Официальные символы города — героя Смоленска и Смоленской области

Официальные символы города — героя Смоленска и Смоленской области

Описание


Геральдическое описание герба Смоленской области

В серебряном щите на черной пушке с золотым лафетом – золотая птица Гамаюн с крыльями и хвостом, украшенными червленью (красным цветом) и зеленью. Щит увенчан исторической земельной (великокняжеской образца 1730 года) шапкой и окружен лентой ордена Ленина. Девиз «НЕСГИБАЕМЫЙ ДУХ ВСЕ ПРЕВОЗМОЖЕТ» начертан черными литерами на серебряной ленте, переплетенной со скрещенными зеленой с золотыми желудями ветвью дуба (справа) и зеленым стеблем льна (слева) с лазоревыми (голубыми, синими) имеющими золотую (желтую) середину цветками.
Основными официальными символами Смоленской области, геральдическими и вексиллогическими представительно-правовыми знаками, определяющими государственность и власть, единство и солидарность жителей, преемственность боевых и трудовых традиций и связывающими неразрывными узами прошедшее, нынешнее и будущее поколения смолян, являются герб и флаг Смоленской области.
Обоснование символики герба
Герб основан на старейшем историческом гербе, учрежденном в 1393 году князем Глебом Святославовичем, на котором было изображение пушки и сидящей на ней птицы Гамаюн.
Герб Смоленской области представляет собой щит оригинальной формы. Верхняя часть щита напоминает Смоленскую крепостную стену. Нижняя часть – круглая, олицетворяет историческую форму древних Смоленских щитов. Круглый щит является символом региона.
Щит украшен лентой Ордена Ленина, которым Смоленская область была награждена в 1958 году. Орден Ленина – символ неоднократных подвигов Смоленщины, которым также награждались и многие жители области.
Пушка указывает на то, что город Смоленск был первым в России обладателем этого оружия. В 1393 году, за сто лет до Москвы, в Смоленске был произведен первый в России артиллерийский салют, о чем свидетельствует русская летопись. Задняя часть пушки повторяет гвардейскую ленту.
Птица Гамаюн – символ счастья, птица мира, символ космической птицы – первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина.
В нижней части герба изображены ветви дуба и снопы льна.
Ветвь дуба с желудями – это символ зрелой воинской доблести, воинского героизма и славы, которые проявлял Смоленск на протяжении всей истории России. Лен является неофициальным символом Смоленской области.
Девиз «НЕСГИБАЕМЫЙ ДУХ ВСЕ ПРЕВОЗМОЖЕТ» взят из обращения М. И. Кутузова к жителям Смоленска в августе 1812 года. Девиз символизирует память о великом полководце, которому было присвоено звание «Смоленский».
     
Щит венчает шапка Мономаха – в прошлом символ монархической власти, в современной России символ статуса гербовладельца как субъекта Российской Федерации.
Белый цвет щита указывает на то, что Смоленщина являлась центром белой России. Белый цвет в геральдике – символ мира, помощи и взаимосотрудничества.
Изгиб ленты Ордена Ленина выполнен в форме лиры – символа творческой, музыкальной и поэтической интеллигенции, указывая на то, что Смоленщина – родина Глинки и многих российских поэтов. Герб установлен «Законом о гербе и флаге Смоленской области», принятым Смоленской областной Думой 30 октября 2003 года.

«Восславлен крепостью» (Смоленский герб)

