – без титула, звания или имени. И тому также есть серьезные основания: знак, принадлежащий царю, не мог по определению изображать какого-либо рязанского исторического деятеля, особенно периода рязанской независимости, поскольку он символизировал власть московских царей над Рязанской землей и их неограниченные права. Особо следует сказать об абсолютной невозможности тогда, сразу после Смуты, какого-либо положительного упоминания имени Олега Рязанского. Тогда заново происходило собирание осколков опустошенной многолетней междоусобицей Русской земли (не даром на «саадачном покровце» вместо 24 эмблем помещено только 12). К этому времени, через 200 лет после смерти, за Олегом прочно укрепилась репутация изменника, врага объединения Российского государства. Ведь в другой критический для Руси период, когда она сплотилась под рукой Москвы для решительной борьбы с ордынским игом, Москва и Рязань находились в непростых, почти враждебных отношениях, оспаривая первенство в русских землях. Эта коллизия в дальнейшем губительно отразилась на репутации правившего тогда в Рязани великого князя Олега Ивановича. Описывая эпоху Куликовской битвы летописи (сочиненные почти исключительно в Москве) обвиняют его в предательстве, называя «изменником», «советником безбожного Мамая». Это ожесточение летописцев против рязанского князя пережило столетия. Его потомки, даже находясь в тесном родстве с московскими великими князьями, еще долго пытались проводить самостоятельную политику. А само Рязанское княжество оказалось последней русской титульной территорией, присоединенной к Московскому государству только в 1521 г. после неудачной попытки последнего рязанского князя из рода Святославичей, Ивана Ивановича, отложиться от Москвы. К тому времени, когда составлялись и редактировались земельные эмблемы для печатей и регалий новой царской династии, доброе имя Олега Ивановича было опорочено и погублено, казалось бы, навсегда, а сам титул великого рязанского князя уже более столетия принадлежал московским царям. Вряд ли кому-либо тогда могло прийти в голову изобразить на царской печати для символического обозначения подвластного ему княжества образ его бывшего правителя, заклейменного как предателя общероссийского дела. Насколько все это несправедливо по отношению к Олегу, мы можем судить только теперь.

Про Евпатия Коловрата, полулегендарного героя «Повести о разорении Рязани Батыем», реальность которого не подтверждается никакими другими письменными источниками, при выборе символа для Рязани тогда и вовсе не могло быть никакой речи. Само его имя «всплыло» в исторической науке гораздо позже, да и он сам никак не подпадал под определение «князь», так как не принадлежал ни к княжескому, ни, тем более, к царскому роду. Поэтому здесь мы его тему закроем и не будем развивать дальше.

Немаловажно и то обстоятельство, что в европейской геральдике, которой подражали, и о которой были уже наверняка осведомлены при царском дворе, существует прямой запрет на изображение на гербах и эмблемах каких-либо конкретных персон, а тем более портретов. Это считалось всегда дурным тоном. Исключение делалось лишь для изображений святых, апостолов, Богоматери, Христа и бесплотных сил (ангелов). Недопустимость изображения в гербе конкретных исторических персонажей проистекает из основного геральдического правила, о котором мы уже упоминали выше. Оно состоит в том, что всякий герб создается и утверждается не в виде определенного изображения (оно не является эталоном герба), а в виде его точного словесного геральдического описания – блазона. И в соответствии с этим правилом всякое изображение, точно воспроизводящее блазон герба, должно считаться этим гербом. Невозможно в геральдических терминах точно и однозначно описать портрет конкретного человека, а потом, при необходимости, точно его воспроизвести. Поэтому геральдика избегает портретов. Со святыми и ангелами дело несколько иное – у каждого из них есть устойчивые канонические признаки или атрибуты, позволяющие не только отличить их друг от друга, но и изобразить в гербе; и портретного сходства здесь не требуется.

Надо иметь в виду и то, что московские цари в таком важном с политической точки зрения деле, как символика, в момент становления новой династии не могли позволить себе даже бросить тень сомнения на свое законное право владеть рязанскими землями и титуловаться великими рязанскими князьями. И какая-либо ассоциация «человека с мечом» в рязанском гербе с Олегом Ивановичем была просто исключена. Столь же мало приветствовались любые намеки на былую самостоятельность территорий и в последующие царствования. Все земельные эмблемы и гербы в России вплоть до 1917 года употреблялись не как символы суверенных территорий, а как знаки царской власти над ними, и принадлежали они не этим территориям, а царю или императору, как источнику всякой власти и всякого права вообще. И дело разработки любой символики всегда твердо находилось в руках российских самодержцев.

Чтобы окончательно прояснить и тему возможного изображения князя Олега в последующие столетия на рязанском гербе в образе святого, придется сделать небольшой экскурс в этот раздел российской геральдики.

