Герб Могилева: история появления и значение

Герб Могилева: история появления и значение

Об истории герба Могилевской области

В наше время о многих характерных особенностях истории населенных пунктов, районов и областей, могут рассказать их гербы. Слово «герб» происходит от немецкого – «Erbe», что переводится как наследие. Но мы не всегда знаем историю и значение геральдических символов родного края. В этой статья, я предлагаю ближе познакомимся с историей герба Могилевщины.

70famogilev_shield_edit

Прообразом современного герба стал герб Могилевской губернии «высочайше утвержденный» еще в 1878 году российским императором Александром II. В годы самостоятельного развития Республики Беларусь, геральдические символы получили новое рождение. 3 января 2005 года вышел Указ Президента №1 об учреждении герба и флага Могилева, Могилевской области и целого ряда городов и районов региона. Автором и художником областной символики выступил Павел Димитриади.

Герб Могилевской области является оригинальным и многозначительным по своей сути. Почетное место на нем отведено иконографии Могилево-Братской Божией матери – покровительницы Могилевских земель. Ее изображение помещено в верхней части поля золотого французского щита в овале голубого цвета, который в данном гербе символизирует небесное око, а цвет – красоту и ясность.

Икона Богоматери известна с 1655 года, она не раз ограждала Могилев и его жителей от разрушений и бедствий. Например, в 1910 году благодаря упорным молитвам горожан у лика Пресвятой Девы, удалось избежать страшного пожара, угрожавшего городу. Кроме того, было зафиксировано множество исцелений перед чудотворным образом. В XX веке святыня была утрачена, и сегодня ее судьба неизвестна.

В Трехсвятительском кафедральном соборе Могилева находится древняя копия иконы. Будем верить, что сегодня святой лик Могилево-Братской Божией матери так же как и прежде оберегает и покровительствует могилевчанам.

Под молящейся Святой Девой помещены хлебные нивы и три холма зеленого цвета. Изображение трех колосьев с золотыми стеблями – символ плодородия региона. В каждом из них по семь зерен. Число семь – знаменует полноту творения. Двадцать одно зерно в колосьях означает двадцать один район Могилевской области.

Три холма зеленого цвета говорят о ландшафтах Могилевщины и воспроизводят легенду о рождении областного центра, связанную с добрым разбойником богатырем Машекой, который умер от руки своей любимой невесты. Простые люди похоронили его на берегу Днепра и насыпали сверху курган, а место получило название Могила льва, впоследствии и давшее название городу.

В связи с этим, в описании герба Могилевской губернии XIX века, изображение трех холмов значилось как «тройная зеленая могила». Существует и версия, по которой город возник в XIII веке на «могилах» – так называемых в то время возвышенностях (холмах).

Зеленый цвет холмов – цвет изобилия, надежды и свободы. Щит герба окружен золотыми дубовыми и лавровыми листьями, соединенными Андреевской лентой. Дубовые ветки – символ героического прошлого, силы, мужества, памяти о погибших воинах, ветка лавра – славы и культурных достижений. Андреевская лента традиционно изображалась на гербах губернских городов, связывая золотые дубовые ветви.

Элементы представленного герба перекликаются в своей символике с элементами иконы «Спорительница хлебов».

Давайте будем знать и помнить, что герб Могилевской области подчеркивает природную красоту и богатство белорусских земель, в частности и в особенности Могилевщины, и, как и многие гербы Республики Беларусь, олицетворяет глубокую историческую духовность белорусов.

Герб и флаг Могилевской области учреждены Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2005 г. № 1

Герб: в золотом поле французского щита в овале голубого цвета Могилево-Братская Божья Матерь. Внизу размещены три зеленых холма, на которых три червленых колоса с золотыми стеблями. Щит окружен соединенным голубой Андреевской лентой венком из золотых дубовых и лавровых листьев.

Флаг: прямоугольное полотнище красного цвета с соотношением сторон 1:2, в центре лицевой стороны которого – изображение герба Могилевской области.

В основу герба Могилевской области взят герб Могилевской губернии, «высочайше утвержденный» 5 июля 1878 г. В верхней части щита размещено изображение Божьей Матери как символ покровительства Могилевским землям. Воспроизведена иконография Могилево-Братской Богоматери, являющейся одной из четырех прославленных икон Могилевщины, известной с 1655 г. Икона признана чудотворной в католической и православной конфессиях. Образ Богородицы встречается на Могилевских цеховых гербах, что подтверждают письменные источники и «Могилевская хроника». В белорусских городских гербах довольно часто встречается изображение святых: Иисус Христос (Витебск), Богородица (Минск), Святой Михаил (Новогрудок), Святой Петр (Малеч), Святой Стефан (Радошковичи) и др.

