Герб Тверской области – изображение и описание

Герб Тверской области – изображение и описание

Малина-калина и другие символы на гербах уездов

В отличие от Твери уездным, или по-современному районным, не всем городам так повезло. Не все 12 уездных городов Тверской губернии получили те визуальные решения, которые отражали бы специфику населённого пункта.

В настоящее время в Тверской области 42 муниципальных образования – городских округов, муниципальных округов и районов. Часть гербов появлялась вместе с гербом Тверской области, часть – в более позднее время.

– Когда составляли гербы 12 уездных городов Тверской губернии, была, конечно, очень интересная ситуация. Из Петербурга тогда посылали запрос в магистраты, в присутствия, с тем, чтобы дали информацию – чем знаменит тот или иной город, и тогда, в 70-е годы XVIII века, ещё только организовывались органы самоуправления и сами населённые пункты. И на тот момент не все чиновники интересовались краеведением, – делится историческими фактами историк и краевед Павел Иванов.

И в тот момент случались забавные ситуации – порой местные руководители называли в качестве вещи, символизирующей их уезд, буквально первое, что на ум приходит, или местные жители назовут.

– Иногда гербы отражают реальность. К примеру, в Кашине торговали белилами, это правда, и у него на гербе белила – три ступочки. Это отражает реальное положение дел. Или, к примеру, на гербе города Калязина башня монастыря Макария Калязинского. Но бывали и казусы – к примеру, на гербе Бежецка – малина, а на гербе города Корчева—заяц. Чиновник, который писал на месте, не разобрался глубоко в истории своей территории и послал информацию в Санкт-Петербург.

А вот, к примеру, на гербе Торжка – условные голуби, которые изначально были просто подчерпнуты из европейской геральдики, из европейского гербовника. Это потом уже им смыслы, значения придали. Ржеву же нарисовали Владимирского льва, хотя Ржев никогда не входил в состав Владимирской области, он принадлежал князю Владимиру. На гербе Зубцова просто решили нарисовать зубцы, у Красного холма – красная горка.

А вот в Вышнем Волочке – барка на гербе. Это нормально, потому что через город шли водные торговые пути,

– рассказывает Павел Иванов.

В общем, главное у города не только герб, но и то, чем он славится. Поэтому важно судить о населённом пункте не только по «обложке», символу, но и по славным страницам истории – чего добился тот или иной город.

Загадка Шапки Мономаха

Несмотря на то, что у Тверского княжества была возможность возглавить государство российское, всё-таки объединение земель русских произошло вокруг Московского княжества. После того, как на рубеже XV-XVI веков процесс завершился, символы двуглавого орла и наездника стали общегосударственными. И вот тогда отдельным частям государства стали разрабатывать свои символы идентичности.

По версии, изложенной на сайте Правительства Тверской области, в середине XVI века появились эмблемы у тех земель, которые входили в царский титул. К примеру, во времена Ивана IV их количество достигло 24 эмблем, которые размещались вокруг двуглавого орла.

– Эти земли, по правилам европейской геральдики, должны были иметь свой символ, поэтому для них и придумали свою печать. Когда принимали западных послов, им давали грамоту со всеми титулами государя и печатью.

В XVII веке тверской герб утвердили официально. Корона на троне с этого момента фигурирует. До конца не ясно – откуда, но герб очень удачный. Как напоминание, что великое княжество было – видимо, оттуда и княжеская шапка на престоле. Повезло на определённую традицию памяти, – комментирует тверской краевед, историк и журналист Павел Иванов.

Головной убор, символизирующий власть государя, появился и закрепился именно в те времена. В 1672 году по указанию Алексея Михайловича составили первый русский гербовник – «Титулярник». Туда вошли 33 герба царств, княжеств и земель. В этом документе символ Тверской земли был представлен как стоящий в красном поле на зелёной земле золотой стул без спинки, на котором лежат «два хлеба», увенчанные «короной с крестом».

Постепенно корона в символе перевоплотилась в шапку Мономаха. С чем именно это связано сказать сложно, с 1762 года русских царей и цариц уже короновали, а главная царская шапка покоилась на церемонии на аналое как дань памяти. Видимо, таким же образом символ самодержавия закрепился и на тверском гербе.

– Когда в 1856 году приняли вариант герба с шапкой Мономаха, проходила геральдическая реформа. Её автором стал крупный нумизмат и геральдист Российской империи, основатель и секретарь Русского археологического общества, начальник гербового отделения департамента герольдии Правительствующего Сената Борис Кёне.

По данным пресс-службы регионального Правительства, «герб Тверской области – единственный из региональных, на котором есть шапка Мономаха – древнейшая коронационная регалия русских государей. Тем самым тверская земля признана местом, в котором князь надел царский венец, олицетворяющий единоцарствие и единодержавие».

Он проводил исторические изыскания, и корона на троне, так как на древних изображениях она называлась царской, с той точки зрения, что ей короновались цари, с точки зрения Бориса Александровича – шапка Мономаха, – объяснил кандидат исторических наук, заместитель председателя геральдической комиссии при губернаторе Тверской области Владимир Лавренов.

Кстати, имя княжеская шапка получила в 1996 году, когда восстанавливали герб Тверской области, именно тогда она и стала именоваться шапка Мономаха. Автором реконструкции изображения тогда выступил историк Владимир Лавренов.

– Это такое восстановление справедливости – есть изображение, но называется почему-то царская корона. Хотя это не корона, а шапка Мономаха. Конкретный исторический атрибут. Кроме того, шапка Мономаха связана с тверским историческим наследием. У Бориса Александровича Кёне объяснение было очень просто: «Тверской князь раньше московского царский венец надел». Поэтому с точки зрения человека XIX века царским венцом могла быть шапка Мономаха, – поясняет Владимир Ильич.

Итак, с 1856 года герб региона практически не изменился. Он имеет такое описание, составленное областной геральдической комиссией: «В червлёном (красном) щите на золотом двухступенчатом подножии (ступени) такого же цвета трон (княжеский стол) без подлокотников с высокой спинкой; на сидении на зелёной с золотыми украшениями и кистями подушке – шапка Мономаха».

Флаг Тверской области мало, чем отличается от герба. На нём есть две вертикальные полосы жёлтого (золотого) цвета, которые располагаются по обеим сторонам центральной части красного цвета, куда вписан трон с шапкой Мономаха на нём.