В средневековой Европе использование образов святых в гербах было достаточно распространенным явлением. В определенной степени это было воспринято и российской геральдикой. В интересующий нас период времени, когда были созданы так называемые «старые» русские гербы, два подобных герба были сочинены для принадлежавших Польше городов и впоследствии унаследованы, вместе с присоединенными территориями, Россией. Это старые гербы Минска и Овруча. Первый, с изображением в голубом поле Девы Марии с младенцем Христом на руках и в окружении шести ангелов, был пожалован Минску еще в 1591 г. польским королем Сигизмундом. Второй, изображающий в красном поле Архангела Михаила с мечом и весами в руках, стоящего в облаке, был дарован Овручу польским же королем Владиславом IV по привилегии 1641 г. В том же виде, но с прибавлением российской символики (двуглавого орла) они вошли в отечественную геральдику. Еще один герб с изображением в голубом поле Архангела Михаила с огненным мечом и щитом принадлежит Киеву и восходит к началу XVII в. Наиболее ранней по происхождению из российских эмблем является эмблема Москвы (рубеж XIV – XV вв.), позже ставшая ее гербом. Но до первой трети XVIII в. всадник на московской эмблеме именовался «ездецом» и официально трактовался как изображение царя, поражающего и попирающего конем своих врагов в образе драконоподобного чудовища. При Петре I «ездецу» иногда даже придавали портретное сходство с императором. А имя св. Георгия Победоносца всаднику в московском гербе впервые было официально присвоено лишь в 1730 г. при утверждении Правительствующим Сенатом «знаменного гербовника» Б.К. Миниха. Старым считается также и герб г. Павловска (Воронежской губернии), на котором изображен св. Апостол Павел, опирающийся правой рукой на меч. Но и этот герб явно не старше начала XVIII в. Больше до Екатерины II никаких других изображений святых или каких-либо персонажей реальной или Священной истории в российской городской или земельной геральдике не существовало. При императрице изображения святых были Высочайше пожалованы на гербах следующим городам: Архангельску и Малоархангельску (1781 г.), а также городу Гадяч (1782 г.) – образ Архангела Михаила; а городу Борисову (1796 г.) – образ св. Апостола Петра. Редчайшим исключением в этом ряду пожалований является изображение св. царевича Дмитрия в гербе г. Углича (1778 г.), которое можно одновременно считать и изображением конкретного исторического лица. Но в данном исключительном случае речь идет и об общероссийском святом, канонизированном церковью, и о члене царского рода, с трагической гибелью которого, по представлению императрицы, главным образом и связана история города. Здесь речи нет о каком-либо жителе Углича.

Для полноты картины скажем также, что несколько изображений святых появились в российских городских и губернских гербах и позже, в XIX веке. Это образы св. Георгия в гербах г. Новогеоргиевска (1845 г.) и Московской губернии (1856 г.); образы Архангела Михаила в гербах г. Новогрудска (1845 г.), Киевской и Архангельской (1878 г.) губерний, а также образ св. Екатерины в гербе курляндского г. Гольдингена (1846 г.). Все прочие человеческие изображения в российской городской и земельной геральдике носили условно-символический характер и не ассоциировались с какими-либо реальными или легендарными персонажами российской истории. И во все описанные выше времена Олег Иванович не мог быть помещен в гербе в образе святого, так как и до сего дня он официально не канонизирован Русской Православной Церковью. Причисление же его даже к лику местночтимых святых не могло стать для столичных геральдистов основанием для признания изображения Князя в рязанском гербе персоной Олега Ивановича. Тем более, что каждый герб до последнего дня существования Российской империи Высочайше утверждался личным указом императора.

Можно к этому добавить и то, что в эпоху первых Романовых, когда появилась впервые рязанская эмблема с изображением человека, такой жанр как светская портретная живопись (парсуна) только делал первые робкие шаги. Изображались, как правило, парсуны (от слова персона) действующих, а не исторических персонажей. Из этого ряда можно, пожалуй, исключить только «Большую государственную книгу» («Титулярник»), созданную при дворе Алексея Михайловича в1672 г. по образцу подобных европейских династических родocловных книг. В ней помещены изображения всех правивших на Руси великих князей и царей из рода Рюрика, начиная с него и заканчивая московскими самодержцами, до Алексея Михайловича включительно. Это такой же умышленный, созданный в политических и дипломатических целях, подлог, как и «земельные» эмблемы на печати Ивана Грозного, сделанный вполне в духе своего времени. К достоверным портретным изображениям здесь можно отнести только образ самого Алексея Михайловича и, с большой натяжкой, портрет его отца – Михаила Федоровича. Все остальные изображения являются идеализированными образами предков, великих русских государей, почти так же, как лики святых на иконах. Возможно и для «портретов» последних царей из рода Калиты использовались какие-то изображения, созданные европейскими мастерами. Но в данном случае важно даже не портретное сходство, а сам факт существования великих предков, подтверждаемый их изображениями. Этот красочный фолиант должен был убедительно и зримо демонстрировать, в первую очередь перед европейскими государями, законность и непрерывность родословной новой царской династии и доказывать неоспоримость прав рода Романовых на престол и все царские титулы. Для наглядной иллюстрации последних в «Титулярнике» (от слова титул) помещены также 33 земельные эмблемы, среди которых присутствует и рязанская. Это одна из самых известных сегодня у нас старых рязанских эмблем. Несомненно, что в череде Рюриковичей более чем за всю 750-летнюю историю государственности России и среди эмблем, символизирующих их власть над русскими землями, «человек с мечом» на рязанской эмблеме никак не мог ассоциироваться с образом опального князя Олега. Не для того это все создавалось. Вместе с другими титульными знаками рязанская эмблема встречается в те годы на царском «гербовном» знамени (1666 г.), на золотой царской тарелке (1675 г.), в убранстве не сохранившихся до нас царских покоев. В начале царствования Петра Алексеевича видим мы рязанскую эмблему и на Большой государственной печати, известной по рисунку австрийского дипломата И.Г. Корба (1698-1699 гг.).