Смоленский герб из Малого Титулярника. 1672 г.
Нынешний герб Смоленской области берет свое начало от известной с XVII века эмблемы Смоленска, представлявшей собой изображение пушки с сидящей на ней птицей. При этом пушка была направлена вправо от зрителя, что не соответствовало правилам геральдики. В начале XVTII века в ходе петровских реформ было принято решение привести имевшиеся в России гербы в соответствие с европейскими геральдическими формами. К 1730 году работа эта была завершена. Ее итогом стал «Знаменный гербовник», включавший в себя 88 гербов. Пушка в Смоленском гербе была развернута жерлом влево от зрителя, а сам герб представлял собой обрамленный завитками овальный щит, увенчанный княжеской короной, подчеркивавшей статус Смоленской земли как бывшего Великого княжества. Очередная геральдическая реформа была проведена при Екатерине II, когда свои гербы получили, в частности, все губернские города. Описание смоленского герба, утвержденного 10 октября 1781 года, выглядело так: «В серебряном поле черная пушка на золотом лафете, а на пушке — райская птица». Созданные Екатериной II гербы территорий корон не имели, но в середине XIX века очередные преобразования государственной символики ввели украшения гербового щита — императорскую корону и золотые дубовые ветви, перевитые голубой Андреевской лентой.
Смоленский герб из Знаменного Гербовника. 1730 г.
С образованием СССР все прежние геральдические символы были отменены, при этом новых областных гербов создано не было. Только после 1991 года начался процесс создания гербов субъектов Российской Федерации. Герб Смоленской области, в основу которого легли древние символы Смоленщины, был утвержден в декабре 1998 года.
Щит герба имеет вызубренную верхнюю кромку с пятью зубцами, символизирующими Смоленскую крепостную стену, строившуюся на рубеже XVI-XVTI веков. Крепость эта, сыгравшая в период Смуты важную роль в обороне русских земель, и сегодня остается уникальным историческим памятником. Нижняя кромка щита также связана с историей Смоленщины. Во время раскопок в Гнездове было найдено вооружение дружинников, в том числе щиты, имевшие круглую форму. Поэтому основание у щита областного герба сделано круглым.
Белый (серебряный) цвет щита — символ западных русских земель, называвшихся Белой Русью, одним из центров которой считался Смоленск. В то же время белый цвет — традиционный символ мира, чистоты и открытости.
Райская птица считалась вестником божественной воли и персонифицировала мир, богатство, счастье и благополучие. Пушка же напоминала о том, что мир и счастье смолянам не раз приходилось отстаивать при помощи оружия. Стоит отметить, что оба эти символа часто встречались в европейской геральдике XVII века. В нынешнем областном гербе пушка изображена так, что торец ее лафета идентичен гвардейской ленте, символу советской гвардии, родиной которой стала Смоленская земля.
Современный герб Смоленской области. 2003 г.
Сверху щит украшает княжеская шапка, указывающая, что герб принадлежит области, берущей свое начало от Великого княжества. Щит украшает лента ордена Ленина — высшей награды СССР, которой Смоленская область была награждена в 1958 году. Внизу щита — девизная лента, положенная на ветвь дуба и стебель льна. Девиз «Несгибаемый дух все превозможет» перекликается со словами М.И. Кутузова из его обращения к смолянам в 1812 году. Тем самым отдается и дань памяти великому полководцу, получившему почетный титул князя Смоленского.
Дубовая ветвь с желудями — символ мужества и героизма. Три же/гудя говорят о трех наиболее значительных подвигах смолян: в войне против иноземных интервентов в период Смуты в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне. Стебель льна — символ трудовых достижений смолян. Лен — традиционная культура Смоленщины.
Современный герб города-героя Смоленска.
Герб города-героя Смоленска утвержден в апреле 2001 года. Здесь мы также видим традиционную пушку с сидящей на ней фантастической птицей. Щит увенчан шапкой Мономаха. При Александре II Смоленску было дано почетное право поместить у гербового щита два красных знамени, древки которых обвиты Георгиевской лентой, а полотнища знамен украшены цепью высшей российской награды — ордена Андрея Первозванного и вензелем императора Александра I, в годы правления которого Смоленск отличился в войне с французами.
В современном гербе города-героя гербовый щит помещен на фоне золотой пятиконечной звезды, символизирующей статус Смоленска как города-героя. Под щитом помещены ленты наград, принадлежащих городу: ордена Ленина и Отечественной войны I степени.
Принципиально новым элементом герба является девизная лента со словами «Восславлен крепостью». Слова девиза многозначны. С одной стороны, город прославлен крепостью и твердостью морального духа смолян, с другой — знаменитой крепостной стеной, названной еще при Борисе Годунове «дорогим ожерельем земли русской».

Город-ключ Смоленск

Вид на Соборную гору в Смоленске

С момента первого упоминания в Устюжском летописном своде в 863 году город-ключ многое повидал — спасибо географическому положению. На гербе Смоленска изображены серебряный щит, пушка и то ли птица-феникс, то ли птица-гамаюн. Но главное — это его девиз: «Несгибаемый дух всё превозможет».

Почти 380 километров от Москвы на запад. Четыре с половиной часа на скоростном поезде Москва — Париж — и вы в Смоленске. Город-герой встречает железнодорожным вокзалом послевоенной постройки.

Старый пазик объезжает строящиеся участки дороги — я еду по мосту через Днепр. Первое, что бросается в глаза, — массивная крепостная стена из красного кирпича. Под ней — набережная в стадии строительства. Строят быстро: в конце сентября город отмечает 1150-летие.

В пазике многолюдно. Интеллигентного вида тётушка с котомкой помогает мне выйти на нужной остановке и объясняет, как пройти до гостиницы. «Там такое здание — не пропустишь. Раньше гостиницы строили в одном стиле, а тут сделали какой-то модерн. Не здание, а гроб с музыкой», — возмущается она.

Персиковое здание гостиницы с синими крышами похоже скорее на подводную лодку. Под синими крышами над окнами грохочут старые трамваи. Здравствуй, Смоленск!

Точка отсчета

С момента первого упоминания в Устюжском летописном своде в 863 году город-ключ многое повидал — спасибо географическому положению. На гербе Смоленска изображены серебряный щит, пушка и то ли птица-феникс — символ возрождения, то ли птица-гамаюн — вестник будущего. Но главное — это его девиз: «Несгибаемый дух всё превозможет». Подтверждение этих слов легко обнаруживается в истории города.