Элементы представленного герба перекликаются в своей символике с элементами иконы «Спорительница хлебов», благословленной для почитания старцем Амвросием Оптинским. Пречистая Дева изображена молящейся над хлебными нивами. Образ Богородицы расположен на щите овальной формы. Овал – символ полноты творения и совершенства, в данном изображении на гербе символизирует небесное око. Голубой цвет щита означает величие, красоту и ясность.

В нижней части щита сохранен сюжет исторического герба. Три холма говорят о ландшафте местности Могилевщины и воспроизводят легенду о возникновении центра территориального образования. Зеленый цвет холмов – цвет надежды, изобилия, а также символ свободы. Несмотря на то что изображение трех колосьев выстроено по законам современной стилистики, оно не потеряло прежнего звучания, являясь символом плодородия земли трех основных районов, входящих в область, – Поднепровского, Друцко-Березинского и Сожско-Беседского. Каждый колос составлен из семи зерен (число семь – символ полноты творения). Двадцать одно зерно в колосьях означает двадцать один район Могилевской области. Три колоса имеют более глубокое прочтение. Это три поколения, живущие в одно время, и три этапа духовного роста человека. В нумерологии число три означает созидание. Его синонимы – благоразумие, мир, умеренность. Подобно хлебному колосу, живущему в трех элементах – воде, земле и воздухе, человек живет в материальном, интеллектуальном и духовном мирах. Как зерно произрастает в земле, поднимается колосом вверх, так и человек движется от иллюзий и заблуждений к духовному свету. Колосья символизируют связь всех людей, живущих под небесным покровом. Собранные колосья – это обретенный опыт и знания.

Щит окружен золотыми дубовыми и лавровыми листьями, соединенными Андреевской лентой. Дубовые ветки – символ героического прошлого, силы, мужества, памяти о погибших воинах, ветки лавра – символ славы и культурных достижений. Андреевская лента исторически изображалась на гербах губернских городов, связывая золотые дубовые ветви. Апостол Андрей Первозванный почитался святым патроном славянской земли с юга на север, побывав в том числе и на территории нынешней Могилевской области. Цвет Андреевской ленты в основном совпадает с цветовым символом Богородицы.

Флаг имеет красное полотнище. Цвет выбран не случайно. В XVII в. известна городская хоругвь Могилева: на красном полотнище – голубой крест. В пользу красного полотнища флага высказались ученые Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова – заведующий кафедрой профессор Я.Г. Риер и заведующий секцией археологии и специальных исторических дисциплин доцент И.А. Марзалюк. Они отмечают, что в хронике Яна Длугоша имеется описание хоругвей белорусских полков, принявших участие в Грюнвальдской битве. В их числе был отряд Мстиславского княжества, во владение которого входила большая часть современной Могилевской области. Хоругвь этого отряда – «Погоня» на красном полотнище. Кроме того, с 60-х гг. XVI в. существовала хоругвь Мстиславского воеводства. Она имела следующие цвета: желтая, в красном поле герб «Погоня». По свидетельству итальянского путешественника Гваньини цвет хоругви был померанцевым (оранжевым).

Описание

Официальное описание герба:

Герб Могилёвской области представляет собой изображение на золотом поле французского щита в овале голубого цвета Могилёво-Братской Божьей Матери. Внизу размещены три зелёных холма, на которых три червлёных колоса с золотыми стеблями. Щит окружён соединённым Андреевской лентой венком из золотых дубовых и лавровых листьев.

Символика

В основу герба Могилевской области положен герб Могилевской губернии. В верхней части щита размещено изображение Божьей Матери как символ покровительства Могилёвским землям. Воспроизведена иконография Могилёво-Братской Богоматери, являющейся одной из четырёх прославленных икон Могилёвщины, известной с 1655 года. Икона признана чудотворной в католической и православной конфессиях.

Элементы представленного герба перекликаются в своей символике с элементами иконы «Спорительница хлебов», благословлённой для почитания старцем Амвросием Оптинским. Пречистая Дева изображена молящейся над хлебными нивами. Образ Богородицы расположен на щите овальной формы. Овал — символ полноты творения и совершенства, в данном изображении на гербе символизирует небесное око. Голубой цвет щита означает величие, красоту и ясность.

В нижней части щита сохранён сюжет исторического герба. Три холма говорят о ландшафте местности Могилёвщины и воспроизводят легенду о возникновении центра территориального образования. Зелёный цвет холмов — цвет надежды, изобилия, а также символ свободы. Несмотря на то что изображение трёх колосьев выстроено по законам современной стилистики, оно не потеряло прежнего звучания, являясь символом плодородия земли трёх основных районов, входящих в область, — Поднепровского, Друцко-Березинского и Сожско-Беседского. Каждый колос составлен из семи зёрен (число семь — символ полноты творения). Двадцать одно зерно в колосьях означает двадцать один район Могилёвской области.

