Что означает герб Москвы?

Что означает герб Москвы?

Как выглядит герб сегодня

Описание столичного атрибута содержится в законе Москвы № 39 от 11.06.2003 . Важнейший символ города представлен в форме геральдического (гербового) четырёхугольного щита тёмно-красного цвета, с заострёнными верхними концами и закруглёнными внизу углами.

То, что изображено на гербе Москвы:

  • Развёрнутый в правую сторону всадник на серебряном коне со сбруей серебряного цвета — Георгий Победоносец, отнесённый к лику святых, облачённый в серебряные доспехи и голубую мантию.
  • Змий чёрного цвета, напоминающий дракона, в пасть которого Георгий вонзает золотое копьё.

Герб Москвы - история создания, описание и значение
Герб Москвы - история создания, описание и значение

Вся цветовая гамма основного символа столицы выполнена в сдержанных красках с применением наиболее распространённых геральдических тонов.

Интересный факт: Всадник на гербе изначально не был олицетворением Георгия Победоносца. Из истории создания этого символа становится ясно, что образ воюющего с драконом всадника на коне появился ещё до возникновения христианства на Руси.

Знакомимся с историей Московского герба

Летопись появления прародителя сегодняшнего герба Москвы отправляет нас вглубь веков, в далекое XIV столетие во времена Ивана II. Именно в этот период на эмблемах Московского княжества встречается образ змееборца, правда пешего. Уже позднее на монетах великого князя Василия Темного появляется изображение, очень близкое к тому, которое утвердилось в качестве герба Московского княжества при Иване III. Сохранившиеся печати того времени иллюстрируют фигуру всадника, попирающего копьем ни то змея, ни то дракона.

Считается, что впервые изображенный на гербе всадник был назван святым Георгием при царе Петре I, который создал Герольдмейстерскую Контору, входившую в состав Сената. Тогда же герб княжества Московского обрел геральдические цвета. А в 1781 году на официальном уровне волею императрицы Екатерины II был утвержден первый московский герб. Его описание сообщало, что на красном фоне запечатлен на коне Святой Георгий, который копьем поражает черного змия.

Герб Москвы

По прошествии еще ста лет в изображении герба появился внешний декор: щит увенчали императорской короной, за ним появились крест-накрест два скипетра, перевязанные Андреевской лентой. Плащ святого стал лазоревым, доспехи – серебряными, копье – золотым. Просуществовал московский герб в таком изображении вплоть до 1917 года.

Герб Москвы

Надо отметить, что в XIX веке, герб обязательно изображался на городских печатях, жетонах, пуговицах мундиров и кокардах головных уборов чиновников государственных служб.

Из истории происхождения герба Москвы

История опровергает мнение, что изображение Святого Георгия всегда было на гербе Москвы. Рассмотрим факты происхождения герба. После легендарной Куликовской битвы, на гербе великих князей Московских стал появляться светский всадник, поражающий дракона копьем. В 16-17 веке и в более раннее время этот образ наши предки воспринимали, как образ государя. Ассоциации о схожести изображения всадника со Святым Георгием возникали у заморских послов, посещавших нашу страну. Русские красноречиво доказывали, что это не так. Каждый российский государь утверждал новый герб. Менялись композиции, цветовая гамма.

С 20-х годов 18 века всадника начали называть святым Георгием. Этому поспособствовал царь Петр первый. Он сделал святого Георгия покровителем столицы, прислушавшись к рассуждениям европейских мужей по геральдике. Существенное изменение герба произошло в 1883 году – всадник был перевернут в другую сторону. Рыцари носили щит на левой руке, и изображение воина на гербе стало смотреть «в лицо врагу». После революции 1917 года герб был упразднен. Новую эмблему утвердили в 1924 году. В центре композиции были изображены звезда, серп и молот – символы рабоче-крестьянского братства.