В древние времена здесь селились финно-угорские племена и кривичи, уходивших в мир иной соплеменников хоронившие в братских могилах — курганах. Самые знаменитые из них находятся на территории археологического заповедника «Гнёздовские курганы». Считается, что именно с Гнёздово, где проходила главная торговая артерия Восточной Европы — путь из варяг в греки, и начинался нынешний Смоленск.

Город неоднократно разрушался до основания и возрождался из пепла. Часто переходил из рук в руки: в XIV веке был в составе великого княжества Литовского, в XVI-м стал частью Речи Посполитой. В 1654 году город вошёл в состав Московского государства, но на этом его перипетии не закончились.

При Петре I Смоленск участвовал в войне со шведами за прибалтийские земли. В 1812 году по Старой Смоленской дороге сюда пришёл Наполеон, а в XX веке — немцы, на два долгих года оккупировавшие город. Смоленск стал центром партизанского движения. В 1943 году город освободили, до этого скорбь Смоленщины умножали свои — мемориальный комплекс «Катынь» тому подтверждение. В рамках спецоперации НКВД, которая производилась по постановлению ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года, в Смоленской и Калининской (Тверской) областях, а также на Украине и в Белоруссии было расстреляно в общей сложности около 22 тысяч польских военнопленных.

В 50-е годы город был восстановлен и фактически отстроен заново, из небытия подняли промышленность, начали восстанавливать памятники архитектуры. А в XXI веке имя Смоленска прогремело в новостях в апреле 2010 года, когда во время посадки на аэродром Смоленск-Северный разбился самолёт президента Польши Леха Качиньского. Из 96 человек не выжил никто.

Смоленск непарадный

Здесь начинается Днепр. Не тот гоголевский Днепр, где редкая птица долетит до середины, а быстрый и узкий с мутной зеленоватой водой. Тем не менее под мостами почти в любую погоду можно встретить рыбаков. В городе — а это развитый областной центр — непривычно зелено, слишком зелено для московского глаза.

«Пожалуйста, только не называйте крепостную стену кремлём. Это просто неправильно, так как она проходила вокруг всего города», — просит начальник отдела туризма Смоленского областного информационного центра Светлана Бычкова. Она любит путешествовать и москвичей. Факт, который действительно удивляет.

Город облеплен безвкусными вывесками. Аптека «Панацея», кафе «У Саши: вкусно как у мамы», быстрые деньги «Захочу — перехвачу», нотариус Перебейнос. От пестроты болят глаза: ювелирный магазин — и тут же ломбард, кондитерская — и меховое ателье. Колхозная площадь напоминает Москву середины 90-х.

Чувствуется близость Белоруссии: белорусские колбасы, белорусская косметика, белорусские номера машин, частое фрикативное гэ. Соседей здесь любят и ездят к ним за продуктами.

Здесь торопятся медленно — дороги и рельеф не слишком позволяют разогнаться. Здесь разговаривают друг с другом в транспорте. Здесь улыбаются, когда спрашиваешь дорогу и помогают не проехать нужную остановку. За четыре дня — ни одного человека, уткнутого в планшет или смартфон, и горстка улыбок от незнакомых людей.

Сворачиваю во дворы, где мальчишки играют в спартанцев. «Андрей! Андрюха, выходи! Выходиии!» — кричат они в окно своему опаздывающему соседу. Через минуту выходит Андрюха — мальчик лет двенадцати в дешёвом спортивном костюме. Здесь в необорудованных современными детскими площадками дворах ещё живёт детство.

Смоленск парадный

Первое, что нужно сделать, когда вы прибыли в Смоленск, — это забраться на крепостную стену, которая была построена в XVI веке по проекту зодчего Фёдора Коня. Его здесь помнят и любят. Ещё бы, ведь стена выдержала не одну осаду и сохранилась до наших дней. На возведение стены, длина которой 6,5 километра, высота — от 12 до 16 метров, а ширина — 4-6 метров, ушло шесть лет — совсем быстро по тем временам.

Из 38 башен до нас дошли 17. В некоторых сейчас располагаются музеи, например, «Смоленский лён» и «Смоленск — щит России». В некоторых — чёрные от копоти деревянные перекрытия, разбитые бутылки и бытовой мусор. Крутые ступени, узкие проходы, бойницы в виде ласточкиных хвостов.

Мы забираемся на крышу Никольской башни. Заведующая музеем «Смоленский лён» не разрешает: нет перил, лестницы на самый верх деревянные и хрупкие, да и дверь заклинивает. Обычному туристу наверх хода нет. Но мы-то журналисты! Понимаем, что опасно, и всё равно идём, чтобы увидеть одну из красивейших панорам города. Вылезаешь из люка — и тяжело дышать: то ли от того, что только что поднялся, то ли от сногсшибательного вида: золотые главки церквей, поле с травой в человеческий рост, кусочек реки, новые микрорайоны и телевизионная вышка. Вот Успенский собор, слегка обшарпанная церковь Георгия Победоносца на соседнем холме, вот новые жилые дома Заднепровского района. А главное — сама стена, красивая и величественная, трудно оторвать взгляд.