Отмечать день герба и флага Тверской области принято 21 октября (по новому стилю) в честь того, что именно в этот день 1780 года Екатерина II утвердила герб Тверского наместничества. В те времена герб административного центра и территории совпадал. В настоящее время герб Твери отличается от областного только тем, что на княжеском престоле не шапка Мономаха, а корона с драгоценными камнями.

Перечислим, вкратце, что ныне изображено на гербах городов в районах:

Вышний Волочёк

«В серебре лазоревая (синяя, голубая) имеющая серебряную внутреннюю кайму волнистая оконечность, по которой плывёт плево золотая нагружённая лодка с навесом (барка); горностаевая глава шита обременена золотой императорской короной».

В основе герба — исторический герб города Вышнего Волочка Тверской губернии, утверждённый в 1772 году.

Кашин

«В лазоревом поле серебряный фонтан в трёх струях, бьющий из золотой чаши и сопровождаемый: во главе – червлёной с золотыми украшениями митрой, соединённой с распростёртым золотым с червлёными крестами омофором, в оконечности – тремя ступками белил – двумя и одной».

В основу герба Кашинского района положен исторический герб города Кашина, утверждённого в 1780 году. Тогда город славился производством белил.

Кимры

«В лазоревом поле с золотой оконечностью золотая ладья с серебряной мачтой, серебряным парусом и золотым вымпелом о двух косицах, сопровожденная поставленными на оконечность тремя парами сапог (сапоги в паре развернуты друг от друга); оконечность обременена тремя такими же опрокинутыми лазоревыми парами сапог, положенными под сапогами, поставленными на оконечности. Щит увенчан золотой стенчатой, мурованной короной городского поселения о трёх зубцах».

Этот новый вариант был утверждён в 2006 году.

Нелидово

«В зеленом поле серебряная ель, вырастающая из черной, тонко окаймленной серебром оконечности, на которой две серебряные кирки накрест, остриями поверх каймы и обухами книзу».

Все фигуры герба аллегорически показывают географические и социально-экономические особенности района. Ель в зелёном поле — символ леса и деревообрабатывающей промышленности. Две серебряные кирки символизируют традицию строительства шахт, освоение и добычу каменного угля.

Утверждён в 1999 году.

ЗАТО «Озёрный»

«В лазоревом поле зеленая, завершенная серебром оконечность и поверх всего три серебряные стрелы».

Утверждён в 2003 года.

Осташков

«В пересечённом золотом и лазоревом поле вверху — возникающий чёрный двуглавый орёл с золотыми клювами и червлёными языками, увенчанный двумя малыми и одной большой российской императорской короной (без лент); внизу — три серебряные рыбы, две и одна».

В основе современного – исторический герб, утверждённый в 1772 году.

Ржев

«В червленом поле золотой, восстающий, вооруженный лев с лазоревым языком и таковыми же когтями. Щит окружен лентой ордена Отечественной войны I степени. Под щитом обнаженный меч с червленой надписью: «владей мирно».

Композиция современного герба основана на историческом варианте герба города Ржева Володимерова, утвержденного в 1780 году.

ЗАТО «Солнечный»

Полугласный герб. Фигуры герба отражают географические, природные и социально-экономические особенности муниципального образования, расположенного на острове озера Селигер. Выходящее сияющее солнце символизирует название посёлка «Солнечный» и находящееся на острове предприятие «Звезда». Лазоревый цвет поля щита и изображение сосны на острове подчёркивают островное расположение ЗАТО на озере Селигер и говорят о красоте и богатстве природы.

Герб утверждён в 2002 году.

Торжок

«В лазоревом (синем, голубом) поле шесть голубей, трижды по два, справа — золотые, слева — серебряные; все с червлёными (красными) ошейниками в виде лент».

Удомельский городской округ

«В лазоревом (голубом, синем) поле серебряный безант, окруженный положенными в крест четырьмя частями расторгнутого серебряного кольца и сопровождаемый по сторонам половинами расторгнутого пояса, также серебряного и обремененного с каждой из сторон отвлеченным червленым (красным) Андреевским крестом, переплетенным со сквозным ромбом того же цвета».

Утверждён в 2008 году, переутверждён в 2018 году.

Андреапольский муниципальный округ

«В зелёном поле геральдического щита лазоревая выщербленная оконечность, тонко окаймлённая серебром, и на ней золотая ладья с одинаковыми возвышениями на носу и на корме и с четырьмя щитами (тарчами) и тремя веслами, лопастями поверх оконечности, на видимой стороне».

Утверждён в 1999 году.

Бежецк

«В червлёном поле зелёный с чёрными стеблями и с плодами в цвет поля, тонко окаймленный серебром малиновый куст, растущий на золотой оконечности, обременённой тремя лазоревыми, с золотой сердцевиной цветками льна, и окаймлённый зеленью, и сопровождаемый во главе серебряной, с горностаевой опушкой и червлёной, с золотыми складками, княжеской шапкой между двух летящих к ней с воздетыми крыльями золотых голубей».

Обоснование символики:
В 1780 году его приняли, так как посчитали, что окрестности городa изобилуют малиной.

Бельский район

«В серебряном поле на высоком зелёном холме, обременённом двумя серебряными, завязанными червлёными шнурами, мешками муки, – чёрная, на лазоревом лафете пушка, на запале которой сидит лазоревая райская птица».

В 1780 году символику обосновали так: «В верхней части щита герб Смоленский. В нижней – два белые мешка с крупитчатою мукою, перевязаны золотыми шнурами, в зелёном поле, дающие собою знать, что при сей знатной пристани оным продуктом производится великий торг».

Бологовский район

«В лазоревом поле три колокола (один и два), обращённые друг к другу языками и подвешенные к ссужающему их кольцу; все фигуры золотые».

Полугласный герб. Утверждён в 1995 году.

Весьегонский муниципальный округ

В качестве герба Весьегонского округа используется исторических герб Весьегонска.

«В золотом щите чёрный рак, поддерживающий поднятыми клешнями усы».

Жарковский район

«Зелёный и лазоревый щит разделён тонким волнистым серебряным поясом; в зелёном поле летящая золотая сова, простёршая обе лапы вправо; в лазоревом поле — пять (три и два) золотых с зелёными лепестками цветков клюквы».

Утверждён в 2001 году.

Западнодвинский муниципальный округ

«В червлёном поле серебряная дева в короне, держащая в руках серебряный же ключ в пояс; платье девы сливается с вогнутой оконечностью того же металла».

