Герб Санкт-Петербурга — старейший и основной официальный символ города

Герб Санкт-Петербурга — старейший и основной официальный символ города

Описание современного герба Санкт — Петербурга

Современная версия герба представляет из себя: символический алый щит, на котором изображены скрещенные лапами вверх серебряные морской и речной якоря, лежащие на инкрустированном жезле из золота с двуглавым орлом. Сверху щит украшен царской короной, лазурными лентами. Позади щита расположены накрест положенные российские скипетры. Вокруг щита эффектно извивается широкая лазурная лента.

В современных версиях геральдики существует так же упрощенная версия герба. Она не содержит имперской короны над щитом, лазоревых лент и скрещенных российских скипетров. Обе версии гербов признаются горожанами и мэрией Санкт-Петербурга.

История появления герба Санкт-Петербурга

Первый герб города на Неве появился на красных знамёнах Санкт-Петербургских полков в 1712 году. В книге российского историка Александра Васильевича Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», изданной в 1841 году, герб Санкт-Петербурга описывается следующим образом:

золотое пылающее сердце, под золотою же короною и серебряною княжескою мантией и под ними две пальмовые ветви.

В конце 20-х годов XVIII века был составлен новый герб Санкт-Петербурга — «скипетр и два скрещенных якоря». Он был принят 14 марта 1730 года. Разрабатывался герб в начале XVIII века. Считается, что его автор — герольдмейстер Франциск Санти, который был приглашён на эту должность ещё самим императором Петром I. Описание Петербургского герба в Знаменном гербовнике 1730 года:

в золотом щите, на красном поле золотой скипетр с двуглавым орлом и два железные накрест положенные якоря.

Официально герб Санкт-Петербурга был утверждён 7 мая 1780 года императором Петром II. На нём скипетр указывал, что город является столицей Российской империи, а якоря характеризовали его как морской и речной порт. В 1780 году герб был подтверждён и сохранён, за исключением формы щита. Высочайше пожалован 7 мая 1780 года и описан:

в красном поле два серебряных якоря, положенные крестом и на них золотой скипетр.

Также были утверждены гербы Санкт-Петербургской губернии. Образцами для большинства гербов 1780 года послужили гербы городов, составленные по поручению военной коллегии в конце 20-х годов XVIII века и утверждённые в 1730 году императором Петром II. Гербы были изображены на знамёнах полков, размещавшихся в этих городах.

Многие городские гербы Санкт-Петербургской губернии были утверждены Екатериной II 7 мая 1780 года. В их числе герб Санкт-Петербурга, который, будучи столицей Российской империи, одновременно являлся и центром губернии. В губернию входили города: Нарва, Шлиссельбург, Кронштадт, София, Ямбург, Ораниенбаум и село Рожествено (совр. Рождествено).

С той же символикой был утверждён герб Санкт-Петербургской губернии в 1878 году, но со стандартным обрамлением щита, характерным для губернского города. Описание герба того времени:

В червленом щите золотой императорский скипетр на серебряных, косвенно накрест положенных якоря и кошки (якорь о трех зубцах). Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою.

Описания символики гербов Санкт-Петербурга и городов губернии имеются в книге «Полное собрание законов Российской империи» 1830-1916 гг.

  Малый герб Санкт‑Петербурга

Прообразы герба

герб санкт петербурга

Как и многие другие территориальные символы, герб города Санкт-Петербурга имел своих «предшественников», послуживших его прообразами.

Первый территориальный герб губернии был создан в 1710 году. Это было знамя, на котором изображалась колонна, украшенная императорской короной. На колонне – двуручный меч и ключ от города, скрещенные между собой. Герб имел религиозный смысл, так как изображенные крест-накрест ключ и меч символизировали святых апостолов Павла и Петра.

В 1712 году возник еще один символ: пылающее сердце из золота под серебряной мантией императора, украшенной золотой короной, а под ними – пара пальмовых веток. Вероятно, идея такого герба взята из книги «Символы и эмблемата», которую издали при Петре Великом. Этот символ изображался на знаменах войск города Санкт-Петербурга.

То же горящее сердце было использовано и в гербе Меньшикова – основателя петербургского военного полка.