Щит окружён золотыми дубовыми и лавровыми листьями, соединёнными Андреевской лентой. Дубовые ветки — символ героического прошлого, силы, мужества, памяти о погибших воинах, ветки лавра — символ славы и культурных достижений. Андреевская лента исторически изображалась на гербах губернских городов, связывая золотые дубовые ветви. Апостол Андрей Первозванный почитался святым патроном славянской земли, побывав в том числе и на территории нынешней Могилевской области. Цвет Андреевской ленты в основном совпадает с цветовым символом Богородицы.

Автор и художник герба и флага П.И. Димитриади.

Описание герба города Могилев

Герб: в голубом поле барочного щита на зеленой оконечности изображение трех, серебряных башен, в средней из которых в открытых воротах находится серебряный рыцарь в доспехах с поднятым над головой мечом. Вверху над воротами на усеченном по своему основанию круглом красном щите под кровлей центральной башни находится серебряный вооруженный всадник с мечом и щитом.

Флаг: прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением сторон 1:2, в центре лицевой стороны которого – изображение герба города Могилева.

История и значение герба

Герб города Могилева является историческим. Областной центр за свою историю имел три герба.

По привилею от 28 января 1577 г. короля Польского и великого князя Литовского Стефана Батория на самоуправление был пожалован первый официальный герб Могилеву – в голубом поле «вежа мурованая высоко выведеная». Печатью с подобным изображением и надписью «Печать места Могилевского» заверялись документы, исходившие из городской канцелярии при магистрате, она же ставилась на изделия местных ремесленников как своеобразный «знак качества».

Второй герб Могилев получил по грамоте короля Яна Казимира 9 июня 1661 г. – «в голубом поле три серебряные башни, в открытых воротах средней – рыцарь, вооруженный мечом, вверху над воротами, на круглом красном щите – вооруженный всадник с мечом и щитом». Этот вариант герба, как показала история, стал истинно городским символом, узнаваемым и привычным. После присоединения восточной части территории Беларуси к Российской империи изображение вооруженного всадника с поднятым мечом в могилевском гербе было заменено двуглавым орлом. Но в таком виде герб просуществовал сравнительно недолго. 16 августа 1781 г. был «высочайше утвержден» могилевский губернский герб – «в верхней части щита половина Российского герба, в знак того, что сие Наместничество присоединено к Империи Российской. В нижней же – старый герб: всадник на коне, в красном поле».

Однако известно, что чем древнее герб, тем почетнее и престижнее он для города, тем богаче заложенный в нем информационный и духовный заряд. Поэтому в Могилевском горисполкоме сочли правильным восстановить и утвердить герб 1661 г., тем более что он органически вошел в повседневную жизнь горожан.

Таким образом, учрежденный Главой государства герб Могилева полностью соответствует древнему описанию исторического герба середины XVII в.

Голубой цвет герба, согласно общепринятой геральдической трактовке, является символом Неба (возвышенности чувств и помыслов), величия, красоты и ясности. Это традиционный фоновый колор в городской европейской геральдике.

Зеленый цвет нижней части щита в европейской геральдике трактуется как символ жизни, обновления, надежды, достатка и благосостояния. В национальной восточнославянской геральдике зеленый цвет также считался символом чести и доверия.

История возникновения геральдического символа «три башни» в значении «триединство» уходит корнями во времена античности. Но своего наивысшего расцвета этот символ достиг в средневековой европейской городской геральдике, получив новое звучание на основе христианской догматики. Согласно библейским легендам, крепость – это символ Бога. Три башни крепости в данном случае олицетворяют символ Троицы. Прямое подтверждение этому также дают библейские тексты (Апокалипсис 21,13), касающиеся описания Небесного Иерусалима: 12 ворот с тремя башнями, несущие образ Троицы на каждую сторону света. Этот сюжет нашел свое отображение на средневековых гербах многих европейских городов, в том числе и Могилева, как символ стремления к созданию идеального обустройства жизни на своей земле (т. н. Дольный Иерусалим).

Многовековая история городского самоуправления – это еще одно подтверждение верности избранному символу: могилевчане всегда стремились сделать свою жизнь и свой город прекраснее.

Изображение трех крепостных башен на гербе Могилева сочетается и с реальной историей города, связанной с замком князя Льва Даниловича Галицкого (Льва Могия – Могучего), который на заре становления города был центром и опорой горожан, а также с легендой о возникновении города на трех реально существующих и поныне холмах – Могилка, Гвоздовка и Машековка. Библейская, историческая и народно-эпосная трактовки сюжета и данного символа герба Могилева хорошо сочетаются и взаимодополняют друг друга.

Символ открытых ворот крепости имеет два толкования: библейское – символ райских ворот, открытых для каждого праведника, и историческое – Могилев никогда не был «закрытым» городом, наоборот, могилевчане всегда были рады гостям, поскольку Могилев испокон веков был городом мастеров, торговли, развитой науки и культуры.