«Говорят, что в стену замуровали череп коня преподобного Меркурия Смоленского: если кто, прислонившись ухом к стене, услышит ржание, быть беде в городе», — Светлана рассказывает нам легенды, связанные со стеной. Я на всякий случай прислоняюсь ухом: никто не ржёт.

Стена — магнит для романтиков. Парочки прячутся в башнях среди гор строительного мусора. Обнимаются, гуляют, смотрят на панораму города.

Пешеходная зона то расширяется, то сужается. Кажется, что до стоящей рядом церкви Покрова Пресвятой Богородицы можно дотянуться рукой. Мы доходим до башни под названием Веселуха. Светлана рассказывает ещё одну, уже совсем невесёлую легенду: «Здесь видели призраков. Дело в том, что неподалеку от башни находился кирпичный заводик одного из богатых людей. В подвале башни был устроен цех фальшивомонетчиков. Они ночами переодевались и пугали людей: устраивали ночные игрища, чтобы люди не ходили к башне и не обнаружили цех. Народ настолько верил во всякую нечисть, что это всех отпугивало. Но однажды один из фальшивомонетчиков перед тем, как уйти в монастырь, поведал миру эту историю. Цех ликвидировали, но к башне ходить всё равно боялись».

Есть и более прозаичная версия происхождения названия башни: с Веселухи открывается радующий сердце вид. «А ещё говорят, что в стену башни когда-то замуровали девушку. Прямо живьём. Говорят, смеялась хорошо», — добавляет Светлана.

Опиум для народа

Первое, что привлекает взгляд в панораме Смоленска, — это величественный Успенский собор, а точнее — целый комплекс зданий на Соборной горе. Подняться на гору непросто. Когда Светлана говорит, что холм изначально был круче, а впоследствии для строительства дороги был срезан, становится немного легче идти.

С XVIII века собор, который строили почти сто лет — с 1677 по 1772 годы, не растерял своей красоты — задевает облака пятью золотыми главами. В XII веке на его месте стоял Мономахов собор — главная каменная церковь города. В 1611 году собор взорвали поляки и устроили на его фундаменте костёл.

Внутри собора, который в советское время служил антирелигиозным музеем, поражает воображение пятиярусный иконостас XVIII века, украшенный позолоченным растительным орнаментом. Пятиярусный в данном случае равно пятиэтажный.

В соборе три основных святыни: икона Смоленской Божией Матери Одигитрия (то есть «указующая путь»), железные сандалии преподобного Меркурия Смоленского и плащаница, вышитая в мастерской Ефросиньи Старицкой.

По преданию, Смоленская икона, написанная евангелистом Лукой, была привезена на Русь из Византии и спасла город от войск хана Батыя. Настоящая икона была утрачена в 1941 году, когда в городе хозяйничали немцы. Сейчас в соборе находится её список.

Преподобный Меркурий тоже связан с татарами: есть легенда, что во времена татаро-монгольского нашествия на Русь ему во сне явилась Богородица и велела пойти прямо в лагерь противника и сразиться с ним. Преподобный знал, что погибнет, но всё равно пошёл к неприятелю. Благодаря его подвигу татары не разорили Смоленск и вскоре отошли от города.

Ефросинья Старицкая прославилась не только своей золотошвейной мастерской, но и тем, что за выступления против Ивана Грозного была насильно пострижена в монахини с именем Евдокия. Другие её работы хранятся в Московском Кремле и питерском Русском музее. Плащаница же в Успенском соборе с изображением Богородицы, оплакивающей Христа, датируется XVI веком и считается наиболее хорошо сохранившейся из всего «творческого наследия».

Западное христианство

Смоленск на протяжении веков был многонациональным и многоконфессиональным центром. В городе без труда можно найти недействующий с советских времён католический костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и лютеранская кирха, в которой ныне располагается шахматный клуб.

Костел похож на московский, только чуть меньше: красное кирпичное здание в неоготическом стиле, две башни с серыми шпилями, аккуратный дворик охраняет собака. Видно, что чья-то заботливая рука сажает и поливает цветы. Рядом — кладбище с покосившимися крестами.

С 30-х годов и до сих пор здесь находится Смоленский архив. На дверях, исписанных разноцветными тегами граффитистов, — большой железный замок. В стенах — выбоины размером с ядро, на крыше растут берёзы.

«Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» — говорил Христос апостолу Фоме. Будете в Смоленске — вложите руку в стены костёла. Скоро такой возможности уже не будет.

