Юркие маршрутки — тук тук в Тайланде, как пользоваться

Юркие маршрутки — тук тук в Тайланде, как пользоваться

Немного истории тук тука

В крупных городах ЮВА ходят автобусы, как и во многих мировых мегаполисах. Появились они не так давно, а до середины XX века народ передвигался различными способами. Общественного транспорта не существовало, были кой-какие зачатки такси. Азиатские рикши для состоятельных клиентов всё еще являются расхожим стереотипом для европейца. Рикши изначально были пешими, затем появились велорикши, и только после Второй мировой войны в обиход вошёл бензиновый двигатель.

Моторикши, которые до сих пор так впечатляют иностранцев в Бангкоке и некоторых курортных центрах Таиланда своей красочностью, были двухтактными. Правильно называются они «самло» — три колеса. Двигатель дымил и громко стучал, за что и получил своё название «тук-тук». Это отнюдь не туристический термин, самый что ни наесть тайский. Особенности тайского языка таковы, что всё новое и неизвестное называется просто и бесхитростно. Есть такие тук-тук и в Паттайе, но совсем мало. Главный транспорт и для туристов, и для местного населения – сонгтео. Именно так на тайском языке называется грузовой пикап, переоборудованный под перевозку пассажиров.

Ту-тук в Бангкоке
Трехколесный тук-тук на базе мотоцикла в Бангкоке

Чаще всего пикапы фирмы ISUZU или Toyota, которые собираются тут же, в Таиланде. Кстати, для фермеров существует особая правительственная программа, когда крестьянин может приобрести такой грузовой пикап по специальной, очень низкой цене. Ну а в целях перевозки пассажиров в кузове ставится две комфортабельных мягких скамейки по бортам, оборудуется крыша с тентом, никелированными стойками и поручнями, подножка для удобства посадки.

Сонгтео в Паттайе
Сонгтео — пикап для перевозки пассажиров в Паттайе

Тук тук для работы готов. Каждое сонгтео имеет специальную регистрацию в местном ГАИ и лицензию на перевозку людей. Это видно по жёлтому номерному знаку. Такие знаки, если вы их увидели на микроавтобусе, легковом автомобиле или пикапе, означают, что авто прошло специальный осмотр, соответствует параметрам безопасности, а водитель имеет соответствующую категорию и лицензию. Безопасность людей в Таиланде – категория также важная, как и везде.

Тук тук Паттайя
Тук тук в Паттайе

Что такое тук-тук и как он появился

Тук-туки иногда называют моторикша или трёх-колёсное авто, или самоза, или темпо, или мототакси. В разных странах их могут называть по-особому, но почти везде можно услышать простое название «тук-тук».

Испокон веков в Азии были популярны велорикши — велосипед с коляской для пассажиров. Не самое быстрое такси, зато дешёвое. Прогресс добавил на велосипед мотор и появился тук-тук.

Тук-тук быстрее велосипеда и при этом остаётся дешёвым способом добраться из точки А в точку В.

Вело-рикша в городе Амритсар (Индия) | Путешествия с AsiaPositive.com
Вело-рикша в городе Амритсар (Индия)

Классические тук-туки выпускаются серийно на автомобильных заводах. Специально обученные люди улучшают моторы, уменьшают расход топлива и уменьшают себистоимость. Так же встречаются полностью самодельные тук-туки, переделанные авто, конструкторы из прицепа и мопеда.

О чём нужно помнить пассажирам тук-тука? Тук-тук — это дешёвое транспортное средство. При производстве тук-туков экономят на всём, включая комфорт, безопасность и подвеску:

  • длительный поездки на таком транспорте могут быть очень утомительны,
  • из многих моделей тук-туков можно запросто вылететь за борт.

Что такое тук-тук.

Тук-Тук представляет собой обычный мопед с коляской позади. Большинство видов такого транспорта позволяют вести сзади два человек. Это очень похоже на обучного рикшу, только теперь тащит Вас не человек, а маломощный мотороллер. Название «тук-тук» моторикша получил благодаря характерному звуку, который издает двигатель мопеда во время передвижения

Для каждого туриста, впервые посещающего Тайланд, очень удобно воспользоваться услугами «тук-тук». И это не мудрено: в насыщенном потоке азиатских городов только этот вид транспорта может юрко сновать, ловко преодолевая заторы и пробки, словно ласточка в полете. Прародителем этого «общественного» транспорта была рикша. Города росли, увеличивались расстояния, да и технический прогресс не стоял на месте. Человеку, который тащил на себе рикшу, уже было не под силу по несколько раз в день преодолевать огромный путь. Так на смену «людской» тяге пришел бензиновый двигатель маленьких мопедов.