Нашлись при Петре Великом для земельных эмблем и иные обширные сферы применения, но всегда они употреблялись от имени верховной власти и олицетворяли только ее. Во-первых, ими стали украшать в качестве иллюстраций царских титулов великолепные Жалованные грамоты, и дипломы на дворянство, их стали использовать в оформлении царских ассамблей, празднеств и фейерверков, на триумфальных арках в честь побед русского оружия. Во-вторых, земельные эмблемы прочно вошли в обиход русской армии, и на долгие годы, почти до самого конца царствования Екатерины II армия стала чуть ли не главным полем их употребления. С 1712 г. земельные, а затем и городские эмблемы стали изображаться на ротных знаменах полков, получавших название того или иного города, провинции; на армейской амуниции. Именно в это время «человек с мечом» на рязанской эмблеме был «повышен» в звании и стал именоваться «Князем».


В описании ротных знамен рязанских пехотного и драгунского полков значится, что они «желтыя, с золотым изображением, в верхнем углу, у древка, Русскаго Князя, с обнаженным мечом в правой руке». Заметим, что и здесь речь идет отнюдь не о рязанском, а о русском князе, о некоем собирательном образе правителя – воина. В этом виде и качестве рязанская эмблема впервые попала на саму Рязанскую землю, где дислоцировались Рязанские полки (позже они меняли места своей дислокации). В этот период Петром I была учреждена специальная Герольдмейстерская контора, в которой и сосредоточилась работа над государственной и земельной символикой. Возглавить эту деятельность было поручено пьемонтскому дворянину графу Франциску Санти, знатоку скорее европейской геральдики, чем российской истории, тем более – древней. Здесь, в Герольдмейстерской конторе, были отредактированы, в соответствии с правилами европейской геральдики, все существовавшие старые земельные эмблемы, которые после этого уже в полном смысле можно было называть гербами. Но старых эмблем было мало, поэтому создавались и новые гербы, и в 1730 г. Правительствующий Сенат утвердил расширенный сборник гербов для полковых знамен («знаменный гербовник»), о котором мы уже упоминали. В него вошло более 80 гербов. Но, самое существенное, что здесь впервые юридически зафиксированы их точные геральдичесике описания. Рязанский герб здесь описан так: «По старому, князь в епанче и шапке, в руке правой меч, в левой ножны, епанча красная, сапоги и шапка зеленые, шапка же соболевая, под ним земля зеленая, поле желтое». Словом поле здесь обозначен гербовый щит, а желтый цвет символизирует золото. При этом редактировавший изображение Ф. Санти, изображая князя явно не имел в виду кого-либо из рязанских правителей. Его князь облачен в какой-то рельефный панцирь наподобие доспехов римских цезарей и, скорее всего, символически изображает военачальника, полководца вообще. Какое могло быть дело пьемонтскому дворянину до старой рязанской истории. Армия также мыслилась как инструмент исполнения воли монарха, и все гербы полкам жаловались от его имени, представляли его в роли Верховного полководца и формально принадлежали ему.

Говоря до сих пор о рязанском гербе мы еще не имеем в виду герб города. В этот исторический период Рязанью называется территория бывшего Рязанского княжества, а сам административный центр провинции носит имя Переяславль Рязанский. Его переименование, как известно, произошло только в 1778 г. при образовании Рязанского наместничества. В это время в судьбе рязанского герба произошел новый поворот. Незадолго до этого Екатерина II стала жаловать гербы не полкам, носящим названия городов, а самим этим городам непосредственно. Одновременно употребление земельной символики в армии стало сокращаться. 29 мая 1779 г. древняя рязанская земельная эмблема была пожалована наместническому городу Рязани со следующим описанием: «Город Рязань имеет старый герб. В золотом поле стоящий Князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны, на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленая, обложенная соболями» (червленый – это красный). Из герба незаметно исчезла зеленая земля, но ее уже раньше перестали изображать, а теперь это было закреплено Высочайшим указом. В 1994 году, накануне 900-летия города, этот исторический герб был восстановлен в употреблении в качестве официального символа Рязани. Позже он был дополнен шапкой Мономаха, пожалованной ему как гербу «древнего русского города, бывшего местопребыванием царствующих Великих Князей», в соответствии с указом Александра II от 1857 г. Как герб административного центра субъекта Российской Федерации, он получил знаки современного статуса – щитодержателей, золотую церемониальную цепь и девиз. Старый рязанский герб стал основой и для герба Рязанской области, но в версии 1856 г., утвержденной для Рязанской губернии. Ни в ее геральдическом описании, ни в описании рязанского герба, включенного в Большой государственный герб Российской империи (1883 г.) также не имеется никаких упоминаний о рязанском великом князе Олеге.