Герб Петра Великого

В 1722 году Санкт-Петербург подвергся серьезным преобразованиям. Это коснулось и его знамени. Так как в то время официального символа города не существовало, Петр I основал герольдмейстерскую контору и поручил им видоизменить символ.

Он хотел подчеркнуть столичный статус города и обозначить его превосходство на море. Таким образом, по указаниям императора, в 1724 году возник новый герб Санкт-Петербурга. Символом столицы стал алый щит, на котором изображались морской и речной якоря из серебра, скрещенные между собой, а также скипетр державы на их фоне.

герб города санкт петербурга

Утверждение императрицы

Гербы русских городов появились еще в XVI веке. Был создан даже особый свод с изображениями 33 гербов царств, княжеств и земель с полным царским титулом.

Петр I спустя 19 лет после основания Петербурга учредил в городе особую герольдмейстерскую контору. Её сотрудникам царь поручил любопытную работу – создавать гербы, в том числе и для Северной столицы. В 1724 году граф Франциск Санти, работавший здесь, составил эмблему знамени Санкт-Петербургского полка, созданного князем Александром Меншиковым. На красном фоне герольдмейстер поместил золотой скипетр, а на нем были перекрещены морской и речной якоря. Впоследствии эта эмблема стала гербом Санкт-Петербурга и всей Ингерманландской (Санкт-Петербургской) губернии.

Спустя четыре года после опубликования работы Франциска Санти граф Бухард Миних составил гербовник. В нем под четвертым номером значился герб Петербурга. В его описании появилось несколько уточнений. Скипетр был завершен двуглавым орлом. Над щитом красовалась царская корона.


Герб Петербурга на монете 1757 года

Гербовник Миниха 14 марта 1730 года был утвержден императрицей Анной Иоанновной. 19 марта герб города получил одобрение Правительствующего Сената.

Весной 1780 года императрица Екатерина II закрепила уже существующий герб особым положением. В таком виде он просуществовал несколько десятилетий, пока в середине XIX века его не решили дополнить.

Уровняли Москву и Петербург

В 1856 году царь Александр II принял решение одобрить символ города, составленный бароном Борисом Кёне. Он отличался тем, что гербовой щит венчала императорская корона и голубые ленты ордена святого Андрея Первозванного. За ними Кёне изобразил два скрещенных скипетра, которые символизировали равнозначность Москвы и Петербурга.


Герб Петербурга, просуществовавший до революции.

Дубовые листья

Спустя 22 года был утвержден герб Санкт-Петербургской губернии с той же символикой, что и у города, но четырехлопастный якорь был заменен на трехлопастный. Кроме того, с изображения исчезли скрещенные скипетры, а корону окружили дубовые листья.

Символика герба была предельно ясна: корона означала принадлежность к Всероссийской империи, скипетр — знак царствующего города, то есть столицы; якоря и лента ордена Андрея Первозванного говорили о значении  Петербурга как столицы российского флота.

В таком виде гербы Петербурга и губернии просуществовали до 1917 года.


Герб Санкт-Петербургской губернии Фото: Commons.wikimedia.org

Герб города Санкт-Петербурга 1856 — 1917 год

 
Герб города Санкт-Петербурга 1856 - 1917 год

21 апреля 1785 года, городам Империи была пожалована Высочайшая грамота «на права и выгоды». В 1786 году «городу Санкт-Петербургу» вручается грамота «На права и выгоды» с изображением пожалованного ему герба. Санкт-Петербург получил герб, на котором «В красном поле два серебряных якоря, положенные крестом и на них золотой скипетр». Якоря расположены по диагоналям лопастями вверх. Один из якорей двухлопастный — это морской якорь, другой — четырехлопастный — «речная кошка». Скипетр завершен государственным гербом — двуглавым орлом.

В XIX веке продолжалось создание новых гербов, перерисовывались старые, появлялись новые украшения гербов. В 1856 году Александр II одобрил петербургский герб, составленный бароном Б.В. Кене. Он отличался от прежнего тем, что гербовой щит венчался императорской короной и лазоревыми (голубыми) лентами ордена св. Андрея Первозванного, за ними изображались два скрещенных скипетра, символизировавшие равнозначность двух столиц — Петербурга и Москвы.