Тук-тук (Тайланд)
Тук-тук (Тайланд)

По сути, «тук-тук» – это мототакси, но его еще называют тришей и рикшей, а само название зависит от страны. Туристам этот вид транспорта полюбился за его маневренность, небольшую оплату и полную свободу лицезреть панораму растущих азиатских мегаполисов. Скорость передвижения не столь высокая – 30-55 км/час. Но если учитывать быстроту передвижения пробки на дорогах большого города, то тук-тук становится настоящим спринтером по передвижению в городской черте на небольшие расстояния.

Тук-Тук или моторикша
Тук-Тук или моторикша

Тук-тук в Тае – это старый скутер, который проходит особый  «тюнинг»: на мопед водружают пару скамеек, которые после превращают в достаточно удобные и комфортные диванчики. Двигателю не всегда удается справляться с подобной нагрузкой, и он порой работает на повышенных оборотах, издавая характерный звук. Именно он и дал название «тук-тук» этим мототакси. Тайцы – народ  достаточно практичный, и некоторые переводят свои моторикши на газовое топливо. Тогда это транспортное средство становится практически бесшумным.

Сонгтео в Тайланде

Иногда словом «тук-тук» называют «сонгтео», что в корне неверно. Сонгтео в Тайланде — это общественный транспорт, который ходит по строго определенному маршруту и стоимость проезда в нём фиксированная. Другое дело, что если сонгтео пустое (едет без пассажиров), то его можно нанять как тук-тук. Водители, имеющие фиксированную государственную зарплату, всегда рады заработать немного побольше и отвезти вас куда только пожелаете. Естественно, цена будет уже договорная. В ночное время все сонгтео работают как такси.

Сонгтео на Самуи

На некоторых курортах сонгтео Таиланда выглядят также, как и тук-тук, а на других отличаются от них. На Пхукете в качестве общественного транспорта используются автобусы. Выглядеть они могут по-разному, но обычно похожи на грузовики с тремя параллельными скамьями. На них можно добраться до автовокзала, а также из Пхукет Тауна до пляжей.

Автобус к пляжам на Пхукете

Сонгтео есть не везде в Тайланде. Они отсутствуют в Бангкоке, поскольку там полно государственных автобусов и есть метро. Нет их на Пхукете, Ланте, Пхи-Пхи, Ко Тао, в Чианг Рае, Мэхогсоне.

Как выглядит тук тук в Тайланде

Традиционный тук тук в Тайланде — это транспорт с тремя колесами, напоминающий что-то среднее между мопедом и автотакси. В Таиланде, в качестве туристического тук-тука, чаще всего используется переоборудованный японский пикап. Грузовой отдел в таком транспорте оснащается крышей, поручнями и двумя скамейками. В задней части тук-тука устанавливается платформа-ступенька, которая не только облегчает вход в транспортное средство, но и используется в качестве места для езды стоя, — когда все лавки заняты. Благодаря компактным размерам, тук-тук считается быстрым и маневренным видом транспорта. По оживленным тайским улицам тайская маршрутка движется со скоростью 30-50 километров в час.

Если говорить правильно, то такой пикап называется сонгтэо (перевод — «две скамейки»), а тук-тук в Таиланде – это мотороллер с кузовом. Однако, туристы перемешали эти понятия, и теперь любой маневренный общественный транспорт носит название тук-тука.  

Тук тук в Тайлнаде, тук тук таиланд, сонгтео, сонгтэо таиланд, транспорт тайланда

  • Окна-двери

Тук-тук имеет естественную систему кондиционирования — отсутствие окон и дверей, вернее — как такового остекления. Конечно же, это плюс. Никто не будет просить закрыть окна по причине «дует», как в российских маршрутках. Если начался дождь, просто опустите защитную пленку, которая находится в свернутом состоянии с внешней стороны окон.

Тук-туки рассчитаны на маленький рост (тайцев), высокому русскому человеку будет тяжело ехать стоя.

Как остановить, зайти в тук тук

Верный способ поймать тук тук — стоять на тротуаре, либо двигаться по направлению движения вдоль дороги и слушать звук клаксона. Если характерный сигнал прозвучал, значит водитель намеревается остановиться. Если звука не было, но вы видите, что маршрутка подъезжает, просто махните рукой.

Водители не всегда останавливаются на взмах рукой. Во-первых, тук-тук может быть переполнен. Во-вторых, «маршрутка» в данный момент может работать в режиме такси, и везти других туристов.