А теперь, вспомнив реальную историю и обстоятельства появления и бытования рязанского герба, и установив со всей определенностью, что вовсе не Олег Рязанский явился прообразом его символики, мы можем и даже должны вернуться к тому, с чего начали. Почему же народная традиция уже около ста лет упорно считает, что на гербе изображен Олег Иванович, откуда она берет начало, и что нам следует в связи с этим делать? Но начнем мы наши рассуждения снова с геральдики. Несмотря на всю строгость своих правил, она не является застывшим раз и навсегда набором символических знаков и изображений, а представляет собой живую систему, развивающуюся по своим внутренним законам, тесно связанную с ходом и логикой исторических событий, которые она по-своему довольно адекватно отображает. Любой геральдический знак, эмблема или герб, будучи однажды создан в конкретных исторических обстоятельствах и для каких-либо определенных целей, продолжает свое дальнейшее существование уже независимо от воли своих создателей. Его содержание в каждую последующую эпоху подвергается неизбежному переосмыслению. И хотя оно почти всегда сохраняет свое основное знаковое ядро, тем не менее, изменяющиеся исторические обстоятельства, события и взгляды людей оставляют на нем свой след. Иногда это даже приводит к полному переосмыслению знакового содержания герба. Нечто подобное произошло в начале XVIII века с московским гербом. Как мы уже знаем, изначально изображенный на нем всадник, поражающий копьем (а иногда и мечом!) чудовище, считался изображением царя. Но существовавший на Руси параллельно с ним еще более древний культ почитания св. Георгия Победоносца, иконографически чрезвычайно схожего с московским «ездецом», внес существенные поправки в эту сугубо светскую эмблему. В России св. Георгий, как общехристианский святой мученик за веру, приобрел особый характер почитания, как святой воин-покровитель всего российского православного воинства. И на этом поприще он столько благотворил стране, что его можно назвать местночтимым общероссийским святым. Его чаще других выбирали своим небесным покровителем русские, а, особенно, московские князья. Поэтому в сознании русских людей эти два образа – московского «ездеца» и св. Георгия Победоносца – неразрывно слились в один. Это и послужило поводом для того, чтобы этот свершившийся факт был законодательно закреплен в геральдическом описании московского герба в 1730 г. А в наши дни мы стали свидетелями обратного процесса. В описании Государственного герба Российской Федерации, где на груди золотого двуглавого орла также изображен всадник, поражающий черного дракона, уже нет и упоминания о св. Георгии. Теперь это просто «серебряный всадник», как обобщенный символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Такой перемены смысла потребовали принципы политической корректности в многонациональном и многоконфессиональном государстве.

Задумаемся теперь и о том, что каждый святой в своей прежней, земной жизни был когда-то вполне конкретным человеком, историческим персонажем, обладал индивидуальным внешним обликом, который впоследствии был отредактирован Церковью при его канонизации и приобрел определенную условность и символичность. В свете этого факта с некоторой степенью допущения мы можем считать изображения святых на иконах или гербах идеализированными портретами. И это дает нам повод перейти теперь в своих рассуждениях к Олегу Ивановичу Рязанскому. Как мы доказали выше, его образ, несомненно, не имелся в виду при создании рязанской эмблемы в первой четверти XVII в. и в ее дальнейших редакциях. Но через полтора столетия после появления этой эмблемы и почти через четыре века со дня кончины Олега в российской исторической науке началась реабилитация великого рязанского государя. Как пишет в своем эссе «Олег Иванович, великий князь Рязанский» Владыка Симон, архиепископ Рязанский и Касимовский, «первым поднял голос в его защиту русский историк XVIII в. М.М. Щербатов (1733 – 1790). Он постарался объяснить поведение Олега Ивановича обстоятельствами того времени (В скобках заметим, что в период 1771-1777 гг. М.М. Щербатов был Государственным герольдмейстером. – М.Ш.). Затем историк Н.С. Арцыбашев (1773 – 1841) в книге «Повествование о России» (М., 1888, т. II, кн. III) критически рассмотрел высказывания московских летописцев об Олеге. Он писал: «Обстоятельства этой войны так искажены витийством и разноречием летописцев, что во множестве прибавок и переиначек весьма трудно усмотреть настоящее». А в середине XIX столетия Д.И. Иловайский (1832 – 1920) в труде «История Рязанского княжества» добавил: «В наше время исторической критике пора, наконец, освободить Олега от незаслуженных обвинений и взглянуть на него поближе». Для характеристики образа и роли Олега Ивановича воспользуемся еще одной цитатой из Д.И. Иловайского: «Бесспорно полустолетнее княжение Олега было самым славным и самым счастливым сравнительно с предыдущими и последующими княжениями, несмотря на тяжкие бедствия, которые нередко посещали Рязанский край при его жизни. Народ заплатил ему за это любовью и преданностью». Говоря об обстоятельствах и реальных событиях той эпохи, Л.Н. Гумилев в своей книге «От Руси до России» писал, что князя Олега не было на Куликовом поле как раз потому, что он, имея всего пятитысячный отряд и умело маневрируя, отвлекал восьмидесятитысячное литовское войско Ягайлы, находившееся всего в одном дне перехода от места главных событий. Это не позволило литовцам вовремя соединиться с Мамаем и, в значительной степени, предрешило итог сражения. В то же время, как свидетельствуют средневековые хроники, на самом Куликовом поле пало 70 рязанских бояр – больше чем каких-либо других. И находились они там на стороне Дмитрия со своими дружинами и, конечно, не без ведома Олега. Если обратиться во времена самого Олега (минуя ангажированных летописцев), к авторитетам его современников — великих русских подвижников и святых Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, то и здесь, по горячим следам событий, нельзя найти Олегу обоснованных упреков. Всего через год после Куликовской битвы в договорной грамоте 1381 г., устанавливающей отношения Рязани с Москвой, Олег Иванович признает Дмитрия Донского старшим братом, – а такие договоры не заключают с «изменниками». И, несмотря на возникшую вскоре после этого распрю между князьями, они, при посредничестве Сергия Радонежского, восстановили мир и даже породнились: Дмитрий выдал свою любимую дочь Софью замуж в Рязань за сына Олега Федора, и ныне они вместе покоятся в Христорождественском соборе в Рязанском кремле. Не пошел бы Сергий к «советнику безбожного Мамая», и не выдал бы в его семью свою дочь Дмитрий. Все это, конечно, косвенные свидетельства, но зато какие!