В 1857 году бароном Кёне были составлены «Правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов». Согласно правилам, гербы столиц Москвы и Санкт-Петербурга должны были венчаться императорскими коронами, а за щитом располагались два скипетра, перевязанные Андреевской лентой. По этим правилам также были переделаны гербы губернские и областные. В гербах губерний к основному щиту, с изображенными в нем эмблемами, добавлялись императорская корона и окружение из золотых дубовых ветвей, соединенных Андреевской лентой.

5 января 1878 года был утвержден герб Санкт-Петербургской губернии с той же символикой что и у города, но с обрамлением щита по правилам оформления принятым в 1857 году: «В червленом щите золотой императорский скипетр на серебряных, косвенно накрест положенных якоря и кошки (якорь о трех зубцах). Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою». Тут в описании символики мы видим, что изменили речной якорь, заменив четырехлопастный на трехлопастный. Так гербы Санкт-Петербурга и ее губернии выглядели до 1917 года.

Время перемен

Шесть лет спустя Христофор Миних составил царский гербовник, в котором было и описание герба Санкт-Петербурга, только с некоторыми дополнениями. Так, над алым щитом изобразили корону Императора, а над скипетром – орла с двумя головами. Именно эта версия в 1730 году была утверждена в качестве эмблемы Санкт-Петербурга Анной Иоанновной и одобрена Правительствующим Сенатом.

С момента официального утверждения в 1730 году герб не раз подвергался видоизменениям. Так, ровно пятьдесят лет спустя Екатерина Великая решила личным указом закрепить статус эмблемы города. А также привнести некоторые свои изменения, в частности в форму алого щита.

Середина 18-го века стала для столичного знамени временем кардинального обновления. Так, в это время в Российской империи были введены новые правила, касающиеся оформления городской символики. На уже существующем знамени появились вертикально расположенные ветви дуба из золота, обрамляющие красный щит, также была добавлена Андреевская лента, а винт речного якоря потерял одну из четырех лопастей.

В 19-м веке герб города Санкт-Петербурга снова подвергся обновлению. На этот раз добавили два скрещенных скипетра и несколько лент лазурного цвета. В таком варианте герб использовался до Октябрьской революции и падения власти императора.

Герб Ленинграда

Один из вариантов эмблемы Ленинграда в Советский период. Фото: AlexTref871 (Wikimedia Commons)

После того как умер Ленин и город сменил название на Ленинград, возникла необходимость в создании новой символики. Так, со старого герба исчезают все атрибуты имперской власти, добавляется надпись «ЛЕНИНГРАД». После революции и перехода власти в руки большевиков вплоть до распада СССР исторический герб Санкт-Петербурга не использовался. Причиной тому были изображенные на нем символы царской власти, которые противоречили официальной советской идеологии. Кроме того, в послереволюционный период практически не использовались городские эмблемы и флаги. Вместо герба использовался значок в виде кораблика на шпиле Адмиралтейства.

Существовал еще один проект символа Ленинграда. Так, Поцелуев в своей книге «Гербы Союза ССР» привел следующий вариант: белый крейсер «Аврора» на голубых волнах Невы, а на заднем плане горит красное «пламя революции». Однако данный проект утвержден не был. Герб Ленинграда просуществовал до распада СССР в 1991 году.

Историческое возвращение герба города Санкт-Петербурга

 
Историческое возвращение герба города Санкт-Петербурга

В связи с возвращением Санкт-Петербургу его исторического первоначального названия (1991г.) город обрел право на традиционный герб. Положение о гербе Санкт-Петербурга было утверждено решением Президиума Ленсовета 6 сентября 1991 года. Согласно закону «О детальном описании официальных символов Санкт-Петербурга и порядке их использования» современное описание  герба выглядит так: «Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского (наискось слева направо от зрителя, лапами в верхнем левом от зрителя углу щита; имеет две лапы и поперечную деталь на анкерштоке) и речного (наискось справа налево от зрителя, лапами в верхнем правом от зрителя углу щита; имеет четыре лапы и лишен поперечной детали на анкерштоке), положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. Щит увенчан императорской короной с двумя выходящими из нее андреевскими лазоревыми лентами. За щитом два положенных накрест золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, соединенных андреевской лазоревой лентой…  Допускается воспроизведение герба Санкт-Петербурга в сокращенных версиях, обусловленных исторически и геральдически: без императорской короны над щитом, без лазоревых лент, выходящих из императорской короны, без двух российских скипетров, соединенных андреевской лазоревой лентой, а также в виде золотого скипетра с двуглавым орлом и двух серебряных якорей — морского и речного, положенных накрест, вне поля щита». Сегодня мы можем встретить герб Санкт-Петербурга как с четырехлопастным так и с трехлопасным якорем. Оба эти варианты присутствуют в истории герба, но раз уж есть соответствующее положение о гербе Санкт-Петербурга, то и следовать надо его официальному описанию символа.