Как выйти из тук-тука в нужном месте, на нужной остановке

Как только вы зашли в транспорт, ищите на потолке кнопочку. Именно ее нажатие будет означать ваше желание выйти из маршрутки. Нет кнопки? Кричите! =)

Движущим элементом тук-тука (не сонгтео) – является скутер. Поскольку при езде скутер издает характерные звуки, схожие на постукивание – отсюда и получил свое забавное название небольшой крытый «переправщик» для туристов.

Стоимость проезда — тук тук Таиланд

Фиксированная такса проезда – 10 бат. Стоимость обозначена за проезд по одному району (Паттайя). Если вы пересекаете 2 района, цена проезда увеличивается вдвое. Проезд по дороге Сукумвит (маршрут №5 на карте выше) — обойдется в 20 бат.  

При посадке в тук-тук не уточняйте «доедет ли машина в определенное место». Водитель может счесть ваш вопрос, как просьбу и «превратиться» в такси, стоимость проезда в котором увеличится примерно в 10-20 раз.

Как оплатить проезд на тук туке

Оплата производится после поездки. Как только вы совершили остановку (предварительно нажав кнопку), обходите тук-тук и смело вручайте вознаграждение водителю. Лучше иметь мелкие деньги. Во-первых, это позволит не задерживать водителя и остальных пассажиров, во-вторых, в спешке выданная сдача может оказаться гораздо меньше.

После 22:00 тук-туки превращаются в такси. Счетчиков (таксометров) нет! Соответственно, стоимость проезда напрямую зависит от вашей договоренности с водителем.

Как отличить общественный тук-тук  от такси

Внешних различий между ними нет. Одна и та же машина может работать в разном режиме. Для ориентирования, вам необходимо запомнить несколько правил:

Если вы увидите тук-тук на улице, где, в соответствии с картой, они не должны ездить, значит, это такси.

Если машина едет по маршруту, но совершенно пустая, вероятно, таксист ищет клиентов.

Но это может быть и водитель общественного сонгтэо, возвращающийся в конце рабочей смены. Он тоже не будет против поработать в качестве такси.

Если в машине всего несколько пассажиров, и она не остановилась на ваше голосование — это такси, которое везёт пассажиров в определённую точку.

В Бангкоке

Тук-тук в Бангкоке

Тук-тук в Бангкоке — символ столицы Тайланда. Они мало изменились за последние полвека и некоторые хотят покататься на них просто потому, что наслышаны об этой достопримечательности. Это трехколесное транспортное средство, переделанное из мотоцикла. Спереди сидит водитель, а сзади есть сидение для двух пассажиров. На них хорошо прокатиться раз-другой в качестве экзотики, а вот для регулярных поездок они не подходят.

Во-первых, по запыленным улицам не очень приятно кататься в открытой «повозке», а во-вторых, проезд в тук-туках Бангкока самый дорогой в городе: 1-2 км — 20 бат, через весь город — 200 и выше. Дешевле и более комфортно будет передвигаться на кондиционированных такси Taxi-Meter (по счётчику). А если не хотите стоять в пробках, то пользуйтесь метро.

Тук-тук в Паттайе

В Паттайе тук-туки несколько другие, они похожи на небольшие грузовички или пикапы. Спереди кабина водителя, а сзади для пассажиров есть две скамьи. Стекол в этих тук-туках тоже нет. Здесь ими часто пользуются для передвижения по курортам, для поездок на пляжи. Как правило, стоимость проезда составляет порядка 120 бат за три-четыре километра, а ночью цены вдвое выше.

Пхукет

Очень популярны тук-туки на Пхукете. Обычно они стоят на пляжах. рядом с рынками и торговыми центрами, выглядят они достаточно необычно, как маленькие автобусы, правда, уместиться в такой тук-тук может не более шести человек. Стоят поездки дорого — если вы хотите добраться до соседнего пляжа, это обойдется примерно в 300 бат.

Ко Чанг

Самые недорогие тук-туки на Ко Чанге, стоимость — всего 20-30 бат. Внешне они ничем не отличаются от паттайских. А вот на Ланте тук-тук представляет собой мотоцикл с коляской, цена поездки — средняя, если сравнивать с другими. Поездка от одного пляжа до другого обойдется приблизительно в 200 бат.

Этот транспорт на Таиланде очень популярен, однако нужно знать, что во многих случаях удобнее и дешевле будет пользоваться сонгтео, которые ходят по определенным маршрутам, а в Бангкоке по городу быстрее будет перемещаться на метро.

На сонгтео в Паттайе можно с Джомтьена до Нуклыа доехать за 20 бат!