Историческая реабилитация, о которой пишет Владыка Симон, по времени совпала с появлением рязанского герба на самой Рязанской земле, после его пожалования Екатериной II. Установленные ею правила требовали употребления городского герба «во всех городовых делах». Изображения князя с этого времени стали появляться на городских и губернских печатях, на архитектурных сооружениях, в заголовках городских газет, на пуговицах мундиров городских служащих и т.д. Все это, несомненно, позволяло горожанам делать сопоставления и приходить к определенным умозаключениям, по-своему домысливая содержание рязанского герба. Вероятно также, что подготовка к празднованию в 1895 г. 800-летия Рязани и появившиеся в связи с этим публикации еще раз мощно всколыхнули народную симпатию к Олегу Ивановичу.

Сейчас трудно однозначно сказать, кто первым назвал князя в рязанском гербе Олегом, но в своем популярном труде «Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины» (1922 г.) рязанский историк и краевед Д.Д. Солодовников уже определенно утверждает: «На рязанском гербе изображение самого знаменитого рязанского князя Олега Ивановича». Даже главу, посвященную Олегу, он назвал «Рязанский герб». В своем исследовании, упомянутом выше, такой же точки зрения придерживается и архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Он пишет: «Весь период самостоятельного княжества для рязанцев сосредоточился в одном Олеге Ивановиче, других князей они не помнят. Именно к нему память народная хранит любовь и уважение. Не случайно на рязанском гербе изображен Олег Иванович, самый знаменитый и самый любимый своим народом великий князь рязанский». «Никогда Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия». После таких авторитетных высказываний нынешние историки и краеведы даже не подвергают публичному сомнению идентичность изображения князя на гербе Рязани и персоны Олега Ивановича.

Отражение подобной точки зрения можно встретить и на страницах книги ведущей современной исследовательницы русской геральдики Н.А. Соболевой «Старинные гербы российских городов» (М.: Наука, 1985), где она пишет: «Образ рязанского князя Олега не оставлял равнодушными рязанцев». Правда, почему-то, она отнесла это утверждение к первоначальной рязанской эмблеме в виде идущего коня с печати Ивана Грозного, предположив, что конь является «намеком на известное сказание о «вещем Олеге», который по словам А.С. Пушкина «принял смерть от коня своего». Но это случилось в Киеве в 912 г., и здесь Н.А. Соболева ненароком смешала Олега Вещего (княжил в 882-912 гг.) и рязанского Олега Ивановича (княжил в 1350-1402 гг.), живших с разницей в 500 лет. Но, тем не менее, в главном Н.А. Соболева оказалась права: образ Олега, хотя и не так давно, но прочно занял в сознании рязанцев главное историческое место.

Это обнаружилось и в том, что он почитается здесь в качестве местночтимого святого. Официальной его канонизации Русской Православной Церковью пока не произошло, но, как считают многие, к этому идет дело. Все вышесказанное дает нам основание для постановки сегодня вопроса о юридическом закреплении имени Олега Ивановича в гербах Рязани и Рязанской области – непосредственно в блазонах гербов или в их официальном толковании. Князь даже изображен на этих гербах волею судьбы на золотом фоне, как принято изображать святых в иконописи. Хотя здесь, конечно, присутствует счастливое совпадение. Но весьма, тем не менее, символичное.

Выше мы уже говорили, что в Европе весьма распространенным является помещение на городских и земельных гербах, на гербах дворянских родов изображений святых. И это касается не только святых общехристианских, но также и местночтимых. Так, например, в гербе Стокгольма помещено изображение св. Эрика. Более того, в российской родовой геральдике встречаются также изображения персонажей Священного Писания, формально святыми не являющихся. Так, в нескольких гербах фигурирует Самсон. А в гербах дворян Олениных, Завадовских, Мельгуновых и вовсе использована старая польская эмблема «Равич», изображающая полуреальную – полумифическую английскую принцессу верхом на прирученном ею медведе, которому она была якобы брошена на растерзание (А.Б. Лакиер. Русская геральдика. М.: Книга, 1990. С. 288). И такие примеры можно множить и множить. Совершенно кстати будет здесь вспомнить и герб г. Углича (1778 г.), на котором помещено изображение св. царевича Дмитрия – одновременно святого мученика и конкретного исторического лица.


Таким образом, мы можем констатировать, что в европейской и российской геральдике существуют признанные прецеденты, позволяющие нам сегодня возбудить ходатайство перед государственной геральдической службой Российской Федерации об официальном закреплении в той или иной форме в гербах Рязани и Рязанской области устойчивой народной традиции, почитающей в них изображение Князя как образ Олега Ивановича Рязанского. Положительное решение этого вопроса может стать своеобразной светской канонизацией князя Олега в качестве основной гербовой фигуры Рязанской земли.

В обосновании этого можно прибавить и тот остававшийся незамеченный многими факт, что после 1993 г., согласно Конституции Российской Федерации, древняя Рязанская земля, а ныне Рязанская область, через 470 лет после утраты своего суверенитета, вновь обрела статус государственного образования в составе Российской Федерации. Это изменило и процедуру создания и утверждения всей официальной символики. Если в Российской империи весь процесс земельного и городского герботворчества и право толкования символики гербов находились в руках центральной власти, то теперь это передано в руки власти местной – региональной и муниципальной. Под контролем и при согласовании с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации. Думается, справедливым было бы возвращение сегодня Рязанской земле, вместе с ограниченным государственным суверенитетом, и имени ее самого значительного государя Олега Ивановича в ее официальную символику – гербы Рязанской области и города Рязани.

Исторический герб: забвение и возрождение

В советское время герб Рязани образца 1856 года, считавшийся историческим, в официальной практике – при проведении официальных церемоний и для оформления городской документации – не использовался. При этом он широко применялся в производстве сувениров и печатной продукции для туристов.