Смоленск военный

Смоленск — живое свидетельство войны. Здесь есть сквер Памяти героев 1812 года — аллея бюстов, возглавляемая Кутузовым. Бронзовый Кутузов суров и зряч — на правом глазу нет повязки. Рядом растёт дубок, выращенный из жёлудя с дерева на могиле главнокомандующего в Польше. Его здесь особенно почитают, хотя он родился в Санкт-Петербурге, а детство провёл на Псковщине. Тем не менее для смолян Кутузов свой: первый памятник, поставленный в разрушенном городе после Великой Отечественной войны, — это памятник Кутузову на Соборной горе.

В крепостной стене похоронены герои Великой Отечественной. Главная гордость Смоленщины — Михаил Алексеевич Егоров, водрузивший Знамя Победы на рейхстаге.

Памятники, обелиски, стелы, посвящённые героям той войны, стоят по всей Смоленщине. Здесь помнят, любят и скорбят о тех, кто пал в боях, кто защищал город. Как у Константина Симонова: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

В Парке пионеров стоит необычный памятник, похожий на дерево. Если подойти ближе, можно увидеть, что на самом деле это дерево соткано из тел маленьких детей, у которых отчётливо проступают рёбра. Он называется «Опалённый цветок» и посвящен детям, погибшим в концлагерях. У них, должно быть, не было папы-волшебника, как в фильме «Жизнь прекрасна». Весь ужас окружающей лагерной жизни герой Роберто Бениньи превращал в сказку для своего маленького сына: представь, что мы играем. Соберёшь тысячу очков, в конце игры получишь танк. Мальчик всё исполнял в точности и получил танк. Только папы с ним рядом больше не было…

По искусству

Картинная галерея Смоленска находится в доме №4 по улице Коммунистическая. Внутри — чугунная лестница конца XIX века и почти 500 произведений искусства в 14 залах: иконы, картины Коровина, Серова, Репина, Тропинина, Айвазовского, Сурикова, Грабаря. Вместе с русскими художниками в галерее выставлены работы испанцев, итальянцев, голландцев, немцев и французов, а также советский авангард.

Гид Дарья проводит нас по просторным светлым залам (с 2011 года галерея располагается в здании Александровского училища), подробно останавливаясь почти у каждой картины.

«Видели ли вы когда-нибудь Айвазовского немариниста?— интригует она. — Сейчас я вам покажу». Пейзаж называется «Зимний обоз в пути». И не вода, а всё-таки лёд. И вроде нет моря, а чувствуешь воду под покровом снега. И нетипичен этот Айвазовский, но он весь в этой картине. В этом обозе, в людях, в снегу. Его кисть, ни с кем не спутаешь.

Поверить в то, что в провинциальной картинной галерее хранятся шедевры мирового уровня, сложно. Самый часто задаваемый вопрос от туристов: «А это копии?». Причём спрашивают и русские, и иностранцы, как будто в России, кроме как в Москве и Петербурге, больше нет музеев. Дарье приходится оправдываться: да, воевали, да, город был разрушен, но картины вывезли и чудом сохранили.

Гулять так гулять

Прогуляться можно и в парках, например, в Лопатинском саду, носящем фамилию Александра Григорьевича Лопатина, бывшего в 1871-1880 годах губернатором Смоленщины. Сад этот большой и шумный. Здесь неспешно плавают лебеди — белые и чёрные, — и гуляют жирные утки. В день 140-летия сада в нем открылся смоленский терем — визит-центр для гостей города. Если вы приехали в Смоленск и совсем не знаете, куда пойти, вам сюда.

Вечером в саду концерт поп-звёзд местной эстрады. Запускают небесные фонарики, едят попкорн и сахарную вату. Какой-то мужчина поёт на итальянском песню про шоколадное мороженое «Джелато шоколато» с ярко-выраженным славянским акцентом. Мотив въедается в мозг. И только крепостная стена молча отражает эти звуковые волны и отражается в воде.

Другой сад Смоленска — сад Блонье — наоборот, камерный и возвышенный. Он находится прямо напротив площади Ленина, где стоит здание областной администрации и сам гранитный Владимир Ильич. Неподалеку расположен и памятник Михаилу Николаевичу Глинке с причудливой оградой в виде нотного стана с отрывками написанных им произведений. Знаешь ноты — подходи к ограде и пой «Камаринскую» или насвистывай «Руслана и Людмилу».

Есть в саду Блонье и ещё один примечательный памятник — оленю. Его после Великой Отечественной войны нашли на даче у Германа Геринга. Аккуратно интересуюсь, нужно ли оленю что-нибудь потереть, чтобы поймать удачу. «Ой, что ему тут только не тёрли, вплоть до причинных мест! На него даже забираются, а ведь олень на самом деле хрупкий, только кажется, что он такой массивный и тяжёлый», — смеется Светлана.

Смоляне считают оленя символом города и назначают у него встречи. Однако свою любовь они выражают по-разному: памятник недавно отреставрировали — стёрли граффити, вынули сигаретные бычки из ушей животного.