Утверждён в 2004 году.

Зубцовский район

«В золотом щите восемь видимых червленых остроконечных зубцов».

В основе – исторический герб 1780 года.

Калининский район

«В червлёном поле с разомкнутой кверху зелёной каймой, на золотом стуле (без спинки), ножки которого соприкасаются с каймой, покрытом зелёной, с золотыми кистями и шнуром по краю, подушкой — золотая, украшенная зелёными самоцветами корона о пяти видимых листовидных зубцах, — трёх больших, перемежающихся двумя меньшими».

Утверждён в 2005 году.

Калязин и Калязинский район

«В зелёном поле открытые золотые деревянные монастырские ворота без створ, увенчанные крестом».

Основа герба – исторический герб города Калягина Тверской губернии, утверждённый в 1780 году.

Кесовогорский район

«В зелёном поле серебряная гора о трёх уступах, сопровождаемая тремя золотыми крестами». Гласный герб. Серебряная гора указывает на название районного центра — Кесова Гора. Три креста символизируют историю района и факт объединения трёх сёл: Никольское, Рассудово и Киасова Гора.

Конаковский район

«Лазоревое с тремя волнистыми серебряными узкими поясами и зеленое с серебряной, положенной косвенно слева еловой ветвью поля разделены двумя золотыми лучами, расходящимися из сердца щита, где они соединены золотым бруском наподобие громовой стрелы, и ударяющими в углы щита».

Утверждён в 1998 году.

Красный холм

«В лазоревом (синем, голубом) щите червлёный (красный) отвлечённый остроконечный холм, тонко окаймлённый золотом, и во включённой червлёной (красной) главе золотая, о пяти видимых листовидных зубпах, корона».

Гласный герб. В его основе – исторический герб 1781 года.

Кувшиновский район

«В зеленом поле лазоревый, тонко окаймленный серебром волнистый столб, обремененный тремя золотыми цветками кувшинки, обращенными вверх».

Утверждён в 1996 году.

Лесной муниципальный округ

«В серебряном поле с червленой главой, с выходящими по сторонам зелеными елями, токующий черный глухарь с распущенным хвостом, с червлеными бровями и золотыми клювом и лапами».

Утверждён в 2001 году.

Лихославльский муниципальный округ

«В зелёном поле червлёный, тонко окаймлённый золотом крест, обременённый золотым равноконечным крестом с двуклинчатыми концами, ромбоидально пробитыми посередине».

Утверждён в 2000 году.

Максатихинский район

«В лазоревом поле вверху три золотых сосновых шишки одна подле другой над пониженным поясом, образованном двумя переплетёнными серебряными нитями, из которых одна изогнута в виде трёх стропил и двух перемычек, а другая — такая же опрокинутая; оконечность в цвет поля имеет золотые края».

Утверждён в 2005 году.

Молоковский муниципальный округ

«Щит дважды пересечён; в червлёном поле три равноконечных серебряных креста; в серебряном поле зелёный волнистый пояс; в зелёном поле три золотых безанта».

Утверждён в 2004 году.

Оленинский муниципальный округ

«В зелёном поле золотой бегущий лось над золотой оконечностью, обременённой шестью чёрными лучами, косвенно ударяющими в середину края оконечности, по трое справа и слева; верхние края лучей чешуевидны».

Утверждён в 2004 году.

Пеновский муниципальный округ

«В рассечённом лазоревом (синем, голубом) и серебряном щите под червлёной (красной) остриевидной главой, обременённой серебряной, с чёрной головой и серебряным клювом, чайкой, — три рыбы переменных цветов (две и одна)».

Утверждён в 2004 году.

Рамешковский муниципальный округ

«В серебряном поле серебряный же, тонко окаймленный червленью, крест, обремененный посередине зеленою с золотым стволом елью и сопровождаемый в каждом углу таковой же елью».

Утверждён в 1996 году.

Сандовский муниципальный округ

«Золотой и зелёный тцит пересечён двумя зубцами с тремя просветами; вверху — золотая пчела с серебряными распростёртыми крыльями, внизу — два золотых трилистника, один подле другого».

Утверждён в 2004 году.

Селижаровский муниципальный округ

«В лазоревом поле серебряный волнистый столб, соединенный с таким же тонким пониженным стропилом и мост в виде золотой. мурованной черным стены с четырьмя зубцами и тремя просветами, о трех арках, положенных поверх прочих фигур так, что столб и половины стропила по его бокам проходят под разными арками моста».

Утверждён в 1996 году.

Сонковский район

«В лазоревом поле серебряное крылатое колесо над двумя наклоненными в стороны колосьями того же металла; червленая включенная глава обременена древним русским шлемом и обращенным влево мечом, также серебряными; наносник шлема положен поверх меча».

Утверждён в 2001 году.

Спировский муниципальный округ

«Щит повышенно ельчато пересечён червленью (красным) и зеленью; в червлении серебряный лук; в зелени серебряная каменная печь (в виде башни без зубцов со сквозными воротами) с выходящим сверху огнём, внутри червлёным, снаружи серебряным».

Утверждён в 2001 году.

Старицкий район

«В серебряном щите старица в зелёной шубе с золотыми застёжками и такой же меховой оторочкой, в червлёной (красной) шапке, также с золотой меховой оторочкой, надетой поверх серебряного платка, и в черных сапожках, правой рукой опирающаяся на чёрную клюку».
Утверждён в 1999 году.

Торопецкий район

«В зелёном поле деревянная остроконечная башня с обращённым вправо флажком о двух косицах, сопровождаемая во главе луком. Башня и лук золотые, флажок червлёный (красный)».

Утверждён в 1999 году.

Фировский район

«В лазоревом поле на зеленой оконечности серебряные арочные ворота с серебряными же открытыми створками, в которых черно-серебряный монах».

На гербе района изображён Преподобный Нил Столобенский, основатель Нило-Столобенской пустыни, который родился в селе Жабны Фировского района.

Утверждён в 2002 году.

Свои гербы есть и у других городов и небольших населённых пунктов, мы перечислили самые известные.

Тверская область — гербы и флаги

Дата принятия: 28.11.1996 Герб зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре РФ под № 159.