Символ рыцаря в раскрытых воротах имеет также два толкования. «Город открыт для всех добрых людей, но имеет надежную защиту от неприятеля». История Могилева десятки раз подтверждала, что могилевчане умеют защищать свой город, проявляя при этом чудеса героизма, мужества и стойкости. Множество сведений о воинской доблести горожан, собиравших народное ополчение, можно найти и в древних летописях, и в документах новейшей истории. Библейская трактовка связывает рыцаря в открытых воротах с символом Ангела, вооруженного огненным мечом, который охраняет ворота в рай (Апокалипсис 21,12), что сочетается с упоминавшейся выше легендой о Дольном Иерусалиме, являясь логическим завершением библейской трактовки сюжета герба Могилева, указывая на древность геральдических символов и, соответственно, города, имеющего их на своем гербе.

Поднятый над головой рыцаря меч – классический геральдический символ, так называемый «Меч мести», главным определением которого является «напоминание о бесчисленных трагедиях, пережитых городом, об обидах, нанесенных врагами, о необходимости всегда быть готовым к защите родной земли». Этот символ весьма удачно вписывается в общепринятую нерелигиозную трактовку сюжета герба Могилева, сочетаясь с реальной историей города.

Изображение серебряного вооруженного всадника с мечом и щитом на красном круглом щите является историческим изображением общеизвестного герба «Погоня», официального герба Великого княжества Литовского, в состав которого во время принятия герба в XVII в. входил Могилев, что подчеркивается расположением «Погони» на гербе Могилева: под кровлей центральной башни над открытыми воротами. В современном толковании данный символ указывает на древнее происхождение герба и географическую расположенность города.

Наличие «Погони» на гербе Могилева имеет и более современное толкование: исторически Могилев всегда являлся «восточными воротами» государства – мирного, но готового к отражению любой агрессии. Красный цвет поля щита «Погони» – символ борьбы, власти и благородства. Серебро – символ чистоты, добропорядочности, высокой морали – издревле почиталось у белорусов как самый ценный металл и олицетворяло благородство, достоинство и доблесть.

Имеющиеся толкования – библейское, историческое, общепринятое, современное – взаимодополняют друг друга, отображая древнее происхождение города, его герба, историю города, традиции и жизненные принципы древних поколений и нынешних жителей Могилева.

Значение и описание герба Могилева


На лазурном фоне польского щита изображено 3 серебряные башни. В распахнутых воротах средней стоит серебряный рыцарь в доспехах с поднятым над головой мечом. Под крышей этой башни изображен срезанный снизу красный круглый щит с элементом герба Великого Литовского княжества – Погони. Башни стоят на зеленом поле.

Фон щита лазурный, что указывает на силу, величие, честь. Три башни символизируют христианское учение о Триединстве Бога. Серебряный цвет напоминает о белокаменной крепости на пути из варяг в греки, открытые ворота которой всегда принимали торговых гостей со всего света.

Рыцарь в сияющих доспехах стоит на защите интересов всего населения, а Погоня на красном фоне напоминает о времени, когда Беларусь входила в состав Польши, и о том, что обидчиков всегда ждет расплата.

История герба неразрывно связана с историей города. В результате исследований ученые археологи определили, что первые поселения славян в этом месте были уже в Х в., а с ХІІ в. на берегу Днепра существовал замок на горе, носящей название Могила.

Герб города Могилева появился впервые в 1661 г., после получения Магдебургского права в 1577 г. Первоначальный вариант представлял собой лазоревый щит с изображением одной серебряной башни.

В те времена на высоком берегу Днепра стояла крепость, обнесенная деревянной стеной. Высокие стены с внешней стороны были белыми, словно выложенными из камня. Мурованная башня сразу указывала на город Могилев на Днепре.

Изображение с тремя башнями, которое можно видеть на современном фото герба, появилось в 1661 г. по воле польского короля Яна Казимира. Богатые купцы и гильдии ремесленников возвысили родной город, поставив его на один уровень с Вильно – столицей Речи Посполитой.

Расположенный на пути из варяг в греки Могилев был торговым городом и славился товарами и искусными мастерами.

После вхождения в состав Российской Империи в 1772 г. был изменен и рисунок на гербе города. С 1781 г. щит был поделен, на золотом фоне верхней части теперь находился российский двуглавый орел, а всадник Погони, изображенный на красном фоне, остался на нижней части.

Также существует проект 1859 г., отражающий легенду о городе. На золотом щите была изображена тройная могила зеленого цвета, увенчанная красными колосьями с золотыми листьями. Щит вверху украшен золотой короной, а вокруг обвивается колосьями такого же цвета, переплетенными красной лентой.