Исторический и современный варианты герба

Горожане решительно были настроены воссоздать исторический герб, появившийся ещё во времена Петра Великого, в 1712 году. Исторический герб восстановили 6 сентября 1991 года. И именно он и был официально повторно принят 2 декабря 1991 года.

Герб был официально утверждён Решением Президиума Ленинградского городского Совета народных депутатов № 270 «О введении официальных символов Санкт-Петербурга и возвращении исторических названий»; подтверждён решением горсовета № 11 от 2 декабря 1991 года.

Современный и ныне существующий вариант герба Санкт-Петербурга утвердили 23 апреля 2003 года. Герб Санкт-Петербурга был переутверждён, включая полную версию, Законом Санкт-Петербурга № 165-23 от 13 мая 2003 года «О детальном описании официальных символов Санкт-Петербурга и порядке их использования».

Примечательно, что по композиции герб Санкт-Петербурга напоминает герб Рима, тоже «города Святого Петра» — 2 скрещенных ключа бороздками наверх. Якоря, кроме прямого указания на портовый характер города используются подобно ключам, а также как христианский символ спасения.

Флаг Санкт‑Петербурга

Геральдическое описание герба Санкт-Петербурга гласит:

В червленом (красном) поле золотой российский скипетр поверх двух опрокинутых серебряных якорей морского и речного, о четырёх зубцах, накрест. Щит увенчан российской императорской короной и положен поверх двух российских скипетров натурального цвета, соединенных лентой Святого Андрея Первозванного.

Флаг Санкт-Петербурга, по сути, повторяет изображение герба, однако без императорской короны, скипетров по бокам и Андреевской ленты.

Кораблик на шпиле Адмиралтейства

Памятник Петру I «Медный всадник» работы Этьена Мориса Фальконе

Ангел на шпиле колокольни Петропавловского собора

Столп

Неофициальные символы Санкт-Петербурга интересны тем, что в народном сознании они ассоциируются с обликом столицы. Одним из таких наиболее ярких примеров является знаменитый Александрийский столп (или колонна). Он был возведен в годы царствования Николая I и по его замыслу должен был символизировать победу его старшего брата в Отечественной войне. Царь хотел, чтобы колонна превзошла по высоте и масштабу другие крупнейшие западноевропейские памятники.

главный символ Санкт-Петербурга

Проект был создан О. Монферраном и представляет из себя настоящее чудо инженерной техники: колонна стоит, опираясь только на собственную тяжесть и вес. Кроме того, по своему оформлению памятник глубоко символичен: его венчает величественная фигура ангела, который левой рукой держит крест, а правую поднимает к небу. Столп действительно является крупнейшим памятником в мире, превосходя колонны в европейских городах.

Колонны

Символы Санкт-Петербурга, фото которых представлены в данной работе, олицетворяют его значение как императорского центра нашей страны. Именно с таким расчетом он создавался и украшался. Одним из наиболее знаковых сооружений Северной столицы являются ростральные колонны, расположенные на Васильевском острове. Они были спроектированы Томоном и предназначались для того, чтобы подчеркнуть биржевые здания. Само тело колонн было создано из пудостского камня и украшено скульптурными изображениями ростр – носовых частей корабля, откуда и пошло название сооружений. На их вершине были расположены светильники, которые зажигаются в праздничные дни.