В августе 1994 года началась новая жизнь городской символики Рязани. Был утвержден официальный символ города, созданный на основе исторического герба. Для многих жителей Рязани это стало подтверждением преемственности традиций города, берущих начало в глубокой древности, особой значимости и убедительности символа, найденного в те далекие времена.

Творческая реконструкция

Современный герб Рязани, окончательно утвержденный в 2002 году, стал результатом постепенного развития исторического символа города, взятого за основу.

Для многих историков важным стало возвращение первого символа города, появившегося еще на княжеских печатях, – идущего коня. В 1997 году был принят герб Рязанской области, в котором титульный герб города дополнялся щитодержателями – серебряными конями с золотой гривой и красной мантией, подбитой горностаем.

современный герб рязани

Городской герб обрел по рекомендации Геральдической комиссии дополнительный элемент — шапку Мономаха, увенчавшую герб Рязани, что означает его статус областного центра, непосредственно подчиненного столичному центру.

В 2001 году он также получил щитодержателей – серебряного коня и золотого грифона, расцвеченного червлеными огнями. Щит стала окружать золотая цепь от церемониального знака главы города.

В том же году был объявлен конкурс на проект девиза, и городской герб украсила надпись, начертанная черными литерами на золотой ленте: «Славная история – достойное будущее». Таким образом был окончательно сформирован полный герб Рязани, описание которого внесено в Государственный геральдический регистр РФ под номером 172.

Исторический герб города Рязань 1779 г)

Исторический герб Рязани — «В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны. На нем епанча червленая, а платье и шапка зеленая, обложенная соболями».

На государственной печати Ивана Грозного (70-е годы XVI в.) эмблема Рязани — конь, но это изображение является единичным. Самое раннее описание герба Рязани есть в «Росписи всем государевым печатям 1626 года»; там говорится: «Печать Рязанская: человек, а у него в правой руке меч, да под ним земля». Аналогичное описание эмблемы приведено в указе 1666 года об изготовлении большого государева знамени: «Печать Рязанская, на ней человек, стоящий во одежде, под одеждою бронь, в правой руке держит саблю голую, другою рукою держит за ножны». Этим описаниям соответствует изображение герба в «Титулярнике» 1672 года. В более поздних источниках XVIII-XIX веков стали называть человека на гербе Рязани князем. Первое такое описание герба помещено в реестре рисунков гербов для полковых знамен 1729 года — «Рязанский: по старому, князь в епанче и шапке, в руке правой меч, а в левой ножны, епанча красная, платье, сапоги и шапка зеленые, шапка же соболевая, поле желтое». Рязанские краеведы считали, что для герба взято конкретное лицо — князь Олег Иванович, но доказательств этому не приводили.

Высочайше пожалован 29 марта 1779 г.

Герб города Рязани (1994 г)

В золотом поле стоящий князь в червленой(красной) епанче, скрепленной на груди, в зеленых шапке и платье, серебряных штанах и черных сапогах, держащий в правой руке серебряный меч, а под рукой упертой в бедро, имеющий серебряные ножны при таком же поясе; шапка и епанча отороченны черными соболями.

Герб города Рязани (2000г. — уточненная версия)

В золотом поле стоящий князь в червленой (красной) епанче, скрепленной на груди золотой застежкой, в зеленых шапке, платье, сапогах и серебряных штанах, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой- серебряные ножны при таком же поясе; шапка и епанча отороченны черными соболями. Автор герба- художник М.К. Шелковенко.

Должностной знак Главы администрации г. Рязань


ГГР РФ: № 809

Описание:Цепь представляет собой уникальное ювелирное изделие из золота и драгоценных камней, состоящее из следующих элементов:
Одиннадцати звеньев в виде трех круглых и восьми прямоугольных щитообразных золотых пластин, выполненных в технике золотой скани с зернью; в центре каждой пластины — круглая сферическая вставка, украшенная (на трех круглых и четырех прямоугольных нагрудных пластинах) бриллиантом.
Золотого нагрудного медальона — подвески в виде геральдического щита с фигурной оконечностью, имеющего в центре щиток с рельефным изображением герба города Рязани, окаймленного бриллиантами (63 камня) и окруженного узором из золотой скани с зернью; над щитком — золотая пластина с надписью «Рязань-1095», свидетельствующая о дате основания города. Медальон увенчан тремя золотыми главками с куполами, имеющими трилистные кресты, справа и слева медальон имеет треугольные ажурные вставки из завитков скани с золотыми шариками, а в оконечности — три золотые каплевидные подвески украшенные изумрудами.
Медальон и пластины соединены сегментами золотого кольчужного плетения по 9 колечек в ряд.
Цепь выполнена из червонного золота с вставками из желтого (купола с крестами, пластина с надписью, фигура князя) и белого (литеры надписи) золота общим весом 1000,16 граммов, имеет 70 бриллиантов общим весом 3,54 карат и 3 изумруда общим весом 0,67 карат.

Должностной знак Главы администрации г. Рязань утвержден Постановление Мэра города Рязани от 25 апреля 1995 года № 1072 «Об исключительном ресурсе муниципальной казны (собственности) города Рязани», переутвержден Решением Рязанского городского Совета от 13 сентября 2001 года № 346 «Об утверждении Положения о должностном знаке главы администрации г. Рязани»; переутвержден Решением Рязанского городского Совета от 19 мая 2005 года № 268-III «Об утверждении Положения о должностном знаке главы муниципального образования, председателя Рязанского городского Совета»; переутвержден Решением Рязанской городской Думы от 26 июня 2008 года № 346-I «Об утверждении Положения о должностном знаке главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы».