Только 23 ноября 1993 года Москве был возвращен древний образ герба. Кем же был этот воин, Георгий Победоносец, изображенный на гербе Москвы? Георгий происходил из знатного греческого рода, состоял на военной службе у императора, сам был христианином. Когда император Диаклетиан объявил гонения на христиан, Георгий встал на их защиту. За это его подвергли ужасным испытаниям. Георгий молился Господу, чтобы он укрепил его, и стойко выносил все испытания. Тогда жрецы и толпа народа потребовали казни Георгия. 6 мая 303 года ему отрубили голову. С тех пор каждый год 6 мая отмечается день Святого Великомученика Георгия. С князя Юрия Долгорукого началась история Москвы. Юрий – в переводе с греческого означает Георгий. Может не случайно такое совпадение?
Многочисленные чудеса, связанные с образом Святого Георгия, снискали к нему любовь и почитание русского народа.

Цвета и их символика

Цвета имеют символичный смысл и значение:

  • Красный цвет щита, на фоне которого изображен конник, традиционно в геральдике обозначает храбрость, мужество, смелость и отвагу, а также любовь. В московской символике обозначает также кровь, пролитую защитников Отечества, а также победу над врагами.
  • Серебряный цвет – это цвет чистоты, невинности и благородства. В христианской системе символов этот цвет обозначает святость, духовность, а также ассоциируется с понятием вечности.
  • Черный цвет соотносится в христианстве со злом, грехом, поэтому змей на столичном гербе, как воплощение Зла, окрашен в этот цвет, а святой Георгий, как олицетворение добра, облачен в белые одежды.
  • Синий цвет, в который раскрашена накидка св. Георгия, – это не только цвет неба, но также и символ красоты, величия, мягкости, а в христианстве он символизирует веру, благочестие, бессмертие и гармонию.
  • Золотой цвет, присутствующий на московском гербе лишь как цвет копья конника, в геральдике соотносится с такими понятиями как «справедливость», «вера», являясь здесь знаком победы над злом.

Цветовая палитра герба ограничена небольшим набором цветов, сочетающих в себе геральдическое значение и христианский смысл.

Советский герб города Москва 1924 г.

Проект советского герба города Москва 1924 г.:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твёрдости Советской власти.
в) Серп и Молот — эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображённые по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья — сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня — эта эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок — текстильного производства.
е) Внизу под надписью «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динама» — эмблема электрификации. (описание дано по данным сайта Гербы городов России)

Герб был составлен архитектором Д. Осиповым.

Утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Но этот герб не получил широкого распространения и довольно быстро был просто забыт.

Советский период

Вполне понятно, что с приходом советской власти герб столицы должен был олицетворять новые идеи строителей социализма и коммунизма. Появилась совершенно другая символика: пятиконечная звезда, серп и молот, обелиск, зубчатое колесо, колосья, наковальня и даже динамо-машина, которая ознаменовала эпоху электрификации. Президиум Моссовета утвердил в 1924 году новый герб, составленный архитектором Д. Осиповым, на котором присутствовали все эти символы.

В 60-х годах витала идея создания новой визитной карточки города, как тогда порой назывались гербы. И даже объявили конкурс. Было представлено более полторы сотни проектов, но ни один из них не был принят властями города. Вероятно, все они были не намного лучше своего предшественника с колосьями и наковальней.

Герб Москвы

Возвращение герба Москве.

23 ноября 1993 года вышло распоряжение Мэра Москвы «О восстановлении исторического герба города Москвы».

А каноническое изображение Георгия Победоносца как святого — с нимбом — есть на кремлевской стене слева от Троицкого Моста. Но почему святой на гербе больше похож на воина? Многие связывают это с версией о том, что на самом деле, на московском гербе изображен языческий бог Перун. Не проливает света на этот вопрос и законодательство, так как упомянутое изображение фигурирует на Московском гербе как «Святой Георгий Победоносец», и при этом закон регламентирует изображать его как рыцаря, а в гербе Российской Федерации — как «всадник».