Coat of Arms of Tver oblast.svg

ГГР РФ: № 159

Герб Тверской области: «В червленом (красном) щите на золотом двухступенчатом подножии (ступени) такого же цвета трон (княжеский стол) без подлокотников с высокой спинкой; на сидении на зеленой с золотыми украшениями и кистями подушке — шапка Мономаха».

Основа герба — исторический герб Тверской губернии, утверждённый 8 декабря 18 56 г.: «В червлёном поле золотой трон, на нём царская корона на зелёной подушке». Корона на престоле — древнейший символ Вседержителя — Христа, сидящего на троне. Изображение Христа Вседержителя известно по древним печатям тверских князей, миниатюрам рукописей и памятникам декоративно-прикладного искусства. Греческая надпись под аналогичным изображением переводится как «престол уготованный». Шапка Мономаха — один из вариантов короны тверского герба и, помешенная в 1856 г. именно для герба Тверской губернии, является древнейшей коронационной регалией русских государей.

Описание

Геральдическое описание герба Тверской области гласит:

«В червленом (красном) щите на золотом двухступенчатом подножии (ступени) такого же цвета трон (княжеский стол) без подлокотников с высокой спинкой; на сидении на зеленой с золотыми украшениями и кистями подушке — шапка Мономаха».


Герб Тверской губернии

Обоснование символики герба
За основу герба взят исторический герб Тверской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 года, описание которого гласило: «В червленом поле золотой трон, на нем царская корона на зеленой подушке».
Корона на престоле является древнейшим символом Вседержителя – Христа, сидящего на троне. Изображение Христа Вседержителя известно по древним печатям тверских князей, миниатюрам рукописей и памятникам декоративно-прикладного искусства. Греческая надпись под аналогичным изображением переводится как «престол уготованный».
Шапка Мономаха – один из вариантов короны тверского герба и, помещенная в 1856 г. для герба Тверской губернии, является древнейшей коронационной регалией русских государей. Герб установлен Законом «О гербе и флаге Тверской области» № 45, принятым Законодательным Собранием Тверской области 28 ноября 1996 года.

Родоначальником герба Тверской области стал французский граф

21 октября регион отмечает День герба и флагаНа центральной части флага помещается двустороннее изображение герба Тверской области. Фото: gerbocenter.ru
На центральной части флага помещается двустороннее изображение герба Тверской области. Фото: gerbocenter.ru

История возникновения Тверского герба и флага, та еще история, со своими загадками, легендами и историями, в которых лучше всего разбирается главный геральдист области Владимир Лавренов. В 16-17 веках необходимость в гербах, если и возникала, то символически. Однако с 18 века, когда Россия вступила в период реформ, для земельных эмблем началась новая жизнь: они постепенно превоплотились в гербы.

В 1722 году в России возникло новое учреждение — Герольдмейстерская контора и учреждена должность герольдмейстера. Из Франции в Россию приехал граф Франциск Санти для помощи в составлении гербов. Если ранее герб Твери составлялся больше по наитию, то именно Санти составил первый рисунок тверского герба, выполненный по европейским геральдическим правилам. Рисунок короны и подушки Санти взял из книги «Символы и Емблемата», изданной в 1705 году. Любопытно, что надпись под своим рисунком он оставил довольно загадочную: «Прелестная вещь».

Герб города соответствует историческому гербу Твери, утвержденному 10 октября 1780 года императрицей Екатериной II и внесенному в Полное Собрание Законов Российской Империи. Описание герба гласило: «В красном поле на зеленой подушке, золотая корона». В наши дни Герб города Твери утвержден решением Тверской городской Думы от № 66 25 мая 1999 года. «Об утверждении Положения о гербе, флаге и знамени города Твери».

Что же до герба региона, то до 1856 года герб Твери был гербом и всех тверских земель. Но позже было принято решение, что губернии должны иметь собственные особенные гербы. Они составлялись на основе гербов городов-столиц губерний. Композиция лишь немного изменялась.

Герб Тверской губернии составлен 8 декабря 1856 года. Существование герба и правила его использования в настоящее время определяются Законом Тверской области «О гербе и флаге Тверской области», принятым в 1996 году.

ГЕРБ ТВЕРИ

Геральдическое описание

В червленом (красном) поле на золотом стуле (без спинки), покрытом зеленой, с золотыми кистями и шнуром по краю, подушкой — золотая, украшенная зелеными самоцветами корона о пяти видимых листовидных зубцах — трех больших, перемежающихся двумя меньшими.

Окончательная версия Герба Твери была утверждена 25 мая 1999 года. Фото: wikipedia.org
Окончательная версия Герба Твери была утверждена 25 мая 1999 года.

Золотой табурет, подушка и корона — эти символы, изображенные вместе, — по-гречески «этимосия» — обозначают Христа на престоле.

На Руси знак впервые появился на печати великого князя Михаила Тверского, поэтому Тверь удостоилась чести изображать этот символ на своем гербе.

Корона Указывает, что русское государство состоит из бывших «венценосных» земель, равных королевствам на Западе.

Еще в начале XIV века Великий князь Михаил Ярославич Тверской назывался самодержцем, царем всея Руси, и первым на Руси надел царский венец.

Стул (трон) Не только место для сидения, но и воспринимался как «стол», как «владение» и «княжество».

Зеленый цвет подушки — символ единения природы и земли, лесных и полевых богатств района.

Червленый (красный) цвет поля герба символизирует жизнь, мужество, любовь и храбрость.

Золотой (желтый) цвет — благородство, правда, гармония, мудрость, верховенство, величие и богатство.

ГЕРБ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Геральдическое описание В червленом поле стоящий на золотом двухступенчатом подножии (степени) такого же цвета трон (княжеский стол) без подлокотников, с высокой спинкой; на сиденье, на зеленой с золотыми украшениями и кистями подушке — шапка Мономаха.

Герб Тверской губернии составлен 8 декабря 1856 года, а видоизменен 28 ноября 1996 года. Фото: Правительство Тверской области
Герб Тверской губернии составлен 8 декабря 1856 года, а видоизменен 28 ноября 1996 года. Фото: Правительство Тверской области

Трон Табурет из герба города преобразуется в трон с высокой спинкой.

Корона Вместо условной короны герба города Твери на троне помещена шапка Мономаха, древнейшая коронационная регалия русских государей.

В те времена правом пользования таким символом обладал только византийский император, а в России — только князь, могущий себя именовать князем «Всея Руси».

Именно такой титул носил Михаил Ярославич Тверской.