В 2005 г. президентом Беларуси Александром Лукашенко был подписан указ, согласно которому утвержден герб города Могилева с исторически сложившимся изображением трех башен, серебряного рыцаря в доспехах и Погони на красном фоне.

Краткая история

Считается, что Могилев появился в XI—XII веках в качестве города-крепости рядом с ремесленными и сельскими поселениями. Наличие населенного пункта подтверждается многочисленными археологическими находками: орудиями труда, оружием, предметами быта, украшениями.

Многочисленные войны не раз опустошали город, но обороняющее сооружение выстояло, а отдельные его фрагменты сохранились до наших дней. Со временем Могилев стал крупным торговым и ремесленным центром с мощной трехлинейной оборонительной системой.

В XIII веке во время набега монголо-татар город был сожжен. Об этом свидетельствуют археологические исследования.

В середине XIV века Могилев стал частью Литовского княжества. В XVI веке население города увеличилось, он активно рос в торговом и ремесленном отношении.

В 1503 году князь Александр в качестве подарка к свадьбе подарил Могилев Елене – дочке московского правителя. После вхождения Смоленска в состав Московского княжества город взял его функции на себя. В Могилев перебрались многие смоленские купцы вместе со своими средствами и деловыми связями.

По результатам Люблинской унии город попал в состав Речи Посполитой. В 1577 году Могилев получил большое магдебурское право.

В XVII веке Могилев часто становился местом столкновения русских войск и армией Речи Посполитой. Все эти события негативно влияли на экономику города. Сильно Могилев пострадал и в 1708 году во время Северной войны.

Окончательно в состав Российской империи город вошел после первого раздела Речи Посполитой во второй половине XVIII века.

Во время вторжения войск Наполеона в 12 км от Могилева, рядом с деревней Салтановкой, велись кровопролитные сражения. В память о тех событиях под Салтановкой был установлен памятник.

В годы Первой мировой войны в Могилеве находилась Ставка Верховного Главнокомандующего Николая II.

В 1938 году в связи с проектом переноса столицы БССР в Могилеве развернулось масштабное строительство. Были возведены кинотеатр «Родина», Дом Советов, гостиница и другие культурные учреждения, а также жилые дома. Но после присоединения к БССР Западной Белоруси идея создания из Могилева столицы отпала.

Во время Отечественной войны немецкая армия очень быстро добралась до пригорода Могилева. В окрестностях города бои велись около 17 дней с 4 по 21 июля, но под давлением превосходящих сил противника советским войскам пришлось отступить. Захватив Могилев, гитлеровцы создали здесь несколько концентрационных и пересыльных лагерей. Город освободили в июне 1944 года.

Могилев во второй половине XX века

Могилев во второй половине XX века

Сегодня Могилев является крупным промышленным центром Беларуси. Здесь действуют машиностроительные, нефтеперерабатывающие и металлообрабатывающие предприятия. Работает фабрика по производству полиэфирных волокон.

Город – лакомый кусочек

Как и многие города того времени, в 12 веке город был крепостью. Поэтому, и встал на пути монголо-татарских полчищ. Но сопротивление было недолгим – татары разрушили город до основания. В 14 и 15 веках город возрождается, упоминается в списке русских городов. В 16 веке входит в состав княжества Литовского. Это личная вотчина королевы Ядвиги Польской. Бурно начинает развиваться ремесло и торговля.
В честь получения Магдебурского права была построена городская ратуша. В это время наблюдается обострение вражды между православными и католиками. Хотя православных было большинство, но власти они не имели. Чтобы объединить католиков и православных и не допускать вооружённых конфликтов была заключена Брестская уния.
А через 200 её потомки подарили город другой польской королеве с типично русским именем – Елене Ивановне. И город начал развиваться и расти. В 17веке город был как переходящий кубок – то русские войска возьмут, то через 7 лет поляки назад вернут. В результате боевых действий город опять был разрушен.

И там шальная императрица…

В 18 веке почти двадцать лет войны России со шведами не пошли на пользу городу. Его весь перекопали рвами и траншеями, понастроили оборонительных укреплений. Этот лакомый кусочек ещё не один раз будет переходить из рук в руки. Так в 1772 году в результате раздела Польши Могилёв отойдёт к Российской империи. Образуется Могилёвская губерния с центром в городе Могилёв.
Именно здесь состоится встреча великой русской императрицы Екатерины Второй с императором Австрии Иосифом.

Могилев в центре военных действий

Во время Отечественной войны 1812 года рядом с Могилёвым у деревни Солтановка произошло сражение. Русский пехотный корпус бился против французского генерала Даву. Остановить нашествие французов не удалось. Город был взят французами и освобождён только к концу войны.
В годы Первой мировой войны именно Могилёв был ставкой Николая Второго вплоть до Великой октябрьской революции.
В 30-е годы прошлого века планировалось сделать Могилёв столицей Белорусской ССР. Началось масштабное строительство. Но планы расстроило присоединение Западной Белоруссии. Второй раз были попытки сделать Могилев столицей БССР по окончании Великой Отечественной войны. Но опять ничего не получилось.