Почему на гербе города Рязань изображен князь? Какой это князь?

Рязань — один из древнейших городов России. Расположен на правом берегу Оки, в 180 километрах южнее Москвы.

Современный герб Рязани был официально утвержден в 2001 году. Однако его изображении возникло несколько столетий назад.

На гербе изображен князь в красном плаще с обнаженным серебристым мечом. Золотой щит с изображением князя венчает Шапка Мономаха. С двух сторон щит поддерживают белый конь и золотой гриффон.

Считается, что изображение князя с мечом впервые попало на рязанский герб в начале 17 века. Именно такой рисунок был вышит на торжественных покровах, изготовленных для венчание на царствование первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.

Герб с тех пор несколько раз менялся, но только в деталях. Изображение князя с мечом стало символом древней Рязани.

Однако, согласно официальной версии, это ни какой-то конкретный князь — персонаж российской истории, а скорее собирательный образ мудрого правителя и защитника русской земли.

Косвенно это подтверждает и то обстоятельство, что до начала 17 века символом Рязани было изображение одинокого коня.

Изначально на гербе Переяславля Рязанского был изображен воин. Он был в простом плаще и с поднятой саблей. Его изображение осталось на некоторых царских предметах 17 века, а так же в «Титулярнике» 1676 г. Затем пехота и драгуны поместили изображение воина на свои знамена и стали именовать его Князем. В 1779 году Екатерина 2 своим указом пожаловала эмблему городу Рязани. Рязань это

Считается что на гербе аллегорически изображен не просто защитник земли Рязанской и не символ «местоприбывания Великих Князей» а конкретное лицо — князь Олег Иванович. На его век досталось много военных событий связанных с татаро-монгольским нашествием. Если исходить из летописей тех времен образ князя складывается весьма противоречивым. Единственно в чем не откажешь ему, так это в умении лавировать в междоусобице и верно оберегать землю Рязанскую от любых посягательств. Рязанцы своего князя любили, не смотря на его временный союз с ордынскими ханом Мамаем и князем Ягайло. Историки до сих пор спорят было ли это хитростью полезной или предательством.

Как бы там ни было Оле делал все чтобы беречь рязанские земли от разорения. Закончил дни свои князь в молитвах став монахом и жена его верная Ефросинья также постриглась в монастырь.

Почетный знак «За заслуги перед городом Рязанью»


ГГР РФ: № 4599

Описание:
Почетный знак «За заслуги перед городом Рязанью» представляет собой звезду из металла золотистого цвета, имеющую десять больших лучей особой формы с двойными вырезками по бокам и в центре и покрытых красной эмалью (верхний луч имеет ушко для крепления к колодке) и между ними десять малых граненых треугольных лучей. В центре звезды находится круглый медальон из того же металла, на котором помещено рельефное изображение князя из герба города Рязани, окруженное разомкнутой закручивающейся вверху и имеющей завиток внизу лентой, на которой — рельефная надпись: слева — «ЗА ЗАСЛУГИ», справа — «ПЕРЕД РЯЗАНЬЮ». Внизу на завитке помещены рельефные лавровые листья. Голова князя и меч в правой руке выступают за границы медальона. Знак при помощи ушка и соединительного кольца соединяется с прямоугольной колодкой того же металла, имеющей внизу заострение в виде пучка лавровых листьев, и обтянутой в центре золотисто-желтой муаровой лентой. На оборотной стороне колодки имеется приспособление для крепления знака к одежде.

Утвержден Решением Рязанской городской Думы от 03 апреля 2008 года № 46-I «Об утверждении Положения о Почетном знаке «За заслуги перед городом Рязанью».

Рязанский флаг

Флаг Рязани во многом перекликается с изображением на гербе. Его автор — также Михаил Шелковенко. Символ окончательно утвержден в 2001 году.

флаг рязани

Флаг — полотнище-прямоугольник с соотношением сторон 2:3. Фон — золотисто-желтый. В верхнем левом углу — подробно прорисованная шапка Мономаха. Сам князь помещен в середину композиции, его изображение идентично тому, что на гербе города. Высота Мономаха — 3/4 ширины флага, княжеского головного убора — 1/4.

Достопримечательности Рязани

Десятка объектов, которые обязательно стоит посетить человеку, приехавшему в этот город:

  1. Рязанский Кремль (XVI-XVII вв.) — колокольни, башни, валы, восемь храмов, четыре исторических музея с различной тематикой.
  2. Успенский Собор на территории Кремля (1693-1699) — самый большой иконостас (155 икон) высотой 27 метров.
  3. Соборный парк — пропилеи, Ильинский Собор, храм Спаса-на-Яру, часовня в честь 900-летия города.
  4. Исторический центр города — четырехугольник улиц Ленина, Есенина, Грибоедова, Кремлевского вала.
  5. Почтовая улица — пешеходная зона.
  6. Верхний Сад («Наташкин парк») — сад камней, Нижний Сад («Пьяный Парк») — летнее здание Дворянского Собрания.
  7. Музей истории ВДВ — уникальная экспозиция в городе-родине Воздушно-десантных войск.
  8. Теплоходная прогулка по Оке.
  9. Музей-заповедник Сергея Есенина «Константиново» — усадьба родителей поэта, Земская школа, Казанская церковь.
  10. Солотча — Рождество-Богородицкий монастырь, старинные деревянные дома, церковь Казанской иконы Божьей Матери, заповедник «Мещера».

что символизирует герб рязани
Рязань — редкое сочетание древнего культурного и современного промышленного центра. Для ознакомления и изучения интересна как история самого города, так и его названия, символов геральдики.