Тверь: страницы истории города

Тверь является малой родиной для великого русского путешественника Афанасия Никитина. Сам город был основан в 1135 году.

Тверь являлась столицей мощного государственного образования — Тверского княжества, которое просуществовало с 1247 по 1485 года. Благодаря крайне удачному географическому положению эта территория стала очень быстро развиваться. О величии и мощи княжества говорит и тот факт, что монголо-татары в 1293 году не решились штурмовать его столицу.

герб Твери

В Тверском княжестве активно развивались архитектура, иконопись и ювелирное искусство. Здесь даже чеканилась своя монета. Внешние связи княжества усиливались благодаря многочисленным путешествиям Афанасия Никитина. Эпоха Тверского княжества завершилась в 1488 году, когда оно было присоединено царем Иваном III к Московскому.

В 1612 году Тверь была уничтожена и разорена польско-литовским войском. После этого события город восстанавливался очень медленно. Еще одно несчастье постигло Тверь в 1763 году, когда весь её центр был практически уничтожен сильным пожаром. После этого город восстанавливала специальная команда архитекторов по приказу самой Екатерины II. Именно тогда был построен Путевой дворец — знаковая архитектурная достопримечательность Твери.

В 30-х годах город неожиданно стал Калининым (в честь советского партийного деятеля). Такая же участь постигла и область. Старое название (как и исторический герб Твери) вернули городу лишь в 1990 году.

Тверь герб и флаг

Сегодня Тверь — это важный транспортный узел, крупный научный, а также культурный центр страны, в котором проживает 414 тысяч человек.

Символика Твери


  • Символом города с давних пор считается герб. Это — утвержденный верховной властью знак, выражающий в строгой графической форме историю, географию и хозяйственную жизнь города. Основой герба является щит, в поле которого помещаются геральдические рисунки животных, растений, оружия. Возникли гербы в Западной Европе. В России гербы городов известны с XVIII века, хотя издревле на Руси существовали эмблемы территорий, царств и княжеств, названия которых входили в громкий титул русского государя.


  • Русская геральдика в основании своем имеет начало религиозное. На древних печатях изображались лики Святых, Вседержителя и Богоматери. Печати были личными. При новом князе их рисунки менялись. Тверской князь Михаил Ярославич (1304-1318) пользовался печатями с образом Архангела Михаила с державой в левой руке и крестом в правой. На печатях Великих Тверских князей Дмитрия Михайловича (1322-1325) и Александра Михайловича (1326-1327) появляются очертания Святых Воинов, держащих в руках копье и щит, реже меч.



  • Святой Воин символизировал самого князя — первого воителя и защитника своей земли. Копье служило знаком власти, ибо оно считалось самым благородным оружием воина. В конце XIV века в Тверскую эмблематику приходит изображение шагающего зверя, напоминающего льва. Его можно видеть на печати Великого Тверского князя Михаила Александровича (1370-1399). Лев был древней владимирской эмблемой, и пользование этим знаком означало претензию на титул Великого князя.


  • В XIII — начале XIV веков печати чаще всего были серебряными, согласно византийской традиции. Позднее, в XIV — XV веках, они оттискивались на красном воске и подвешивались к документам на цветных шнурках. Известно упоминание о первой русской золотой привесной печати неизвестного тверского князя XIV века. В XV веке тверская эмблематика стала ощущать на себе литовское влияние. На смену Святому Воину, владимирскому льву, приходит изображение всадника. На печати Великого Тверского князя Бориса Александровича (1425-1461), на договоре 1448 года с Василием II Васильевичем Московским, виден всадник без нимба с мечом в правой руке.

  • Аналогичное изображение встречается и на тверских монетах этого периода. Рисунок отвечал требованиям византийского канона, по которому именно правая рука воина, вооруженная мечом, должна быть на виду как символ силы и победы. На печати Михаила Борисовича Тверского (1462-1485) впервые на Руси появилось изображение всадника, поражающего змея. Московской эмблематике этот сюжет был известен еще со времен Дмитрия Донского, но пальма первенства «печатного» варианта знаменитого сюжета принадлежит Твери. Вот описание этой печати: «всадник в развевающемся плаще с мечом в руке на коне. Под копытами коня крылатый змей». Особое место в Тверской геральдике занимает изображение двуглавого орла на монетах князя Михаила Борисовича. Тверской рисунок старше московского почти на двадцать лет, ибо «орел» как общерусская государственная эмблема, появился лишь в 1497 году на печати московского князя Ивана III.


  • Двуглавый орел у славян и на Востоке вообще означал старую как мир идею «охраны справа и слева, с той и другой стороны». Одновременно, «орел» воспринимался как знак самой высокой власти, ибо с 1434 года он стал официальным гербом Священной Римской Империи. В Византии двуглавый орел был знаком императорского двора и родовым гербом Палеологов.

  • К XIV веку знаки князей на печатях и монетах потеряли личностный характер и стали восприниматься как эмблемы княжеского рода и территории его владения. Тверской Великокняжеский Дом первым на Руси выдвинул патриотическую программу единения общерусских сил против монголо-татарских захватчиков. Соперником Твери стала Москва. Смена эмблематических сюжетов на монетах и печатях двух общерусских центров, указывает на разные формы «оправдания» той или иной политической ориентации.

  • Если Москва в борьбе с Тверью опиралась на татарскую вооруженную силу, то Тверь занимала «пролитовскую» позицию. «Даже до князя Михаила Борисовича и со времени князя Ярослава Ярославича потомки его, называясь Великими князьями Тверскими, оные с Великими князьями Московскими жили в непрестанном несогласии, и по большей части литовской, нежели российской стороны держались», — так оценивает современник тверскую политику. В 1485 году Тверь пала. «Не боярская измена, а важность выражения великорусского племени в московской политике более верно определяет причины падения Твери».


  • Совершенно новый рисунок Тверская эмблема получила в ХVI веке. На государственной печати Ивана Грозного 1577 года она изображена в виде медведя, стоящего на четырех лапах. Поразителен тот факт, что смоленская эмблема изображает корону на престоле, именно то, что в XVII веке станет территориальной эмблемой Твери. Либо резчик перепутал рисунки, либо на печати представлены не эмблемы территорий, а символы идей. Изображения животных в давние времена нередко сочетались с толкованием присущих им качеств: лести, коварства, храбрости, мудрости, хитрости. Эти качества прикладывались к поведению человека. Источниками таких толкований служили старинные книги «Физиолог», «Шестоднев», «Псалтырь». В средневековой символике медведь нередко олицетворял сатану. В росписях Страшного Суда он символизировал Персидское, а иногда Римское царство. Такое отрицательное значение медведя могло быть связано с отношением Ивана IV к Тверской земле как центру смуты и политических претензий. Но, скорее всего, рисунок медведя на государственной печати был точным отражением пролитовской линии бывшего Великого княжества Тверского. Еще в 1404 году на печати литовского князя Витаутаса тверские земли обозначались изображением медведя.