Прислушиваясь к гудению уставших ног, понимаешь, что погулял хорошо. Одного дня для Смоленска явно недостаточно: столько ещё нехоженых троп! Но холмы берут своё. Пора отправляться на отдых, чтобы завтра с новыми силами пуститься в путь по дорогам Смоленщины.

Внешний вид

Славное прошлое г. Смоленска отражено в истории его герба. Этот город покрыл себя военной славой, будучи препятствием захватчикам на пути к Москве. Смоляне не раз успешно вставали на защиту столицы, за что их город получил говорящие названия «город-щит» и «город-ключ». За время своего долгого существования (в 862 г. город упоминается в летописи) территория Смоленска входила в состав разных государств, и его символика менялась в соответствии с данным фактом многократно.

В центральной части — французский щит серебряного цвета, где на зеленом холме стоит диамантовая/черная пушка с желтым лафетом. На ней расположилась птица Гамаюн с золотым оперением, имеющая ноги.

  • Щит размещен поверх звезды желтого цвета, это пятиконечная звезда города-героя. Щит увенчан шапкой Мономаха.
  • По обе стороны от щита – ярко-красные знамена с монограммой «А» (Александр I), цепью ордена св. Андрея Первозванного, императорской короной. Знамена объединены Георгиевской лентой.
  • Под щитом – две ленты советских орденов – Отечественной войны I степени и Ленина. Они переплетены вместе с Георгиевской лентой и длинной лентой со словами-девизом «Восславлен крепостью».

Значение элементов

Герб г. Смоленска содержит в себе множество загадок и неясностей. Наличие пушки и птицы в нем до сих пор вызывают многочисленные вопросы у историков и геральдистов.

Существует несколько версий толкования, изображенных элементов:

  • Пушка. Она изображена здесь как символ защиты, силы. Она подчеркивает значимость города, защитника земли Русской, выдвигая на первый план оборонительное значение г. Смоленска. Историки пришли к выводу, что во второй половине XIV столетия Смоленск уже мог иметь пушки, полученные из Литвы. Еще некоторые из них согласны с мнением С.Н. Тройницкого, который предположил, что «Гамаюн», возможно, — наименование реально существовавшего смоленского артиллерийского орудия.
  • Птица Гамаюн (она же — Райская птица) означает на гербе города Смоленска счастье, благополучие, мир, обновление. Также она олицетворяет защиту и покровительство, царственность и благородство, процветание и победу. В XVII-XIX столетии эта птаха изображалась безногой и бескрылой. Считалась вещей птицей, посланницей богов. Эта птица — вестник: она якобы предсказывает владычество тому, кого коснется крылом. А безногость ее объясняется тем, что большую беду обозначает прерванный полет птицы. Некоторые исследователи высказывают такую гипотезу: чуткая птица сидит на смоленской пушке, предсказывая и предупреждая о нападении на город врагов-захватчиков. Часто ошибочно называют гербовую птицу г. Смоленска Фениксом. Путаница происходит, вероятно, из-за отнесения обеих птиц к мифическим, а еще благодаря способности каждой из них к возрождению.

Полная версия

Кроме этих исторических гербовых символов, в полной версии герба использованы конкретные предметы (ордена, знамена, ленты, девиз, звезда) прямо указывающие на исторические факты, связанные с городом:

  • Наличие шапки Мономаха объясняется тем, что город в свое время был столицей княжества.
  • Знамена около щита появились благодаря Александру II, который отметил таким образом заслуги смолян перед Отечеством в войне с французами во время правления его отца, Александра I.
  • На статус города-героя, полученного Смоленском в 1685 г., указывает звезда за гербовым щитом.
  • Смоленск дважды награжден советскими орденами, что тоже отражено на гербе: Отечественной войны – в 1966 г., Ленина – в 1983 г.
  • В качестве девиза использованы слова М.И. Кутузова, обращенные в 1812 г. к смолянам. Он состоит из двух слов, в каждом из них по девять букв – Восславлен крепостью. Данная фраза указывает на оборону города во время Смутного времени и просьбу о помощи в борьбе с Наполеоном. Эта фраза усиливает значение основной символики герба и выделяет основную отличительную особенность города-крепости Смоленска, издавна охраняющего границы российского государства.

Современный герб города Смоленска, сочетая в себе исторические гербовые символы, такие как пушка и птица, дополнен советской символикой – звездой героя и орденскими лентами. Это соседство знаковых символов Смоленска разных лет подчеркивает его славное прошлое со дня своего основания и до сегодняшних дней, отражая древнюю и современную историю города, всегда стоящего на защите столицы России.

Цветовое решение

Несмотря на обилие деталей на гербе г. Смоленска его палитра довольно немногочисленна. Основные цвета, использованные здесь, относятся к популярным геральдическим оттенкам, таким как желтый, серебряный, червленый.

В желтый окрашены звезда, шапка Мономаха, Георгиевская лента, древко знамен и Гамаюн. Серебряным обозначен щит и лента с девизом. Красный (червленый) присутствует в окраске знамен и орденских лент. В эти три цвета окрашены самые крупные гербовые элементы, в основном защитовые.