Общие сведения о Рязанском крае


Рязанская область находится в центре Европейской части России и расположена в понижении между Среднерусской и Приволжской возвышенностями. Площадь территории составляет 39,6 тыс. кв. км. Река Ока делит территорию области на две части: северную – лесную, и южную, включающую зоны широколиственных лесов и лесостепи. Северная часть – пониженная (входит в Мещеру), высота над уровнем моря составляет 80-100 м. Реки области относятся главным образом к бассейну реки Оки, для них характерно высокое весеннее половодье.

Рязанская область богата полезными ископаемыми: известняками, мергелями, огнеупорными и тугоплавкими глинами, песками. Особенно ценны цементные известняки, стекольные и кварцевые пески. Имеются месторождения фосфоритов, гипсоносных пород, бурого железняка, угля, минеральных красок. Важнейшим природным богатством является залегающий мощным пластом высококачественный торф. На территории области находится более 500 крупных естественных водоемов с большими сапропелевыми отложениями.

Леса занимают около 1/3 территории. В области создан Окский биосферный заповедник, имеющий международное значение и национальный государственный природный парк.

Климат области умеренно-континентальный. Средняя температура января -10°С, июля +20°С. В год в среднем выпадает 500 мм осадков (25-30% – в виде снега). Агроклиматические условия неоднородны, они изменяются как при продвижении с севера на юг, так и под влиянием рельефа, ландшафта, типа почвы и других природных и местных особенностей.

В область входит 29 муниципальных образований. В административном центре – г. Рязани, который расположен в 200 километрах к юго-востоку от Москвы, проживает 537622 человека. Численность населения области составляет 1126,7 тыс. человек (по данным официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области на 1 января 2017 г.).

Более 96% населения – русские. Далее в порядке убывания численности – украинцы, мордва, татары, белорусы, всего около 70 национальностей.

Рязанская область – одна из плотно населенных и хорошо освоенных областей России. Средняя плотность населения – 28,4 человека на квадратный километр.

Испокон веков Рязанская земля славится талантами и мастерами, выдающимися людьми. Рязанцы самоотверженным трудом, ратными подвигами, научными открытиями вписали немало славных страниц в отечественную историю. 500 георгиевских кавалеров, 300 Героев Советского Союза и Героев России, 42 полных кавалера ордена Славы дала Родине Рязанская земля. Имена наших земляков – академика Ивана Павлова, поэта Сергея Есенина, основоположника космонавтики Константина Циолковского, певцов братьев Пироговых, географа и путешественника Петра Семенова-Тян-Шанского, выдающегося селекционера Ивана Мичурина известны в России и во многих странах мира.

Рязанская область – уникальный заповедник народной культуры с ее неповторимой музыкальной, песенно-хореографической, народно-поэтической традицией, обрядностью, многоцветной палитрой народного костюма, художественных промыслов и ремесел.

Памятники архитектуры Рязанской области неповторимы по своему составу: памятники церковной архитектуры, усадебные комплексы, производственные постройки, купеческие особняки. Всего в области насчитывают до 1200 памятников архитектуры и свыше 2200 памятников археологии.

Герб Рязанской области

Герб Рязанской области является символом Рязанской области, принят 6 августа 1997 года Законом Рязанской области «О гербе Рязанской области».

Coat of arms of Ryazan Oblast.svg

Геральдическое описание герба Рязанской области гласит: В золотом поле князь в зеленой, украшенной золотом и опушенной черным собольим мехом шапке и в зеленом одеянии, с накинутою на плечах червленой епанчей и в червленых сапогах, держит в правой руке серебряный меч, в левой — черные, украшенные золотом ножны; кафтан и епанча имеют черную соболью опушку и золотые застежки.

Щитодержатели — выходящие из-за щита серебряные, с золотыми гривами, черными копытами и червлеными языками кони на золотом подножии в виде склоненных золотых хлебных колосьев. Щит окружен червленой, имеющей тонкие — обычную и внутреннюю — золотые каймы орденской лентой, а также покрыт червленой, подбитой горностаем мантией, с золотой бахромой, шнурами и кистями.

Герб увенчан великокняжеской шапкой (короной) особого вида.

Обоснование символики герба
Эмблема с изображением вооруженного воина (князя), которая впоследствии стала рязанским гербом, существует с начала XVII века.
Великокняжеская шапка (корона) символизирует официальный знак статуса, присвоенный рязанскому земельному гербу в начале XVIII века для обозначения былого достоинства Рязанского княжества. В прошлом она символизировала былую самостоятельность Рязани как великого княжества, а в настоящее время она оказалась символом нового государственного статуса Рязанской области как субъекта Российской Федерации.
Идущий конь – древнейшая эмблема Рязани с печати Иоанна Грозного. Щитодержатели, два серебряных коня с золотыми гривами, черными копытами и червлеными языками, указывают на высокий статус гербовладельца. Конь – символ трудолюбия, благородства и верности долгу. В старину конь также являлся символом доблестного воина, полководца.
Золотое подножие из склоненных хлебных колосьев символизирует Рязанскую область как аграрно-промышленный регион. Колос – один из древнейших символов жизни, плодородия и земледелия.
Красная княжеская мантия с горностаевым подбоем и золотыми шнурами, кистями и бахромой, символизирует государственный статус Рязанской области, а также память о ее прошлом как самостоятельного Великого Рязанского княжества. Герб принят Законом Рязанской области «О гербе Рязанской области», утвержденным Решением Рязанской областной Думы № 34 от 6 августа 1997 года.

Обсуждение закрыто.