  • «Бунташный» XVII век придал совершенно новый смысл тверской геральдике. На завесе (покровце) трона царя Михаила Федоровича Романова тверская эмблема представляла собой «стул без спинки, на нем корона». Надпись гласила: «печать тферская». В 1666 году по заказу царя Алексея Михайловича в Оружейной Палате было изготовлено Большое Государственное гербовое знамя, на котором среди прочих помещено изображение: «престол без степени, на престоле лежит венец царский». Известен и автор тверской эмблемы, — Станислав Лопуцкий, «живописного дела мастер». Вместе с учениками Ивашкой Безминым и Дорошкой Ермолиным он и нарисовал тверскую эмблему.


  • В 1672 году в России был составлен первый русский гербовник — «Титулярник» с портретами правителей и гербами разных царств и земель. Необходимость составления такой книги диктовалась трудностями Посольского Приказа в правильном и последовательном написании титулов европейских монархов. Большое место в «Титулярнике» занимали эмблемы и печати русских владений. Тверская эмблема описана как «стул без спинки, на нем два хлеба, сверху корона с крестом: «Тверъский». Писали тверской герб золотописцы Оружейной Палаты Григорий Благушин, Федор Лопов, Матвей Андреев.


  • Тремя годами спустя, в 1675 году тверская эмблема появляется на золотой тарелке царя Алексея Михайловича, представляя собой «стул с короной: печать тверская». Этот рисунок и герб «Титулярника» заметно отличаются от варианта 1666 года. Сохраняя верность основной идее — трону и короне, художественные достоинства и авторство эмблем различные. Известно, что с 1667 года место живописных дел мастера в Оружейной Палате занял Данила Вухтерс, который по собственному признанию Станислава Лопуцкого «живописного дела знает лучше». С этого времени тверская эмблема стала «канонической» для последующих изображений вплоть до начала XVIII века. Именно такой, как в «Титулярнике», она представлена на рисунке печати из дневника иноземца И. Г. Корба.


  • Каков же смысл тверской эмблемы и ее значение в символике русского государства? Особое место XVII века в нашей истории характеризуется не только укреплением экономических связей территорий, но и быстрым становлением новой национально — государственной идеи. Четко складывается образ России как сильной православной державы, духовного светильника всего христианского мира. На первый план в таком государстве выступает царь, как всевластный самодержец. Постепенно он становится символом Российского государства, живым воплощением его славы и могущества, Для обоснования высокого авторитета русского монарха нужно было создать громкий титул царя, необходимый при дипломатических сношениях. Этот титул иллюстрировали эмблемы присоединенных земель, царств и княжеств. Изображение короны на тверской эмблеме указывало на то, что русское государство состоит из бывших «венценосных» земель, равных королевствам на Западе. Еще в начале XIV века Великий князь Михаил Ярославич Тверской назывался самодержцем, царем всея Руси, и первым на Руси надел царский венец. Стул (трон) на эмблеме символизировал не только место для сидения, но и воспринимался как «стол», как «владение» и «княжество».


  • Несколько иной характер тверская эмблема приобретает в начале XVIII века в процессе создания собственно городских гербов. Их появление связано с целым рядом нововведений Петра 1. Российский реформатор придавал большое значение различным эмблемам, символам и аллегориям. Они использовались в медалях, фейерверках, украшали триумфальные арки. Но чаще всего городские эмблемы изображались на военных знаменах. По военной реформе полки русской армии размещались в городах. Каждому полку надлежало иметь на своем знамени герб города-места дислокации.


  • Первоначально гербы на знаменах рисовали «не по правилам». Так, на знаменах тверских пехотного и драгунского полков 1712-1727 годов тверская эмблема представлена следующим образом: «знамя зеленое с изображением в верхнем углу у древка золотого трона под короною». Тверской герб этого периода метко прозвали «колоколом», ибо он на корону походил мало.

  • Для правильного рисования гербов в 1722 году было создано специальное учреждение — Герольдмейстерская контора. На должность составителя гербов был приглашен из Франции знаток геральдики граф Франциск Санти. Он и стал автором нового варианта Тверского герба. Изменение внешнего вида тверской эмблемы объяснялось «европейзацией» геральдических форм при сохранении русской идеи прежнего символа. Рисунок короны и подушки Санти взял из книги «Символы и Емблемата» изданной в 1705 году. Напись под рисунком была довольно загадочная: «Прелестная вещь».



  • В конце 20-х — 30-х годов XVIII века созданием городских гербов занимались два учреждения — Военная Коллегия и Академия Наук. Работой руководил обер-директор над фортификациями всей России генерал граф Бурхард Кристоф Миних. В 1729 году живописец Андрей Баранов представил рисунки знамен для 85 полков, в том числе и Тверского. Высочайшим Указом новый вариант тверской эмблемы был утвержден 8 марта 1730 года со следующим описанием: «на серебряном стуле на зеленой подушке золотая корона, поле красное». В знаменном гербовнике тверской герб помещен в золотом картуше, увенчанном царской короной. Интересен и необычен еще один вариант тверской знаменной эмблемы, известный по рукописи «Гербовник 1755 года и Бибиковы знамена». Представленный проект выглядит так: «знамя розовое, в тумбе крест золотой и тумба золотая, кругом шесть звезд золотых».


  • Постепенно, несмотря на свое «военное назначение», герб стал все чаще связываться с городом, как особой самостоятельной административной единицей. Городские гербы помещались на печатях, монетах, официальных документах. Но лишь в последней четверти XVIII века городской герб окончательно переместился из военной сферы в административную. Новгородский губернатор Я.Е.Сивере подал Екатерине II идею о необходимости пожалования герба каждому городу, как символа его прав и привилегий. На волне массового пожалования гербов 10 октября 1780 года был утвержден и герб Твери со следующим описанием: «в красном поле на зеленой подушке золотая корона».