Географическое расположение города, как форпоста, на западных границах России, а потом и СССР предопределяло направление главного удара нападающего противника. В начале Великой Отечественной войны не только Брестская крепость отчаянно противостояла фашистским ордам. Защитники Могилёва почти месяц сопротивлялись и оттягивали на себя наступающих гитлеровцев. Боевые действия разворачивались около деревни Буйничи на поле. В ходе наступательной операции «Багратион» в июне1944года советские войска освободили город.

Могилев сегодня

Один из крупных промышленных городов в Белоруссии. Население почти 375тыс. человек. В городе работают нефтеперерабатывающие, машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. Имеется одно из самых крупных в Европе предприятий по выпуску волокон из полиэфира. 7 ВУЗов и 12 средне -профессиональных учебных заведения готовят кадры для местных заводов и фабрик.

OZON93HC6G код на 300р на OZON или ссылка Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.

Легенды о происхождении названия города Могилёв

Могилёв — город, который расположился на широких берегах реки Днепр. О названии этого города складываются легенды и ведутся нешуточные споры.

По одному мнению, название произошло от имени галичского князя Льва Даниловича Могия, или Льва Могучего. По его велению на берегах Дубровенки был построен замок, вокруг которого начали селиться рыбаки, торговцы, ремесленники. И образовавшийся город назвали в честь князя. С тех пор, конечно, многое изменилось, и замка того уже давно нет.

По второй, самой поэтичной версии, название идёт от кургана «Могила Льва», где был захоронен богатырь Машека, славившийся своей недюжей силой и боровшийся с боярской несправедливостью. В народе его называли местным Робин Гудом. Он был мирным жителем, пока боярин не отнял у Машеки невесту. Тогда он подался в разбойники и стал мстить за обиду, которую ему причинили. Погиб Машека от руки своей любимой, ставшей женой боярина. Народ похоронил Машеку на берегу Днепра и насыпал высокий курган, который прозвали «Могилой Льва». От этого кургана и город получил своё название.

Ещё одна версия гласит, что название произошло от слов «Могий» (могучий) и «Лев», потому что на протяжении долгих лет Могилёв как могучий лев боролся с бедами, невзгодами и войнами за свободу и счастливую жизнь своих жителей.

Какая их этих версий — правда, вряд ли получится узнать, так как официальных данных об этом я не нашла. Но все придерживаются второй, самой романтичной, легенды.

.

Легенда о Машеке

Некогда на месте Могилёва в лесу был лагерь разбойника Машеки, который защищал бедных и угнетённых людей, борясь с несправедливостью. Машека был человеком необыкновенной силы и даже вырывал с корнями деревья. Раньше он был мирным крестьянином, но когда некий пан украл у него невесту, Машека разозлился и пошёл войной на пана. Богатырь Машека погиб от руки своей невесты, которая стала женой пана. Похоронен был Машека на высоком берегу Днепра, а над его могилой был насыпан курган. Это место получило название «Могила Льва», а на нём возник город Могилёв. Расположенная недалеко гора стала называться Мышаковской или «Мышаковкой». Это искажённое название.

Известно, что Могилев возник на трех холмах. Один из них назывался «гора Машекувка или Машйковка». В XVIII веке за горой закрепилось название «Мышаковка», что дало основание некоторым краеведам — в частности Филиповичу — утверждать, что она не имеет никакого отношения к легендарному Машеке. Однако в то время на горе уже было православное кладбище с прежним названием «Машековское». Когда генерал-губернатор Могилева Пассек для своего внебрачного сына на границе с Чечерским майоратом Чернышева ,создал слободу из 10 запорожских казаков и полковника ,то назвал ее Слобода Пассека.Которую сам называл Мишаковка.Казаки назвали речку «Сеча»,в память о разогнанной Запорожской сечи.Рядом с Слободой возникла деревня,Хватовка-по названию поселившихся казаков.Пассек взял в охрану сыну лучших казаков,пластунов,которые захватывали в плен языков,и ловили пули руками.Сейчас это хутор,а наследники графа Пассека носят фамилию Мишаковы.

Могий Лев.