Сонгтео в Таиланде

Тем не менее, если вы все же оказались в Таиланде, то прокатитесь на тук-туке обязательно и сфотографируйте, это визитная карточка страны, своеобразная достопримечательность, поэтому не упустите возможности воспользоваться этим видом транспорта в Таиланде, новые впечатления вам будут обеспечены.

В Краби

Тук-тук в Краби

Тук-тук в Краби

Тук-туки в Краби такие же, как и на Пхукете. Стоят в местах скопления людей и рядом с побережьем. Иногда можно встретить единичные экземпляры, такие же как на Ланте.

Сонгтео в Паттайе

Сонгтео курсируют между автовокзалом, Краби Тауном и Ао Нангом. Похожи на паттайские (пикапы со скамьями). Проезд на этом виде транспорта от автовокзала до пляжа Ао Нанг 60 бат.

Безопасен ли Тук-Тук в Тайланде

Такой транспорт передвижения вполне безопасный, так как они двигаются на низкой скорости. Единственный дискомфорт, вызывает то, что кабины не закрыты и во время дождя на пассажиров попадает дождь.

Представляет тук-тук мини грузовик с крышей и кузовом, и с 2 лавками для пассажиров. Это не автомобиль — это такой вид транспорта. За основу для сонгтэо взяты старые скутеры.

С тайского «сонгтэо» переводится как «две доски», что в принципе характеризует конструкцию сидений в сонгтэо, которые представляют собой вид двух лавочек, располагающихся вдоль бортов грузовика.

Тук-тук в Таиланде может перевозить до 4-х пассажиров, со средней скоростью 40 км. в час. В Таиланде это средство передвижение служит в основном для туристов, местные жители на нем ездят очень редко.

Тук-тук – это только для туристов?

Местные жители очень редко пользуются этим транспортом. И не мудрено: они тут живут и работают, а не приехали любоваться красотами. Туристы же могут легко воспользоваться тук-туком и при этом необязательно стоять у обочины с вытянутой рукой. Достаточно остановиться и просто выглядеть «как турист», а водитель сам подъедет к вам с предложением своих услуг.

Транспорт тук-тук
Транспорт тук-тук

Остерегайтесь обмана

Самый простой способ обмануть – втереться к туристу в доверие. Обычно это происходит так: вы подходите к тук-тук и просите вас отвезти, к примеру, к одной из главных достопримечательностей Тайланда, вам говорят что, увы, сегодня это место закрыто. И предлагают прокатиться на тук туке по другим красивым местам, попутно завозя в ювелирки, магазины одежды и сувениров, со словами, что здесь огромные скидки.

Естественно, то место, куда вы хотели попасть открыто и скидок никаких нет. А дело вот в чем, водитель тук-тука получает процент с каждой торговой точки, за приведенного покупателя. А если вы ничего не купите, рискуете остаться, в каком-то мало знакомом вам месте.

Или второй способ: вас поджидают где-то возле достопримечательностей, с улыбкой на лице и рассказом о Тайланде, расспросами о вашей стране, предлагая показать город, якобы он работает в местной администрации и ему не составит это труда. И, конечно же, он скажет, что здесь не далеко стоит тук-тук, предлагая проехаться по городу.

Отмечая на карте места, которые стоит посетить, он отметит магазины, в которых якобы очень дешевые товары, где он сам покупает одежду. И вот вы думаете как замечательно, что я встретил такого улыбчивого человека, который желает хорошего отдыха и готов Вас довезти на тук-туке до самых дешевых магазинов.

Добро пожаловать в Тайланд – вас только что обманули. Поэтому нужно помнить о том, что в любых туристических городах есть мошенники. Даже опытные туристы попадаются на их уловки.

Но это вовсе не значит, что стоит отказываться от поездки на тук-тук, так как это действительно один из самых удобных транспортных средств в Тайланде. Благодаря которым, вы можете доехать до определенной точки или посмотреть достопримечательности или посетить, к примеру, Королевство тигров.

Как и везде есть и избалованные водители тук тука, которые смотрят на вас как на кошелек с деньгами, и ничего кроме ваших денег их не интересует.

Конечно же есть и хорошие, вежливые и улыбчивые водители, которые отнесутся к вам со всей душой. Помогут и подскажут куда лучше съездить и возьмут с вас достойную плату за услуги.

Удачного вам путешествия на тук-туках в Таиланде!

Основные советы:

  • вечером тук-тук превращается в такси;
  • следите за дорогой, поскольку маршрут определяет водитель;
  • держитесь за поручни во время езды;
  • не забывайте о звонке и отсутствии остановок;
  • при частном извозе договаривайтесь о цене заранее;
  • ни в коем случае не ругайтесь с водителем, старайтесь разрешить ситуацию мирно.
Обсуждение закрыто.