  • После утверждения герб стал обязательным атрибутом городских печатей и знаков должностных лиц, нередко появляясь на страницах различных изданий в новых формах. Герб Тверской губернии без украшений стал помещаться в «вольной» части щита новых гербов уездных городов.


  • В середине XIX века одним из первых был составлен герб Тверской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 года. Он представлял собой «в червленом поле золотой трон, на нем царская на зеленой подушке корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою». Корона на новом гербе напоминала известную шапку Мономаха — древнейшую регалию русских царей. Составил этот герб герольдмейстер Бернгард Васильевич Кене. 10 февраля 1859 года он же составил и герб губернского города Твери. Изображение в щите практически копировало геральдический рисунок герба губернии. Но вот щит стал увенчиваться «царскою шапкою в виде венца Мономахова и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою». Этот вариант тверского герба остался мало известен для широкого круга горожан. Еще менее известным остался геральдический проект Б. В. Кене для губернского административного центра, сделанный в 1882 году.


  • Изменение изображения в XIX веке было продиктовано не только идеологическими, но и политическими мотивами. Сквозь образ «европеизированной» Петром I России, постепенно начинал проявляться самобытный национальный лик Святой Руси. (Обращаясь к прошлым национальным ценностям, правительство не могло оставить для духовного и исторического центра русского народа «европейский» рисунок герба.) Дом Святого Спаса получил истинно русскую, исторически и национально осмысленную эмблему — герб Твери. Решением Тверского городского Совета народных депутатов от 16 ноября 1990 года восстановлен официальный статус исторического герба города Тверь, утвержденного в 1780 году.

Герб Твери и флаг: описание и значение

Былая слава и богатая история города отражены в его символах. Первый герб Твери был принят еще в 1780 году. На нем был изображен престол из золота, на подушке которого лежала золотая корона. Хотя это же изображение использовалось в качестве символа Тверской земли и раньше. Корона здесь была выбрана отнюдь не случайно, ведь именно Тверской князь первым стал называть себя царем.

Герб города Тверь в его современном виде был официально утвержден в феврале 2000 года. В его основе — классический французский щит красного цвета. В центре щита — стул с зеленой подушкой, на которой лежит корона — золотая, с пятью зубцами листовидного типа.

Почему символ города — козёл?

Около трёхсот лет назад на границе Тверской и Новгородской губерний стоял столб, на нём помещались два шутливых герба. Один из них принадлежал нашей области. На нем были изображены козлы, которые мнут кожу в ступе. На карте региона и сегодня можно найти населённые пункты с корнем «козёл» в названии. Легенд о том, что связывало Тверь с животными, существует несколько, — рассказал Владимир Образцов, архитектор, автор памятника тверскому козлу, что на Трёхсвятской. — Одна из них отсылает нас к временам монголо-татарского ига, когда находчивый дьякон, желая защитить город от захватчиков, поспешил к крепостной стене, а звонить в колокола оставил козла, с чем тот успешно справился. Другая связана с приездом в Тверь Екатерины II. Наши земляки не сумели организовать достойную встречу императрице, однако поднять настроение властительнице удалось козлу, который поприветствовал её колокольным звоном. Находчивое животное забрали в царскую конюшню, а за его двуногими земляками закрепилось их теперь уже знаменитое прозвище. По третьей версии, козлами жителей региона стали называть из-за качественного кожевенного производства: из козлиной кожи в Кимрах делали сапоги, которыми снабжали армию. Словом, версий много, а суть одна: козёл стал символом Верхневолжья. В региональной столице ему посвящён целый музей.

Десять версий, откуда пришло выражение «тверской козёл»

Козёл давно занял место тверского символа, как и выражение «тверской козёл» Даже старый железнодорожный вокзал тут когда-то украшали изображения козлов. Да и знаменитый Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» описывал персонажа по прозвищу «Козёл»: «старик с огромной козлиной седой бородой, да еще тверской, был прозван весьма удачно и не выносил этого слова, которого вообще тверцы не любили» упоминая, что тот «и родом тверяк», что свидетельствует о том, что к тому времени это выражение уже было устойчивым.
Но можно сделать (в том числе из Гиляровского) вывод, что это было не просто прозвище, а уже обидная дразнилка для тверичан.

Несмотря на то, что это животное подвергается насмешкам, в Твери оно пользуется уважением испокон веков. На монетах Княжества Тверского XV века чеканили символ козла, на пивных кружках и стаканах времён Российской империи тот же символ.
Кстати, негативный оттенок это выражение приобрело после революции, арестов и репрессий в ХХ веке. И слово «козёл» перекочевало в тюремную лексику и стало ассоциироваться со всем дурным.

О том, почему символом Твери стал именно козел, существуют разные версии. Десять из них рассмотрим сегодня:

1. Версия «Варяжская» — она самая длинная.
«Это очень древний символ из дохристианских времен. Символ этот, собственно, не козел, а коза. И относится он не к городу Твери, а к Тверской области. В эпосе древних викингов (варягов) сохранилось представление древних людей о пространстве. Они считали, что в центре мира растет «Древо предела — Ясень». Похоже, что они имели в виду восточные отроги Валдая и южные пределы Валдайской гряды. Здесь сегодня расположена Тверская область. Растущее в центре мира и соединяющее все миры скандинавской мифологии, дерево достигает своей кроной Вальхаллы, чертога бога Одина, расположенного в божественном граде Асгарде. На крыше Вальхаллы стоит коза Хейдрун и щиплет листья ясеня, поэтому из ее вымени течет хмельной мед и наполняет большой жбан, так что хватает напиться допьяна пирующим в зале бога Одина воинам и валькириям. Кроме козы на крыше Вальхаллы стоит еще и олень Эйктюрнир; он также поедает листья, а с его рогов каплет столько влаги, что она наполняет поток Кипящий Котел, из которого берут начало двенадцать земных рек.»
Коза означает, что из древней страны Вальхаллы, которая (согласно мифам скандинавов) располагалась на месте где сегодня лежит Тверская область, как из вымени козы вышло четыре потока белых людей. На север ушли финны, на запад – германцы, на восток мары (марийцы, булгары, киммерийцы, саврааматы, иранцы), на юг – скифы, индусы. Перемешавшись с другими народами и между собой, они образовали обширный мир индоевропейцев. Коза означает, что здесь прародина всех белых людей. Здесь прародина индоевропейской цивилизации».
Собственно, «Коза – символ Тверской области» — это крыша Вальхаллы. Или Крыша мира. Валдай (Вальхал) самая высокая точка (водораздел) Европы. Так, что ничего постыдного в этом символе нет.