В «Житии святого великомученика Георгия» говорится, что он родился во второй половине III века в Каппадокии, малоазийской провинции Римской империи, в знатном семействе, и был воином. Приняв христианство, он раздал свое имущество бедным и пошел проповедовать. В 303 году римский император Диоклетиан начал гонения на христиан. Георгий также попал в руки палачей. У него потребовали отречься от веры, но он отказался. Тогда Георгия казнили. Почитать великомученика сначала стали на Востоке, а затем и в христианских странах Европы.
Святой Георгии прославился многими чудесами, о которых рассказывает его «Житие». Одно из них — спасение от змия. Возле одного языческого города поселился в пещере змий. Он похищал и губил жителей, и чтобы умилостивить его, жители отдавали своих детей. Подошел черед царской дочери: ее одели в багряницу и проводили к пещере. Мимо ехал святой Георгий. Узнав о горе девушки, он вступил в бой со змием. Змий смирился и пал Георгию в ноги. Святой привел его в город и на глазах у всех отрубил змию голову. Горожане обрадовались и приняли христианство.
На Руси о святом Георгии узнали еще до принятия христианства. Его считали покровителем воинов и князей, поэтому в 988 году князя Ярослава Владимировича крестили под именем Георгия. Ярослав почитал своего небесного покровителя и назвал его именем город Юрьев, а также основал в честь него монастырь и церковь в Киеве. Князь Юрий Долгорукий в честь своего святого покровителя основал город Юрьев-Польской и построил несколько церквей. А Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, в благодарность за победу заложил в селе Коломенском церковь во имя святого Георгия.

Исторический путь официального знака

Чтобы узнать, как проходило становление символа города, важнейшего столичного атрибута, стоит заглянуть в историю герба Москвы. Тема происхождения российских символов изучена не полностью. Проследить весь путь создания официального знака столицы можно лишь по оставшимся с той поры вещественным доказательствам: монетам, печатям, скульптурным и прочим объектам.

Первые изображения святого Георгия

Обычай изображать на монетах князей или святых, покровительствующих им, пришёл на Русь из Византии в конце X века, задолго до утверждения Московского символа.

Первые изображения святого Георгия на монеах

Изначально святой Георгий стал отображаться на монетах (печатях) в XI веке. Предположительно началось это с князя Ярослава Мудрого. При крещении он был наречён Юрием (Георгием — в переводе с греческого языка). Продолжил традицию Юрий Долгорукий, основатель Москвы. На его печати Георгий Победоносец, представленный в полный рост, доставал из ножен меч.

И в последующих столетиях на именных монетах русские князья продолжали изображать святого Георгия. Среди них были Александр Невский, Иван II Красный и другие. Облик, напоминающий современную картинку на главном символе, впервые был нанесён на монеты в период правления Василия Тёмного II.

В 1464 году святой Георгий в скульптурном отображении из белого камня был установлен архитектором Василием Ермолиным над въездными воротами, относящимися к главной башне Московского Кремля — Фроловской. Об этом впервые упомянуто в Ермолинской летописи.

Некоторые историки считали это изваяние всадника, сражающегося с драконом, главным атрибутом (гербом) столицы, поскольку оно возвышалось над основными кремлёвскими воротами, проходя под которыми, снимали шапки даже князья. Но указанная скульптура подобно иконам выполняла лишь охранную функцию.

Символ Московского княжества

Герб Москвы - история создания, описание и значение
Герб Москвы - история создания, описание и значение

Впервые знак с изображением всадника, поражающим дракона своим копьём, был официально утверждён в качестве герба Московского княжества в годы правления Ивана III (с 1462 по 1505). Тогда завершилось объединение большинства русских земель вокруг Москвы, ставшей центром государства.

На сохранившемся с 1497 года логотипе (печати) великого князя московского Ивана Васильевича помимо изображённого всадника, поражающего дракона копьём, на обороте были слова — «всея Руси». Это говорит о том, что на некоторое время символ Московского княжества становится государственным символом всей Руси.

С периода правления Ивана Грозного (1533—1584) впервые на государственных печатях появилось изображение птицы, двуглавого орла со всадником на её груди. Такое сочетание несколько веков использовалось в качестве основного символа (герба) Российской империи. На нём время от времени всадник отображался по-разному: походил на правителя или менялся вектор, при котором воин на рисунке был развёрнут то в левую, то в правую сторону.

Важно, что в те времена ездца (всадника) на главном знаке не называли святым Георгием, а считали его государем. Это говорило о том, что всадник на коне отождествлялся с Московским государством, а не с самим городом Москвой.