В меньшей степени здесь представлены более редкие для геральдики цвета, как зеленый, лазоревый, черный, коричневый. Они использованы в основном в рисунке на щите, за исключением коричневого, которым обозначена соболиная опушка шапки Мономаха.

Символика цвета в данном случае выражена слабо, потому что в основном, цвета гербовых элементов соответствуют цветам реальных предметов, изображенных здесь. Трава зеленая, пушка черная, знамена красные, шапка — золотая с коричневой опушкой.

И, тем не менее, серебряный фон щита подчеркивает благородство и преданность города и его жителей государству, его воинскую славу и доблесть, а желтый цвет Гамаюн указывают на ее царственность, приближенность к богам.

История герба

Герб с птицей на пушке

Первый герб был учрежден в 1539 году князем Глебом Святославовичем. На нем была изображена пушка, на которой сидела мифическая райская птица, по некоторым источникам — гамаюн.

Одно из первых упоминаний о собственном гербе Смоленска обнаружено в гербовнике Амброзиуса 1570 года (Польша). В этой книге он описан, как четырежды разделенный щит. На первой и четвертой части — серебряный крест на червленом фоне, на второй и третьей части на лазури изображена отрубленная задняя часть золотого идущего льва, на которой восседает золотой орел. Описание герба Смоленска в этом источнике вызвало разногласия в научной среде.

В 1946 году исследователем В. К. Лукомским был описан источник, относящийся к периоду проведения Констанцского собора в 1413 года. В других, не менее авторитетных источниках XVI века, есть указание на то, что описанный герб был у князя Федора Смоленского. Когда Смоленск перешел к литовцам, князь бежал со своим отцом в Москву. Пожив какое-то время в Новгороде, он отправился в Европу, где позже принял участие в Констанцском соборе. На западный манер был изменен и его герб. Вероятно, князь Федор вступил в рыцарский Орден Св. Иоанна Иерусалимского, на что указывают появившиеся на гербе кресты, а также замена пушек на половины туловищ львов.

Имперский герб города

В разные периоды истории герб Смоленска претерпевал изменения, но неизменным было одно — изображение пушки с восседающей на ней птицей.

В 1858 году герб был обновлен в связи с реформой Кене: черная пушка на серебряном фоне, золотые колеса и лафет. На запале пушки восседала райская птица. По мнению некоторых исследователей, по бокам были знамена с вензелем правящего тогда императора, обвитые Георгиевской лентой. Другие ученые утверждают, что лента была Андреевской, а по бокам — знамена Российской империи. Щит венчала городская корона с двуглавым орлом черного цвета.

Официально вошедший в гербовник герб Смоленска, имеет одну особенность: пушка повернута не влево, как того требуют правила геральдики, а вправо от человека, держащего щит.

Герб Смоленска 1780 г.:
Описание: «В серебряном поле черная пушка на золотом лафете, а на пушке райская птица».
Высочайше пожалован 10 октября 1780 года.
Герб 1730 г.:

Герб Смоленского полка в Знамённом гербовнике 1730 г.
Герб 1672 г.:

Герб Смоленска в малом Титулярнике 1682 г.

В 1858 г. был разработан проект нового герба Смоленска в соответствии с реформой Кене: «в серебряном поле черная пушка, лафет и колеса в золотой оправе, на запале райская птица». При этом ряд исследователей считает, что герб должен был иметь по бокам знамена с вензелями императора Александра I, перевитые Георгиевской лентой. Но по мнению, других исследователей внешние украшения проекта герба включали александровскую ленту, по бокам знамена Российской империи, а щит был увенчан городской короной с черным двуглавым орлом.

Проект герба Смоленска 1858 г.
(вариант 1)
Проект герба Смоленска 1858 г.
(вариант 2)

Первые сведения о существовании герба Смоленска относятся к концу XIV века. Самые ранние его изображения, датируемые первой четвертью XV века, встречаются на мелкой медной монете — смоленском пуле; сохранилась печать смоленского воеводы князя Федора Куракина, приложенная к его письму от 28 июня 1664 года; и, наконец, в 1672 году изображение включено в «Титулярник». Кроме того, известны и другие изображения Смоленского герба: на гербовом знамени царя Алексея Михайловича (1666 г.), на рисунке русской государственной печати в дневнике австрийского дипломата Корба, в гербовнике полковых знамен 1730 г.