Мосты

Однако, пожалуй, главный символ Санкт-Петербурга – это разводные мосты. Они также были особенно популярны в советское время из-за того, что в них отсутствовали знаки монархической власти, а также потому, что они символизируют значение города как крупного морского и стратегического центра. Благовещенский мост был первым из них, он отличается удивительной архитектурной красотой и прекрасной конструкцией. Наиболее крупный мост – Дворцовый. Он был создан по планам Пшеницкого и стал самым большим в империи. Он был открыт тогда, когда его оформление еще не было завершено, окончательно же был закончен только в наши дни. Троицкий мост также является одним из лучших архитектурных сооружений. Он выполнен в стиле модерн, обработан гранитом и в наши дни по праву считается красивейшим сооружением.

Храм Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова
Построен на том месте, где в 1881 г. было совершено убийство императора Александра II. В народе за храмом закрепилось трагическое название «Спас на Крови». Пожертвования на строительство храма в память убиенного императора приходили со всей России. По стилистике оформления напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Весь храм, внутри и снаружи, оформлен мозаичными панно, придающими храму сказочный вид. Над эскизами трудилось множество великих художников, включая В. Васнецова.

Невский проспект в Питере

Невский проспект в Питере
Если сердце города — Дворцовая площадь, то душа — это красавец Невский проспект. В любом произведении классиков, связанном с Санкт-Петербургом, можно найти обращение к проспекту — по нему гуляли Пушкин, Гоголь, Достоевский и их герои. О значимости главной магистрали города говорит только тот факт, что к нему обращена могучая боковая колоннада Казанского собора. По церковным канонам главный корпус собора должен стоять к проспекту боком, но распахнутые к проспекту колонны, по сути, стали его главным фасадом. История проспекта началась в 1710 г. Тогда по болотистой местности была проложена проселочная дорога с целью соединить Адмиралтейскую верфь и Александро-Невский монастырь. Невский проспект стал культурным, деловым и религиозным центром столицы. На нем и прилегающих улицах размещены приходы различных религиозных конфессий, и поэтому его можно назвать интернациональным – православный собор, католический костел, армянская и лютеранская церкви.

Кунсткамера – «кабинет редкостей»

Кунсткамера – «кабинет редкостей»
Первый Русский музей, основанный Петром I. В начале, экспозиция состояла из собранной самим Петром коллекции «МОНСТРОВ и РАРИТЕТОВ». Но о Кунсткамере лучше ничего не писать… а то там собраны такие штуки-дрюки, что обязательно надо их видеть это своими глазами!

Триумфальные Нарвские врата

Триумфальные Нарвские врата
Один из величайших памятников подвигу Русской воинской славы. Сооружены по указу императора Александра I в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Ранее на этом месте уже стояли триумфальные ворота, наспех построенные из дерева в 1814 г., для встречи русской армии, возвращавшейся с победой из ПарижУ.

Зимний дворец – Эрмитаж

Зимний дворец – Эрмитаж
Символ мощи российской монархии и могущества империи — Зимний дворец – один из лучших в мире памятников архитектуры XVIII в. и красивейшее здание города. Дворец уникален и своими размерами – вся в золоте изнутри, роскошная царская «квартира» площадью в 22 тыс. кв. м…, насчитывает 117 лестниц и более 1000 комнат. Несколько комнат, названных Эрмитажем, использовались для размещения ценных произведений искусства – так началась история крупнейшего в мире музея. Красивое иностранное слово Эрмитаж постепенно пришло на смену первоначального названия — Зимний дворец. Каждый последующий император приобретал все новые произведения искусств и к дворцу пристраивались новые корпуса исключительно для их размещения. Сейчас Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира. А начало положил крупный карточный выигрыш Екатерины II у состоятельного немецкого коллекционера, вместо денег она взяла 225 картин…

Смольный монастырь

Смольный монастырь
Необычное название – Смольный, связано с местом его постройки – ранее здесь находился основанный Петром I Смольный двор, где хранились запасы так необходимой флоту смолы. Комплекс монастыря является вершиной творчества великого архитектора Ф. Б. Растрелли, именем которого названа площадь перед монастырем. Нижняя часть собора напоминает роскошный дворец. Возведенный по указу императрицы Елизаветы Петровны монастырь, никогда не использовался по назначению — почти сразу в нем открылось дворянское женское учебное заведение — «Институт благородных девиц». Сейчас в соборе действует концертный зал и музей.

Символы на постаменте Александровской колонны

Символы на постаменте Александровской колонны

Обсуждение закрыто.