Появление официальной символики

Свой первый официальный гербовый знак Москва обрела при Екатерине II в декабре 1781 г. В описании его указано, что святой Георгий повёрнут в противоположную сторону, нежели всадник на Государственном гербе, и поражает копьём чёрного змея в красном поле. В документе говорилось, что узаконена была старая, давно известная эмблема Москвы.

Гербовый знак Москва обрела при Екатерине II

Существенные изменения знак претерпел в 1859 и 1883 г. годах:

  • всадника развернули в левую сторону (согласно западноевропейской геральдике);
  • цвет его плаща стал лазоревым;
  • затем имеющийся вид картинки дополнили императорской короной и двумя золотыми скипетрами с Андреевской лентой.

Такое изображение на официальном символе Москвы продержалось вплоть до революции 1917 г. Москва при Советской власти становится столицей государства. Утверждают для неё другой герб (1924) в духе символики одержавшего победу пролетарского класса.

Петровская эпоха

В начале XVIII века всадника на гербовом значке впервые нарекает святым Егорием (Георгием) император Пётр I в своих документах. В период его правления на воинских знамёнах армейских полков отображались эмблемы городов их дислокации. Те полки, что находились в Москве, имели эмблему с изображением двуглавого орла с тремя коронами и щитом на груди, в центре которого всадник на коне направлял копьё в пасть дракона.

Герб Москвы - история создания, описание и значение
Герб Москвы - история создания, описание и значение

К тридцатым годам XVIII века с эмблемы знамени исчез орёл, осталось изображение всадника с короной на голове, держащего копьё; и образ змея. Святой Георгий стал частью государственного герба, а вскоре — и гербом города Москвы — исторического центра России (столицей был Санкт-Петербург).

Окончательный вариант

Новый символ города был введён правительством Москвы в ноябре 1993 г. согласно нормативному акту, восстанавливающему исторический герб Москвы, утверждённый в 1781 году. Городской знак отличается от символа Московской области, где всадник повёрнут не вправо, а влево. Ныне существующий Московский герб был позднее утверждён Городской думой столицы в 1995 года, а затем узаконен в 2003 году.

Сегодняшнее описание и значение герба Москвы ещё раз подтверждают, что Георгий Победоносец вернулся на своё законное место. И в настоящее время город находится под надёжной защитой этого покровителя, символизирующего торжество добра над злом.

Герб Москвы и Георгий Победоносец

Четверг, декабря 6, 2012

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни — главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено — «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже — губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 — 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы — исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее — 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.

Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

  • Tweet
  • Surf

История изменений


Попав на эмблему Московского княжества еще в XVI веке, Георгий Победоносец отсутствовал на ней лишь в советское время, в период с 1924 по 1993 год.

Георгий Победоносец

Его изображение на гербе Москвы за столь долгий период времени было несколько раз существенно изменено:

  • В 1780 году на знамени московского полка, описанном в «Знаменном гербовике», святой Георгий был изображен как в современной версии герба, только на голове его был золотой венец (корона), плащ за спиной был желтый, поле у ног змея – белое, остальной фон – ярко-красный. Направление всадника – вправо от смотрящего на геральдический щит. На копье воина – крест. Стоит отметить, что до петровских времен, изображаемый всадник на эмблеме московских князей не идентифицировался как святой Георгий, а соотносился с образом правящего царя.
  • На екатерининском гербе Москвы 1781 года Георгий Победоносец нарисован как на полковом знамени, только фон поля полностью красный, корона убрана – всадник облачен в рыцарские доспехи, копье утратило крест. Цветовая гамма, а также движение коня к левой стороне геральдического щита остались без изменений.
  • В 1883 г. во время правления Александра III гербовая эмблема изменена в соответствии с геральдическими канонами, и святой Георгий стал выглядеть иначе: всадник был повернут в правую сторону по геральдическим законам (левую, если смотреть на изображение на щите), он разил врага копьем, взявшись за древко обеими руками. На копье вновь возник крест. Рыцарские латы сменились полудоспехом, который вместе со шлемом был желтым, а плащ стал синим. Конь утратил белизну и поменял свой цвет на черный. Змей заменен был драконом

Герб с великомучеником Георгием после революции упразднили и до современного московского герба использовали советский герб г. Москвы.

Обсуждение закрыто.