Польский герб города Смоленск

Один из вариантов смоленского герба описан в Польском гербовнике Марка Амброзиуса 1570 года: «щит разделен на четыре части: в первой и четвертой — по прямому кресту, а во второй и третьей — по отрубленной задней половине льва, на которой сидит птица». Этот герб вызвал в научной литературе много споров, различных концепций истолкования. Вот одна из них, предложенная В.К. Лукомским в статье «К вопросу о происхождении смоленского герба» в сборнике «Труды Историко-архивного института», 1946 г. В «Хронике Констанцского собора 1413 года» помещено точно такое же изображение, откуда оно и было перепечатано Марком Амброзиусом. В «Хронике», опубликованной в Аугсбурге в 1536 году, есть надпись, указывающая, что герб этот принадлежал князю Федору Смоленскому, сыну Юрия Святославовича. После захвата Смоленска литовцами князь Юрий Святославович бежал в Москву вместе со своим сыном Федором. Некоторое время князь Федор Юрьевич жил в Новгороде, а затем «отъеха в Немци», откуда и попал, вероятно, на известный собор в Констанце в 1413 году. В Констанце и произошло изменение печати князя Федора на западноевропейский манер. Пушка была заменена задней половиной льва, птица — орлом, клюющим туловище льва. Добавлены два белых креста в красном поле. Это означало, что владелец печати вступил в рыцарский орден св. Иоанна Иерусалимского.

Другой вариант смоленского герба времен польского владычества — в серебряном поле червленое знамя, на котором в щите балка. Этот герб, названный гербом Смоленского воеводства, присутствует в гербовнике Бартоша Папроцкого «Гербы рыцарства польского» (1584): в серебряном щите красная хоругвь, на которой серебряный щит с золотым жезлом. В посольском зале Королевского дворца в Варшаве герб Смоленского воеводства изображен в виде красного щита с белой хоругвью, на которой изображен красный фигурный щит с косой балкой.

Также известен герб города Смоленска, полученный им 4 ноября 1611 года от польского короля (вместе с магдебургским правом): в червленом поле архангел Михаил над поверженным змеем. Ни один рисунок 17 в. этого герба не сохранился, известны лишь его реконструкции.

Описание современного герба

Современный герб Смоленска

Новый герб Смоленска был утвержден 27 апреля 2001 года. Всерьез задумались о восстановлении городских гербов после развала СССР. Несмотря на рекомендации Государственной герольдии при Президенте РФ, согласно которым все гербы городов, утвержденные до 1917 года, стали законными, самоуправление Смоленска все же утвердила символику с изменениями. Авторы пожелали на гербе Смоленска отобразить, кроме древнего прошлого, и его славное участие в Великой Отечественной. Для них сделали исключение. Поэтому на гербе в новой редакции фоном щита служит золотая пятиконечная звезда. На щите, как и раньше, птица гамаюн восседает на черной пушке, опирающейся на золотой лафет. Венчает его шапка Мономаха. По обеим сторонам расположены красные знамена, на которых золотые вензеля «Ш» и «А І», древка овиты Георгиевской лентой. Под щитом, что видно на фото герба Смоленска, размещены награды в виде лент: Орден Отечественной войны, Орден Ленина. Под ними еще один новый элемент – девиз: «Восславлен крепостью». Он тоже размещен против законов геральдики, в порядке исключения.

Что за птица

Птица гамаюн

По сей день не утихают споры о том, какая птица на Смоленском гербе. Официально утверждено, что это — гамаюн. Но некоторые исследователи считают, что это феникс или райская птица. Опираются эти утверждения на сходство с изображениями райских птиц в европейской символике. Но все-таки большинство исследователей сошлись на том, что это птица гамаюн.

На гербе Смоленска изображена райская птица Гамаюн, символизирующая счастье, богатство, мир и процветание. Само слово «гамаюн» переводится как высочайший, августейший, благословенный, императорский. Некоторое время при составлении Титулярникав 1672 году происходила путанница в названии этой птицы: Гамаюн или «Райская птица».

Мифологическая птица Феникс, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться, идеологически была сопоставлена со Смоленском намного позднее времени возникновения герба в связи с той исторической миссией, которую город пронес через многочисленные войны и разорения.

Флаг

Флаг города Смоленск
скачать картинку

Флаг Смоленска выполнен в виде червлёного прямоугольного полотнища. Отношение его сторон – 2:3. В левом верхнем углу размещена пушка на белом фоне. На орудии сидит мифическая птица Гамаюн. Под крыжем положены три золотые вертикальные полосы шириной 5% и с расстоянием между ними – 6% того же размера флага. Полотнище может обрамляться жёлтой бахромой.

Художественная композиция принята решением Смоленского городского Совета от 31 мая 2001 года № 120.

В СССР

Так как на смоленском гербе не имелось ни монархической, ни религиозной символики, в советское время не создавалось препятствий для его использования. Зачастую щит изображался красным. Можно отметить несколько оригинальных вольных изображений, например, на парадном занавесе Смоленского драматического театра работы художника М. М. Тараева 1983 года, где птица напоминает Пегаса; или на блюде «Герб Смоленска» мастера Дулёвского фарфорового завода В. А. Городничева 1989 года, где композиция повёрнута торцом к зрителю, а Гамаюн изображена с женскими лицом и грудью и полураскрытыми крыльями.

Обсуждение закрыто.