В рукописном оригинале хроники Могилева один из летописцев, Т. Сурта на обороте 3-го листа, а последующий летописец Трубницкий на 67-м листе указали, что нет никаких сведений, откуда Могилев получил свое название. По их мнению, название города произошло от сочетания двух слов «Могий и Лев» — могучий лев, так как на протяжении предыдущих столетий город, как могучий лев противостоял войнам, бедствиям и невзгодам. Однако существует ряд легенд о возникновении названия города.
Одна из них связана с именем галичского князя Льва Даниловича Могия (могучий лев). Согласно сообщению Могилёвской хроники в 1267 году на излучине Днепра при впадении в него речки Дубровенки по велению князя был построен замок. Возле этого строения стали селиться рыбаки, ремесленники и торговцы. С той поры многое изменилось, не стало старого замка. Археологам так и не удалось обнаружить следы этого замка. Правда, в одной из памятных книжек Могилевской губернии за 1861 год указывается, что по преданию основание города связано не с возведением замка, а с построением церкви.
Некоторые исследователи считают, что название Могилева происходит от имени Полоцкого князя Льва Владимировича (Льва Могучего).
Согласно самой известной легенде, некогда на месте Могилева, в бескрайнем лесу был разбойничий притон атамана Машеки. Машека был человеком необыкновенной силы, вырывавший с корнями деревья. Сначала он был мирным крестьянином, но когда боярин-самодур отнял у него невесту, Машека взбунтовался и стал мстить за причиненную обиду. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей любимой, ставшей женой боярина. Простые люди похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и насыпали над могилой курган. Место получило название «Могила Льва», а город здесь возникший, имя Могилев. Расположенная недалеко гора, стала называться Машековской или «Машековкой». В настоящее время на Машековке расположен микрорайон Юбилейный.
Известный белорусский поэт Янка Купала, вдохновившись романтикой легенды, написал поэму «Могила Льва», которая заканчивается следующими строками:
„… И ту высокую могилу,
Где лес угрюмо распевал,
За мощь Машеки и за силу
„Могилой льва“ народ прозвал.
Над нею — скоро иль не скоро –
Упали тысячи дерев,
И у могилы вырос город,
Носящий имя Могилев.“

Легенды и мифы древнего Могилева

Есть такое понятие – genius loci, дух места. То, что делает каждый город уникальным, создает особую атмосферу. Это старые храмы, городская скульптура и узкие улочки, а главное – легенды и предания, связанные с ними. В Могилеве существует множество удивительных историй. Они дают возможность не только позабавить нас сегодняшних, но и выявить полезную историческую информацию. Давайте вспомним самые яркие и интересные.

Детективная история

Про историю кармелитского кафедрального Станиславского костела в Могилеве, выдающегося памятника архитектуры и искусства XVIII века, сложено немало мифов и легенд. Одна из них повествует о скандальном событии, предшествующем его строительству. Как утверждают могилевские летописцы, храм был возведен в качестве искупительного дара могилевских мещан за… убийство.

22 декабря 1733 года помещик Зенькович соседствующего с Могилевом имения Любуж со своими слугами устроил вооруженное нападение на город. Было ранено и убито немало горожан. Подъехав к ратуше, Зенькович разогнал людей, что были на рынке, а их товары — хлеб, крупу, пироги — потоптал лошадьми. Спасаясь от взбунтовавшегося народа, Зенькович нашел себе убежище в кармелитском монастыре, стоявшем в том самом месте, где сегодня величественно возвышается Станиславский костел. Именно оттуда его и вытащила разъяренная толпа горожан. Зеньковича, зацепив веревками за ноги, отволокли на рынок, где затем и убили, а тело бросили в Днепр, который унес его вниз по течению. При этом монастырь был осквернен, а часть костельного убранства разграблена.

Когда же по этому делу было проведено расследование, решили, что коль все вместе были виновны в убийстве, то и наказание будет равное: общественным иждивением выстроить каменный для ксендзов-кармелитов костел на том же самом месте. Говорят, сам король приказал разобрать все каменные здания и печи деревянных домов обывателей для строительства сего храма, таким образом наказывая православное население за убийство польского шляхтича. Так, вместо деревянного появляется каменный храм, возведение которого было закончено в 1751-52 годах.

Одним из доказательств несостоятельности этой легенды служат исследования, которые показали, что и стены подвала, и само здание костела сложено из однородного кирпича, и никаких следов разборки на них нет.

«Жемчужина» Могилева

Не менее интересной легендой окутан еще один собор, к сожалению, не сохранившийся до наших дней — Иосифовский. Собор был воздвигнут в честь встречи Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. В него, по свидетельствам очевидцев, не пускали мужиков в лаптях, а строился он по проекту молодого архитектора Н.А. Львова. Восторги императоров вызвал проект величественного здания с колоннами, увенчанными над главным входом портиком с изображением «всевидящего ока», и богатый интерьер храма. Императрице Екатерине II так понравился проект собора, что она презентовала за него Львову перстень с бриллиантами, а Иосиф II одарил его за архитектурные новации табакеркой с алмазами.