Конечно, умно, но не доказательно!

Гравюра из книги А. Олеария «Путешествия в Московию и Персию» (Шлезвиг, 1647)

2. Версия «Татарская»
В 1238 году деревянный кремль был разрушен монголо-татарскими войсками хана Батыя, но есть легенда, что тверской козел спас Тверь от набегов татаро-монгольского ига, а было это так: «Пасся козел на поляне около церкви, щипал себе мирно травку и случайно стал жевать веревку, которая спадала на землю с колокольни. Ударил колокол, да не просто ударил, а в набат. Жители города бросились на стены и увидели приближающуюся татаро-монгольскую конницу. Врагу не удалось застать город врасплох, и набег был отбит».

Красиво, но по факту Тверь была все — равно разрушена)

3. Версия «Дружинники»
На щитах дружинников из Твери был нарисован козел, недруги и прозвали так воинов, а потом и всех жителей.

Мнение интересно, но таких щитов никто не видел)


4. Версия «Упрямые»
Согласно этой версии прозвище «козлы» восходит к временам политической борьбы между Москвой и Тверью за главенство на русских землях. Мол, именно тогда появилась поговорка «Тверичане такой упрямый народ, что и козла на колокольню затащат».
Еще история как тверской князь продемонстрировал иноземному гостю упрямство и настойчивость своих подданных:
«Кстати оказавшийся в тереме купец вышел во двор, оглянулся – и обнаружил пасущегося неподалеку матерого бородатого козла. Скрутил скотинку и после долгих мучений втащил его на самую высокую в городе колокольню. Козел, впрочем, оказался не менее упрямым и с колокольни спускаться не захотел. Только к вечеру посредством морковки животное выманили вниз. С тех пор и зовут тверских упрямыми козлами»

Упрямство в работе и отстаивании своих интересов — не самый плохой повод назвать козлом: но объективно, вряд ли по этому такое прозвище.

5. Версия «Набатная»
Якобы этот случай произошёл во время «Шевкалова побоища» 1327 года, когда тверичане били татар. Дьячок, созывавший народ посредством колокольного набата, тоже захотел принять участие в побоище, но и набат заканчивать не желал, и вот для этой цели и заманил на колокольню козла, которому к рогам привязал верёвку от колокола.
Козёл пытался освободиться и раскачивал колокол,колокольный звон раздавался всё громче и призывал новых и новых защитников города на битву с проклятыми захватчиками.

Прикольная версия, но это лишь красивая легенда)

Екатерина II

6. Версия «Екатерининская»
Якобы, когда однажды в Тверь приехала Великая императрица Екатерина II (а как известно, она очень любила наш город и приезжала часто), ее почему-то никто не встретил. Улицы были пусты. И вдруг откуда-то раздался звон колокольчика.
Екатерина велела наградить звонаря. Выяснилось, что звонил козел, забравшийся на колокольню и запутавшийся в колокольных веревках и жующий их.
Или по-другому — Екатерина II прибыла в Тверской Императорский путевой дворец. Но оказалось, что тверичан о приезде никто не известил. Разгневанная отсутствием достойной встречи императрица в гневе воскликнула: «Вот же козлы тверские!».

Эта версия, конечно, самая смешная!

7. Версия «Александр I »
Легенда гласит, что незадолго до 1812 года тверяки продали крупную партию обуви армии Наполеона, и Александр I, узнав об этом, воскликнул: «Вот козлы!»
Или так, немного более патриотично:  незадолго до 1812 года они продали крупную партию обуви армии Наполеона, но обувь была низкого качества,благодаря чему уже во время войны в условиях русской зимы французские вояки массово отмораживали ноги.
Узнав об этом обмане, Наполеон воскликнул: «Вот козлы!»

Версии совсем притянутые «за уши», так как вряд ли кто запомнил просто восклицание. И нет никакого документального подтверждения словам. 

Вид Тверского кафедрального Преображенского собора

8. Версия «Капустная»
Самая простая из них заключается в том, что тверичей стали называть козлами за их приверженность к такому ценному и богатому витаминами овощу, как капуста, которую щедро родит богатая влагой тверская почва. И, стало быть, выгодно было разводить коз.

Вряд ли все так просто объясняется)

9. Версия «Шкурная»
Еще в XIII веке в Твери – одном из крупных городов Руси, началось производство изделий из козлиных шкур. Вплоть до XVIII века Тверь являлась крупнейшим и практически единственным в России поставщиком изделий из шкур козла.

Такое мнение, хотя и простое,  уже очень близко к правдивой истории! 

10. Версия «Сафьяновая»
Однако наиболее вероятна и похожа на правду,по мнению краеведа Игоря Марченкова, следующая история. Несколько столетий в окрестностях Твери выделывали высококачественную козлиную кожу, из которой шили сапоги даже царственные особы.
А «Козел», по толковому словарю Даля, «сафьян». Как известно из истории Твери, наши искуснейшие мастера сапожных дел прославились даже за границей изготовлением женских сафьяновых сапожек из прочной козлиной кожи.
А в Тверской губернии в ходу была частушка:

Привези мне из Торжка
Два сафьянных сапожка.

Если вспомнить это, то выражение «козлы тверские» сразу перестает быть ругательством и превращается в популярную торговую марку. 

Землякам краеведы советуют не обижаться на выражение «тверской козёл» т.к. известно, что даже самый глупый козёл умнее самого умного барана.

Прозвище «тверской козёл» — древнее, уходит корнями глубоко в историю. Тогда оно носило положительный смысл и означало особый характер, козёл — символ мужского достоинства и свободы, обладает невероятной харизмой.

Интересный факт, в Твери имеется единственный в мире частный музей Козла, его основал историк Владимир Лавренов.
Здесь изучается все, что имеет отношение к теме «тверской козел». Экспозиция насчитывает 4000 тысячи экспонатов из 40 стран мира

Как позвонить в город Тверь

Звонок из России с мобильного телефона:
 +7 (4822) xx-xx-xx,   8 (4822) xx-xx-xx

Звонок из России со стационарного телефона:
 8 (4822) xx-xx-xx

Звонок из-за границы:
 007 (4822) xx-xx-xx

Обсуждение закрыто.