Новый храм должен был заменить стоявшую тогда на этом месте деревянную Дальне-Воскресенскую церковь. Старожилы говорят, что при закладке и торжественной литургии присутствовали Екатерина и Иосиф, и в тот момент, когда они склонились над камнем, у императрицы с шеи оборвалось жемчужное ожерелье и жемчуг россыпью упал на землю. Екатерина жестом остановила придворных, которые попытались собрать драгоценные жемчужины, сказав: «Пусть жемчужины остаются в земле, а храм, который появится на этом месте, будет таким же прекрасным, каким было это ожерелье».

Специально для могилевского собора русским живописцем Владимиром Боровиковским был создан ряд высокохудожественных икон. Ходил слух, что на них в виде святых и ангелов были изображены фавориты Екатерины II и сама великая императрица в образе св. Екатерины, а св. Иосиф Обручник предстал с «ликом» Иосифа II, но, правда, украшенного бородой. Местные жители утверждали, что после разрушения храма в земле находили крупные жемчужины известного ожерелья. Но какова вероятность найти в тоннах бетона и земли жемчужины, решать вам, наши читатели.

Венец творения

Еще одна легенда нашего города связана с одной из первых деревянных синагог, выстроенных в Могилеве во второй половине XVII в. на Школище. Архитектурной особенностью ее была ломаная двухъярусная крыша с крытой отдельно галереей первого этажа. И, видно, столь велика была слава могилевской синагоги, что схожие появились в Мстиславле в XVIII в. и в Орше в XIX в. Но известна она не столько своей архитектурой, сколько уникальными росписями, которые сделал, как гласит предание, дед великого живописца Марка Шагала. Но, скорее всего, он был или прапрадедом Шагала, или одним из братьев прапрадеда. Росписи могилевской синагоги считаются венцом творения Мастера.

Примерно в 1710 году художник из Слуцка Хаим бен Ицхак Халеви Сегал расписал интерьер синагоги. Восточные орнаментальные мотивы одели сплошным узором «от спинок скамеек вдоль стен по всей их длине до самой верхушки шатра» внутреннее пространство синагоги. Предание гласит, что когда он закончил свою работу, то упал с лесов и умер. Его творение было столь велико, что нельзя было сделать еще что-то лучшее, чем он уже сделал, а дальнейшая жизнь только опорочила бы его. После окончания работы его душе больше незачем было оставаться в теле.

Благодаря опубликованной  в 1916 г.  статье и рисункам Эля Лисицкого, сегодня составлено достаточно полное представление о внутреннем, декоративном убранстве синагоги. А вот как выглядело само здание синагоги долгое время оставалось загадкой. Неумолимое время не только не сохранило здание синагоги (оно было разобрано в 1938 году), но и даже изображения или фотооттиска ее. Лишь в конце 1980-х годов в фондах Могилевского областного краеведческого музея среди рисунков художника К.Н. Геды были обнаружены рисунки, выполненные карандашом, на которых представлено здание синагоги в двух видах. Позже, в 2002 году, в Могилеве появляется фотография могилевской синагоги, опубликованная в книге «История могилевского еврейства. Документы и люди», обозначенная как фото из книги «По следам Ан-ского».

Тайны подземелья

В самом центре Могилева красовался когда-то фарный костел Святого Казимира. Сохранился к настоящему времени частично. Как утверждают документы, в Могилеве, в крупном центре белорусского православия, он был самым первым каменным сооружением среди более чем двух тысяч деревянных жилых построек. Немногочисленные прихожане фарного костела могли наслаждаться звуками семиголосного органа. Хотя славится костел отнюдь не этим, а тем, что имеет систему разветвленных подземных тоннелей.

Легенды гласят, что ксендзы фарного костела всячески угнетали население города, стараясь заставить принять униатскую веру, и не гнушались никакими средствами убеждения, применяя пытки и насильственное удержание в склепах не только самих горожан, но и членов магистрата. Когда в 1967 году частично разобрали часть костела, то в склепе были открыты выложенные из кирпича длинные подземные галереи, которые уходили далеко за территорию самого здания. В стенах этих галерей нашли замурованные скелеты одиночных и парных захоронений. Не исключено, что строительство подземной части — казематов — и стало причиной долгого строительства костела. Тайны смерти и захоронений в нишах костела жертв инквизиции местных католических ксендзов и монахов-иезуитов, по словам краеведа Иеронима Филипповича, еще ждут своей разгадки.

Архитектура губернского Могилева невероятным образом могла бы изменить облик современного города, сделав его более ярким и выразительным для современников и туристов. Несложно представить, как украсили бы наш город 4 костела, 27 церквей и 4 синагоги, которыми еще в начале XX в. можно было полюбоваться, гуляя по тенистым улочкам нашего города. А это всего лишь малая часть мифов и легенд, окутывающих наш город поволокой таинственности и загадочности, которые только подогревают интерес к изучению родного города и событиям давно минувших дней!

Обсуждение закрыто.